Конспект ООД по развитию речи во 2-ой младшей группе.
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа)

Краюхина Елена Сергеевна

МАДОУ «Детский сад «Сказка»

Конспект ООД по развитию речи

во 2-ой младшей группе.

Воспитатель: Краюхина Е.С.

Тема: «Моделирование сказки «Теремок». Использование элементов символизации при  пересказывании произведения».

Цель: развитие речи у детей.

Программное содержание:

Формировать умение пересказывать русскую народную сказку «Теремок» при помощи метода моделирования, интонационно выразительно воспроизводить слова и фразы из сказки в процессе пересказа.

Развивать умение эмоционально воспринимать содержание сказки, запоминать действующих лиц.

Способствовать развитию мыслительных операции, воображения, внимания, памяти, творческих способностей.

Воспитывать отзывчивость у детей, учить сопереживать и понимать героев сказки.

 

Словарная работа: закрепить умение образовывать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами (лиса-лисичка-лисонька, лисичка-сестричка);

Предварительная работа:

  • Чтение русской народной сказки «Теремок», рассматривание иллюстраций к произведению;
  • Инсценировка русской народной сказки «Теремок» с помощью  настольного театра;
  • Проведение игр и упражнений: «Теремок», «Скажи ласково», «Что изменилось?», «Какой формы? Каким цветом?», «Что бывает круглым (квадратным, треугольным, прямоугольным)?», «Что бывает зеленым (красным, желтым и т.п.)?», «Что это может быть?».


Материал:
Игрушка-зайчик; белые листы размером А4 на каждого ребенка; квадрат, треугольник, 6 разноцветных кружков различных по величине на каждого ребенка; белый лист размером А3, квадрат, треугольник, 6 разноцветных кругов  различных по величине для образца воспитателя; красивая коробочка; фигурки животных из настольного театра «Теремок».

 

Ход занятия.

Дети сидят полукругом.

Раздается стук в дверь.
Воспитатель: Ребята, по -моему к нам кто-то спешит.
Воспитатель: Ой, к  нам в гости пришел зайчик
Зайчик: Здравствуйте, дети. (Плачет)

Воспитатель: Заинька, а почему ты плачешь? Что случилось?
Зайчик: Одна маленькая злюка заколдовала моих друзей из сказки «Теремок», превратила их в кружки  разного цвета.
Воспитатель: Заинька, а как мы можем тебе помочь? Как можно расколдовать героев?
Зайчик: Надо выложить по порядку круги: кто за кем приходил в теремок, и рассказать сказку.
Воспитатель: Ребята, поможем Зайчику вернуть его друзей?


Дети пересаживаются за столы, на которых приготовлены атрибуты на каждого ребенка.

Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно, у каждого из вас на столе лежит лист, на котором мы будем расставлять  по порядку сказочных героев.

Воспитатель: А теремка то нет. Давайте построим теремок? Какие фигуры возьмем для строительства? (Выкладывают на листе бумаги квадрат, на него - треугольник).

Воспитатель: Кто первым пришел в теремок? (Мышка) Как вы думаете, в кружок какого цвета превратилась мышка? (В серый). Почему? (Мышка серого цвета)

Прикладываем полоску кружок серого цвета рядом с домиком, чтобы на белом листе уместились все герои. 
Воспитатель: Кто пришел после мышки? (Лягушка) Как вы думаете, в кружок какого цвета превратилась лягушка? (зеленого цвета). Почему она зеленая? (Лягушка зеленого цвета).
Прикладываем полоску рядом с мышкой.

Данная работа проводится по каждому герою. Воспитатель спрашивает про каждого героя, как его можно назвать по-другому, ласково?
 

Воспитатель: Одинаковые или разные  кружки по размеру? (Разные). Какой самый маленький кружок? (серого цвета). А какой самый  высокий? (Коричневого цвета). Есть ли кружки одинакового цвета? (Да) Какого они цвета? (Серого цвета) Какие герои превратились в эти кружки? (Мышка и заяц).

Зайчик: Ребятки, вы молодцы! Правильно выстроили полоски. Давайте научим зайчика играть в игру с пальчиками.

 

Пальчиковая гимнастика «Теремок».

На поляне теремок (сделать крышу ладонями над головой.)

На дверях висит замок (руки сцепить в замок перед грудью.)

Из трубы идёт дымок (соприкасаться кончиками пальцев по очереди, делая колечки.)

Вокруг терема забор (перед собой поставить ладони)

Чтобы не забрался вор. (хватательные движения руками.)
Тук, тук, тук,

 тук, тук, тук (кулачками стучат друг о друга.)

Открывайте, я ваш друг (развести руки в стороны).

Воспитатель: Ребята, сейчас мы будем рассказывать сказку. Будьте внимательными, кто-то начнет сказку, а кто-то будет продолжать.

Дети с помощью воспитателя и составленной модели рассказывают русскую народную сказку «Теремок».

Воспитатель: Молодцы, ребятки. Все вместе дружно рассказали сказку.

Зайчик: Спасибо вам, ребятки, за то, что помогли мне. Мне пора отправляться в свой сказочный лес, наверно мои друзья меня уже ждут. Но мы обязательно придем к вам еще в гости! До свидания!

Воспитатель: Ребята, понравилось вам наше занятие? Что мы с вами делали? Во что превратились герои? В одинаковые или разные полоски превратились герои? Какую мы рассказывали сказку?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekty_mladshaya_gruppa.docx26.69 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ «Детский сад «Сказка»

Конспект ООД по развитию речи

во 2-ой младшей группе.

Воспитатель: Краюхина Е.С.

Тема: «Моделирование сказки «Теремок». Использование элементов символизации при  пересказывании произведения».

Цель: развитие речи у детей.

Программное содержание:

Формировать умение пересказывать русскую народную сказку «Теремок» при помощи метода моделирования, интонационно выразительно воспроизводить слова и фразы из сказки в процессе пересказа.

Развивать умение эмоционально воспринимать содержание сказки, запоминать действующих лиц.

Способствовать развитию мыслительных операции, воображения, внимания, памяти, творческих способностей.

Воспитывать отзывчивость у детей, учить сопереживать и понимать героев сказки.

Словарная работа: закрепить умение образовывать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами (лиса-лисичка-лисонька, лисичка-сестричка);

Предварительная работа:

  • Чтение русской народной сказки «Теремок», рассматривание иллюстраций к произведению;
  • Инсценировка русской народной сказки «Теремок» с помощью  настольного театра;
  • Проведение игр и упражнений: «Теремок», «Скажи ласково», «Что изменилось?», «Какой формы? Каким цветом?», «Что бывает круглым (квадратным, треугольным, прямоугольным)?», «Что бывает зеленым (красным, желтым и т.п.)?», «Что это может быть?».


Материал:
Игрушка-зайчик; белые листы размером А4 на каждого ребенка; квадрат, треугольник, 6 разноцветных кружков различных по величине на каждого ребенка; белый лист размером А3, квадрат, треугольник, 6 разноцветных кругов  различных по величине для образца воспитателя; красивая коробочка; фигурки животных из настольного театра «Теремок».

 

Ход занятия.

Дети сидят полукругом.

Раздается стук в дверь.
Воспитатель: Ребята, по -моему к нам кто-то спешит.
Воспитатель: Ой, к  нам в гости пришел зайчик
Зайчик: Здравствуйте, дети. (Плачет)

Воспитатель: Заинька, а почему ты плачешь? Что случилось?
Зайчик: Одна маленькая злюка заколдовала моих друзей из сказки «Теремок», превратила их в кружки  разного цвета.
Воспитатель: Заинька, а как мы можем тебе помочь? Как можно расколдовать героев?
Зайчик: Надо выложить по порядку круги: кто за кем приходил в теремок, и рассказать сказку.
Воспитатель: Ребята, поможем Зайчику вернуть его друзей?


Дети пересаживаются за столы, на которых приготовлены атрибуты на каждого ребенка.


Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно, у каждого из вас на столе лежит лист, на котором мы будем расставлять  по порядку сказочных героев.

Воспитатель: А теремка то нет. Давайте построим теремок? Какие фигуры возьмем для строительства? (Выкладывают на листе бумаги квадрат, на него - треугольник).

Воспитатель: Кто первым пришел в теремок? (Мышка) Как вы думаете, в кружок какого цвета превратилась мышка? (В серый). Почему? (Мышка серого цвета)

Прикладываем полоску кружок серого цвета рядом с домиком, чтобы на белом листе уместились все герои. 
Воспитатель: Кто пришел после мышки? (Лягушка) Как вы думаете, в кружок какого цвета превратилась лягушка? (зеленого цвета). Почему она зеленая? (Лягушка зеленого цвета).
Прикладываем полоску рядом с мышкой.

Данная работа проводится по каждому герою. Воспитатель спрашивает про каждого героя, как его можно назвать по-другому, ласково?

Воспитатель: Одинаковые или разные  кружки по размеру? (Разные). Какой самый маленький кружок? (серого цвета). А какой самый  высокий? (Коричневого цвета). Есть ли кружки одинакового цвета? (Да) Какого они цвета? (Серого цвета) Какие герои превратились в эти кружки? (Мышка и заяц).

Зайчик: Ребятки, вы молодцы! Правильно выстроили полоски. Давайте научим зайчика играть в игру с пальчиками.

Пальчиковая гимнастика «Теремок».

На поляне теремок (сделать крышу ладонями над головой.)

На дверях висит замок (руки сцепить в замок перед грудью.)

Из трубы идёт дымок (соприкасаться кончиками пальцев по очереди, делая колечки.)

Вокруг терема забор (перед собой поставить ладони)

Чтобы не забрался вор. (хватательные движения руками.)
Тук, тук, тук,

 тук, тук, тук (кулачками стучат друг о друга.)

Открывайте, я ваш друг (развести руки в стороны).

Воспитатель: Ребята, сейчас мы будем рассказывать сказку. Будьте внимательными, кто-то начнет сказку, а кто-то будет продолжать.

Дети с помощью воспитателя и составленной модели рассказывают русскую народную сказку «Теремок».

Воспитатель: Молодцы, ребятки. Все вместе дружно рассказали сказку.

Зайчик: Спасибо вам, ребятки, за то, что помогли мне. Мне пора отправляться в свой сказочный лес, наверно мои друзья меня уже ждут. Но мы обязательно придем к вам еще в гости! До свидания!

Воспитатель: Ребята, понравилось вам наше занятие? Что мы с вами делали? Во что превратились герои? В одинаковые или разные полоски превратились герои? Какую мы рассказывали сказку?

Конспект рассказывания сказки «Колобок»
(с использованием метода моделирования)

 Задачи:

Напомнить детям содержание знакомой сказки, побуждать детей к проговариванию вслед за воспитателем отдельных слов и фраз, развивать умение эмоционально и активно воспринимать сказку, участвовать в её рассказывании, подвести к моделированию.

Способствовать развитию творческой инициативы, интереса к занятиям.

Воспитывать любовь к художественной литературе.

Активизировать в речи детей слова: длинный (длинные уши), серый, злой, косолапый, большой, рыжая, хитрая, коричневый, весёлый, румяный, жёлтый. Побуждать детей к высказыванию в виде полных предложений.

Материал: Игрушка – колобок, книжка со сказкой, модели для демонстрации сказки, маленькие карточки с моделями для детей, лист зеленого картона.

Методы и приемы: Художественное слово – загадка, беседа, вопросы, рассматривание, физкультминутка, сюрпризный момент

Ход занятия:

— Ребята, я хочу вам загадать загадку. а вы попробуйте её отгадать.

Не лежалось на окошке

Покатился по дорожке.

Кто это?

— Это колобок.

— Правильно, это колобок. Ребята посмотрите, а вот и он.

— Здравствуйте, ребята.

— Здравствуй колобок.

— Посмотрите, какой красивый колобок, весёлый, круглый.

— На что похож колобок?

— Колобок похож на шарик. (на мячик)

— Правильно, колобок похож на шарик (мячик).

— Посмотрите, какие румяные щечки у колобка.

— Катя, какие щечки у колобка?

— Румяные щечки.

— Правильно, румяные щёчки у колобка.

 — Давайте поможем бабушке слепить колобок.

Дети показывают как, бабушка по амбару мела, потом по сусекам поскребла, замесила тесто, вот как она тесто месила и скатала колобок, положила на окошко остынуть.

— Ребята, колобок вам хочет что -то сказать.

— Я пришёл не просто так, а принёс вам книжку, вот она.

— Ребята, как вы думаете, про кого эта книжка? Посмотрите, кто нарисован на её обложке?

— Это книжка про колобка.

— Правильно, это книжка про колобка.

— Давайте вспомним сказку «Колобок» Рассматривание книжки. перечитывание эпизодов.

А теперь покажем её с помощью волшебных карточек. Садитесь на стульчики, и ты, Колобок садись вместе с ребятами и слушай сказку.

Вспоминаем сказку с помощью карточек – моделей.

— Где лежал колобок?

_ В домике ,на окошке.

_Давайте построим дом. Какие нам нужны фигуры для крыши, стены?

— Квадрат и треугольник. (дети выкладывают модель домика)

— А какой колобок ?

— Правильно, жёлтый кружок. Это будет колобок.

— Куда же покатился колобок когда убежал от бабушки и дедушки?

— Он покатился по лесной тропинке в лес.

— Правильно он покатился по лесной тропинке в лес.

— Кто же повстречался нашему колобку на лесной тропинке?

— Зайка

— Да встретился колобку на лесной тропинке зайчик.

— Какого цвета кружок?

— Серый кружок.

— Это зайчик.

-Кого дальше встретил колобок?

— Волка.

— Правильно, встретил колобок волка.

— Какого цвета кружок?

— Серый кружок.

— Это будет волк.

— Кто еще встретился колобку на тропинке?

— Медведь.

— Да, встретился колобку медведь.

— Какого цвета кружок?

— Коричневый кружок.

— Это будет медведь. Большой, коричневый.

— Кого еще встретил колобок?

— Лисичку.

— Да встретил колобок лисичку.

— Какого цвета кружок?

— Оранжевый кружок.

— Это будет лисичка.

— Молодцы, всех животных назвали с которыми встретился колобок. 

Физкультминутка.

— Давайте поиграем с колобком, превратимся в героев сказки с которыми встретился колобок. Выходите все к колобку. Раз, два, три зайчишками стали мы (прыгаем как зайчики). Превращаемся в волчат (имитация движений волка). Раз, два, три медведями стали мы (имитация движений медведя). А теперь мы хитрые лисички (имитация движений лисичка).

Повторение сказки по выстроенной модели.

— Ой ребята как мне жалко колобка. Как же нам его спасти?

— Обмануть лису.

— Правильно, перехитрим лису. Не будет колобок садиться лисичке на носик, убежал колобок к бабушке и дедушке. Ой какой колобок хитрый, всех перехитрил. Понравилась, колобок, тебе сказка.

— Да, очень понравилась. Как вы хорошо придумали что я лису перехитрил. Побегу теперь к бабушке и дедушке. До свидания ребята.

— До свидания колобок.

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Рассказывание сказки «Заюшкина избушка» с элементами моделирования.

Цель: создать условия для развития связной речи детей.

Задачи:

-способствовать формированию у детей умения следить за развитием действия в сказке,

-помочь усвоить последовательность действий персонажей сказки с помощью моделей,

- стимулировать развитие творческой индивидуальности детей;

- совершенствовать связную речь детей;

- развивать у детей слуховое и зрительное внимание;

- воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу.

Оборудование: кукла-почтальон; кружки-модели для пересказа сказки; книга,  демонстрационные иллюстрации к сказке «Заюшкина избушка».

 

Ход занятия

1. Организационный момент. Дети сидят полукругом, раздается стук в дверь.

-Ребята, кто-то к нам пришел.

2. Вводная часть

Сюрпризный момент: кукла в форме почтальона.

-Посмотрите, ребята, кто это?

-Да, это почтальон, нам прислали посылку. Хотите узнать, что в ней?

Книга со сказкой!

Затем дети благодарят куклу-почтальона за книгу и прощаются с ней.

-Ребята, а вы любите сказки? Какие сказки вам больше нравятся: о людях или животных? Страшные или смешные?

3. Рассказывание сказки с показом иллюстраций.

Посмотрите на иллюстрации:

- О ком говорится в этой сказке? (О зайце и лисе.)

- Да, наша сказка называется «Заюшкина избушка»?

Воспитатель рассказывает сказку и по мере рассказывания выставляет иллюстрации.

 4. Беседа о прочитанной сказке.

- Какая избушка была у лисы?

- А у зайца?

- Как лиса попала к зайчику в избушку?

Почему он не хотел ее пускать?

(Она была невежливой, грубой и т.д.)

- Что же произошло дальше?

- Кто хотел помочь зайчику?

- Почему у них не получилось?

- Кому удалось прогнать лису?

- Кто вспомнит, чем закончилась сказка?

- Ребята, а вы беспокоились о зайчике?

- Как бы вы назвали эту сказку по-другому?

4. Физкультминутка.

Проводится игра «Зайка беленький сидит…».

Зайка беленький сидит Дети шевелят кистями

И ушами шевелит. рук, подняв их к голове,

Вот так, вот так имитируя заячьи уши.

Он ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть, (Хлопают в ладоши.)

Надо лапочки погреть

Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп,

Надо лапочки погреть.

Зайке холодно стоять, (Подпрыгивают на обеих ногах на месте.)

Надо зайке поскакать.

Скок-скок, скок-скок,

Надо зайке поскакать.

5. Пересказ сказки с помощью моделей.

Ребята, а сейчас мы свами будем нашу сказку пересказывать с помощью моделей.

- Кто скажет, с чего начиналась наша сказка?

Жили-были зайчик и лиса. Каким кружком-моделью мы заменим лису?

-Оранжевым. А зайчика?

 -Правильно, серым. Большим или маленьким?

-Серым маленьким.

У лисы была избушка ледяная, а у зайчика лубяная? 

Выставляет на доске 2 домика-один белый, другой коричневый.

 Наступила весна. У лисы избушка и растаяла.

- Как поступила лиса, когда ее избушка растаяла?

Попросилась лиса к зайчику в избушку, да его и выгнала. Кружком какого цвета у нас лиса?

-Правильно, оранжевым. Ставит рядом с домиком зайца оранжевый кружок.  

- Идет зайка – плачет. Кружком какого цвета мы обозначили зайчика?

-Правильно, серым. Большим или маленьким?

-Серым маленьким.

Бежит ему навстречу собака. Кружок какого цвета у нас будет собака?

-Правильно, коричневый. Большой или маленький?

-Правильно, маленький.

Идет заинька дальше и встречает медведя. А медведя мы каким кружком обозначим?

-Да, большим коричневым.

- Получилось у медведя прогнать лису?

Затем зайчик встретил волка. Волка заменим кружком какого цвета?

-Большим серым.

-Кого зайчик дальше повстречал?

-Петушка. А петушок у нас будет каким кружком?

-Маленьким желтым.

- Какой петушок? (смелый, храбрый…)

6. Рефлексия: 

Сказка закончилась и книга закрывается. Давайте вспомним, о ком была сказка!

- Ребята, кто главный герой в этой сказке – лиса или заяц?

Ответы детей.

- Кого бы вы назвали хорошим героем сказки? Почему?

Ответы детей.

- Кто в сказке плохой герой? Почему?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи для детей II младшей группы

Тема: « Про любимого котенка»Цель: связная речь: учить составлять рассказ вместе с воспитателем по схеме;Грамматический строй: активизация прилагательных;Звуковая культура речи: произношение звуков [м...

Конспект занятия по развитию речи для детей первой младшей группы "В гости к сказке"

Развитие речи детей средствами устного народного творчества. Формировать познавательную активность, приобщая малышей к национальной культуре;Продолжить знакомство с фольклорными произведени...

Конспект занятия по развитию речи для детей II младшей группы. Тема: «В зимнем лесу»

Цель:Закрепить знания детей о диких животных и их детенышей, местах их обитания.Активизировать употребление прилагательных в речи детей.Упражнять в правильном произношении звуков  [у], [ф].Развив...

Конспект занятий по развитию речи для детей второй младшей группы "Овощи".

Конспект занятий по развитию речи для детей второй младшей группы...

Конспект НОД по развитию речи для детей 1 младшей группы «Знакомство со свойствами бумаги и ткани»

Конспект  НОД по развитию речи для детей 1 младшей группы "ЗНАКОМСТВО СО СВОЙСТВАМИ БУМАГИ И ТКАНИ"...

Конспект занятия по развитию речи с детьми 2 младшей группы "Домашние животные и их детеныши"

Дети  отвечают на вопросы, составляют рассказ о животных с помощью вопросов воспитателя; дидактическая игра "Чья мама?", инсценирование отрывка из сказки "Кошкин дом"...

Конспект занятия по развитию речи с детьми второй младшей группы Тема: «Звуковая культура речи: звук «у»

Цель: учить  детей чётко артикулировать звук «у» (изолированный, в звукосочетаниях, словах, небольших фразах), произносить его на одном выдохе; побуждать детей произносить (по подражанию) звуки с...