Система работы по развитию речевой активности младших дошкольников.
методическая разработка по развитию речи (младшая группа) на тему

Охотникова Анна Геннадьевна

Разработка системы игр и упражнений для развития речевой активности младших дошкольников в виде таблицы. В основу системы положены артикуляционные и логоритмические упражнения Е. Железновой, игры на развитие мелкой моторики в сочетании с наглядными и игровыми приемами, а так же дидактические игры и игры направленные на развитие фонационного дыхания, слухового внимания, фонематического слуха. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система работы по развитию речевой активности

младших дошкольников.

Автор – составитель: воспитатель Охотникова А.Г.

Актуальностью затрагиваемой темы является тот факт, что с каждым годом жизнь в обществе предъявляет все более высокие требования как ко взрослым, так и к детям: неуклонно растет объем знаний, которые нужно им передавать. Для того чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них словаря. Это является основным условием для дальнейшего обучения ребенка. Ведь через посредство речи совершается развитие отвлеченного мышления. С помощью слова ребенок выражает свои мысли.

Успешное речевое развитие напрямую зависит от чувственного восприятия ребенком окружающего мира и от его предметной деятельности. Богатая и хорошо развитая речь служит средством полноценного общения и развития личности. Вопрос о состоянии словаря и о методике его развития у ребенка дошкольного возраста является одним из актуальных вопросов.

Чем богаче словарь младшего дошкольника, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании словаря у детей, начиная с раннего возраста.

Целью работы является расширение границ окружающего мира ребенка, активизация речи, обогащение активного словаря детей, научить выражать свои мысли словами, сформировать речевое мышление.

Коррекционная работа с детьми направлена на преодоление у них речевых и психофизических нарушений путем проведения системы игр и упражнений. Коррекционное развитие проводится по основным направлениям:

 • развитие сенсорных и моторных функций;

 • формирование кинестетической основы артикуляторных движений;

 • развитие мимической мускулатуры;

 • развитие интеллектуальных функций (мышления, памяти, воображения, восприятия, внимания, ориентировки в пространстве и во времени);

• развитие эмоционально-волевой сферы и игровой деятельности.

В основу системы положены артикуляционные и логоритмические упражнения Е. Железновой, игры на развитие мелкой моторики в сочетании с наглядными и игровыми приемами, а так же дидактические игры и игры направленные на развитие фонационного дыхания, слухового внимания, фонематического слуха. Игры и упражнения подбирались в соответствии возрастным особенностям детей. Данная система работы рассчитана на второе полугодие учебного года.

Вся работа ориентирована на психическую защищенность ребенка, его комфорт и потребность в эмоциональном общении с педагогом. Данная система работы позволила повысить речевую активность детей младшего дошкольного возраста.

Система работы по развитию речевой активности

младших дошкольников.

Период

Подбор

индивидуальных заданий, игр

Взаимосвязь

с родителями и педагогами

Рекомендации,

примечания

1-я неделя

   

     Артикуляционная гимнастика «Улыбка».

Цель: развивать артикуляционный аппарат.

     Логоритмическое упражнение «Наши ручки» (Е.Железновой)

Цель: развивать речевую активность пропевая стихи; формировать умение согласовывать движения с текстом.

     Игра «Угадай, что звучит?».

Цель: развивать слуховое внимание, пополнять активный словарь, развивать фразовую речь.

     Дидактическая игра «Парочки».

Цель: развивать внимательность, память; обогащать словарный запас, активизировать пассивный словарь, учить называть предметы.

   

     Беседа: «Развитие речи детей 2 – 3 лет».

2-я неделя

   

     Упражнение на дыхание «Подуем на снежинку».

Цель: развивать речевое дыхание, тренировать мышцы губ.

     Пальчиковая игра «Снежок».

Цель: развивать мелкую моторику пальцев рук; речевую активность.

     Игра - упражнение «Наряди ёлочку»

Цель: тренировать мелкую моторику пальцев рук; упражнять в координации  движений рук.

3-я неделя

     Артикуляционная гимнастика «Иголочка».

Цель: развивать артикуляционный аппарат.

     Логоритмическое упражнение «Паровозик» (Е.Железновой)

Цель: развивать речевую активность пропевая стихи; формировать умение согласовывать движения с текстом.

     Развивающая игра «Скажи, как я».

Цель: развивать фонематический слух, внимательность; формировать умение контролировать силу голоса.

     Дидактическая игра «Где, чья мама? ».

Цель: развивать внимательность, память; обогащать словарный запас, активизировать пассивный словарь, учить называть животных.

          

     Консультация: «Развитие речи дошкольника в семье».

 

4-я неделя

     

     Упражнение на дыхание «Воздушный футбол».

Цель: развивать силу воздушной струи, тренировать мышцы губ.

     Пальчиковая игра «Этот пальчик хочет спать».

Цель: развивать мелкую моторику пальцев рук; речевую активность.

     Н/и «Рыбалка»

Цель: тренировать мелкую моторику пальцев рук; упражнять в координации  движений рук. 

     

5-я неделя

   

     Артикуляционная гимнастика «Качели».

Цель: развивать артикуляционный аппарат.

     Логоритмическое упражнение «К нам идёт бычок» (Е.Железновой)

Цель: развивать речевую активность пропевая стихи; формировать умение согласовывать движения с текстом.

     Развивающая игра «Покормим птенчиков».

Цель: развивать фонематический слух, внимательность; формировать умение контролировать силу голоса.

     Дидактическая игра «Назови ласково».

Цель: учить образовывать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами; развивать речевую активность; обогащать словарный запас.

 

     Беседа: «Играя пальчиками – развиваем речь».

     Памятки «Игры на развитие мелкой моторики»    

6-я неделя

     

          Упражнение на дыхание «Мыльные пузыри».

Цель: развивать речевое дыхание, тренировать мышцы губ.

     Пальчиковая игра «Апельсин».

Цель: развивать мелкую моторику пальцев рук; речевую активность.

     Игра - упражнение «Забавные прищепки»

Цель: тренировать мелкую моторику пальцев рук; упражнять в координации  движений рук.

     

7-я неделя

     Артикуляционная гимнастика «Дудочка».

Цель: развивать артикуляционный аппарат.

     Логоритмическое упражнение «Ослик» (Е.Железновой)

Цель: развивать речевую активность пропевая стихи; формировать умение согласовывать движения с текстом.

     Развивающая игра «Где позвонили».

Цель: Развивать направленность слухового внимания, умение определять направление звука, ориентироваться в пространстве.     

     Дидактическая игра «Угадай, чего не стало».

Цель: развивать внимательность, память; активизировать пассивный словарь, учить называть предметы.

          Презентация «Логоритмические упражнения для малышей Е. Железновой»

8-я неделя

     Упражнение на дыхание «Подуем на ветрячок».

Цель: развивать силу воздушной струи, тренировать мышцы губ.

     Пальчиковая игра «Засолка капусты».

Цель: развивать мелкую моторику пальцев рук; речевую активность.

     Настольная игра «Серпантин»

Цель: тренировать мелкую моторику пальцев рук; упражнять в координации  движений рук.

9-я неделя

     

     Артикуляционная гимнастика «Лошадка».

Цель: развивать артикуляционный аппарат.

     Логоритмическое упражнение «Села мошка на ладошку» (Е.Железновой)

     Цель: развивать речевую активность пропевая стихи; формировать умение согласовывать движения с текстом.

     Развивающая игра «Кто как голос подаёт».

Цель: развивать фонематическое восприятие, формировать, совершенствовать умение различать на слух голоса домашних животных.

     Дидактическая игра «Найди такой же предмет».

Цель: развивать внимательность, память; обогащать словарный запас, активизировать пассивный словарь, учить называть предметы.

   

     Консультация: «Для чего нужна артикуляционная гимнастика».

     Памятки «Артикуляционные упражнения в картинках»

10-я неделя

    Упражнение на дыхание «Поиграем на дудочке».

     Цель: развивать речевое дыхание, тренировать мышцы губ; учить контролировать силу выдоха.

     Пальчиковая игра «Червячки».

Цель: развивать мелкую моторику пальцев рук; речевую активность. 

     Настольная игра «Шнуровка»

Цель: тренировать мелкую моторику пальцев рук; упражнять в координации  движений рук.

11-я неделя

     Артикуляционная гимнастика «Вкусное варенье».

Цель: развивать артикуляционный аппарат.

     Логоритмическое упражнение «Едем-едем на лошадке» (Е.Железновой)

Цель: развивать речевую активность пропевая стихи; формировать умение согласовывать движения с текстом.

     Развивающая игра «Большие и маленькие машины».

Цель: развивать фонематический слух, внимательность; формировать умение контролировать силу голоса.

     Дидактическая игра «Расскажи сказку».

Цель: развивать речевую активность, активизировать пассивный словарь, учить рассказывать по серии картинок с помощью вопросов.

          Консультация: «Речевое дыхание».

     Памятки: «Игры и упражнения на расзвитие речевого дыхания».

12-я неделя

     Упражнение на дыхание «Пузыри в стакане».

Цель: развивать силу воздушной струи, тренировать мышцы губ.

     Пальчиковая игра «Семья».

Цель: развивать мелкую моторику пальцев рук; речевую активность.

     Игра - упражнение «Моталочки - жучки»

Цель: тренировать мелкую моторику пальцев рук.

13-я неделя

     Артикуляционная гимнастика «Часики».

Цель: развивать артикуляционный аппарат.

     Логоритмическое упражнение «Дождик» 

Цель: развивать речевую активность пропевая стихи; формировать умение согласовывать движения с текстом.     

     Развивающая игра «Барабаны».

Цель: Развивать речевое внимание, фонематический слух и артикуляционный аппарат детей.

     Дидактическая игра «Магазин одежды»

Цель: Активизировать словарный запас; развивать речевую активность.

          Консультация: «Фонематический слух – основа правильной речи».

     Памятки «Игры на развитие фонематического слуха».

14-я неделя

     

     Упражнение на дыхание «Подуем на бабочку».

Цель: развивать речевое дыхание, тренировать мышцы губ.

     Пальчиковая игра «По грибы».

Цель: развивать мелкую моторику пальцев рук; речевую активность.

     Игра - упражнение «Бусы»

Цель: тренировать мелкую моторику пальцев рук; упражнять в координации  движений рук.

15-я неделя

     Артикуляционная гимнастика «Надуваем шарик».

Цель: развивать артикуляционный аппарат.

     Логоритмическое упражнение «Кукла с кубиком идёт» (Е.Железновой)

Цель: развивать речевую активность пропевая стихи; формировать умение согласовывать движения с текстом.

     Развивающая игра «Угадай, что делать?».

Цель: Развивать умение переключать слуховое внимание. Развивать координацию движений, умение соотносить свои действия со звучанием бубна.

     Дидактическая игра «Лото животные»

Цель: развивать речевое внимание, слуховое восприятие; учить называть животных, активизировать словарный запас.

     Беседа: «10 причин начать читать в семье».

     Буклет: «Рекомендуемая литература для детей 2-3 лет».

16-я неделя

     

     Упражнение на дыхание «Мыльные пузыри».

Цель: развивать силу воздушной струи, тренировать мышцы губ.

     Пальчиковая игра «Черепаха».

Цель: развивать мелкую моторику пальцев рук; речевую активность.

     Настольная игра «Светофор»

Цель: Учить застёгивать пуговицы, тренировать мелкую моторику пальцев рук; закреплять название цветов (красный, зелёный).

     

17-я неделя

     Артикуляционная гимнастика «Заборчик».

Цель: развивать артикуляционный аппарат.

     Логоритмическое упражнение «Вышла курочка гулять» 

Цель: развивать речевую активность пропевая стихи; формировать умение согласовывать движения с текстом.

     Развивающая игра - упражнение «Солнце или дождик?».

Цель: Развивать умение переключать слуховое внимание, выполнять действия согласно различному звучанию бубна.

     Дидактическая игра «Расскажи сказку».

Цель: развивать речевую активность, активизировать пассивный словарь, учить рассказывать по серии картинок с помощью вопросов.

     Папка – передвижка «Чем занять ребёнка дома?!».

Выводы, анализ и дальнейшие рекомендации: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

система работы по развитию речи старших дошкольников

использование современных подходов в развитии связной речи старших дошкольников в ДОУ...

Система работы по развитию речевого творчества старших дошкольников

анализ исходной ситуации, теоретическая база исследования, критерии оценки для диагностического обследования детей, система работы, включающая описание методов и приемов...

Система работы по развитию речевого творчества старших дошкольников

анализ исходной ситуации, теоретическая база исследования, критерии оценки для диагностического обследования детей, система работы, включающая описание методов и приемов...

Опыт работы:" Система работы по развитию логического мышления дошкольников с использованием логических блоков Дьенеша".

Система работы с дошкольниками по развитию логического мышления с использованием блоков Дьенеша...

Презентация системы работы по развитию речевой активности детей с ОВЗ

В данной презентации представлены классические и инновационные методы и приемы обучения, раскрыты основные принципы и формы работы по развитию речевой активности детей с ОВЗ. ...