НОД по развитию речи на тему "Золотой ключик или приключение Буратино"
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)

Степанова Марина Геннадиевна

Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи с применением метода СИНКВЕЙН

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Методическая разработка28.09 КБ

Предварительный просмотр:

«ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК ИЛИ ПРИКЛЮЧЕНИЯ БУРАТИНО»

С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДИКИ СИНКВЕЙН


Конспект НОД по развитию речи детей подготовительной группы                             « Капелька».

Подготовила: Степанова М.Г.


Цель: Используя технологию синквейна, создать положительный эмоциональный фон восприятия литературного произведения; привить любовь к книге.

Задачи:

Образовательные: уточнение, активизация словаря по теме. Обогащение словаря детей словами-определениями, глаголами; совершенствование грамматического строя речи. Умение составлять развернутые предложения. Обучение самостоятельной работе по составлению синквейна с опорой на алгоритм-модель. Воспитание интереса к художественной литературе.

Развивающие: развитие связной речи, речевого слуха, фонематического восприятия, мелкой моторики, памяти, творческого воображения, логического мышления.

Воспитательные: воспитание доброжелательности, навыков сотрудничества, активности, инициативности, самостоятельности.

Предварительная работа: чтение сказки и просмотр мультфильма с А. Толстого "Золотой ключик или Приключения Буратино";

Оборудование: магнитофон с записями музыки,  конверты с разрезными картинками, алгоритм-модель синквейна,  картинки  героев для составления синквейна.


                                                         ХОД НОД:

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! У меня сегодня замечательное настроение, а у вас? Давайте улыбнемся друг другу. Сделаем с вами дыхательную гимнастику.

«Задуй свечу». И. п. — сидя. Педагог просит дошкольников представить перед собой одну большую горящую свечу и погасить её коротким резким выдохом. Затем нужно вообразить 3 небольших свечи и задуть их тремя короткими выдохами.

Прыжки. Дети подпрыгивают на двух ногах, сопровождая каждый прыжок выкриком «ха» на выдохе. Дыхание при этом должно быть ровным. Несколько прыжков чередуются с ходьбой на месте.

«Роза и одуванчик». И. п. — стоя. Воспитатель просит ребят представить, что они вдыхают аромат розы — они должны сделать глубокий вдох носом. Потом дети воображают, что они дуют на одуванчик — делается мощный выдох ртом.

«Хомячок». Дошкольники изображают хомячков — надувают щёчки и ходят по комнате примерно 10 секунд. Затем следует хлопнуть себя по щекам — выпустить воздух, расслабиться. После этого быстро подышать носом, словно вынюхивая запах еды.

А сейчас подуем на ладошки и поделимся своими улыбками и хорошим настроением друг с другом.

Ребята, сегодня на занятии мы с вами поговорим о произведении, которое всем вам хорошо знакомо. Вы  смотрели мультфильм и кинофильм, снятые по этой сказке. Послушайте загадку, про главного героя этой сказки.

Отгадайте загадку:

Деревянного мальчишку,

Шалуна и хвастунишку

Знают все без исключений.

Он любитель приключений.

Легкомысленным бывает,

Но в беде не унывает.

И синьора Карабаса

Обхитрить сумел не раз он.

Артемон, Пьеро, Мальвина

Неразлучны с …(Буратино) ( выставляю картинку).

Делаем артикуляционную гимнастику:

Жил-был в домике папа Карло.    Дети открывают рот.

Однажды достал он большое полено и решил из него смастерить себе сыночка.                                      Надувают щеки

Постучал топором, попилил  пилой.    Произносят: д-д-д, дж-дж-дж.

Получился мальчик веселый, с длинным носом.   Улыбаются, имитируют движения иглой.

Папа Карло назвал его Буратино, потому что мальчик получился любопытный и шустрый.     Выполняют упражнение «Часики».

Однажды папа Карло ушел по делам, а Буратино дома остался.    Выполняют упражнение «Медленная лошадка».

И вдруг Буратино увидел в углу нарисованные на холсте очаг с большим котлом.       Выполняют упражнения «Лопаточка», «Чашечка».

«Там, наверное, варится горячий суп, - подумал Буратино, или каша, или картошка».       Произносят: ш-ш-, ша-шо-ши-шу.

Ткнул Буратино носом в холст и проткнул его.
Произносят: др-р-р. Выполняют упражнение «Футбол».

Смотрит Буратино в дырочку, а там дверь.    Выполняют упражнение «заборчик».

В это время вернулся папа Карло. Увидел, что Буратино холст испортил, и решил его наказать.   Покусывают кончик языка.

Буратино плачет, просит прощения.  Произносят: ла-ла-ла, ло-ло-ло, лу,лу,лу,лы,лы,лы.

Простил его папа Карло. Тут крыса прибежала. Буратино поймал ее за хвост.

Произносят: ал-ал-ал, ол-ол-ол, ыл-ыл-ыл.

Крыса сердится.   Произносят: ла-ла,ло-ло,лу-лу,лы-лы.

Буратино ее передразнивает. Выполняют упражнение «Индюк».

Крыса показала ему свои острые зубы.  Выполняют упражнение «Забор».

Буратино задрожал и больше крысу не обижал.   Произносят: р-р-р.

Воспитатель:- Назовите точное название сказки. ("Золотой ключик, или Приключения Буратино")

Воспитатель: Мы с вами знаем, что сказки бывают народными и авторскими. А сказка эта народная или авторская?(это сказка авторская). А кто-нибудь из вас знает, чем различаются сказки народные и авторские? Народные сказки передавались людьми из поколения в поколение, их придумывал народ, а у авторской сказки есть автор – конкретный человек.

Так как же зовут автора сказки «Золотой ключик, или Приключения Буратино»? Алексей Толстой. Взгляните на его портрет.

Алексей Толстой писал и для взрослых, и для детей. Для детей он написал 57 сказок. Он узнавал, собирал русские народные сказки и записывал их для детей. Когда А. Толстой сам был маленьким мальчиком, ему очень нравилась сказка итальянского писателя Карло Коллоди «Пиноккио, или Похождение деревянной куклы». И вот, когда Толстой вырос и стал взрослым, он решил рассказать детям эту сказку, но уже по- другому, по-своему. Слово «Буратино» по-итальянски означает «кукла». Вот этим именем и назвал писатель главного героя своей сказки.

Сегодня мы отправляемся в путешествие по этой замечательной сказке, и я для вас приготовила очень много интересных заданий.

Задание 1

-Давайте вспомним персонажей этой сказки и подберём соответствующие черты характера. Ребята скажите кто это?  ( игра с мячом)

Буратино–(доверчивый, весёлый,озорной,забавный,честный,любознательный,дружелюбный,смешно)

Мальвина –(красивая, воспитанная, капризная, плаксивая, умная)

Пьеро – (грустный, влюблённый, печальный, любопытный)

Папа Карло – (добрый, заботливый, хороший)

Карабас-Барабас– (злой, подлый, грозный)

Лиса Алиса – (хитрая, жадная, бессовестная, злая, плохая)

Кот Базилио –(глупый, жадный, вредный.)

Молодцы. Ребята, вы все правильно охарактеризовали персонажей этой сказки.

Задание 2

Игра; Составь предложение  ( по схемам)

Ребята давайте с вами попробуем составить предложение со словом БУРАТИНО. Дети придумывают предложения (Буратино идет в школу. Буратино пришел за помощью. Буратино спасает друзей. Буратино открыл золотым ключиком потайную дверь. Буратино искал золотой ключик. У Буратино длинный нос. У Буратино много друзей.)

Задание 3

Ребята, а ещё я для вас приготовила необычное задание, которое называется Синквейн. Давайте все вместе скажем. Вы знаете, что означает это слово. Синквейн – это нескладное стихотворение из 5 строк. Существуют определенные правила написания синквейна.

Его форма напоминает «елочку».

В первой строке–(вершина елочки). Первая строка состоит из одного слова. Это заголовок. Это предмет, о котором мы будем говорить. Предмет может быть живой и неживой. Живой предмет отвечает на вопрос Кто? а неживой предмет на вопрос Что?

Во второй строке – находятся уже два слова, которые описывают признаки этого предмета. (Какой, какая, какое, какие).

В третьей строке – содержатся уже три слова, которые описывают действия. Что делает, что делают.

В четвертой строке—Это фраза или предложение где мы с вами выражаем свое отношение к теме, которое состоит из четырех слов.

Пятая строка – (основание «елочки») последняя. Одно слово для выражения своих чувств. Вывод, итог.

Я предлагаю вам попробовать свои силы в составлении синквейна. Попробуем составить синквейн.

Кто главный герой сказки «Приключения Буратино или Золотой ключик»?

Дети:  Буратино – первая строка

Вторая  строка :признаки: Если он сделан из дерева Значит он какой? (деревянный) Какой Буратино по характеру грустный или веселый? (веселый)..

 третья строка: действия: что делает Буратино? (ходит) Что еще он умеет делать? (учится читать) Буратино любит Папу Карло? (любит Папу Карло)

Ниже мы составляем предложение (Буратино открыл потайную дверь)

пятая строка – вывод: кто же такой Буратино? (мальчик, человечек).

Вот и у нас с вами получилось нескладное стихотворение. Давайте вместе скажем синквейн. Повторим.

Физкультминутка.

Буратино потянулся.        Выполнять движения в

Раз – нагнулся.            соответствии с текстом.

Два – нагнулся.

Руки в стороны развел.

Ключик, видно, не нашел.   Жест сожаления.

Чтобы ключик               Повороты влево  вправо.

Нам достать                Руки вверх.

Нужно

На носочки встать          Подъем на носки.

Задание 4 дети (составляют синквей про героях сказки) ( дети берут картинку героя)

1. папа Карло

2. Добрый, трудолюбивый.

3. Заботится, учит, воспитывает,.

4. Смастерил деревянную куклу.

5. Мастер  или отец.

1. черепаха Тортила

2. Мудрая, старая.

3. Плавает, ползает, живет в пруду.

4. Подарила золотой ключик Буратино.

5. Долгожительница.

1. Карабас Барабас

2.злой, грозный

3.злится, ругается, обижает.

4.Карабас- Барабас очень злой.

5. кукловод

1.лиса Алиса

2.хитрая, плохая

3.обманывает, хитрит, поёт

4.лиса Алиса обманула Буратино

5. обманщица

1.Мальвина

2.красивая, воспитанная

3.учит, плачет, капризничает

4.мальвина любит всех учить

5.кукла

1.Пьеро.

2.влюбленный, заботливый

3.грустит, печалится, заботится

4.пьеро любит  красивую Мальвину

5. кукла.

1.Артемон

2.смелый, храбрый

3. лает, защищает, охраняет.

4.Артемон защищает красивую Мальвину.

5. собака

Задание 5

 Сделаем гимнастику для глаз.

«Буратино».

Буратино своим длинным любопытным носом рисует. Все упражнения сопровождаются движениями глаз.

«Солнышко» — мягкие движения носом по кругу.

«Морковка» — повороты головы вправо-влево, носом «рисуем» морковку.

«Дерево» — наклоны вперед-назад, носом «рисуем» дерево.

Наши глазки закрываются…

Представим, будто нос наш удлиняется.

Я превращаюсь в Буратино

И носом буду рисовать картину.

Интереснее всего – это рисовать,

Что представишь: стол, окно,

Шкаф, ковер, кровать…

Все нарисует носик наш,

Когда ему работу дашь.

И мы без дела не сидим:

Мы носиком руководим!

"Собери картинку"- Ребята, посмотрите на столы. Лежат конверты. Идемте подойдем и посмотрим, что же там внутри.(да, там разрезные картинки)

- Ваша задача собрать картинку и догадаться кто  это.

Итог

О какой сказке мы сегодня говорили. Давайте еще раз вспомним имя автора.

Кто помнит, как называется нескладное стихотворение из 5 строк, которое мы с вами составляли по схеме? Дети: Синквейн.

Анализ деятельности детей на занятии.


Буратино прислал вам раскраски по сказке о Буратино вам в подарок.



Конспект НОД по развитию речи детей подготовительной группы      « Капелька».

«ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК ИЛИ ПРИКЛЮЧЕНИЯ БУРАТИНО»

С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДИКИ СИНКВЕЙН

                                                   Подготовила: Степанова М.Г.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кроссворд по сказке «Золотой ключик, или приключения Буратино»

Кроссворд по персонажам сказки А.Н. Толстого « Золотой ключик, или приключения Буратино» предлагается для старших дошкольников. Предназначен для проверки знаний детей по сказке....

Веселый летний марафон с героями сказки А.Н.Толстого " Золотой ключик или приключения Буратино"

В презентации представлены фотографии счасливых  детей, перевоплотившихся в сказочных героев....

Тема занятия: «Золотой ключик, или Приключения Буратино». Возраст детей: 6-7 лет

Программное содержание:Продолжить знакомить детей со сказкой «Золотой ключик, или Приключения Буратино» и ее автором А. Толстым. Воспитывать интерес к литературе, развивать умение аргументировать свои...

Конспект занятия по развитию речи, тема «Золотой ключик, или Приключения Буратино»

Знакомство детей со сказкой «Золотой ключик, или Приключения Буратино» и ее автором А. Толстым. Воспитать интерес к литературе, развить умение аргументировать свои симпатии и антипатии....

Конспект непрерывной непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию "Золотой ключик, или Приключения Буратино"

Интегративные качества: любознательный, активный; эмоционально отзывчивый; овладевший вербальными и невербальными средствами общения; способный управлять своим поведением; способный решать интеллектуа...