Развитие речевого творчества детей через использование системы игр и упражнений
учебно-методический материал по развитию речи

Игры и упражнения для развития речевого творчества детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bahmetenko_e.m._referat.docx32.94 КБ

Предварительный просмотр:

Речь – вид деятельности, присущий только человеку. От качества речи зависит очень многое: развитие, обучение, познание окружающего мира и себя в нём. Язык является важнейшим средством человеческого общения, восприятия действительности и служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием обучения. Полноценное владение родным языком является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития. При этом дети не только приобретают знания, но и учатся мыслить, поскольку думать – это значит говорить про себя или вслух, а говорить – значит думать. Ребенок пользуется речью для того, чтобы выразить свои мысли, чувства, т. е. воздействовать на окружающих людей. Это предъявляет требования к правильному произношению всех звуков речи, её грамматическому оформлению, выразительности, эмоциональности, связности.
Задача взрослых – родителей и педагогов – помочь ему овладеть речью. К сожалению, в последнее время возросло число детей, имеющих недоразвитие речи. Речевые нарушения затрудняют коммуникацию, отрицательно влияют на мыслительную деятельность, ведут к изменениям в эмоциональной сфере ребенка, ограничивают овладение понятийными значениями и речевыми образцами.  В ФГОС ДО в образовательной области «Речевое развитие» прописаны направления развития, включающие в себя владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной монологической и диалогической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи; фонематического слуха.

Согласно требованиям образовательной программы «От рождения до школы» (под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой) современный педагог ставит перед собой цели и задачи по развитию всех компонентов речи детей: от свободного общения со взрослыми и детьми, овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими, развития грамматического строя речи, связной речи – диалогической и монологической форм, формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи, – до практического овладения воспитанниками нормами родного языка.

Также одним из основных новообразований дошкольного возраста является воображение. Развитое воображение, его культурная форма, характеризуется, прежде всего, продуктивностью. Это не отрывочное фантазирование, которое часто встречается у детей, а решение определенной творческой задачи. Такой задачей может быть создание сюжета игры, замысла рисунка, конструкции или создание сказки. Чувствуя настоятельную потребность времени, педагоги находятся в поиске путей и способов творческого развития детей. Важно же, чтобы ребенок не только овладел знаниями, но и умел их использовать для генерирования собственных идей и мыслей. Воспитание творца – потребность времени. Поэтому необходимо уделять внимание формированию способностей ребенка к творчеству и использовать кроющиеся в психике ребенка огромные возможности для его развития. 

Вопросы формирования и развития речевого творчества рассматриваются в работах Л. С. Выготского, А. В. Запорожца, Н. А. Ветлугиной, Ф. А. Сохина, С. Л. Рубинштейна, Е. А. Флериной, М. М. Кониной, JI. А. Парамоновой, О. С. Ушаковой, О. М. Дьяченко, Г. А. Тумаковой, Н. В. Гавриш, и др.

 Л.С. Выготский говорил, что «… из всех форм творчества словесное творчество является самым характерным для детского возраста». 
Ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра и, соответственно, развитие всех компонентов речи не возможно без активного включения ребёнка в этот процесс. Поэтому я решила развивать воображение, фантазию и речевое творчество детей, используя систему игр и игровых приемов.

На сегодняшний день существует множество методик, игровых технологий, с помощью которых можно корректировать процесс развития речи у детей. Перечислю те, которые я использую в своей работе.

Моделирование и мнемотехника

Для запоминания незнакомых слов, текстов, рассказывания разучивания стихотворений мы, педагоги в своей практике используем приёмы наглядного моделирования и мнемотехники. Таблицы с элементами мнемотехники служат дидактическим материалом в работе по развитию речи. Их использование очень эффективно при составлении:

  • описательных рассказов,
  • пересказах художественных произведений,
  • творческого рассказывания
  • заучивании стихов,
  • отгадывании загадок.

   В качестве символов-заместителей на начальном этапе работы я использовала геометрические фигуры, своей формой и цветом напоминающие замещаемый предмет.

Разыгрывание с помощью заместителей лучше начинать с народных сказок (лиса оранжевая, медведь большой коричневый и. т. д.). Сначала достаточно, чтобы ребёнок поднимал соответствующий символ по ходу рассказывания сказки взрослым, затем можно переходить к разыгрыванию сказки. На последующих этапах дети выбирают заместители, без учета внешних признаков объекта. В этом случае они ориентируются на качественные характеристики объекта (злой, добрый, трусливый и т. п.).

Эффективным приёмом является использование таблиц, для составления описательных рассказов о предмете: игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных. 

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Метод мнемотаблиц помогает эффективно воспринимать и воспроизводить полученную информацию. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание вначале подбирается картинка (изображение, а затем все стихотворение зарисовывается схематически). После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовый план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.

Технология обучения детей составлению загадок.

Использование загадок является очень эффективной формой в работе по речевому развитию детей. Загадка не только позволяет решить проблемы речевого развития детей, но и, что самое главное, доставляет ребенку радость. А еще загадка это игра, а игра, как мы знаем, ведущий вид деятельности детей. 

Учитывая это, я решила научить детей играть в загадки: не отгадывать их, а наоборот, придумывать.

Загадка является одним из объектов изобретательства для дошкольников. На материале загадок можно решить множество методических проблем: от систематизации свойств предметов и явлений до построения моделей и развития ассоциативного мышления. Кроме того, сочинение загадок – это творчество, доступное даже 4 – 5 летним детям.

Разработанные алгоритмы по созданию образных характеристик, предлагаемые Сидорчук Татьяной Александровной и Хоменко Николаем Николаевичем, достаточно легко усваиваются дошкольниками и дают возможность значительно повысить уровень выразительности их речи.

Работа в данном направлении состоит из следующих этапов:

обучение детей созданию сравнений (первый этап);

обучение детей составлению загадок (второй этап);

обучение детей составлению метафор (третий этап).

Модель составления сравнений:

1.Воспитатель называет какой – либо первый объект (цыпленок).

2.Обозначает его признак (цвет).

3.Определяет значение этого признака (желтый).

4.Сравнивает данное значение со значением признака во втором объекте, такой же желтый (значение признака) по цвету (признак), как солнце (объект № 2).

В младшем дошкольном возрасте отрабатываются модели составления сравнений по признакам цвета, формы, вкуса, звука, температуры и др. ПР: «Мячик по форме круглый, такой же круглый по форме, как яблоко». На первый взгляд кажется, что фраза, произнесенная воспитателем таким образом, громоздкая и несколько нелепая, но именно повторы такого длинного сочетания позволяют детям понять, что признак – это более общее, чем значение данного признака.  Далее воспитатель предлагает детям самостоятельно найти объекты с данным значением признака (круглое по форме – солнце, колесо, лампочка).  До четырехлетнего возраста воспитатель побуждает детей к составлению сравнений по заданным признакам. На пятом году жизни тренинги усложняются: в составляемой фразе не произносится признак, а оставляется только его значение (одуванчики желтые, как цыплята).  В сравнениях обогащается характеристика, даваемая второму объекту (подушка мягкая, такая же, как только что выпавший снег). В старшем дошкольном возрасте детям дается больше самостоятельности  при составлении сравнений, поощряется инициатива в выборе признака, подлежащего сравнению. Дети самостоятельно подбирают сравнения по заданному воспитателем признаку. Педагог указывает на объект и просит детей подобрать сравнения с другими объектами по одному из признаков (цвету, форме, действию и т.д.). При этом ребенок сам выбирает значения заданного признака. Вводятся понятия "завышение" и " занижение" .  "Дерево по цвету золотистое, как новенькие монетки" . Сравнение построено на приукрашивании объекта (завышение). «Дерево корявое, такое же, как руки Бабы Яги". Сравнение построено на обесценивании красоты формы (занижение). Параллельно с обучением составлению сравнений проводится работа по составлению загадок.

Объектами для составления загадок для детей 4-5 лет служат предметы, с которыми дети чаще всего сталкиваются, многократно воспринимают и которые оказывают на них эмоциональное воздействие: игрушки, предметы домашнего обихода, домашние животные и т. д. Детям предлагается назвать яркие, характерные признаки внешнего вида (цвет, форму, величину, отметить те качества и свойства, которые дети хорошо знают.

У детей старшего дошкольного возраста значительно расширяется кругозор. Следовательно, и тематика для составления загадок становится разнообразнее. Детям предлагается сочинить загадки о насекомых, рыбах, современной технике, о буквах и словах.

При составлении загадок используются три основных модели, предложенные д.п.н. ТРИЗ – специалистом Аллой Нестеренко. Воспитатель вывешивает одну из табличек с изображением модели составления загадки и предлагает детям составить загадку про какой-либо объект.

Модель 1. «Какой?»(Определение свойств и качеств, выбранного объекта.)

Какой? 

Что бывает таким же? 

 

 

 

 

 

 

Для составления загадки выбран объект (самовар). Далее детьми даются образные характеристики по заданным воспитателем признакам. Целесообразно значение признака в левой части таблицы обозначать словом с четко выделенной первой буквой, а в правой части допустима зарисовка объекта. Это позволяет тренировать детскую память: ребенок, не умея читать, запоминает первые буквы и воспроизводит слово в целом.

- Какой самовар по цвету? - Блестящий. Воспитатель записывает это слово в первой строчке левой части таблицы.

- Какой самовар по действиям? - Шипящий (заполняется вторая строчка левой части таблицы).

- Какой он по форме? - круглый (заполняется третья строчка левой части таблицы).

Воспитатель просит детей дать сравнения по перечисленным значениям признаков и заполняет правые строчки таблицы:

Какой? 

Что бывает таким же? 

Блестящий

Монета

Шипящий

Вулкан

Круглый

Арбуз

После заполнения таблицы воспитатель предлагает прочитать загадку, вставляя между строчками правого и левого столбцов связки "Как" или "Но не".

Например: «Блестящий, как монета, шипящий, но не вулкан, круглый как арбуз».

После освоения модели "Какой - что бывает таким же" на активном уровне необходимо познакомить детей с особенностями сравнений. Загадки можно составить на основе "занижения" свойств объектов (самовар тусклый, как нечищеные ботинки) или их "завышения" (самовар блестящий, как начищенная монета).

Модель 2. «Что делает? Что (кто) делает так же?» (определение действий, выбранного объекта.)

Что делает?

Что (кто) делает так же?

пыхтит

Паровозик, чайник

собирает

Грибник, жадина

семенит

Муравей, старичок

Методика работы с моделью 2 аналогична работе с первой моделью. Пример составления загадки про ежика.

- Что делает ежик?

- Пыхтит, собирает, семенит.

- Пыхтит как кто или что?

- Пыхтит как новенький паровозик (сравнение на "завышение"). Пыхтит как старый чайник (сравнение на "занижение").

- Собирает как хороший грибник (сравнение на "завышение"). Собирает как жадина (сравнение на "занижение").

- Семенит, как трудолюбивый муравей (сравнение на "завышение"). Семенит как старый дедушка (сравнение на "занижение").

Далее воспитатель предлагает составить загадку в целом, используя связки "Как", "Но не".

Например. Составление загадки про ежика с приемом "завышение": "Пыхтит, как новенький паровозик; собирает, как хороший грибник; семенит, но не трудолюбивый муравей".

Составление загадки про ежика с приемом "занижение": "Пыхтит, но не старый чайник; собирает, но не жадина; семенит, как старый дедушка".

Модель 3. «Части»(На что похоже? Чем отличается?)

На что похоже?

Чем отличается?

гном

Без бороды

дом

Без окон

зонтик

Толстая ножка

Особенностью освоения этой модели является то, что ребенок, сравнивая один объект с каким-либо другим объектом, находит между ними общее и различное.

Пример составления загадки про гриб:

- На что похож гриб? - На гнома.

- А чем отличается от гнома? - У гриба нет бороды.

- Еще на что похож? - На дом, но без окон.

- А еще? - На зонтик, но у зонтика тоненькая ручка.

Текст получившейся загадки: "Похож на гнома, но без бороды; похож на дом, но без окон; как зонтик, но на толстой ножке".

Составленные с детьми загадки можно оформить в «Книгу загадок», которая может являться самостоятельным продуктом деятельности или итоговым продуктом в рамках определённой тематической недели. Так же составление загадки можно использовать как одно из заданий во время образовательной деятельности по любой из областей.

ТРИЗ технология.

Основным рабочим механизмом ТРИЗ является педагогический поиск. Педагог не должен давать готовые знания, раскрывать перед ним истину, он должен учить ее находить.

А.А. Нестеренко, Т.А.Сидорчук, Н.Н.Хоменко, работавшие над проблемой использования технологии ТРИЗ в речевом развитии младших школьников и дошкольников предложили очень интересные игры и игровые задания, которые я использую в своей работе.

  1. Игра "Цепочка"

Цель игры: Учить детей выделять признаки объектов.

Ведущий показывает ребенку картинку с изображением объекта, он называет его. Затем картинка передается другому ребенку. Он должен назвать один из признаков объекта и передать картинку следующему. Нужно назвать как можно больше признаков и не повториться.

Рекомендуется с младшего возраста.

  1. Игра «Угадай по описанию».

Цель игры: Учить детей по описанию определять объект.

Ведущий показывает картинку с изображенным объектом только одному из детей. Ребенок описывает объект (не называя его) так, чтобы остальные играющие догадались, о чем идет речь.

3.  Игра «Только весёлые слова».

Цель игры: упражнять в умении придумывать определенные слова прилагательные к существительным.

Играть лучше в кругу. Кто-то из играющих определяет тему. Нужно называть по очереди, допустим, только весёлые слова. Первый игрок произносит: "Клоун". Второй: "Радость". Третий: "Смех" и т. д. Игра движется по кругу до тех пор, пока слова не иссякнут. Можно сменить тему и называть только зелёные слова (например, огурец, ёлка, карандаш и т. д., только круглые (например, часы, Колобок, колесо и т. д.)

4. Игра «Автобиография».

Цель игры: упражнять в умении придумывать и отгадывать загадки по вопросам.

Вначале кто-то из взрослых берёт на себя ведущую роль и представляет себя предметом, вещью или явлением и от его имени ведёт рассказ. Остальные игроки должны его внимательно выслушать и путём наводящих вопросов выяснить, о ком или о чём идёт речь. Тот из игроков, который это угадает, попробует взять на себя роль ведущего и перевоплотиться в какой-либо предмет или явление. Например, «Я есть в доме у каждого человека. Хрупкая, прозрачная, неизящная. От небрежного обращения погибаю, и становится темно не только в душе». (Лампочка) .

      5. Игра «Антонимы в сказках и фильмах».

Цель игры: упражнять в умении придумывать слова – антонимы.

Взрослый предлагает детям поиграть со Сказкой, объясняя, что он будет произносить название - антоним, а дети должны будут угадать истинное название сказки. Примеры заданий:"Зелёный платочек" - ("Красная шапочка");"Мышь в лаптях" - ("Кот в сапогах");"Рассказ о простой курочке" - ("Сказка о золотой рыбке"); "Знайка в Лунной деревне" - ("Незнайка в Солнечном городе");"Бэби - короткий носок" - "Пэппи - длинный чулок");"Рассказ о живой крестьянке и одном слабаке" - ("Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях");"Один из Молоково" - "Трое из Простоквашино"); "Крестьянка под тыквой" - ("Принцесса на горошине"); "Деревянный замочек" - ("Золотой ключик");

6. Игра «Антонимы для загадок».

Цель игры: продолжать работу над придумыванием антонимов.

Вначале игры игроки договариваются о теме, которая будет служить основой для загадок. Затем взрослый загадывает ребёнку загадку, в которой всё наоборот, например, тема "Животные".

Обитает в воде (значит, на суше). Шерсти нет совсем (значит, длинная шерсть).Хвост очень длинный (значит, короткий).Всю зиму ведёт активный образ жизни (значит, спит).Очень любит солёное (значит, сладкое).Кто это?

  Таким образом, проблема развития детского творчества, раскрытие творческого начала каждого конкретного ребёнка начиная с первых лет его жизни, сегодня является одной из актуальных.
Для развития речевого творчества необходимы педагогические условия.   Хочется сказать что в результате использования мною перечисленных игр и упражнении дети стали самостоятельны в словесно – творческих проявлениях. Научились связно, последовательно, выразительно строить предложения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по развитию речевого творчества старших дошкольников

анализ исходной ситуации, теоретическая база исследования, критерии оценки для диагностического обследования детей, система работы, включающая описание методов и приемов...

Система работы по развитию речевого творчества старших дошкольников

анализ исходной ситуации, теоретическая база исследования, критерии оценки для диагностического обследования детей, система работы, включающая описание методов и приемов...

Развитие речевого творчества дошкольников с использованием мнемотаблиц

Мнемотаблицы, как основа интеллектуального тренинга, заметно облегчают детям овладение связной речью. Кроме того, наличие зрительного плана – схемы, делает рассказы (сказки) четкими, связными и ...

Развитие речевого творчества с использованием интерактивных технологий у дошкольников с общим недоразвитием речи.

В данной статье приведены примеры заданий по развитию речевого творчества у дошкольников с использованием интерактивных технологий....

Работа с родителями в системе развития речевого творчества детей

Какой материал по лексической теме можно разместить в родительском уголке....

Картотека методов и упражнений по развитию речевого творчества детей старшего дошкольного возраста

В картотеке представлены игры и упражнения для развития речевого творчества детей...