ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБОРУДОВАНИЯ И ИНТЕРАКТИВНЫХ ИГР ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ.
статья по развитию речи

Фокина Галина Юрьевна

Использование компьютерных игр "Мерсибо" для развития речи детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx20.29 КБ

Предварительный просмотр:

   ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБОРУДОВАНИЯ И ИНТЕРАКТИВНЫХ ИГР ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ.

Развитие речи – самый ответственный период в развитии ребёнка, а ещё важнейший компонент во ФГОС ДО. Целью работы педагога по развитию речи детей дошкольного возраста является становление начальной коммуникативной компетентности ребенка. Реализация данной цели предполагает, что к концу дошкольного возраста речь становится универсальным средством общения ребенка с окружающими людьми. Практика же свидетельствует о увеличении количества дошкольников с речевыми нарушениями. На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. Поэтому необходимо заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых форм русского языка. Исходя из выше сказанного, можно выделить следующие задачи речевого развития:

  • владение речью как средством общения и культуры;
  • обогащение активного словаря;
  • развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
  • развитие речевого творчества;
  • развитие звуковой и интонационной культуры речи;
  • развитие фонематического слуха;
  • знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
  • формирование звуковой аналитико - синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Наибольший эффект работы по развитию речи дошкольника будет получен, если проводить её через многообразие игр, так как основным видом деятельности дошкольников является игра, ещё игра является и одним из приоритетных направлений реализации ФГОС ДО.

Не секрет, что современного ребенка сложно удивить обычными традиционными средствами наглядности (картинками, игрушками), так как с раннего детства он включен в видео среду. Ребенок с большим удовольствием смотрит телевизор и играет в телефон или планшет, чем читает книгу, мощный поток информации оказывает большое влияние на его восприятие окружающего мира. Поэтому современные реалии жизни направляют педагогов на решение образовательных задач активно применяя интерактивное оборудование и интерактивные игры.

Целесообразность использования информационных технологий в развитии дошкольников подтверждают работы зарубежных и отечественных исследователей. Например, педагоги Г.А. Репина и Л.А. Парамонова высказывают мнение, что использование компьютерных средств в ДОУ позволяет развивать психофизиологические функции, обеспечивающие готовность ребёнка к обучению в школе (мелкая моторика, оптико-пространственная ориентация, зрительно-моторная координация); обогащение кругозора; помощь в освоении социальной роли; формирование учебной мотивации, развитие личностных компонентов познавательной деятельности (познавательная активность, самостоятельность, произвольность); формирование соответствующих возрасту умений (сериация, классификация); организация благоприятной для развития предметной и социальной среды.

Что же такое интерактивность – это способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с кем - либо, это – одна из характеристик диалоговых форм познания.

Ещё никогда обучение детей дошкольного возраста не было столь привлекательным и захватывающим. Мультимедийные и интерактивные средства вдохновляют и призывают детей к стремлению овладеть новыми знаниями.  Красочное оформление программ, анимация активизирует внимание детей, развивает ассоциативное мышление, а умело подобранные задания, создают позитивную психологическую атмосферу сотрудничества.   

Использование интерактивных игр позволяет включаться трем видам памяти: зрительной, слуховой, моторной, что позволяет сформировать устойчивые визуально-кинестетические и визуально — аудиальные условно-рефлекторные связи ЦНС.

Таким образом, интерактивное оборудование активно входящее в нашу жизнь, становится необходимым и важным атрибутом не только жизнедеятельности взрослых, но и средством обучения детей.
Но использование их в образовательных целях должно строится с учетом правил, направленных на здоровьесбережение детей:

  • мультимедиа презентации и развивающие компьютерные игры должны быть непродолжительными по времени (5-10 минут);
  • во время показа следует следить за осанкой ребенка;
  • после просмотра мультимедиа презентации проводить подвижные игры и физ. минутки;

Поэтому на занятиях используем элементы компьютерных технологий, в частности – мультимедийные презентации (сочетающие в себе динамику, звук, красочное изображение), интерактивные игры и современные интерактивные игры портала «Мерсибо».

Хотелось бы отметить, что игры портала «Мерсибо» соответствуют всем требованиям ФГОС:

  • являются элементом компьютерной среды, которая касается ребёнка;
  • требуют участия взрослого, совместной деятельности;
  • несут грамотное эстетическое оформление и наполнение;
  • формируют у детей навыки и умения, необходимые нормам возрастного развития;
  • создают ситуацию успеха и достижения цели;
  • стимулируют познавательное развитие детей.

Интерактивные игры «Мерсибо» охватывают все аспекты развития речи, такие как:

  • звукопроизношение;
  • фонематический слух;
  • звукобуквенный анализ;
  • грамматические навыки;
  • лексический запас;
  • связная речь;
  • обучение чтению;

Использование игр на занятиях значительно поднимает мотивацию у детей и делает работу педагога более эффективной и интересной. Настройки, имеющиеся у многих игр, дают возможность выбирать уровень сложности игры.

В своей практике используем следующие мультимедийные презентации и интерактивные игры:

1.Формирование движений органов артикуляционного аппарата осуществляется в основном посредством артикуляционной гимнастики. Упражнения должны быть целенаправленными: важны не их количество, а правильный подбор и качество выполнения. Поэтому используем презентации «Весёлая прогулка», «Гимнастика для язычка», «Сказка о язычке» и «Артикуляционную гимнастику» портала Мерсибо», где каждое упражнение иллюстрировано картинками и описано в стихотворной форме. При таком выполнении упражнений у ребёнка развиваются внимание, память, самоконтроль; он становится активным участником процесса, заинтересованным в достижении положительного конечного результата.

2. Для выработки направленной воздушной струи снова используем игры «Мерсибо». Речевая активность фиксируется микрофоном и представляется на экране в виде доступных для детей образов с элементами мультипликации. Восторг обеспечен. Ребёнок дует в микрофон и видит реакцию на экране: например, игра «Рассмеши клоуна» - ребёнок дует в микрофон, а от силы воздушной струи, поступающей в микрофон, усы клоуна или пирата поднимаются вверх и смешно топорщатся, мальчишки поднимают силой выдоха вертолёт и чувствуют себя пилотами, в другой аналогичной игре сдуваем снежинки, и находим под ними предметы (бусы, косточку) и определяем, кому он принадлежит. Можно задувать свечки на торте и при этом не бояться пожара. Такими играми легко увлечь ребёнка!

3. Для отработки мелкой моторики, кроме традиционных упражнений, используем графический редактор Paint. Дети учатся работать с манипулятором мышь, пользоваться инструментами графического редактора: карандаш, кисть, заливка; повторяют геометрические фигуры и конструируют из них, рисуют рисунки и готовые раскрашивают.

4. Помогают нам и игры портала «Мерсибо» для проведения физкультминутки на индивидуальных и групповых занятиях. Например, упражнения «А ты так можешь?», «Настольные пальчики» и «Ручные приведения». Ребёнок выбирает персонаж, за которым надо повторять движения. Стихи и музыка вносят в такие занятия элемент логоритмики.

5. Кто не знает, как монотонна и однообразна работа по автоматизации поставленных звуков? Чтобы разнообразить этот процесс мы подбираем множество картинок, игр, рисуем в детских тетрадях иллюстрации. Но «продвинутым» современным детям это быстро надоедает и поэтому разнообразить занятия на этапе автоматизации помогают компьютерные задания. Под музыку ребёнок повторяет слоги, выполняя при этом заданные движения, что способствует более быстрой автоматизации звука. И в «Мерсибо» есть игры для звуковой разминки «Перед концертом», «Пожужжим». Настоящим праздником стали игры «Колобок» (автоматизация звука (Л), «Сыщик идёт по следу» (автоматизация шипящих), «Буратино» (автоматизация звука (Р), «Ну, заяц, убеги!» (автоматизация свистящих).  Ребёнок отправляется в путешествие с Колобком, который убегает от Лисы. Награда герою – отличный звук Л в речи и победа Колобка! Отправляется вместе с Сыщиком и таксой Шарапкой по следу, ребёнок выполняет весёлые задания, и к концу игры будет отлично «шипеть» и «жужжать». Буратино научит ребёнка произносить звук (Р), убегая от Карабаса. Игра-бродилка «Ну, заяц, убеги!»  на автоматизацию свистящих, научит ребёнка правильно произносить звуки, а «побочным эффектом» от игры – станет тренировка чтения по слогам.

При автоматизации звука в предложениях, чистоговорках, скороговорках и в связной речи активно используются презентации программы Роwer Point. Ведь на слайдах можно разместить необходимый картинный материал, фотографии, тексты, размер которых можно варьировать. Для последовательного восприятия есть настройка анимации. При желании и умении можно добавлять музыкальное и голосовое сопровождение.

6. «Конструктор картинок» - это мечта всех педагогов, которые разрабатывают игры и пособия для детей. Он включает в себя картинки на все звуки и буквы, на все основные темы, из которых мы можем конструировать любые нужные нам сюжеты, распечатывать их, сохранять и использовать в занятиях и играх с детьми. Не нужны теперь залежи картинок на полках - все нужные картинки всегда можно распечатать из «Мерсибо». Любые пособия делаются в несколько кликов мышки!  

Таким образом, систематическое и целенаправленное внедрение в образовательный процесс мультимедийных и интерактивных развивающих игр позволяют развивать фонематические процессы, мелкую моторику, способствуют активизации у детей концентрации внимания, памяти, мышления, расширяют словарный запас и кругозор детей, увеличивают речевую активность, формируют навыки правильной речи.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровое пособие по развитию речи дошкольников. (с использованием интерактивного оборудования)

Многофункциональное игровое пособие по развитию познавательного интереса к букве, к слову, к чтению, развитию речевого творчества, знакомство с книжной культурой, воспитание инереса к традициям и исто...

Использование интерактивного оборудования и интерактивных игр в образовательной деятельности детей с ОВЗ.

Применение интерактивных технологий в коррекционно-образовательном процессе в сочетании с традиционными методами значительно повышает эффективность воспитания и обучения дошкольников с ОВЗ. Анализ пра...

Использование интерактивного оборудования и интерактивных игр в работе учителя-логопеда.

В статье раскрывается значение использования интерактивного оборудования и интерактивных игр в работе логопеда...

Мастер – класс для педагогов «Использование интерактивного оборудования в образовательной деятельности для развития личности дошкольников» 19.05.2021 г.

Цель мастер – класса - повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по использованию интерактивного оборудования в образовательной деятельности ДОО с целью повышения качества образ...

Применение кинезиологических упражнений и методики Проппа в развитии речи дошкольников

Современные методики развития связной речи у дошкольников  с использованием карт Проппа. Образовательная кинезиология- помогает выявить скрытые способности ребёнка, расширить возможные границы де...