Программа развивающих занятий на формирование навыков общения(старшая группа)
учебно-методический материал по развитию речи (старшая группа)

Мухамадиева Динара Ильгизаровна

Предлагаемые занятия и игры, помогут педагогам, психологам и родителям обучить детей умениям межличностного общения, преодолеть страх перед общением застенчивым и нерешительным детям, развить навыки совместной деятельности, воспитать доброжелательные отношение друг к другу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_razvivayushchih_zanyatiy_i_did_igry_obshchenie.docx42.62 КБ

Предварительный просмотр:

Программа развивающих занятий на формирование навыков общения для детей старшего дошкольного возраста

Цель занятий: сформировать навыки межличностного общения и развить необходимые коммуникативные качества.

Задачи: 1.выявить проблемную группу.

2.развить качества личности, необходимые для эффективного общения.

              3.сформировать навыки общения.

Участники: 8-10 детей 5-7 лет, руководитель(психолог или воспитатель).

Цикл состоит из 13 занятий. Занятия проводятся 2 раза в неделю, в течение 7  недель.

Продолжительность занятия: 35-40 минут.

Форма занятия: свободная форма.

Повторяющиеся элементы занятия:

  1. приветствие
  2. игры
  3. заключение

Изменяющиеся элементы занятия:

  1. домашнее задание
  2. упражнения на релаксацию
  3. упражнения на дыхание

Материалы, используемые на занятиях:

  1. мячи
  2. отрывки музыкальных произведений

Занятие 1

Цель: познакомиться, создать благоприятные условия для работы группы, помочь детям установить дружеские, доверительные отношения.

 1. Приветствие: «Здравствуй!»

Дети располагаются в общий круг. Ведущий берет в руки мяч и называет свое имя. Далее он передает мяч по часовой стрелке, и каждый ребенок называет свое имя. Вариант приветствия: «Здравствуй, меня зовут…»

  Это приветствие помогает детям познакомиться, снять психоэмоциональное напряжение.

Время проведения: 10 минут.

2. игра «Ручеек»

Игра создает благоприятный эмоциональный фон.

Ход игры: дети встают в две шеренги и берутся за руки. Оставшийся без

пары проходит между ними и выбирает одного из участников. Они встают

 первыми, а оставшийся без пары подбирает себе другого партнера.        

Время проведения: 7-10 минут.

3. игра «Глухой телефон»

Направлена на развитие умения выслушивать собеседника, способствует объединению группы.

Ход игры: дети рассаживаются на ковре в один ряд. Ведущий говорит: «давайте сегодня поиграем в очень интересную игру. Она называется «Глухой

телефон». Сейчас я скажу первому человеку какое-то слово, а он шепнет это слово соседу, и так до последнего человека. Последний громко произнесет то, что он услышал. Начнем.»

Время проведения: 5-7 минут.

4. игра  «Запрещенное движение»

Игра с четкими правилами организует, дисциплинирует детей, сплачивает играющих, развивает быстроту реакции, вызывает здоровый эмоциональный подъем.

Дети стоят лицом к ведущему. Под музыку с началом каждого такта они повторяют движения, которые показывает ведущий. Затем выбирается одно движение, которое нельзя будет выполнять. Тот, кто повторит запрещенное движение, выходит из игры. Вместо показа движения можно называть вслух цифры. Участники игры повторяют хором все цифры, кроме одной, запрещенной, например, цифры «пять». Когда дети ее услышат, они должны будут хлопнуть в ладоши.

5. Заключение.

Дети садятся в круг на ковре или стульях. Передавая по кругу мяч, они рассказывают о том, что узнали в ходе занятия, что понравилось, что было трудно или неинтересно выполнять.

Занятие 2

Цель: создать доверительную атмосферу в группе, развитие умения выслушивать собеседника.

1. Приветствие. «Улыбка»

Способствует  повышению  психоэмоционального фона в группе, созданию дружеских отношений.

Руководитель: «Ребята, давайте в начале нашего занятия поприветствуем друг друга улыбками. Ведь улыбка поднимает настроение, дарит радость. Давайте подарим друг другу улыбку. Подойдите друг к другу, улыбнитесь, скажите несколько добрых слов .»

Время проведения: 5-7 минут.

2. игра «Золотая рыбка»

Учит детей слушать собеседника, развивает воображение.

Ход игры: Дети рассаживаются в общий круг. Ведущий обращается у участникам: «Представьте себе, что вы поймали золотую рыбку и можете загадать любые три желания. Что бы вы загадали?»

Дети по очереди высказываются, затем ведущий задает вопрос: «А кто помнит, что хотел попросить у золотой рыбки…?»

Время проведения: 10-15 минут.

3. игра «Мои достоинства»

Игра поводиться в общем кругу. Ведущий говорит детям: «У каждого человека есть свои достоинства. Кто-то хорошо бегает, кто-то умеет дружить и так далее. Подумайте немного и расскажите о своих достоинствах.» участники по очереди высказываются. Если кто-то не хочет говорить, то не следует на этом настаивать.

Время проведения: 10-15 минут.

4. Заключение.

Дети высказывают свое мнение о занятии, о том, что было интересно, а что не понравилось.

5. Домашнее задание.

Вспомнить различные способы приветствия.

 

Занятие 3

Цель: Закрепление умения слушать собеседника, совершенствование коммуникативных навыков, развитие воображения.

1. Приветствие «Улыбка»

(смотри занятие 2)

Время проведения: 5-7 минут.

2. Игра «Жмурки».

Игра снимает внутреннее напряжение, помогает создать положительную атмосферу в группе.

Ход игры: Выбирается водящий, которому завязывают глаза. Он пытается задеть кого-либо из играющих. Тот, кого поймал водящий – водит следующим.

Время проведения: 7-10 минут.

3. Игра «Нетрадиционное приветствие»

Учит пользоваться невербальными средствами общения, развивает воображение.

Ход игры:  Ведущий обращается к участникам: «Вашим домашним заданием было вспомнить способы приветствия. Кто хочет рассказать об этом?» (выслушиваются все варианты) Вы рассказали о тех способах приветствия, которые часто используются в нашей жизни. Я хочу предложить вам придумать новые, необычные приветствия. Кто хочет попробовать?»

Каждый вариант приветствия опробуется на как можно большем количестве человек. Если дети испытывают затруднения, можно предложить следующие приветствия:

  1. тыльной стороной ладоней;
  2. внутренней частью стопы;
  3. коленями;
  4. головами и т.д.

Время проведения: 15-20 минут.

4. Заключение.

Ведущий подводит итоги занятия. Участники рассказывают друг другу о своих впечатлениях, о том, что узнали нового, что было трудно или неинтересно выполнять.

Занятие 4

Цель: закрепление и дальнейшее развитие навыков общения.

1. Приветствие: «Улыбка»

(см. занятие 1.) Время проведения: 5 минут.

2. Игра «Эстафета»

Способствует сплочению группы, создает положительный эмоциональный фон.

Ход игры: Дети делятся на две команды. Затем ведущий дает определенное задание. Побеждает та команда, которая выполнит задания быстрее и без ошибок.

Время проведения: 10 минут.

3. Игра «Сиамские близнецы»

Учит детей гибкости в общении друг с другом, способствует возникновению доверия между ними.

Ход игры: Ведущий говорит детям следующее: «Разбейтесь на пары, встаньте плечом к плечу, обнимите друг друга одной рукой за пояс, правую ногу поставьте рядом с левой ногой партнера. Теперь вы сросшиеся близнецы: две головы, три ноги, одно туловище, две руки. Попробуйте походить по комнате, что-то сделать, лечь, встать, порисовать, попрыгать, похлопать в ладоши и т.д.»

Чтобы «третья»  нога действовала дружно, ее можно скрепить веревочкой. Кроме того, близнецы могут «срастись» не только ногами, но и спинками, головами и др.

Время проведения: 5-7 минут.

4. Игра «Менялки»

Развивает коммуникативные навыки, активизирует детей.

Ход игры: Игра проводиться в кругу, участники выбирают водящего, который встает  и выносит свой стул за круг, таким образом получается, что стульев на один меньше, чем играющих. Далее ведущий говорит: «Меняются местами те, у которых…(светлые волосы, часы и т.д.). После этого имеющие названный признак должны быстро встать и поменяться местами, в то же время водящий старается занять свободное место. Участник игры, оставшийся без стула, становится водящим.

Время проведения: 7-10 минут.

5. Заключение.

Подводятся итоги занятия. Руководитель дает первому ребенку мяч, тот говорит о своих впечатлениях, а затем передает мяч следующему.

Занятие 5

Цель: дальнейшее формирование коммуникативных умений и навыков.

1. Приветствие «Улыбка».

Помогает создать дружескую атмосферу в группе, повышает психоэмоциональный фон.

Ход игры: смотри занятие 1.

Время проведения: 5 минут.

2. Игра «Подарок на день рождения».

Ход игры: Ведущий обращается к участникам: «Давайте представим, что у…(Пети, Ани) день рождения. Что бы вы хотели ему(ей) подарить?» Дети по очереди обращаются к ребенку, играющему роль именинника и дарят воображаемые подарки. Желательно, чтобы в роли именинника побывали все дети. Затем ведущий спрашивает детей: «Что вы чувствовали, когда вам дарили подарки? А когда дарили вы?»

Время проведения: 15-20 минут.

3. Игра «Запрещенное движение».

Игра дисциплинирует детей, сплачивает играющих, вызывает здоровый эмоциональный подъем.

 Ход игры: дети стоят лицом к ведущему. Под музыку с началом каждого такта они повторяют движения, которые показывает ведущий. Затем выбирается одно движение, которое нельзя будет выполнять. Тот, кто повторит запрещенное движение, выбывает из игры.

Время проведения: 5-7 минут.

4. Упражнение на релаксацию и дыхание « Кораблик и ветер».

Ведущий говорит: «Представьте себе, что наш парусник плывет по волнам, но вдруг он  остановился. Давайте поможем и пригласим на помощь ветер. Вдохните в себя воздух, сильно втяните щеки… А теперь шумно выдохните через рот воздух, и пусть вырвавшийся на волю ветер подгоняет кораблик. Давайте попробуем еще раз. Я хочу услышать как шумит ветер!»

Упражнение можно повторить 3 раза.

5.Заключение.

Дети садятся в общий круг и рассказывают о том, что им больше всего понравилось, что они узнали на занятии.

Занятие 6

Цель: совершенствование навыков общения у детей.

1. Приветствие «Улыбка».

(см. занятие 1.) продолжительность приветствия 5-7 минут.

2. Игра «Слепой танец».

Игра способствует развитию доверия друг к другу, снимает излишнее мышечное напряжение.

Ход игры: «Разбейтесь на пары. Один из вас получает повязку на глаза, он будет «слепой». Другой останется «зрячим» и сможет водить «слепого». Теперь возьмитесь за руки и потанцуйте друг с другом под легкую музыку (1-2 минуты). Теперь поменяйтесь ролями».

В качестве подготовительного этапа можно посадить детей попарно, попросить их взяться за руки. Тот, кто видит, двигает руками под музыку, а ребенок с завязанными глазами пытается повторить эти движения, не отпуская рук.

Время проведения: до 5 минут.

3. Игра «Гусеница».

Игра учит доверию, координировать свои усилия с действиями остальных участников.

Ход игры: «Ребята, сейчас мы с вами будем одной большой гусеницей и будем все вместе передвигаться по комнате. Постройтесь цепочкой, руки положите на плечи впередистоящего. Между животом одного играющего и спиной другого зажмите мяч. Дотрагиваться руками до мяча строго запрещается! Первый в цепочке участник держит свой мяч на вытянутых руках.

Таким образом, в единой цепи, но без помощи рук, вы должны пройти по определенному маршруту».

Время проведения: 7-10 минут.

4. Игра «Грани сходства».

Помогает осознать то общее, что есть у самых разных людей, учит понимать другого человека.

Ход игры: «Разбейтесь на пары. Посмотрите внимательно друг на друга. Все мы очень разные, но все же у нас есть и что-то общее. Попробуйте найти эти общие черты. Постарайтесь опираться не на внешние, а на внутренние качества.»

Время проведения: 15 минут.

5. Заключение.

В общем кругу подводятся итоги занятия. Дети по очереди высказывают свое мнение о занятии.

Занятие 7

 Цель: дальнейшее развитие и совершенствование коммуникативных навыков.

1. Приветствие «Улыбка».

 (смотри занятие 1.)

Время проведения: 5 минут.

2. Игра «Летает – не летает».

Все дети становятся в круг. Ведущий говорит, поднимая руки: «летает, летает…(птица, рыба, подушка и т.д.)».  Дети повторяют его движения только в том случае, если ведущий называет летающие предметы. Если ребенок ошибается, то он выбывает из игры.

Время проведения: 7-10 минут.

3. Игра «Дракон».

Игра помогает детям, испытывающим затруднения в общении, обрести уверенность и почувствовать себя частью коллектива.

Ход игры: Играющие становятся в линию, держась за плечи друг друга. Первый участник – «голова», последний – «хвост». «Голова» должна дотянуться до «хвоста» и дотронуться до него. «Тело» дракона неразрывно. Как только «голова» схватила «хвост», она становиться «хвостом».

Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник не побывает в двух ролях.

4. Упражнение на релаксацию и дыхание «Воздушный шарик».

Снимает напряжение, успокаивает детей.

Ход  игры: Все играющие стоят или сидят в кругу. Ведущий дает инструкцию: «Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится все больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нем. Представили? Я тоже представила ваши огромные шары. Дуйте осторожно, чтобы шар не лопнул. А теперь покажите их друг другу».

Упражнение можно повторить 3 раза.

5. Заключение.

В конце занятия дети по очереди рассказывают о том, что им понравилось, что они узнали, что было сложно или неинтересно выполнять.

Занятие 8

Цель: совершенствование навыков общения, способствовать сплочению детского коллектива, обучение детей эффективным способам общения.

1. Приветствие «улыбка»

(см. занятие 1.)

Время проведения: 5 минут.

2. Игра «Попроси игрушку» (вербальный вариант)

Ход игры: Группа делится на пары, один из участников пары (участник 1) берет в руки какой-либо предмет, например, игрушку, тетрадь и т.д. другой участник (участник 2) должен попросить этот предмет. Инструкция участнику 1: «Ты держишь в руках игрушку, которая очень нужна тебе, но она нужна и твоему приятелю. Он будет у тебя ее просить. Постарайся оставить игрушку у себя и отдать ее только в том случае, если тебе действительно захочется это сделать». Инструкция участнику 2: «Подбирая нужные слова, постарайся попросить игрушку так, чтобы тебе ее отдали».

Затем участники 1 и 2 меняются ролями.

Продолжительность игры: 10 минут.

3. Игра «Попроси игрушку» (невербальный вариант»).

Ход игры: выполняется аналогично предыдущей, но с использованием только невербальных средств общения (мимики, жестов, дистанции и т.д.).

Продолжительность игры: 10 минут.

После проведения обоих вариантов игры можно ее обсудить. Дети по кругу могут поделиться своими впечатлениями и ответить на вопросы: «Когда было легче просить игрушку?», «Когда тебе действительно хотелось ее отдать? Какие нужно было произносить слова?»

Эта игра будет особенно тем детям, которые часто конфликтуют со сверстниками, так как  в процессе выполнения упражнения они обретают навыки эффективного взаимодействия.

Продолжительность игры: 10 минут.

4. Игра «Доброе животное».

Способствует сплочению группы, учит понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать.

Ход игры: Ведущий тихим таинственным голосом говорит: « Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы – одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! А теперь подышим вместе. На вдох – делаем шаг вперед, на выдох – шаг назад. А теперь на вдох делаем два шага вперед, на выдох – два шага назад. Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце. Стук - шаг вперед, стук – шаг назад и т.д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе».

Продолжительность игры: 5-7 минут.

5. Заключение.

Проводится обсуждение занятия. Дети по кругу рассказывают о своих впечатлениях.

Занятие 9

Цель: дальнейшее формирование навыков общения, сплочение группы.

1. Приветствие «Улыбка».

(см. занятие 1.)

Продолжительность игры: 5 минут.

2. игра «Давайте поздороваемся».

Игра снимает мышечное напряжение, повышает психоэмоциональный фон в группе, помогает избавиться от ощущения отчужденности.

Ход игры: Дети по сигналу ведущего начинают хаотично двигаться по комнате и здороваются со всеми, кто встречается на их пути. Здороваться надо определенным образом:

1 хлопок – здороваемся за руку;

2 хлопка – здороваемся плечиками;

3 хлопка – здороваемся спинками;

Желательно ввести запрет на разговоры во время этой игры.

Время проведения: 7-10 минут.

3.Игра «Обзывалки».

Снимает вербальную агрессию.

Ход игры: Ведущий говорит детям следующее: «Ребята, передавая мяч по кругу, давайте называть друг друга разными необидными и смешными словами (заранее обговаривается условие, какими обзывалками можно пользоваться. Это могут быть названия овощей, фруктов, мебели и т.д.). Каждое обращение должно начинаться со слов: «А ты… морковка!» Помните, что это игра, поэтому обижаться друг на друга не будем. В заключительном круге обязательно следует сказать своему соседу что-нибудь приятное, например: «А ты… солнышко!»

Время проведения: 10 минут.

4. Игра «Зайчики».

Дает ребенку возможность испытать разнообразные мышечные ощущения,  научить задерживать внимание на этих ощущениях, различать и сравнивать их.

Ход игры: Ведущий просит детей представить себя веселыми зайчиками в цирке, играющими на воображаемых барабанах. Ведущий описывает характер физических действий – силу, темп, резкость – и направляет внимание на осознание и сравнение возникающих мышечных и эмоциональных ощущений.

Время проведения: 5-7 минут.

5. Заключение.

 Подводятся итоги занятия, дети по очереди делятся своими впечатлениями.

Занятие 10

Цель: совершенствование навыков общения, формирование у детей чувства доверия к окружающим.

1. Приветствие «Комплимент».

Участники садятся в круг. Каждый должен посмотреть на партнера, сидящего слева, и подумать, какая черта характера, какая привычка этого человека ему больше всего нравится, и он хочет сказать об этом, сделать комплимент.

Время проведения: 7-10 минут.

2. Игра «Прогулка с компасом».

Формирует у детей чувства доверия к окружающим.

Ход игры: Группа разбивается на пары, где есть ведомый («турист») и ведущий («компас»). Каждому ведомому (он стоит впереди, а ведущий сзади, положив партнеру руки на плечи) завязывают глаза. Задание: пройти все игровое поле вперед и назад. При этом «турист» не может общаться с «компасом» на вербальном уровне. Ведущий движением рук помогает ведомому держать направление, избегая препятствий – других туристов с компасами.

Затем участники меняются ролями.

Время проведения: 10 минут.

3. Игра «Сообщение»

Проводится по аналогии с игрой «Глухой телефон» (см. занятие 1.)

Время проведения: 5-7 минут.

4. Игра «Щепки на воде».

Способствует созданию доверительных отношений между детьми.

Ход игры: Участники встают в два длинных ряда, один напротив другого. Расстояние между рядами должно быть больше вытянутой руки. Это – Вода одной реки.

По реке сейчас поплывут Щепки. Первый ребенок, первая Щепка, начинает движение по реке. Вода должна помочь Щепке найти дорогу. Когда Щепка проходит до конца Реки, она становится рядом с последним ребенком и ждет, пока не приплывет следующая, которая встает напротив первой. Тем самым они удлиняют Реку. Так, неспешно, Река будет блуждать по комнате, пока все дети не проплывут по Реке, изображая Щепки.

Время проведения: 15 –20 минут.

5. Заключение.

Дети садятся в круг и по очереди рассказывают о своих ощущениях от проведенного занятия.

Занятие 11

Цель:  дальнейшее формирование и совершенствование навыков общения.

1. Приветствие «Комплимент».

(см. занятие 10)

Время проведения: 7-10 минут.

2. Игра «Глаза в глаза».

Игра развивает чувство эмпатии, настраивает на спокойный лад.

Инструкция: «Ребята, возьмитесь за руки со своим партнером за руки. Смотрите друг другу только в глаза и, чувствуя руки, попробуйте молча передавать разные состояния: «я грущу», «мне  весело, давай играть» и др.

Время проведения: 10 минут.

3.Игра «Паровозик».

Способствует развитию доверия.

Ход игры: дети строятся в одну колонну, обхватывая партнера, стоящего впереди, за пояс. Первый ребенок – «паровоз», остальные – «вагоны». Паровоз перемещается по комнате, объезжая различные препятствия.

Время проведения: 5-7 минут.

4. Упражнение на релаксацию «Подарок под елкой» .

Ведущий дает детям инструкцию: «Представьте себе, что скоро новогодний праздник. Вы целый год мечтали о замечательном подарке. Вот вы подходите к елке. Крепко-крепко зажмуриваете глаза и делаете глубокий вдох. Затаите дыхание. Что же лежит под елкой? Теперь выдохните и откройте глаза. О чудо! Долгожданная игрушка перед вами. Вы рады? Улыбнитесь.»

После выполнения упражнения можно обсудить, кто о чем мечтает.

5. Заключение.

Подведение итогов, дети по очереди делятся своими впечатлениями от проведенного занятия, рассказывают о том, что больше всего понравилось, что было сложно выполнить.

Занятие 12

Цель: совершенствование коммуникативных навыков.

1.Приветствие «Улыбка»

 (см занятие 1.)

2. Игра «Попроси игрушку» (вербальный вариант).

 (см. занятие 8.)

время проведения: 10 минут.

3. «Веселая игра с колокольчиком».

Ход игры: Все садятся в круг, по желанию группы выбирается водящий, которому завязывают глаза, а колокольчик передают по кругу. Задача водящего – поймать человека с колокольчиком.

Время проведения: 5-7 минут.

4.Игра «Головомяч».

Развивает навыки сотрудничества в парах и тройках, учит доверять друг другу.

Ход игры: Ведущий говорит следующее: «Разбейтесь на пары и ложитесь на пол  друг напротив друга. Лечь нужно на живот так, чтобы ваша голова оказалась рядом с головой партнера. Положите мяч точно между вашими головами. Теперь вам нужно его поднять и встать самим. Вы можете касаться мяча только головами. Постепенно поднимаясь, встаньте сначала на колени, а потом на ноги. Пройдитесь по комнате».

Время проведения: 7-10 минут.

5. Заключение.

В конце занятия подводятся итоги, дети по очереди высказывают свое мнение.

Занятие 13 (заключительное)

Цель: подвести итоги.

1. Приветствие «Улыбка».

 (см. занятие 1.)

Время проведения: 5 минут.

2.Игра «Попроси игрушку» (невербальный вариант).

 (см. занятие 8.)

Время поведения: 10 минут.

3. Игра «Сиамские близнецы».

Учит детей в гибкости в общении друг с другом, способствует возникновению доверия между ними.

Ход игры: «Разбейтесь на пары, встаньте плечом к плечу, обнимите друг друга одной рукой за пояс, правую ногу поставьте рядом с левой ногой партнера. Теперь вы сросшиеся близнецы. Попробуйте походить по комнате, что-то сделать, порисовать, попрыгать и т.д.»

Время проведения: 10 минут.

4. Игра «Друг для друга».

Инструкция: «Сегодня, на последнем занятии, мы поговорим о том, почему мы дружим. Сейчас каждый из вас по очереди будет выходить в центр, а все остальные будут по очереди называть те качества, которые вам нравятся больше всего.»

Время проведения: 15 –20 минут.

5. Заключение.

Подводятся итоги всего цикла занятий. Дети по очереди говорят о своих чувствах, испытанных во время занятий, о том, чему они научились и т.д.


Рекомендации для родителей

Общение играет в нашей жизни очень большую роль. Можно сказать, что вся наша жизнь проходит в общении, поэтому чрезвычайно важно научить ребенка правильно, эффективно общаться. Во многом это задача родителей, так как начало своей жизни ребенок проводит именно в семье.

Общительный ребенок , как правило, достаточно уверен в себе, умеет согласовывать свои действия с другими людьми, умеет сопереживать, он доверяет взрослым. Как правило, у такого ребенка низкий уровень тревожности, он доброжелателен к сверстникам.

Нужно помнить, что ребенок изначально хочет общаться со взрослым, тянется к нему с первых дней жизни, и одной из первейших задач родителей является создание благоприятных условий для развития коммуникативных навыков.

Ошибки некоторых родителей заключаются в том, что они постоянно одергивают ребенка, кричат на него, убежденные в том, что это - единственные правильные методы воспитания. В результате у ребенка возникает чувство неуверенности, он может замкнуться в себе, может появиться боязнь общения.

Одним из главных условий формирования коммуникативных навыков у ребенка является доверие. Чтобы ребенок хотел общаться – он должен доверять взрослым, знать, что его поддержат в любой ситуации.

В старшем дошкольном возрасте ребенок должен уметь согласовывать свои действия со сверстниками, участниками совместных игр или продуктивной деятельности, регулируя свои действия  на основе усвоения общественных норм поведения.

Важно помнить, что дети  часто воспроизводят ту модель общения, которая принята в семье, т.е., если вы хотите, чтобы ваш ребенок умел эффективно общаться – учитесь общаться сами.

Родители должны быть единодушны и последовательны, поощряя и наказывая ребенка. Нельзя угрожать детям невыполнимыми наказаниями: «Замолчи, а то рот заклею! Уйду от тебя! Убью тебя!». Ласковые прикосновения помогут ребенку  обрести чувство уверенность и доверия к миру. Также родители должны больше разговаривать с детьми, помогать им выражать свои мысли и чувства словами.

        


Дидактические игры коммуникативного содержания

1.        Дидактическая игра «А стрологи»

Цель: развивать умение ориентироваться в окружающих людях и учитывать особенности поведения партнера в различных коммуникативных ситуациях.

Игровое правило: называть товарища только после прочтения всей характеристики.

Ход игры: Воспитатель зачитывает характеристики детей, согласно знакам зодиака, дети пытаются определить, кто из них соответствует этому знаку.

Варианты: дети могут самостоятельно составить характеристики, описывая внешний вид, любимые занятия, как относятся к делу, к друзьям.

2.        Подвижная игра «Близнецы»

Цель: развивать умение ориентироваться в собственных вкусах и желаниях, устанавливать сходство с различными партнерами по тому или иному признаку.

Игровое правило: действовать только по сигналу воспитателя.

Ход игры: Педагог предлагает нарисовать на маленьком листе бумаги то, что дети любят ( из еды, из занятий, из игрушек и т.д.). По сигналу воспитателя дети бегают по группе, по сигналу «Найди друга» - ищут пару - того, с кем совпадают вкусы, интересы. Игра заканчивается тем, что пара (или группа) детей с помощью жестов показывает, что их объединяет. Варианты: дети могут объединяться с противоположными вкусами, с близкими по значению. Постепенно вводятся более сложные задания: о чем любим поговорить, посмеяться, что любим читать, какой у меня характер.

3.        Игра - соревнование «Самый лучший»

Цель: формировать умение действовать в соответствии с заданной целью, подбирать вербальные и невербальные средства для усиления коммуникативного воздействия, оценивать коммуникативные умения сверстника.

Ход игры: Детям предлагается соревнование на «лучшего клоуна», «лучшего друга», «короля (королевы) вежливости», «защитника животных». Звание присваивается по результатам разыгрывания ситуаций:

  • рассмеши царевну Несмеяну;
  • попроси игрушку у ребят;
  • уговори маму пойти в цирк;
  • помирись с товарищем;
  • попроси ребят принять тебя в игру;
  • насмеши ребят;
  • расскажи о щенке, живущем на улице, так, чтобы хотелось его забрать домой.

4.        Дидактическая игра «Позвони мне, позвони»

Цель: развивать умение осуществлять общение в соответствии с поставленной целью, подбирать необходимые вербальные средства, творческое воображение.

Игровое правило: сообщение должно быть хорошим, звонивший должен соблюдать все правила «телефонного разговора».

Ход игры: Дети стоят по кругу. В центре круга - водящий. Водящий стоит с закрытыми глазами с вытянутой рукой. Дети движутся по кругу со словами:

Позвони мне, позвони И что хочешь мне скажи. Можешь быль, а можешь сказку

Можешь слово, можешь два -

Только, чтобы без подсказки

Понял все твои слова. На кого покажет рука водящего, тот ему должен «позвонить» и передать сообщение. Водящий может задавать уточняющие вопросы.

5.        Дидактическая игра «Колдун»

Цель: развивать умение использовать невербальные средства общения.

Ход игры: «Колдун» заколдовывает детей так, что они «теряют» способность говорить. На все вопросы ребенок отвечает жестами. С помощью вопросов он старается рассказать историю о том, как его заколдовали. Указательным пальцем он показывает направление и предметы, размер и форму предметов, используя жесты их характеризующие, показывает настроение волшебника и свое состояние в момент колдовства. Дети рассказывают словами то, что он показывает.

6.        Дидактическая игра «Оживи маску»

Цель: развивать умение понимать настроение другого человека, прогнозировать и предвидеть то или иное настроение.

Игровое правило: ситуации не должны повторяться.

Ход игры: Каждому ребенку раздаются маски-настроения. Ребенок должен рассказать, что вызвало то или иное настроение. Поощряются реальные и фантастические сюжеты.

Варианты игры: детям предлагается придумать ситуацию, которая вызвала бы противоположное настроение.

7.        Дидактическая игра «Изобрази пословицу»

Цель: развивать умение использовать невербальные средства общения.

Ход игры: Дети разбиваются на подгруппы и изображают с помощью жестов и мимики какую-либо пословицу:

«Слово не воробей - вылетит не поймаешь», «Скажи им кто твой друг,и я скажу кто ты», «Нет друга - ищи, а найдешь - береги», «Какаукнется,такиоткликнется».

8.        Дидактическая игра «Управляем роботом»

Цель игры: развивать умение подбирать соответствующие вербальные средства (этические формулы) к различным ситуациям общения.

Игровое правило: соблюдать очередность, действовать строго по инструкции.

Ход игры: Вызывается ребенок - «робот». Дети по очереди дают ему задания. «Робот» выполняет инструкцию. Например, «Робот, попроси разрешения поиграть», «Робот, извинись перед другом», «Робот, узнай как найти дорогу». Предлагаются различные ситуации: обещание, совет, извинения, предложение, согласие, просьба, благодарность, уступка.

9.        Дидактическая игра «Скажи по другому»

Цель: развивать умение прогнозировать результаты общения, корректировать коммуникативную ситуацию, подбирая необходимые средства.

Игровое правило: соблюдать очередность.

Ход игры: Воспитатель зачитывает ситуацию, дети должны придумать, как тоже самое сказать другими словами, чтобы не обидеть и не огорчить собеседника. После прочитанной ситуации воспитатель уточняет, как человек отнесется к этим словам. Например;

  • Мама не купит тебе игрушку. - Мама купит тебе игрушку, когда у нее будут деньги.
  • К тебе никто не придет на день рождения, ты обижаешь ребят.-Ребята придут к тебе на день рождения,когда ты перестанешь их обижать. Ситуации могут быть разные: «Твой рисунок получился хуже всех», «Ты совсем не умеешь играть в футбол», «Ваш сын заболел» и другие.

 217

10.        Дидактическая игра «Зашифрованное письмо»

Цель: развивать умение ставить цель предстоящего общения и действовать в соответствии с ней.

Игровое правило: действовать согласно инструкции, используя социально приемлемые средства общения.

Ход игры: Ребенку предлагается зашифрованное письмо. На листе бумаги пиктограмма настроения и соответствующий образ, человека (человек, игрушка, зверь, литературный герой). Запись на листе означает: «Порадуй Мальвину», «Напугай Карабаса», «Удиви Буратино». Дети должны придумать рассказ, драматизировать ситуацию, чтобы выполнить задание. Лучший исполнитель получает право составлять зашифрованные письма.

11.        Дидактическая игра «Пойми меня»

Цель: формировать умение ориентироваться в ролевых позициях людей и коммуникативных ситуациях.

Игровое правило: не перебивать ведущего.

Ход игры: Ребенок выходит вперед и придумывает речь из 4-5 предложений. Дети должны догадаться, кто говорит (экскурсовод, журналист, воспитатель, литературный герой) и в какой ситуации возможны подобные слова. Например, «И вот все вышли на старт. 5,4,3,2,1 - старт!» (Ситуация -соревнование спортсменов, говорит спортивный комментатор).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Формирование навыков общения старших дошкольников"

Формирование навыков общения у дошкольников играет большую роль в социализации. В процессе общения формируется детская личность, умение комфортно жить и действовать в коллективе, что особенно влияет н...

Конспект коррекционно-развивающего занятия по формированию навыков саморегуляции в подготовительной к школе группе Тема «Покоритель гор»

Цель:  формирование навыков саморегуляции.Задачи: Образовательные: ознакомление с методами саморегуляции: регуляция мышечного тонуса, управление ритмом дыхания, дать понятие об ощущениях собствен...

Статья «Формирование навыков общения старших дошкольников посредством организации танцевальной деятельности»

Одним из важных направлений развития детей дошкольного возраста является развитие их общения со сверстниками и взрослыми. Ведь именно в дошкольный период мир ребёнка уже не ограничивается семьёй. Знач...

Тема «Снятие агрессии и страхов»Коррекционно-развивающее занятие по формированию у старших дошкольников эмоционального благополучия и навыков общения

снятие страхов перед обучением в школе, создание предпосылок к успешной адаптации к школе, обогащение выразительных средств общения, пластики, мимики, жестов....

Я и другие. Коррекционно-развивающее занятие по формированию у старших дошкольников навыков общения

Коррекционно-развивающее занятие может быть интересным  педагогам-психологам. Цель его: формирование у детей навыков эмпатии, рефлексии по отношению к другим, понимание образа "Я" своих...

Конспекты коррекционно-развивающих занятий по формированию навыков сюжетно-ролевой игры

Для формирования навыков сюжетно-ролевой игры мы приведём примеры сюжетно-ролевых игр, которые могут быть использованы на коррекционно-развивающих занятиях.Сюжетно-ролевая игра «Доктор&raqu...

Конспект коррекционно – развивающего занятия по формированию хозяйственно –бытовых навыков и сенсорного воспитания на тему: «Помощники» в группе компенсирующей направленности для детей с РАС и нарушением интеллекта

Конспект коррекционно – развивающего занятия по формированию  хозяйственно –бытовых навыков и сенсорного воспитания детей на тему: «Помощники» в группе  компенсирующе...