Конспект занятия №2 в старшей логопедической группе по лексической теме «Наш город». Звуки [ш], [ж]
план-конспект занятия по развитию речи

Капустина Евгения Григорьевна

Активизация и актуали­зация словаря по теме «Наш город». Совершенствование грамма­тического строя речи (согласование прилагательных с существи­тельными). Совершенствование фонематических представлений (дифференциация звуков [ш]—[ж] в слогах и словах). Совершен­ствование навыка слогового анализа и синтеза. Профилактика на­рушений письменной речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_nash_gorod_no2.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка учителя-логопеда МАДОУ д/с к/в №1 г. Славянска-на-Кубани Капустиной Евгении Григорьевны

Конспект занятия №2

 в старшей логопедической группе по лексической теме

 «Наш город». Звуки [ш], [ж]

Коррекционно-образовательные цели. Активизация и актуализация словаря по теме «Наш город». Совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными). Совершенствование фонематических представлений (дифференциация звуков [ш]—[ж] в слогах и словах). Совершенствование навыка слогового анализа и синтеза. Профилактика нарушений письменной речи.

Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи, фонематического восприятия, зрительного внимания и восприятия, мышления, тонкой и общей моторики.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви к Славянску на Кубани.

Оборудование. Магнитная доска, «Мой букварь», тетрадь №2, контейнер с карандашами, мяч, открытки или фотографии с видами Славянска на Кубани.

Предварительная работа. Подбор определений к словам — названиям достопримечательностей Славянска на Кубани на индивидуальных занятиях с логопедом.

Ход занятия

1. Организационный момент. [Уточнение и активизация словаря по теме «Наш город». Совершенствование навыка звукового анализа слов. Объявление темы занятия.]

Логопед приглашает детей в кабинет, организует приветствие.

Логопед. Сегодня мы с вами продолжим разговор о нашем родном городе. Для начала послушайте вот такое задание. Сядет тот, кто вспомнит название реки, начинающееся со звука [к].

1-й р е б е н о к. Кубань.

Логопед. Верно. Теперь сядет тот, кто вспомнит название реки со звуком [а] в конце слова.

 2-й ребенок. Протока.

Логопед. Правильно. Можно сесть тому, кто вспомнит название города, начинающегося со звука (с).

3-й ребенок. Славянск на Кубани.

Логопед. Отлично. Ну а ты, Артем, вспомни имя полководца, которое начинается со звука [с].    

4-йребенок. Суворов.

Логопед. Вы отлично выполнили первое задание!

2. Упражнение «Расскажи, какой». [Расширение словаря прилагательными. Совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными).]

Логопед раздает детям картинки.

Логопед.. Выберите каждый по одной картинке. Подберите как можно больше слов, отвечающих на вопрос «Какой?», «какая?».»какое?», «какие?» к слову — названию места, нарисованного на картинке.

1-й ребенок. Кубань красивая, широкая, полноводная, глубокая.

2-й ребенок. Театральная площадь красивая, нарядная, асфальтированная, главная.

3-й ребенок. Улицы в городе красивые, широкие, прямые, чистые.

4-й ребенок. Сквер памяти красивый, тенистый, зеленый, тихий.

Логопед. Молодцы! Вы и с этим заданием справились отлично.

Логопед убирает картинки.

3. Игра «Что изменилось?» [Развитие диалогической речи, зрительного внимания и восприятия.]

Логопед помещает на магнитную доску несколько открыток или фотографий с видами Славянска на Кубани.

Логопед. Какие места нашего города вы видите на этих фотографиях?

Дети отвечают.

Логопед. Правильно. Сейчас вы закроете глаза, а я поменяю фотографии местами или заменю одну из них. Вы должны будете рассказать, что изменилось.

Игра проводится до тех пор, пока не ответит каждый ребенок. По окончании игры логопед убирает фотографии.

4. Игра с мячом «Продолжи предложение». [Обогащение экспрессивной речи словами-антонимами.]

Логопед приглашает детей выйти на ковер, предлагает им встать в круг и берет в руки мяч.

Логопед. Давайте поиграем в игру «Продолжи предложение», поучимся подбирать слова-«наоборот». Река  широкая, а ручей...

1–й  р е б е н о к. ...узкий.

Логопед. Кубань глубокая, а лужа...

2-й ребенок. ...мелкая.

Логопед. Успенский храм высокий, а домик воскресной школы…

3-й ребенок. ...низкий.

Логопед. Улица Ленина длинная, а переулок Кленовый…

4-й ребенок. Короткий.

5. Упражнение «Весенний дождь». [Координация речи с движением.]

 Логопед включает магнитофон и предлагает детям сделать упражнение

Капля – раз,                         прыжок

Капля – два,                         прыжок

Очень медленно сперва,        4 прыжка

А потом, потом, потом         увеличивается темп        

Все бегом, бегом, бегом.        быстрый темп

Мы зонты свои открыли,        руки поднять

От дождя себя укрыли.        кружимся

6. Упражнение с мячом «Подбери пару». [Совершенствование фонематических представлений (Дифференциация звуков [ш]— [ж] в слогах и словах).]

Логопед берет в руки мяч. Нужно звук [ш] заменить на звук[ ж].

Логопед. Ша.

1-й ребенок. Жа.

Логопед. Ши.

2-й ребенок- Жи.

Логопед. Ше.

3-й ребенок. Же.

Логопед. Шо.

4-й ребенок. Жо.

Логопед. Шу.

1-й ребенок. Жу.

Логопед. Саша.

2-й ребенок. Сажа.

Логопед. Шар.

3-й ребенок. Жар.

Логопед. Шить.

 4-й ребенок. Жить.

Логопед. Великолепно! Какие же вы молодцы! Логопед убирает мяч и приглашает детей к столу.

7. Работа по тетради №2. [Совершенствование фонематических представлений (дифференциация звуков [ш]—[ж] в словах).]

Логопед раздает детям тетради, ставит на стол контейнер с карандашами.

Логопед. Посмотрите на страничку справа. Соедините картинки с теми буквами, которые есть в их названиях, а потом раскрасьте их.

Дети выполняют задание, логопед оценивает выполнение, а потом убирает тетради и карандаши.

8. Игра «Составь слова». [Совершенствование навыка слогового анализа и синтеза слов. Совершенствование навыка чтения.]

Логопед раздает детям буквари.

Логопед. Откройте буквари. Посмотрите на задание в верхней части страницы. Составьте слова из данных слогов.

1-й ребенок. Жаба.

2-й ребенок. Жуки.

3-й ребенок. Ножи.

4-й ребенок. Кожа.

9. Окончание занятия. [Оценка работы детей.]

Логопед предлагает детям перечислить упражнения, которые они выполняли, а затем оценивает работу каждого ребенка на протяжении всего занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей логопедической группе по лексической теме "Овощи"

Лексико-грамматические задания для изучения овощей...

Конспект занятия в старшей логопедической группе по лексической теме "Посуда"

Лексическая тема «ПОСУДА» Коррекционно-образовательные цели: Уточнить и расширить представление о посуде, ее назначении; Закреплять понятия чайная, столовая, кухонная посуда.Уточ...

Конспект занятия №1 в старшей логопедической группе по лексической теме «Наш город». Звуки [ш], [ж]

Расширение представле­ний о родном городе и его достопримечательностях. Расширение и активизация словаря по теме «Наш город» город, Славянск на Кубани, река, Кубань, улица, площадь, му...

Конспект занятия в старшей логопедической группе по лексической теме «Весна»

Закрепить с детьми признаки весны.Развивать умсение составлять рассказ о весне  по вопросам.Закрепить умение называть существительное в ласкательном виде....

Конспект занятия №1 в старшей логопедической группе по лексической теме «Наш город». Звуки [ш], [ж]

Конспект занятия №1в старшей логопедической группе по лексической теме«Наш город». Звуки [ш], [ж]Коррекционно-образовательные задачи. Расширение представлений о родном городе и его достопр...