Методика обучения пересказыванию
учебно-методический материал по развитию речи

Нетужилкина Ирина Вячеславовна

Методика обучения детей пересказу в разных возрастных группах

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методика обучения детей пересказыванию.

Пересказ литературных произведений в детском саду — это средство развития речи

на основе образца; вид работы детей, суть которого заключается в связном изложении

прослушанного текста.

На самых первых занятиях детям предлагают пересказывать сказки, хорошо знакомые им раннее, а на последующих новые, только что прослушанные тексты.

Стихотворение не подходит для пересказа.

Обучение пересказыванию начинается со средней группы со второго полугодия. Во второй младшей группе можно пересказывать хорошо знакомые тексты («Репка» и др)

  1. Вводная часть. 

Цель: подготовить детей к восприятию произведения.

Могут использоваться следующие приёмы:

1) Рассматривание игрушек; картин, иллюстраций, предметов, о которых пойдет речь в рассказе;

2) Художественное слово: стихи, загадки;

3) Дидактические игры;

4) Обращение к личному опыту;

5) Создание проблемной ситуации, проблемные вопросы;

6) Словарная работа.

II. Первичное чтение без предупреждения о последующем пересказе.

III. Беседа по произведению. Уточнение содержания.

IV. Повторное чтение с установкой на запоминание.

Обязательно уточнить, хорошо ли дети запомнили содержание сказки (рассказа). Если возникают проблемы, то можно предложить детям прослушать текст ещё раз. Возможно третий раз повторить только какой-то фрагмент, наиболее сложный для осознания и запоминания.

V. Пересказы детей. Спросить от 3 до 7 человек. При необходимости помогать детям. Хорошо заканчивать пересказывание инсценировками, драматизациями.

VI. Заключительная часть. Даётся оценка деятельности детей.

  Приёмы, способствующие достижению связности и плавности пересказа:

- план рассказа (его может дать сам педагог либо могут составить дети);

- подсказ слов или фраз педагогом (особенно для немедленного исправления речевых ошибок);

- приём отражённой речи (педагог повторяет рассказ за ребёнком, но только громче и чётче); На начальных ступенях обучения практикуется совместный пересказ педагога и ребенка (договаривание ребенком начатой фразы, попеременное проговаривание последовательных предложений);

- указания, они обычно делаются между пересказами, когда были допущены какие-либо недочёты.

- вопросы – широко известный прием, употребляется во вводной беседе и в процессе самого занятия. Можно привлекать для помощи пересказчику отдельных детей. Лучше спрашивать детей, в ответе которых воспитатель заранее уверен, чтобы не затягивать паузу. Но! Вопрос задается всем детям.

- прием поощрения (особенно к детям, слабо умеющим пересказывать).

В тех случаях, когда произведение делится на логические части и достаточно длинно применяется пересказ по частям, где сменой рассказчиков руководит педагог, останавливая ребенка по окончании части.

ПАМЯТКА. Методика обучения детей пересказыванию.

     I. Вводная часть. Подготовить детей к восприятию произведения. Приёмы: рассматривание игрушек; картин, предметов, о которых пойдет речь в рассказе; художественное слово: стихи, загадки; дидактические игры; словарная работа.

II. Первичное чтение без предупреждения о последующем пересказе.

III. Беседа по произведению.

Уточнение содержания. Вопросы к детям, в том числе о выразительности речи, а также объяснения, указания. Индивидуальные и хоровые повторения слов и фраз, варианты произнесения, выбор наиболее подходящей интонации и др.

IV. Повторное чтение с установкой на запоминание. Если возникают

проблемы, то можно предложить детям прослушать текст ещё раз.

    V. Пересказы детей. Спросить от 3 до 7 человек. При необходимости помогать детям.

VI. Заключительная часть. Даётся

оценка деятельности детей.

I. Вводная часть. Подготовить детей к восприятию произведения. Приёмы: рассматривание игрушек; картин, иллюстраций, предметов, о которых пойдет речь в рассказе; художественное слово: стихи, загадки; дидактические игры; словарная работа.

II. Первичное чтение без предупреждения о последующем пересказе.

III. Беседа по произведению. Уточнение содержания. Уточнение содержания. Вопросы к детям, в том числе о выразительности речи, а также объяснения, указания. Индивидуальные и хоровые повторения слов и фраз, варианты произнесения, выбор наиболее подходящей интонации и др.

IV. Повторное чтение с установкой на запоминание. Если возникают

проблемы, то можно предложить детям прослушать текст ещё раз.

    V. Пересказы детей. Спросить от 3 до 7 человек. При необходимости помогать детям.

VI. Заключительная часть. Даётся

оценка деятельности детей.

I. Вводная часть. Подготовить детей к восприятию произведения. Приёмы: рассматривание игрушек; иллюстраций, предметов, о которых пойдет речь в рассказе;художественное слово: стихи, загадки; дидактические игры; словарная работа.

II. Первичное чтение без предупреждения о последующем пересказе.

III. Беседа по произведению. Уточнение содержания. Вопросы к детям, в том числе о выразительности речи, а также объяснения, указания. Индивидуальные и хоровые повторения слов и фраз, выбор наиболее подходящей интонации и др.

IV. Повторное чтение с установкой на запоминание. Если возникают

проблемы, то можно предложить детям прослушать текст ещё раз.

    V. Пересказы детей. Спросить от 3 до 7 человек. При необходимости помогать детям.

VI. Заключительная часть. Даётся

оценка деятельности детей.

I. Вводная часть. Подготовить детей к восприятию произведения. Приёмы: рассматривание игрушек; иллюстраций, предметов, о которых пойдет речь в рассказе; художественное слово: стихи, загадки; дидактические игры; обращение к личному опыту; словарная работа.

II. Первичное чтение без предупреждения о последующем пересказе.

III. Беседа по произведению. Уточнение содержания. Вопросы к детям, в том числе о выразительности речи, а также объяснения, указания. Индивидуальные и хоровые повторения слов и фраз, выбор наиболее подходящей интонации и др.

IV. Повторное чтение с установкой на запоминание. Если возникают

проблемы, то можно предложить детям прослушать текст ещё раз.

    V. Пересказы детей. Спросить от 3 до 7 человек. При необходимости помогать детям.

VI. Заключительная часть. Даётся

оценка деятельности детей.

     Методика обучения пересказу в разных возрастных группах ДОУ

Пересказ - первый вид рассказов, которому воспитатели начинают учить детей. Пересказ – это воспроизведение прослушанного художественного произведения.

Существуют определенные требования к пересказу детей:

- полное понимание текста детьми

- полная передача (без пропусков) содержания текста

- отсутствие длительных пауз

- культура устного рассказа в широком смысле слова (правильная спокойная поза во время пересказа, интонационная выразительность речи, достаточная громкость, отчетливость произношения). Все эти требования взаимосвязаны, нельзя упускать ни одно из них.

Обучение пересказыванию начинается со средней группы ДОУ со второго полугодия. Во второй мл. группе идет пересказ хорошо знакомых текстов, сказки «Теремок»«Колобок»«Репка» (можно пересказывать небольшие рассказы Л. Толстого). Методика проведения этих типов занятий несколько иная, т. к. произведения детям известны, то в начале занятия надо предупредить детей, что они сегодня будут учиться пересказывать знакомую сказку «Репка», ее надо внимательно прослушать. После чтения воспитатель задает несколько вопросов, дает необходимые пояснения и предлагает приступить к пересказу.

Язык произведений, которые мы читаем и предлагаем для пересказа детям, должен быть для них образцом. Очень хороши в этом смысле произведения Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского. Рассказы Л.Н. Толстого особенно подходят для пересказа еще и потому, что их язык усложняется постепенно: текст рассказов для маленьких значительно проще, предложения короче, чем в таких произведениях, как "Косточка", "Лев и собачка" и др.  Можно также использовать произведения В.  Осеевой, В.  Бианки, М.  Пришвина. Пересказ литературных произведений в детском саду — это средство развития речи на основе образца; вид работы детей, суть которого заключается в связном изложении прослушанного текста. На самых первых занятиях детям предлагают пересказывать сказки, хорошо знакомые им раннее, а на последующих новые, только что прослушанные тексты. Не подходит для пересказа стихотворение.

Методика.

  1. Вводная часть. 

Цель: подготовить детей к восприятию произведения.

Могут использоваться следующие приёмы:

1) Рассматривание игрушек; картин, иллюстраций, предметов, о которых пойдет речь в рассказе; 2) Художественное слово: стихи, загадки; 3) Дидактические игры; 4) Обращение к личному опыту; 5) Создание проблемной ситуации, проблемные вопросы; 6) Словарная работа.

II. Первичное чтение без предупреждения о последующем пересказе. Первый раз чтение дается без предупреждения о последующем пересказе, чтобы обеспечить свободное художественное восприятие, т. к. установка на пересказ ограничивает внимание ребенка. Таким образом, если на этом же занятии планируется пересказ, то указания следует давать только перед вторым чтением произведения.

III. Беседа по произведению. 1. Уточнение содержания (главным образом идеи и характеристик образов), 2. привлечение внимания к языку (ненавязчиво подчеркнуть точные определения, сравнения, фразеологизмы), 3. активная подготовка к выразительному пересказу (работа над прямой речью действующих лиц, осмысление интонаций, ударений, темпа, особенно в важных композиционных моментах). Все эти цели решаются в единстве, при последовательном анализе текста по ходу его сюжета. 1-й и 4-й этапы опускаются, если сравнительно сложное произведение было прочитано и разобрано заранее, за 3—6 дней до пересказа, или если дети уже отлично справляются с пересказом самостоятельно. В процессе беседы используются вопросы к детям, в том числе о выразительности речи (Ласково или грубо говорит Вася? Какое слово в этом предложении самое главное? И т. п.), а также объяснения, указания. Значительное место занимают упражнения — индивидуальные и хоровые повторения слов и фраз, варианты произнесения, выбор наиболее подходящей интонации и др. Вопросы задают для уточнения содержания. Выявляем, о чем произведение, главных героев, поступки героев и даём им оценку.

IV. Повторное чтение с установкой на запоминание. Иногда перед ним уместна установка: «Вслушивайтесь, как я читаю». Обязательно уточнить, хорошо ли дети запомнили содержание сказки (рассказа). Если возникают проблемы, то можно предложить детям прослушать текст ещё раз. Возможно третий раз повторить только какой-то фрагмент, наиболее сложный для осознания и запоминания.

V. Пересказы детей. Спросить от 3 до 7 человек. При необходимости помогать детям. Активное руководство воспитателя. В конце вызвать ребенка с наиболее яркой речью или использовать эмоциональные приемы (пересказ по ролям, инсценировка). Хорошо заканчивать пересказывание инсценировками, драматизациями.

VI. Заключительная часть. Даётся оценка деятельности детей. Активную обучающую роль играет оценка пересказа педагогом. Наиболее развернуто анализируют первый и второй пересказы, хотя и в этом случае отмечают немногие (1—2) качества положительного характера. Иногда педагог сравнивает два последовательно прозвучавших пересказа, привлекая к оценке детей.
Очень полезно предлагать некоторым детям исправить, улучшить пересказ, повторив по-новому реплику, концовку или небольшой, неудавшийся им отрывок. Иногда вместо оценки хорош оценочный вопрос (ко всей группе или к рассказчику), например: не кажется ли вам, что рассказывать надо было веселее? Нужно помнить, что оценка творческой художественной деятельности, какой является пересказ, должна быть особенно тактичной. (анализируется подробно первый пересказ, остальные менее подробно; в подготовительной группе к анализу привлекаются сами дети).

  Приёмы, способствующие достижению связности и плавности пересказа:

- план рассказа (его может дать сам педагог либо могут составить дети);

- подсказ слов или фраз педагогом (особенно для немедленного исправления речевых ошибок);

- приём отражённой речи (педагог повторяет рассказ за ребёнком, но только громче и чётче); На начальных ступенях обучения практикуется совместный пересказ педагога и ребенка (договаривание ребенком начатой фразы, попеременное проговаривание последовательных предложений);

- указания, они обычно делаются между пересказами, когда были допущены какие-либо недочёты.

- вопросы – широко известный прием, употребляется во вводной беседе и в процессе самого занятия. Можно привлекать для помощи пересказчику отдельных детей. Лучше спрашивать детей, в ответе которых воспитатель заранее уверен, чтобы не затягивать паузу. Но! Вопрос задается всем детям.

- прием поощрения (особенно к детям, слабо умеющим пересказывать).

В тех случаях, когда произведение делится на логические части и достаточно длинно применяется пересказ по частям, где сменой рассказчиков руководит педагог, останавливая ребенка по окончании части.

Как прием на некоторых занятиях после словесных пересказов может быть использована игра-драматизация или инсценировка текста с использованием игрушек, силуэтов. В старших группах возможны приемы передачи текста от первого лица или пересказ по ролям. Дети 4-5 лет при пересказе нуждаются в помощи педагога. Им сложно самим вникнуть в суть описанных событий, проследить логическую связь между частями рассказа или сказки.Дети  5-6  лет при  пересказе  литературных  произведений  способны  проявить большую, чем младшие дошкольники, самостоятельность и активность. В этом возрасте совершенствуется  процесс  восприятия  и  эмоционального  освоения  художественных произведений.  Старшие  дошкольники  свободнее  ориентируются  в  литературном материале, у них расширяется словарь, усиливается языковое чутье, внимание и интерес к  образному  слову.  В  подготовительной  к  школе  группе на  занятиях  по  пересказу  закрепляют  и совершенствуют  речевые  умения  и  навыки,  полученные  детьми  в  старшей  группе. Дети учатся говорить не торопясь, достаточно громко, без напряжения.

Требования к произведениям для пересказывания.

1) Произведения должны быть небольшие по объёму: в средней группе ¼ часть страницы; в подготовительной группе ¾ части страницы.

2) Высокая художественная ценность произведения.

3) Динамичность, локаничность, чёткость и последовательность развития действия, занимательность сюжета.

4) Доступность содержания и языка.

5) Включается как часть занятия со средней группы.

Если берётся первая часть произведения для пересказа, то 2-ая часть в конце занятия читается детям. Если на пересказ предлагается 2-ая часть произведения, с первой частью знакомим детей в предварительной работе.

Особенности методики обучения пересказу в разных возрастных группах.

2 младшая группа: подготовка к последующему обучению детей пересказу. Ведущая роль принадлежит педагогу (воспитателю). Во второй младшей группе воспитатель учит детей следить за развитием действия в сказке или рассказе, называть героев произведения, сочувствовать им. Речевая деятельность детей, связанная с пересказом, выступает первоначально в форме ответов на вопросы, можно также привлекать детей к совместному пересказу с педагогом, побуждая произносить отдельные слова или предложения. Эта работа ведется на занятиях по ознакомлению с художественной литературой. Средняя группа. Пересказ выделяется как самостоятельный вид деятельности (проводятся специально организованные занятия). В средней группе пересказываются только знакомые детям произведения. В средней группе детей учат пересказывать короткие сказки и рассказы, впервые прочитанные на занятии, выразительно передавать диалог персонажей, слушать и замечать несоответствие тексту в пересказах других детей. Для пересказа можно использовать русские народные сказки», рассказы К. Д. Ушинского «Гуси», «Уточки». Старшая группа. Для пересказа можно брать небольшие произведения без предварительного прочтения. В старшей группе предполагается косвенная предварительная работа по содержанию произведения. Если в средней группе вопросы по произведению задаются последовательно почти к каждому предложению, то в старшей группе – вопросы даются более объёмные, проблемные, заставляющие ребёнка высказывать своё мнение. В старшей группе дети пересказывают русские народные сказки, рассказы К. Д. Ушинского «Умей обождать», «Бишка», Л. Н. Толстого «Пожарные собаки» и др. Как и в средней группе, беседа является обязательным приемом, подготавливающим детей к пересказу. Основное ее назначение – помочь детям осмыслить содержание произведения, проникнуть в те внутренние связи, которые они еще не могут раскрыть сами. В подготовительной к школе группе значительно усложняется литературный материал для пересказа. Наряду с повествовательными текстами дети учатся воспроизводить и несложные описания. По окончании пересказа отметить, с чем ребенок справился хорошо, а что надо улучшить. Дать конкретные советы, например, предложить произнести ту или иную фразу громче или ласковее, выговорить то или иное слово отчетливее. Следуя указаниям воспитателя, ребенок упражняется в речевых навыках и умениях. При обучении детей пересказу произведений можно использовать модули, схемы, иллюстрации. Это помогает детям вспомнить последовательность событий, повышает интерес к пересказу. Рассказывая, дети должны обращаться не к одному педагогу, а ко всем товарищам. При этом им надо прививать соответствующие культурные навыки: как встать, выйти, повернуться лицом к товарищам, следить за своей позой.

Пример вопросов. Старшая группа : Сутеев «Кораблик».

  • 1) О ком эта сказка? (Кто герои сказки?)
  • 2) Что придумали друзья? (помочь запомнить последовательность событий)
  • 3) Как они строили кораблик?
  • 4) Чем заканчивается сказка? Какими словами?
  • 5) Каким вы увидели лягушонка?
  • 6) Какими показаны его друзья?
  • 7) Что вам больше всего понравилось (запомнилось)?

Пошли гулять Лягушонок, Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок.

Пришли на речку.

Давайте купаться! — сказал Лягушонок и прыгнул в воду.

— Мы не умеем плавать, — сказали Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок.

Ква-ха-ха! Ква-ха-ха! — засмеялся Лягушонок. — Куда же вы годитесь?! — И так стал хохотать — чуть было не захлебнулся.

Обиделись Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок.

Стали думать. Думали-думали и придумали.

Пошел Цыпленок и принес листочек.

Мышонок — ореховую скорлупку.

Муравей соломинку притащил. А Жучок — веревочку.

И пошла работа: в скорлупку соломинку воткнули, листок веревочкой привязали — и построили кораблик!

Столкнули кораблик в воду. Сели на него и поплыли!

Лягушонок голову из воды высунул, хотел еще посмеяться, а кораблик уже далеко уплыл... И не догонишь!

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 108»

Методика

обучения пересказу в разных возрастных группах ДОУ

Подготовила и провела:

Воспитатель высшей квалификационной категории

Нетужилкина И. В.

Рязань, 2019.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика обучения детей дошкольного возраста пересказыванию

Методические рекомендации по обучению детей пересказыванию...

«Методика обучения детей дошкольного возраста пересказыванию

Дошкольное детство – период, когда особое внимание уделяется развитию у детей связной речи. Пересказ – это осмысленное, творческое воспроизведение литературного текста в устной речи; - это сложна...

«Методика обучения детей дошкольного возраста пересказыванию»

Дошкольное детство – период, когда особое внимание уделяется развитию у детей связной речи. Правильно организованный пересказ окажет неоценимую помощь в работе над речевыми навыками....

Презентация "Методика обучения детей дошкольного возраста пересказыванию»

В методике разработаны многие приемы пересказа, связанные с ознакомлением художественной литературой (игры в любимых героев, инсценировки сказок, рассказов и др). ...

Консультация для воспитателей на тему: «Методика обучения детей дошкольного возраста пересказыванию»

Дошкольное детство – период, когда особое внимание уделяется развитию у детей связной речи. Правильно организованный пересказ окажет неоценимую помощь в работе над речевыми навыками. Обучен...

Методика обучению пересказыванию.

Автор представил консультацию для педагогов по развитию речи....