Развитие речи. НОД "Ягодная поляна". Средняя и старшая группа. 2020г.
план-конспект занятия по развитию речи (средняя, старшая группа)

Абкарова Татьяна Рафаэловна

Развитие речи. НОД " Ягодная поляна". Средняя и старшая группа.2020г

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл abkarova_yagodnaya_polyanka.docx26.8 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного занятия по развитию речи в средней группе

«Знакомство с ягодами»

Цель: Дать понятия лесные и садовые ягоды. Учить детей называть слова – синонимы, употреблять слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Закрепить название летних месяцев.

- учить детей согласовывать прилагательные с существительными;

- учить детей давать полные ответы на вопросы;

- учить сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать обобщения;

- обогащать словарный запас, развивать связную речь у детей;

- активизировать внимание и память детей, развивать логическое мышление;

- расширять у детей знания и представления о ягодах;

- вызвать интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления о природе;

                                         ХОД ЗАНЯТИЯ.

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо, голубое!

Здравствуй, вольный ветерок.

Здравствуй, маленький дружок!

- Давайте  вспомним, какое сейчас время года?   (Лето)

- А какой месяц лета сейчас?  (Июнь ) – это первый месяц лета.

-Сколько всего летних месяцев?  (три)

- Назовите их  (июнь, июль, август)

    Лето принесет нам много ягод. У меня есть кузовок, он не простой, в нем есть загадки и отгадки. Послушайте их и отгадайте.

- Я черная, красная, белая, 
Я всем хороша, когда спелая. 
И листьев узором нарядным 
Равняюсь с листом виноградным.  (Смородина)

- Колючки с крапивой - соседи, 
А я переполнена радостью: 
И люди спешат, и медведи 
Моей насладиться сладостью. (Малина)

- Низок, да колюч, 
Сладок да пахуч, 
Ягоды сорвешь - 
Всю руку обдерешь. (Крыжовник)

- Повернулась к грядке боком,
Налилась вся красным соком.
Ей сестрица земляника.
Что за ягодка? (Клубника)

Ягоды – это сочные плоды некоторых видов растений, которые всегда содержат некоторое количество семян. Перечень названий ягод может длиться до бесконечности. Какие ягоды вы знаете? (смородина, черника и ежевика, калина, рябина, малина и клубника).  Ягоды бывают лесные и садовые. Скажите, чем они отличаются?
- Лесные ягоды растут в лесу, а садовые - в саду.

-Правильно. К лесным ягодам относятся те, которые растут в лесах, на лесных опушках и болотных кочках.

- Садовые ягоды - те, которые созревают на кустарниках и кустиках в саду.

 И те и другие ягоды вкусные и полезные, но у них есть отличия: лесные ягоды мельче садовых, листики и кустики садовых ягод крупнее, чем у лесных, а все потому, что за садовыми ягодами ухаживает человек, а лесные ягоды растут сами. Ребята, ягоды любят не только люди, но и звери. Какие звери любят ягоды? (перечисляют).

Садовые ягоды очень вкусные, сладкие, но еще и полезны! В них содержится большое количество витаминов. Из них варят варенье, которое помогает нам бороться с простудными заболеваниями, такое как малина, а в смородиновом варенье много витамина С, который делает его рекордсменом среди всех садовых ягод по содержанию его. Делают также мармелады и компоты, пастилу, джемы. А также ягоды замораживают и кушают всю зиму, а также сушат.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

Чтобы с ними «подружиться»,

Нам придется потрудиться,

В ножки низко поклониться, 

Под листочки заглянуть, 

Голову к земле пригнуть. (Дети  выполняют движения)

А мы в лес пойдем              (шагают)

И мы ягод наберем  

А в лесу растет черника,

Земляника, голубика           (наклоны)

Чтобы ягодку сорвать

Надо глубже приседать        (приседание)

Нагулялся я в лесу                  (вдох – потянулись, руки вверх)

Корзинку с ягодкой несу        (выдох – руки вниз)

А теперь самая необычная ягода, слушайте загадку.

- Внутри он алый, сахарный,

кафтан – зеленый, бархатный (арбуз)

-Арбуз, как ни странно является ягодой! Арбуз – любимое лакомство и детей и взрослых. Без арбуза летом и осенью просто невозможно обойтись. Из корок арбуза делают цукаты, из сока – арбузный мёд, из мякоти – патоку. Ну и, конечно же, арбуз кушают в сыром виде.

А сейчас мы с вами поиграем.

 

Игра «Подбери слово».

Я вам буду говорить слова, а вы мне должны будете подобрать противоположные слова.

_ КЛУБНИКА КРУПНАЯ, А ЗЕМЛЯНИКА (мелкая)

- КРЫЖОВНИК ТВЕРДЫЙ, А МАЛИНА (мягкая)

- ЕЖЕВИКА СЛАДКАЯ, А СМОРОДИНА (кислая)

- ЧЕРНИКА КРУГЛАЯ, А КРЫЖОВНИК (овальный)

- МАЛИНА КРАСНАЯ, А ЕЖЕВИКА (черная)

- СМОРОДИНА ЧЕРНА,А РЯБИНА (красная)

Игра: «Назови ласково»

Малина – малинка

Клубника – клубничка

Клюква – клюковка

Ежевика – ежевичка

Смородина – смородинка

Игра: «Какой? Какое?»

Сейчас мы с вами поиграем еще в одну игру. Я буду поваром,  а вы будите моими помощниками. Я буду вам говорить, что я буду готовить, а вы мне будите отвечать, что у нас с вами получится.

- Сок из клубники (какой?) – клубничный

Варенье из черники (какое?) – черничное

Компот из малины (какой?) – малиновый

Кисель из смородины (какой) – смородиновый

Сок из калины (какой) – калиновый

Ядовитые ягоды.

Но далеко не все ягоды полезны. Некоторые красивые, яркие ягоды смертельно опасны. Например, волчье лыко и вороний глаз.

Волчье лыко - это невысокий кустарник, который цветет белыми или светло-розовыми цветочками, похожими на сирень. Плоды появляются прямо на стебле, созревают в июле. Внешне волчья ягода очень привлекательна: ярко-красная, блестящая, сочная. Дети так и тянутся попробовать эти красивые плоды. Однако волчья ягода целиком ядовита – и листики, и кора, и плоды представляют опасность, поскольку в них содержится токсичное вещество дафнин. Если прикоснуться к коре или потереть листья, то на коже могут возникнуть красные зудящие пятна и волдыри.

Вороний глаз - невысокие кустики этого растения встречаются только в лесу, их можно спутать с черникой или голубикой. Но отличить ядовитое растение несложно: ягодка растет одиночно, в середине четырехлистного венчика обладает весьма неприятным запахом. Одна или две ягоды большой опасности не представляют, а вот большее количество может привести к рвоте и поносу.

-Будем ли мы собирать такие ягоды? (нет)


Игра «Что приготовим?»

- Из клубники - клубничное варенье.

- Из малины - малиновое варенье.

- Из черники - черничное варенье.

- Из земляники - земляничное варенье.

- Из клюквы клюквенный морс.

- Из брусники - брусничное варенье.

- Из ежевики - ежевичное варенье.

- Из смородины - смородиновое варенье.

СКАЖИ, КАКАЯ ЯГОДА:
Брусника какая? Красная, кислая, мелкая.
Малина какая? Розовая, крупная, сладкая, сочная.
Черника какая? Синяя, сладкая, мелкая.

ДОПОЛНИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПРЕДЛОГАМИ:
Ягоды рябины растут ... дереве.
Ягоды крыжовника падают ... куста.
Ягоды клубники сорвали ... веточки.
Ягоды ежевики выложили ... корзины.
Кустики черники искали ... траве.
Ягоды смородины выглядывали ... листиков.

СКАЖИ НАОБОРОТ:
Клубника крупная, а малина ...
Крыжовник твёрдый, а черника ...
Ежевика сладкая, а смородина ...
Рябина горькая, а клубника ...

ПОДБЕРИ КАК МОЖНО БОЛЬШЕ СЛОВ - ДЕЙСТВИЙ:
Ягоды на веточках (что делают?) растут, зреют, поспевают, созревают, наливаются соком.
Ягоды с веточек ...
Люди в лесу ягоды ...
Из ягод сок ...
В стакан сок ...
Варенье, (повидло, джем) из яблок ...
В корзину ягоды ...

ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЯ СОЮЗЫ "ЧТОБЫ" И "ПОТОМУ ЧТО":

Мама купила ведро вишен, чтобы ...

Мама перебрала смородину, чтобы ...

Мама купила Саше клубнику, потому что ...

Мама посушила ягоды шиповника ...

Вова не стал есть крыжовник ...

Малину перетёрли с сахаром ...

СОСТАВЛЯТЬ ОПИСАТЕЛЬНЫЕ РАССКАЗЫ О ЯГОДАХ:

Название.

Где растет?

Внешний вид.

Какая на вкус?

Что из неё готовят?

                      ГДЕ РАСТЕТ ЯГОДА?

Кислая клюква растет на болоте. Собирать ее можно и весной, когда растает снег. Кто не видел, как растет клюква, может ходить по ней и не видеть ее. Черника растет – ее видишь: рядом с листиком ягоды. И так их много, что место синеет. Голубика растет кустиком. В глухих местах встречается и костяника – красная ягода кисточкой, кислая ягода. Единственная ягода у нас - клюква - невидима сверху.

ВОПРОСЫ:

Как растет клюква?

Какие еще ягоды растут в лесу?

Как они растут?

Какая ягода невидима сверху?

СБОР ЯГОД.
С веток ягоды снимаю
И в лукошко собираю.
Ягод – полное лукошко!
Я попробую немножко.
Я поем еще чуть-чуть –
Легче будет к дому путь.
И поем еще малинки.
Сколько ягодок в корзинке?
Раз, два, три, четыре, пять…
Снова буду собирать.

                     ЗАГАДКИ О ЯГОДАХ.

Мала, как мышь,
Красна, как кровь,
Вкусна, как мёд. (Вишня)

Я капелька лета на тоненькой ножке,
Плетут для меня кузовки и лукошки.
Кто любит меня, тот и рад поклониться.
А имя дала мне родная землица. (Земляника)

В сенокос - горька,
А в мороз - сладка,
Что за ягодка? (Калина)

Две сестры летом зелены,
К осени одна краснеет, другая чернеет. (Красная и чёрная смородины)

Осень в сад к нам пришла,
Красный факел зажгла,
Здесь дрозды, скворцы снуют,
И, галдя, его клюют. (Рябина)

Бусы красные висят
Из кустов на нас глядят,
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи. (Малина)

Низок, да колюч,
Сладок да пахуч,
Ягоды сорвешь - всю руку обдерешь. (Крыжовник)

Длинноножка хвалится —
Я ли не красавица,
А сама-то — косточка
Да красненькая кофточка. (Вишня)

Сам алый, сахарный,
Кафтан зеленый, бархатный (Арбуз)

К нам приехали с бахчи полосатые мячи. (Арбуз)

Мала, как мышь,
Красна, как кровь,
Вкусна, как мед. (Вишня)

Я капелька лета на тоненькой ножке,
Плетут для меня кузовки и лукошки.
Кто любит меня, тот и рад поклониться.
А имя дала мне родная землица. (Земляника)

На припеке у пеньков много тонких стебельков,
Каждый тонкий стебелек держит алый огонек,
Разгребаем стебельки-собираем огоньки. (Земляника)

И красна, и кисла
На болоте росла. (Клюква)

Итог:

- С чем мы ребята сегодня познакомились?

- На какие виды делятся ягоды?

- К садовым ягодам относятся какие?

- К лесным?

- А что за ядовитые ягоды вы знаете?

- Молодцы, ребята, сегодня хорошо занимались! СПАСИБО!

Подготовила Абкарова Т.Р. ГБОУ Школа1476.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ООД Речевое развитие. Развитие речи Рассказывание по серии картинок «Воришка». Старшая группа. Рапелова М. А.

ООД Речевое развитие.Развитие речиРассказывание по серии картинок «Воришка».Старшая группа.Рапелова М. А. Цель: активизация словаря. Формирование целостного впечатления об изображенном на серии к...

Открытое занятие по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром и развитию речи с использованием технологии ТРИЗ в старшей группе №5 «Солнышко»

Открытое  занятие по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром и развитию речи с использованием технологии ТРИЗ в старшей группе №5 «Солнышко»...

Конспект занятия по развитию речи «Обучение рассказыванию по картине «Зайцы» (старшая группа) Конспект по развитию речи Обучение рассказыванию по картине «Зайцы» Тема: Обучение рассказыванию по картине «Зайцы»

Это занятие направлено на формирование у детей умения рассказывать по картине «Зайцы» (из серии «Дикие животные» П. Меньшиковой), придерживаясь плана.В перв...

Конспект по развитию речи "Хлеб от поля до стола" старшая группа

Конспект "Хлеб от поля до стола" старшая группа...

Конспект образовательной деятельности по культурной практике «Развитие речи» с элементами обучения грамоте» в старшей группе: «Путешествие в страну Красивой речи»

Цель: Закрепление полученных знаний в учебном году.Задачи: образовательные:• Развивать умение игрового и делового общения со сверстниками, желание участвовать в совместной коллективной деяте...

Конспект итогового комплексного занятия По развитию речи и ознакомлению с окружающим в старшей группе «Царство знаний и правильной речи».

Речевые задачи:Продолжать работу над формированием умения составлять на основе серии сюжетных картинок последовательные изложения, соблюдая структуру повествования. Продолжать учить в речи согласовыва...