Обучение дошкольников составлению загадок с использованием приемов ТРИЗ в системе работы по развитию речевого творчества
презентация к уроку (средняя, старшая, подготовительная группа)

Кузнецова Виктория Сергеевна

Простые модели сочинения загадок для самых маленьких

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zagadki_po_triz.pptx1.38 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Обучение дошкольников составлению загадок с использованием приемов ТРИЗ в системе работы по развитию речевого творчества Кузнецова В.С. Педагог-организатор

Слайд 2

Развиваем свою речь Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребенка можно считать богатство его речи. И от этих данных во многом зависит его общее психическое развитие и будущая успешность в школе. Чтобы повысить уровень выразительности речи дошкольников можно начинают свою работу с трехлетнего возраста.

Слайд 3

В младшем дошкольном возрасте педагоги отрабатывают модель составления сравнений по признаку цвета, формы, звука, вкуса… Воспитатель учит детей выделять признаки объектов и сравнивать их с признаками других, составляя сравнения по какому-то признаку.

Слайд 4

Постепенно тренинги усложняются: на пятом году жизни не произносится признак, а оставляется только его значение.

Слайд 5

В старшем возрасте по заданному воспитателем признаку дети учатся самостоятельно делать сравнения. цвет форма размер вкус звук

Слайд 6

гораздо полезнее учиться сочинять загадки самому

Слайд 7

Простые модели сочинения загадок для самых маленьких (от Т.А. Сидорчук и А.А. Нестеренко) Загадки по этим моделям могут придумывать дети 3-4 лет. Модель 1 1. Придумать, о чем будет загадка – ПРО КОТЕНКА 2. Выделить у этого объекта основные свойства (не более 4), 3. К каждому свойству подобрать другой объект, который обладает этим же свойством.

Слайд 8

МОДЕЛЬ №1 «какой?» Добавляем слова-связки и получаем загадку: Ласковый, но не солнышко, Теплый, но не свитер, Усатый, но не сом. Разделив каждую пару выражениями «но не» или «как» получаем фразы сравнения с элементом загадки Объект Свойства Аналогичные свойства у других объектов «котенок»

Слайд 9

МОДЕЛЬ №2 «что делает?» Аналогично можно составлять простые загадки, опираясь на действия , которые совершает объект . Лучше брать за основу объект, у которого можно выделить 2-3 свойства, связанных с движением, звуком, световыми эффектами, запахами. Объект Описание функции Прямой перенос их на объект «котенок»

Слайд 10

МОДЕЛЬ №2 Получилась загадка: Охотится, но не волк, Умеет прыгать, но не мяч, Урчит, но не мотор.

Слайд 11

МОДЕЛЬ №3 «на что похоже? Чем отличается?» Здесь в таблицу нужно записать, на какой объект похожа наша отгадка и чем от него отличается. Объект Схожий объект Отличия «котенок»

Слайд 12

МОДЕЛЬ №3 Похож на игрушку, но живой, Похож на льва, но без гривы, Похож на сову, но не летает.

Слайд 13

МОДЕЛЬ №4 На одной палочке 4 зуба акулы. Для поддержания интереса к составлению загадок данного типа первый столбик убираем ( загибаем часть листа или стираем). На таких загадках можно изучать части мебели, машины, посуды, строение растений и животных. Модель составления загадок о предметах с указанием частей и их количества. Объект вилка. Названия частей Сколько ? На что похоже? ручка 1 палочка зубья 4 Зубы акулы Название частей Количество На что похоже

Слайд 14

модель составления загадок о слове Место нахождения Схожий объект Объект Схожий объект Где находится? На что похоже? Предмет На что похоже? На листе бумаги Белая простыня Буква Н На перекладину За буквой Н перекладина Буква О Колесо За буквой О колесо Буква С месяц сочиняем загадку о слове НОС предварительно нужно крупно написать это слово на листе бумаги На белой простыне – перекладина, за перекладиной – колесо, а за колесом – месяц. «нос»

Слайд 15

Схема загадки Дети с большим интересом придумывают загадки, самостоятельно описывают с помощью сравнений выбранный объект, обязательно загадку зарисовывают или схематически «записывают». Можно заменить слова рисунками, условными обозначениями. На белой простыне – перекладина, за перекладиной – колесо, а за колесом – месяц.

Слайд 16

Способствует психологическому раскрепощению, устраняет боязнь неправильного высказывания Вырабатывает смелость в фантазии Составление загадок с использованием элементов ТРИЗ Развивает речевое творчество и креативность мышления детей Ребенок считает, что он составляет загадку о конкретном предмете. Мы, взрослые, знаем, что важнее то, что составляя загадку, ребенок устанавливает связи между анализаторами и именами признаков, представляет возможные ощущения, думает о том, что было и будет с конкретным объектом, делает сравнения по выбранному признаку, обогащает свою речь.

Слайд 17

При использовании на занятиях элементов ТРИЗ, реализуется главное кредо ТРИЗовцев : Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достичь максимального эффекта. /Г. Альтшуллер / Дети получают радость от речевого творчества!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по развитию речевого творчества старших дошкольников

анализ исходной ситуации, теоретическая база исследования, критерии оценки для диагностического обследования детей, система работы, включающая описание методов и приемов...

Система работы по развитию речевого творчества старших дошкольников

анализ исходной ситуации, теоретическая база исследования, критерии оценки для диагностического обследования детей, система работы, включающая описание методов и приемов...

Обучения детей составлению загадок с помощью ОТСМ-ТРИЗ технологии

Презентация "Обучение детей составлению загадок с помощью ОТСМ-ТРИЗ технологии"...

Система работы по развитию речевой активности младших дошкольников.

Разработка системы игр и упражнений для развития речевой активности младших дошкольников в виде таблицы. В основу системы положены артикуляционные и логоритмические упражнения Е. Железновой, игры...

Обучение детей составлению сказок с использованием приема опорного моделирования

В коррекционной логопедической работе с детьми с ОНР формирование связной речи приобретает особое значение из-за структуры дефекта и превращается в сложную задачу, становясь одновременно главной конеч...