Обучение детей составлению сказок с использованием приема опорного моделирования
консультация по логопедии (старшая группа)
В коррекционной логопедической работе с детьми с ОНР формирование связной речи приобретает особое значение из-за структуры дефекта и превращается в сложную задачу, становясь одновременно главной конечной целью всего коррекционного процесса (целью труднодостижимой, требующей длительной кропотливой работы логопеда ,воспитателя родителей и ребенка).
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 404.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Обучение детей составлению сказок с использованием приема опорного моделирования
Значение сказки в развитии и воспитании детей трудно переоценить - это кладезь не только народной мудрости, но и неисчерпаемый источник развития эмоциональной сферы и творческого потенциала каждого ребенка.
Формирование связной речи у детей и при отсутствии патологии в речевом развитии изначально сложный процесс, который многократно усложняется если имеет место общее недоразвитие речи (ОНР).
В коррекционной логопедической работе с детьми с ОНР формирование связной речи приобретает особое значение из-за структуры дефекта и превращается в сложную задачу, становясь одновременно главной конечной целью всего коррекционного процесса (целью труднодостижимой, требующей длительной кропотливой работы логопеда ,воспитателя родителей и ребенка).
Обучение творческому рассказыванию по предложенному сюжету – сложный этап работы по формированию связной монологической речи.
По сюжетам дети придумывают рассказы не только с одним героем, но и с несколькими действующими лицами. Наличие 2-3 персонажей дает возможность вводить в описание диалоги.
Дошкольники сочиняют сказки, в которых действуют их любимые игрушки – зайчики, куклы, медвежата, матрешки ит.д.
Детям старшего дошкольного могут быть предложены следующие сюжеты сказочного характера: «медведица учит медвежонка говорить спасибо», «Подъемный кран и самосвал помогают куклам строить дом», «Дюймовочка в гостях у кукол». Придумывание сказок целесообразно сопровождать демонстрацией игрушек. Это активизирует мышление, воображение, речевую деятельность ребенка, создаёт возможность реализовать влияние художественно – образной наглядности в работе по развитию словесного творчества детей.
Рассказы по воображению (творческие рассказы)- это придуманные рассказы, представляющие собой некий результат детской фантазии, требующие от ребенка развитого воображения, образного мышления, самостоятельного в известной степени своеобразного моделирования сюжета и композиционного построения текста, придумывания интересных, захватывающих деталей, опирающихся не на конкретное восприятие сейчас или в прошлом, а на творчески переработанный предшествующий опыт и знания в целом, на способность к созданию своеобразных, порой причудливых комбинаций и сочетаний событий, явлений, обстоятельств, даже в какой то степени на ростки творческого личного дарования ребенка (и развивающие это дарование).
Творческие рассказы многообразны по степени сложности и самостоятельности.
-Придумывание конца рассказа или сказки
-Составление сказки по аналогии
-Составление сказки(рассказа) по предложенному (готовому) сюжету.
-Составление сказки (рассказа) по заданной теме.
Наиболее сложным в этом перечни является придумывание сказки или рассказа. Умение придумать сказку по определенной теме опирается на достаточно высокий уровень интеллектуальной и речевой зрелости, а также в значительной степени зависит от природной лингвистической одаренности ребенка, его способности к сочинительству.
Именно поэтому в практике коррекционной логопедической работы с дошкольниками наиболее приемлемым является придумывание конца готового текста сказки, а также составление сказок по аналогии.
Особенно благодатным материалом для придумывания своего веселого, счастливого, справедливого и доброго конца сказки являются русские народные сказки («колобок ,курочка ряба») ,замечательные сказки ,басни, рассказы русских писателей.
Учитель – логопед МБДОУ д/с – к/в №7
Роттер Марина Александровна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение детей придумыванию сказок с использованием моделей
Материал может быть использован при организации работы по развитию связной речи детей....

Использование социоигровых технологий в процессе обучения детей составлению загадок в подготовительной группе
Программное содержание:1. Учить детей отгадывать и составлять загадки, опираясь на модель.2. Формировать умение самостоятельно рассматривать предмет, находить его существенные видовые признаки, устана...

Доклад на тему: «Обучение детей составлению короткого рассказа на основе народных сказок».
Обучение детей составлению короткого рассказа на основе народных сказок....

Конспект фронтального занятия на тему: "Использование игровых приемов при обучении детей составлению рассказа по сюжетной картине"
Данный материал поможет обучить детей составлению рассказа по сюжетной картине....

«Технология обучения детей составлению сравнений, метафор, обучение детей составлению творческих рассказов по картине »
laquo;Технология обучения детей составлению сравнений, метафор, обучение детей составлению творческих рассказов по картине »...

Обучение дошкольников составлению загадок с использованием приемов ТРИЗ в системе работы по развитию речевого творчества
Простые модели сочинения загадок для самых маленьких...


