Конспект НОД по речевому развитию "Составление загадок" с использованием технологии ТРИЗ для старшей группы
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Татьяна Николаевна Сальникова

НОД по речевому развитию  с использованием технологии ТРИЗ

Скачать:


Предварительный просмотр:

НОД по развитию речи для старшей группы с использованием технологии ТРИЗ

Тема: «Составление загадок  о домашних животных»

Цель: научить детей самостоятельно составлять загадки, используя модель

Задачи: 1) обучающая: учить составлять образные характеристики предметов, расширять словарный запас детей

2)развивающая: развивать творческую речевую деятельность, умение мыслить самостоятельно, анализировать, сравнивать,, логическое, наглядно-образное мышление; внимание.

3)воспитывать умение слушать друг друга,не перебивая; воспитывать  умение говорить комплименты, давать положительную оценку.

Оборудование: игрушка Нюша,  модель для придумывания загадок, картинки: кошка, коза, кролик, корова

Ход:

  1. Орг. момент

«Собрались все дети в круг. Я - твой друг, и ты - мой друг.

Крепко за руки возьмемся и друг другу улыбнемся.

Меня зовут – Татьяна Николаевна и пришла к вам сегодня на занятие, но когда я к вам шла, то встретила  одну вашу хорошую знакомую.  Интересно вам кто это? (Да)

- Хорошо, только я очень люблю загадывать загадки и придумала и про нее загадку

Красотка, звезда,

И совсем не свинюша!

Узнали кто это?

Конечно же... (Нюша)

- А вот и наша гостья. Поздоровайтесь с ней.

Дети: Здравствуй, Нюша.

В: Нюша обожает комплименты, когда ей говорят что-нибудь приятное.  Кто хочет сделать Нюше комплимент?  

- Ой, сколько хороших слов вы о ней тут сказали, она очень рада, что пришла к вам в гости.

Воспитатель: Нюша говорит, что он пришла попросить у нас помощи. Дело в том, что Кар-Карыч решил организовать конкурс загадок про животных. Условия конкурса таковы: выиграет тот, кто придумает больше всех загадок. Нюша слышала, что дети в детском саду умеют хорошо придумывать загадки. Поможем ей?

Дети:Да!

- Вот видишь, Нюша, я же говорила, что наши ребята очень хорошие и будут рады тебе помочь!

Нюша принесла с собой картинки с изображенными на них животными, о которых она бы хотела придумать загадки(кошка, корова, коза, кролик).

- Ну что, тогда начнем, проходите все на стульчики

2. Основная часть

Воспитатель вывешивает одну из табличек с изображением модели составления загадки и предлагает детям составить загадку о кошке.  Значение признака в левой части таблицы обозначается словом с четко выделенной первой буквой, а в правой части  зарисовка объекта. Это позволяет тренировать детскую память: ребенок, не умея читать, запоминает первые буквы и воспроизводит слово в целом.

- Какая по размеру?

- Какая кошка по внешнему виду (пушистая, длиннохвостая, маленькая, усатая)

- Какая кошка по характеру?  ( ласковая, ленивая, прыткая, быстрая)

- Что (кто) бывает таким же?

- Какой бывает…

После заполнения таблички воспитатель предлагает прочитать загадку, вставляя между строчками правого и левого столбцов связки "Как" или "Но не".

Сложенный текст неоднократно повторяется всеми детьми.

Вот окошко распахнулось.        (руки в стороны)

Вышла кошка на карниз.          (имитация мягкой, грациозной походки кошки)

Посмотрела кошка наверх,       (запрокинуть голову, посмотреть вверх)

Посмотрела кошка вниз.           (опустить голову, посмотреть вниз)

Вот налево повернулась,          (повернуть голову налево)

Проводила взглядом мух.        (повернуть голову направо, взглядом «проводить» муху)

Потянулась, улыбнулась          (соответствующие движения и мимика)

И уселась на карниз.                 (присесть)

После игры дети таким же образом составляют загадки на слова корова, коза, кролик . Дети стараются сами подобрать признаки предмета и сравнения с другими предметами. Все придуманные воспитателем с детьми загадки записываются.

  1. Заключение

- Ну что ребята, помогли мы Нюше?

- Про кого мы сегодня с вами загадки составляли?

-А кто из вас догадался, что общего, между всеми этими животными. Как они называются?

Почему? (Люди ухаживают за ними; они приносят человеку пользу). Какую пользу приносят домашние животные? (Корова дает молоко и мясо. Кошка ловит мышей. Кролик дает мясо и мех.)

В конце занятия воспитатель с детьми прощается с гостем, отдают Лунтику придуманные ими загадки.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по речевому развитию на тему: «Наш Коста» в старшей группе.

Коста Хетагуров - выдающийся осетинский писатель, поэт, художник, публицист. Его имя широко известно и любимо не только в Осетии, но и далеко за её пределами....

Конспект НОД по речевому развитию "Чудо-превращения с овощами" в старшей группе

Конспект НОД по речевому развитию                "Чудо -  превращение с овощами"в старшей группе Задачи: 1. Ут...

Конспект НОД по речевому развитию (подготовка к обучению грамоте) в старшей группе. Тема "Звуки (К), (Кь).

Знакоство со звуками (К), (Кь) изолированно, в словах и предложениях....

Занятие по речевому развитию «Составление рассказов по теме «Зима» (старшая группа)

Занятие по речевому развитию «Составление рассказов по теме «Зима» (старшая группа)...