Рабочая программа по речевому развитию для детей 3х-4х лет.
рабочая программа по развитию речи (младшая группа)

Голик Мария Сергеевна

Особенности развития речи ребенка 3-4 лет

Речевое развитие детей 3 и 4 лет проходит определенные стадии коммуникативного общения. Поначалу ребенок обучается речи с родителями, а затем усовершенствует свои навыки в дошкольном заведении.

На четвертом месяце жизни многие малыши хорошо выговаривают односложные фразы, и даже учатся выстраивать речь из сложных предложений. Бывает, что кроху очень трудно понять, так как речевые функции еще плохо развитыОсобо это заметно, когда произнося слова, трехмесячный ребенок делает паузы, пропускает предлоги, неправильно ставит окончания или ударения.

Характерными особенностями развития речи большинства детей 3-4 лет, которые являются нормой,являются такие показатели:

в активном лексиконе появляется много вопросов: почему? зачем? что будет?;

мальчики и девочки стараются проговаривать предложения, состоящие из 3-4 слов;

в норме словарный запас ребенка на 3 году насчитывает около 1500 слов, а в четыре года – более 2500 слов;

ребенок пытается запомнить и логично пересказать услышанные звуки, стишки, потешки, речь взрослых.

Речь ребенка в 4 года постоянно усовершенствуется и становится более понятной. Он уже достаточно освоил грамматику, правильно составляет фразы и даже может ответить без ошибок связанным предложением. Появляется больше частей речи и сложносочиненных фраз. При разговоре используются имя прилагательные, местоимения, предлоги и союзы. Заметно улучшается артикуляция и употребление глаголов по числам, лицам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5._rechevoe_razvitie_2020-2021.docx72.49 КБ

Предварительный просмотр:

Речевое развитие  2 младшая группа

Дата

Тема

Программноесодержание

Оборудование

Интеграция образовательных областей;

Предварительная работа

Примечание

НРК, планируемые результаты развития интегративных качеств дошкольника

02.09

Сентябрь

Тема:  Детский сад

«От шалости до беды - один шаг».

 Программное содержание:

связная речь:учить детей составлению коротких рассказов с помощью взрослого;

звуковая культура речи: уточнить и закрепить правильное произношение звука [ш], учить четко артикулировать этот

звук в звукосочетаниях, словах. Развивать речевое дыхание;

словарь и грамматика:учить правильному употреблению

глаголов в повелительном наклонении: «Не скачи!», «Не

беги». Расширить запас глаголов (дышать, смотреть, слушать, играть, рисовать, лепить, кричать, драться, то-

пать и т. д.).

Картинки с изображением градусника, кастрюли, пианино, веника, стиральной машинки, физкультурного инвентаря, картинки с изображением врача, воспитателя, повара и др., разнообразные игрушки, сюжетные картинки на тему «Дети в детском саду»

Картинки, где есть  звук [ш]

«Речевое развитие»,  «Познавательное развитие» (ФЭМП), «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»

Чтение рассказа В.Осеевой «Сторож»

Педагогика нового времени.

В.Н. Волочкова

Н.В. Степанова

«Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста»

Стр-15

Беседа о родном детском саде.

Проявляет интерес к участию в совместном рассматривании иллюстраций «Дети в детском саду», умеет рассказывать о детском саде и о его работниках, отвечает на вопросы педагога, умеет выбрать любимую игрушку и описать ее, выражает доброжелательное отношение к работникам ДОУ, а также ко всем игрушкам.

09.09

Тема: Осень. Грибы , лесные ягоды

«Сочиняем сказку».

Программное содержание;

связная речь: учить составлять небольшой рассказ по схеме, соблюдая последовательность;

звуковая культура речи: уточнить и закрепить правильное

произношение звуков [а], [у], учить четко артикулировать

их, способствовать развитию речевого дыхания;

словарь и грамматика: учить согласовывать существительное с прилагательным в роде и числе. Использование пред-

логов «за», «под», «перед».

Картинки с осенним пейзажем, картинки  с изображением разнообразных грибов и осенних ягод  

Картинки, где есть звук

[а], [у]

«Речевое развитие»,  «Познавательное развитие» (ФЭМП), «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»

Прослушивание

стихотворения «Сентябрь, Октябрь, Ноябрь», наблюдение на прогулке за изменениями в природе.

Педагогика нового времени.

В.Н. Волочкова

Н.В. Степанова

«Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста»

Стр-93

Знакомство с изменениями в природе в родном краю

С интересом слушает стихотворение А. Плещеева «Осень», рассказ Осеевой «Синие листья», рассказывает о своих наблюдениях за изменениями в природе, называет некоторые грибы; называет основные признаки поздней осени

16.09

Тема: Овощи

«Что растет на огороде».

Программное содержание;

учить детей вместе со взрослыми пересказывать сказку «Пых».

Связная речь:приучать детей участвовать в общей беседе,

слушать, не перебивая своего сверстника;

словарь и грамматика :закреплять в активном словаре названия овощей. Учить правильно по смыслу называть качественные характеристики. Правильно произносить существительные в родительном падеже;

звуковая культура речи: закрепить произношение звуков: [ж], [з], [и], [ш], [х]. Воспроизводить ритм речи, правильно пользоваться речевым дыханием.

Иллюстрации к русской народной сказке «Мужик и медведь», картинки с изображением  различных овощей, муляжи овощей, несколько натуральных овощей, мешочек или коробочка, цветные карандаши

Картинки, где есть звуки [ж], [з], [и], [ш], [х].

«Речевое развитие»,  «Познавательное развитие» (ФЭМП), «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»

Разучивание стихотворений «Купите лук» перевод Токмановой .И.

Педагогика нового времени.

В.Н. Волочкова

Н.В. Степанова

«Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста»

Стр-83

Знакомство с овощами, выращенными в родных краях.

Умеет описывать овощи, сравнивать их, выделяет их основные признаки, эмоционально-заинтересованно следит за развитием действия в игре-драматизации (встреча игрового персонажа), участвует в разговоре с этим персонажем во время рассматривания овощей, использует разные способы обследования овощей.

23.09

Тема: Фрукты

«Расскажи о фруктах».

Программное содержание

связная речь: учить описывать предметы;

словарь и грамматика: упражнять в согласовании существительных, прилагательных, местоимений в роде, числе;

звуковая культура речи: закреплять правильное произношение звуков [в], [в'], учить произносить их долго, на одном выдохе.

Картинки с изображением разнообразных  фруктов, муляжи фруктов, несколько настоящих фруктов, иллюстрации к сказке Т. Юдина «Как варить компот»,  цветные карандаши и черно-белые картинки с изображением фруктов

Картинки, где есть звук [в], [в']

«Речевое развитие»,  «Познавательное развитие» (ФЭМП), «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»

Заучивание стихотворения наизусть «В саду»

Педагогика нового времени.

В.Н. Волочкова

Н.В. Степанова

«Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста»

Стр-74

Знакомство с фруктами, выращенными в родных краях.

Умеет связно описывать фрукты, сравнивать их с овощами, выделяет основные признаки, использует разные способы обследования фруктов, проявляет интерес к участию в совместных подвижно-дидактических игр

30.09

Тема:  Ягоды садовые

«Гостинцы для Мишутки»

Программное содержание:

Формировать умение определять и называть ягоды по внешним характерным признакам, описывать ягоды, учить слушать художественные произведения. Активизация словаря по теме «Ягоды»

Звуковая культура речи: звуки [с], [с’], [з], [з’], [ц]. Продолжать учить детей внятно произносить  данные звуки в словах. Развивать мышление, внимание, память, связную речь.Воспитывать любознательность

Картинки с изображением лесных и садовых ягод, несколько настоящих ягод, иллюстрации к сказке Н. Павловой «Земляничка».

Игрушки и предметы, где есть эти звуки. Игры «Чего не стало?», «Прогулка в лес»

Картинки, где есть  звук

[с], [с’], [з], [з’], [ц].

«Речевое развитие»,  «Познавательное развитие» (ФЭМП), «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»

Игра «Гдерастут?»

Под  редакцией М.А.Васильевой, В.В. Гербовой, Т. С Комаровой-стр-231,,стр-234.

Комплексные занятия под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой – 232

Знакомство с ягодами, растущими на территории Хакасии. Эмоционально-заинтересованно следит за развитием действия в игре-драматизации (встреча игрового персонажа), отвечает на вопросы педагога, с интересом рассматривает картинки с изображением разных ягод, охотно рассказывает о ягодах, описывает их, проявляет интерес к выполнению игровых физических упражнений.

07.10

Октябрь

Тема: Посуда (продукты питания)

«Описание предметов посуды»

Программное содержание;

Связная речь: учить составлять вместе с воспитателем  короткий рассказ;

Словарь и грамматика: учить правильно называть отдельные  предметы посуды, формировать представление об их функции; знакомить с производными словами (сахар-сахарница и т.д)

Звуковая культура речи: закрепить правильное

произношение звука [с],учить определять на слух наличие и отсутствие данного звука в словах.

Две чашки с блюдцами, чайные ложки, мелкие тарелки, сахарница, чайник, салфетница с салфетками, конфетчица, две большие куклы (мальчик и девочка); картинки- стул, стол, валенки, пальто.

Картинки, где есть  звук [с]

«Речевое развитие»,  «Познавательное развитие» (ФЭМП), «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»

Чтение рассказа  В. Карасевой «Стакан», игры с игрушечной посудой.

О.С.Ушакова

Развитие речи детей 3-5 лет

Стр.- 79

Знакомство с росписью посуды народов Хакасии.

Участвует в беседе во время рассматривания посуды, отвечает на вопросы педагога, четко формулирует свои мысли, рассказывает о помощи по дому и о назначении той или иной посуды.

14.10

Тема: Продукты питания

Программное содержание: Обобщение и систематизация знания детей о продуктах питания. Расширение и уточнение знаний детей по теме. Обогащение речи детей существительными, обозначающими названия продуктов питания, блюд, напитков. Совершенствование грамматического строя речи.

Развитие познавательного интереса и расширение кругозора детей, связной речи, памяти, мышления, координации речи с движением, умения правильно излагать свои мысли, общую и мелкую моторику. Формирование положительной установки на участие в занятии. Воспитание навыков сотрудничества, активности, инициативности, взаимодействия, доброжелательности, самостоятельности,ответственности, бережного отношения к продуктам, понимания необходимости соблюдения правил безопасности во время приготовления пищи.

Наборное полотно, мольберт, предметные картинки по теме, картинки с изображением посуды.

«Речевое развитие»,  «Познавательное развитие» (ФЭМП), «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»

Совместное посещение с родителями продуктового магазина. Рассматривание тематических иллюстраций. Разучивание пальчиковой гимнастики и упражнения на координацию речи с движением.

Чтение художественной литературы. Беседа о труде взрослых, сюжетно-ролевая игра «Супермаркет»

 

Конспект по теме оод «Продукты питания»

21.10

Тема: Игрушки

«Опиши игрушку».

Программное содержание:

связная речь:учить детей составлять описание игрушек;

грамматика:упражнять в согласовании существительных,

прилагательных, местоимений в роде, числе. Активизировать в речи детей прилагательные;

звуковая культура речи:закреплять правильное произношение звука [в]. Учить детей произносить этот звук длительно, на одном дыхании.

игрушки большие «Зайка»,«Мишутка», игрушки средние (6-7 штук), картинки с изображением различных игрушек, раскраски, карандаши.

Картинки, где есть звук [в].

«Речевое развитие»,  «Познавательное развитие» (ФЭМП), «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»

Чтение сказки С.Я.Маршака «Сказка о глупом мышонке»,

Педагогика нового времени.

В.Н. Волочкова

Н.В. Степанова

«Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста»

Стр-323

С интересом рассказывает о своих любимых игрушках, описывает их характерные черты, внимательно слушает других детей, отвечает на вопросы педагога, участвует в разговоре во время рассматривания картинок, проявляет положительные эмоции во время физкультминутки, с интересом раскрашивать свою игрушку.

28.10

Тема: Одежда, головные уборы, обувь

«Описание предметов одежды куклы Оли»

Программное содержание;

Связная речь: учить составлять вместе с воспитателем небольшой рассказ отвечать на вопросы законченным предложением;

Словарь и грамматика: учить правильно называть предметы одежды, действия, использовать прилагательные, обозначающие цвет;

Звуковая культура речи: закрепить правильное

произношение звуков [п], [п'], учить отчётливо и достаточно громко произносить слова с этим звуком. Обратить внимание на наличии [п] в словах.

Кукла и одежда для неё (пальто, шапка, шарф, варежки, рейтузы, ботинки, кофта, платье); Петрушка; картинки- пальто, платье, пирамидка, поезд.

Картинки, где есть  звук [п]

«Речевое развитие»,  «Познавательное развитие» (ФЭМП), «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»

Игра «Оденькуклу»

О.С.Ушакова

Развитие речи детей 3-5 лет

Стр.- 41

Беседа с детьми о национальной одежде народов Хакасии.

Называет разные предметы одежды, выделяет основные ее признаки, указывает ее назначение, с легкостью распределяет одежду и обувь  по сезону, проявляет интерес к совместным подвижным играм и играм с предметами, активно отгадывает загадки, отвечает на вопросы педагога, четко формулирует фразы

11.11

Ноябрь

Тема: Цветы, комнатные растения

«Кто живёт у нас на подоконнике?»

Программное содержание:

Звуковая культура речи: закреплять звукопроизношение [з] Формировать навыки в составление описательного предложения состоящих из 2-3 слов;  Развивать память, связную речь, внимание; расширять словарный запас.

Закреплять умение различать и называть некоторые комнатные растения; Воспитывать бережное отношение к цветам.

Продолжать учить детей внятно произносить данный звук в словах

Картинки с изображением комнатных растений; картинки с первыми весенними цветами, разные виды комнатных цветов

Картинки- зонт, корзина, ваза, коза, заяц, обезьяна, звездочка. Отгадывание загадок

Картинки, где есть  звук [з]

«Речевое развитие»,  «Познавательное развитие» (ФЭМП), «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»

Рассматривание картинок с комнатными растениями

Педагогика нового времени.

В.Н. Волочкова

Н.В. Степанова

«Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста»

Стр. 376-378

Беседа с детьми о комнатных растениях, распространенных в родном краю.

Участвует в беседе во время рассматривания  иллюстраций с комнатными растениями,  правильно называет и описывает их, отвечает на вопросы педагога, четко формулирует свои мысли, составляет рассказ о цветах по сюжетным картинкам, ухаживает за комнатными растениями.

18.11

Тема: Домашние птицы

«Цыпленок».

Программное содержание;

связная речь: учить детей правильно отвечать на вопросы

воспитателя. Воспроизводить содержание сказки по вопросам (Чуковский К. «Цыпленок»). Составлять рассказ по кар-

тине;

звуковая культура речи: закреплять произношение звуков [к], [к'], учить отчетливо и внятно произносить слова с этими звуками.

Картинки с изображением домашних птиц и их детенышей, иллюстрации к сказке Чуковский К. «Цыпленок»

 игрушечная курица, петух, цыплёнок , аудиозапись с голосами домашних птиц

Картинки, где есть  звук [к], [к'],

«Речевое развитие»,  «Познавательное развитие» (ФЭМП), «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»

Чтение рассказов и сказок о домашних птицах

Педагогика нового времени.

В.Н. Волочкова

Н.В. Степанова

«Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста»

Стр-124

Знакомство с домашними птицами, живущими в Хакасии.

Участвует в беседе во время рассматривания  иллюстраций о домашних птицах,  правильно называет и описывает домашних птиц, отвечает на вопросы педагога, четко формулирует свои мысли, внимательно слушает художественные произведения «Петушок и бобовое зернышко», «Петушки распетушились».

25.11

Тема:  Домашние животные

«Кто как кричит?»

Программное содержание;

связная речь:учить детей составлять вместе с воспитателем небольшой рассказ;

грамматика:учить называть детенышей животных, образовывать слова с помощью суффикса -онок-;

словарь:различать слова с противоположным значением

(большой - маленький);

звуковая культура речи:уточнить и закрепить правильное

произношение звука [и], учить регулировать высоту голоса.

Картинки с изображением домашних животных и их детенышей, текст песни «Уж как я мою коровушку люблю…», аудиозапись с голосами домашних животных, игрушечные домашние животные.

Картинки, где есть  звук [и]

«Речевое развитие»,  «Познавательное развитие» (ФЭМП), «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»

Отгадывание загадок про домашних животных, игра «Угадай животное».

Педагогика нового времени.

В.Н. Волочкова

Н.В. Степанова

«Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста»

Стр-113

Знакомство с домашними животными, живущими в родном краю

С интересом рассматривает картинки с изображением домашних животных, обсуждает животных, определяет голоса  животных по аудиозаписи, с легкость отгадывает загадки про домашних животных

02.12

Декабрь

Тема: Дикие животные

«Не ходи, козочка, в лес».

Программное содержание;

связная речь:учить совместно с воспитателем составлять

короткий повествовательный рассказ;

словарь и грамматика:учить правильно называть игруш-

ки, их цвет, величину, согласовывать существительные и

прилагательные в роде, числе;

звуковая культура речи:уточнить и закрепить правильное

произношение звука [э].

Картинки с изображением разных животных (домашних и лесных), игрушечные звери,  аудиозапись с голосами диких животных, шапочки с изображением лесных животных, картинки с изображением грибов, шишек, ягод, листьев, коры

Картинки, где есть  звук [э]

«Речевое развитие»,  «Познавательное развитие» (ФЭМП), «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»

Отгадывание загадок  про лесных зверей

Педагогика нового времени.

В.Н. Волочкова

Н.В. Степанова

«Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста»

Стр-103

Беседа с детьми о животных, живущих в лесах Хакасии.

Проявляет интерес к разговору с педагогом о лесных жителях, отвечает на вопросы, проявляет эмоциональную отзывчивость  на доступные возрасту музыкальные произведения («Мишка» М. Раухвергера, «Дети и волк», М. Красева), с удовольствием слушает сказку «Волк, лиса и медведь».

09.12

Тема: Зима. Зимние забавы

«Зимой на прогулке» (рассматривание картины).

Программное содержание;

связная речь: учить детей отвечать на вопросы по содержанию картины, составлять рассказ по схеме;

грамматический строй: активизация ласкательных существительных;

звуковая культура речи: звукопроизношение словосочетания ха-ха-ха, уметь регулировать тихий и громкий голос, изменять тембр голоса.

Картинки с изображением инвентаря для зимних видов спорта; серия сюжетных картинок о зиме, картинки с изображением снеговика, игры в снежки, катания с горки, мяч

«Речевое развитие»,  «Познавательное развитие» (ФЭМП), «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»

Наблюдения за сезонными изменениями на прогулке

Педагогика нового времени.

В.Н. Волочкова

Н.В. Степанова

«Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста»

Стр-185; 209

Участвует в сезонных наблюдениях, в обсуждениях во время прогулки, отвечает на вопросы педагога, активно рассказывает о зиме, с интересом рассказывает о зимних забавах, проявляет эмоциональную отзывчивость  на доступные возрасту музыкальное произведение «На дворе мороз и ветер…», с удовольствием принимает участие в хороводе, с удовольствием слушает новое стихотворение «Снег искрится, снег кружится…» Н.А. Некрасова.

16.12

Тема: Зимующие птицы

«Кормушка для птиц»

Программное содержание;

Активизация и актуализация словаря по теме: «Зимующие птицы» (зима, зимующие птицы, птица, снегирь, синица, ворона, голубь, воробей, дятел, свиристель,, крыло, перо, хвост, оперение;прилетать,голодать,  замерзать , учить отвечать на вопросы, составлять предложения. Совершенствовать грамматический строй речи; продолжать учить отвечать на простые вопросы с опорой на картинки, по сюжетной картины. Развитие зрительного внимания и восприятия, речевого слуха и фонематического восприятия, памяти, тонкой и общей моторики. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности, воспитание любви к природе.

Панно «Зима в лесу», иллюстрации: зимний пейзаж, птицы зимой, животные в зимнем лесу, картинки к стихотворению «Снегири», фигурки (картинки) птиц (воробей, ворона, голубь, синица, снегирь), сюжетные картинки о зимующих птицах «Кормушка для птиц»

«Речевое развитие»,  «Познавательное развитие» (ФЭМП), «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»

Отгадывание загадок о зимующих птицах, наблюдение зимой за птицами

Игра «На кормушки»

Методическое пособие

О.Е. Громова

Г.Н. Соломатина

«Лексические темы по развитию речи детей 3-4 лет»

Стр.- 76

.

Знакомство с зимующими птицами Хакасии.

Участвует в сезонных наблюдениях, в обсуждениях во время прогулки, отвечает на вопросы педагога во время беседы «Зима в лесу», с интересом рассматривает иллюстрации с изображением зимующих птиц, с интересом слушает стихи о птицах

23.12

Тема: Новый год.

«Вырастала елка».

Программное содержание;

связная речь:учить детей составлять описательный рассказ;

словарь и грамматика:упражнять в согласовании существительных, прилагательных, местоимений в роде, числе, падеже, активизировать в речи детей прилагательные;

звуковая культура речи:закреплять правильное произношение звука [у], учить произносить этот звук длительно, на одном дыхании.

Картинки с новогодней тематикой, игрушечная елочка, новогодние игрушки, песни на новогоднюю тематику

Картинки, где есть  звук [у]

«Речевое развитие»,  «Познавательное развитие» (ФЭМП), «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»

Коллективноенаряжениеелки.

Педагогика нового времени.

В.Н. Волочкова

Н.В. Степанова

«Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста»

Стр. 162

Познакомить детей с традициями новогоднего праздника народов Хакасии.

С интересом слушает рассказ Л. Воронковой «Снег идет», участвует в его обсуждении, отвечает на вопросы по содержанию текста рассказа, проявляет эмоциональную отзывчивость  на доступные возрасту музыкальное произведение, делится своими впечатлениями о проведенном ранее новогоднем празднике, с удовольствием описывает новогодний праздник, с интересом рассматривает картинки.

13.01

Январь

Тема: Семья

«Рассказы о своей семье».

Программное содержание;

связная речь:учить детей отвечать на вопросы взрослого;

грамматика:активизировать прилагательные, глаголы;

звуковая культура речи:закрепить произношение звуков

[г],[п]. Уточнить состав своей семьи. Учить с уважением относиться к ним. Учить вслушиваться стихотворную форму загадок.

Картинки с изображением семьи, картинки (Курица

Петух, Цыплята).

Картинки, где есть  звук [г],[п].

«Речевое развитие»,  «Познавательное развитие» (ФЭМП), «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»

Коллективная уборка в уголке у девочек.

Педагогика нового времени.

В.Н. Волочкова

Н.В. Степанова

«Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста»

Стр-269

Знакомство с семейными традициями народов Хакасии.

С интересом слушает рассказ педагога «Как Маша стала большой» Е. Пермяка, отвечает на вопросы педагога, эмоционально-заинтересованно рассказывает о своей семье, описывает семью, делится впечатлениями с другими детьми, с интересом рассказывает о своих домашних обязанностях, легко выполняет поручения педагога, с интересом слушает стихотворение И. Косякова «Все она», составляет рассказ по картинкам.

20.01

Тема: Человек, части тела

«Части тела и их действия»

Программное содержание:

Активизация глагольного словаря по теме, практическое усвоение  простого предложения; формировать элементарное представление о парных частях тела. Развивать память, мышление, внимание, связную речь; Воспитывать интерес к строению своего тела

Картинки с изображением человека, картинка мальчика, картинка с изображением человека, предметы(платок, расческа, кофта, туфли, ложка, чашка), кукла.

«Речевое развитие»,  «Познавательное развитие» (ФЭМП), «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»

Игра «Гдежеушки?»

Методическое пособие

О.Е. Громова

Г.Н. Соломатина

«Лексические темы по развитию речи детей 3-4 лет»

Стр. 22-24

Называют части тела, отвечают на вопросы педагога; объясняют предназначение частей тела, различают левую и правую часть тела. Не ошибаются в играх валеологического характера «Здравствуйте», «где же ушки?» и др. с интересом участвуют в совместных играх

27.01

Тема: Электроприборы

«Знакомство с чайной посудой»

Программное содержание:

Довести до детей содержание картины, понимать ее, выделять главное.Познакомить с назначением чайной посуды: из чайника наливают чай, на блюдце ставят чашку, чайной ложкой едят варенье, размешивают сахар в чае, в сахарницу насыпают сахар.Отвечать на вопросы воспитателя четко, громко, грамотически правильно.

 Развивать двигательное, слуховое восприятие.

Подводить к общению.

 Обогащение словаря: чайная посуда, чаепитие.

Активизация словаря: чайник, чашка, блюдце, сахарница, чайная ложка.

Картинки с чайной посуды,  красивая коробка с посудой, салфетницы с салфетками, столик, скатерть. Кукла, игрушка мишка

«Речевое развитие»,  «Познавательное развитие» (ФЭМП), «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»

Конспект оод в папке «Электроприборы»

Эмоционально-заинтересованно следит за развитием действия в игре-драматизации («Ккла и Мишутка»), отвечает на вопросы педагога, активно описывает основные признаки и  рассказывает о предназначении чайной посуды , с интересом слушает рассказ «Чаяпитие», с интересом выполняет комплекс физических упражнений

03.02

 Февраль

Тема: ПДД

«Не попади в беду на дороге»

Программное содержание:

связная речь: формировать навыки у детей отвечать на вопросы воспитателя;

грамматический строй: активизировать глаголы;

звуковая культура речи: закреплять правильное произношение звуков [ш] [би] Развивать память, мышление, внимание;  Воспитывать дружелюбие, уважение ...

Картинки с изображением разного наземного транспорта, разные виды игрушечного транспорта, картинки с изображением людей разных переходящих дорогу, случи на дороге, дорожные знаки, светофор.

 Игра «Сигналы светофора»

Картинки, где есть  звук [ш] [би]

«Речевое развитие»,  «Познавательное развитие» (ФЭМП), «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»

Педагогика нового времени.

В.Н. Волочкова

Н.В. Степанова

«Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста»

Стр. 153-155

С интересом рассматривает картинки с изображением разного наземного транспорта, описывает основные части наземного транспорта, рассказывает о его предназначении, с интересом слушает рассказ Л.С. Берга «Рассказ о маленьком автомобильчике».

10.02

 Тема: Транспорт (грузовой, легковой, пассажирский)

«Как нам транспорт помогает?»

Программное содержание:

словарь: пополнить словарный запас детей о разновидностях транспорта и грузов;

связная  речь: формировать навыки у детей в построение предложения, выражающие просьбу, называть правильно предметы в магазине «Автомобиль»

грамматический строй: закреплять правильное использование предлогов: В, НА, ОКОЛО, ПЕРЕД, ЗА, ТО;

звуковая культура речи: формировать умения фантазировать, придумывать любой сигнал для своей машины. Регулировать силу голоса. Развивать, мышление, внимание;  Воспитывать самостоятельность и активность.

Картинки с изображением разного наземного транспорта, разные виды игрушечного транспорта, картинки с изображением людей разных профессий

«Речевое развитие»,  «Познавательное развитие» (ФЭМП), «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»

Игра «Чтолишнее?»

Педагогика нового времени.

В.Н. Волочкова

Н.В. Степанова

«Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста»

Стр. 143-144

С интересом рассматривает картинки с изображением разного наземного транспорта, описывает основные части наземного транспорта, рассказывает о его предназначении, с интересом слушает рассказ Л.С. Берга «Рассказ о маленьком автомобильчике».

17.02

Тема: Транспорт (воздушный, водный)

«Путешествие маленького кораблика»

Программное содержание:

Продолжать учить описывать транспорт, сравнивать его, описывать корабль,  познакомить с русской народной сказкой «Кораблик».

словарь: пополнить словарный запас детей по теме;

Звуковая культура речи: звук [п]. Развивать  память, внимание, связную речь, мелкую моторику; расширять словарный запас. Воспитывать умение слушать товарища, самостоятельность, активность. Продолжать учить детей внятно произносить данный звук в словах

Картинки с изображением разных видов водного транспорта, кораблик, сделанный из бумаги

Картинки: птенцы, кастрюля с кашей.

Игры с Петрушкой

Картинки, где есть  звук [п]

«Речевое развитие»,  «Познавательное развитие» (ФЭМП), «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»

Под  редакцией М.А.Васильевой, В.В. Гербовой, Т. С Комаровой-стр-108,стр-112.

Комплексные занятия под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой – 194.

Комплексные занятия под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой - 165

Проявляет интерес к участию в совместных подвижно-дидактических, развивающих играх, увлеченно описывает водный транспорт, рассказывает о его предназначении,  отвечает на вопросы педагога, с интересом рассматривает картинки с водным и транспортом.

24.02

Тема: 23 февраля

«Праздник нашей армии»

Программное содержание:

Формировать умение отвечать на вопросы по сюжетной картине, вызвать чувство гордости за своего отца, формировать общее представление о данном празднике. Вовлекать детей в разговор о своих папах, описывать их. Развивать мышление, память, связную речь; расширять словарный запас. Воспитывать доброе и уважительное отношение к папе и дедушке

Картинки, символизирующие праздник, сюжетные картинки с изображением мужских занятий, картинки с изображением солдат, фотографии пап или дедушек в военной форме, фигурки самолетов, танков

Сюжетная картина «Солдат и девочка»

«Речевое развитие»,  «Познавательное развитие» (ФЭМП), «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»

Комплексные занятия под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой – 168-169, 179.

Методическое пособие

О.Е. Громова

Г.Н. Соломатина

«Лексические темы по развитию речи детей 3-4 лет»

Стр. 82-83

С интересом слушает рассказ педагога о празднике пап, стихи С. Маршака «Поднимаясь мчатся вдаль…», А. Марунина «Что за птицы в небе синем…», отвечает на вопросы педагога, с удовольствием рассказывает о своем папе и дедушке, с интересом рассматривает картинки и описывает их, проявляет интерес к выполнению комплекса игровых упражнений «Я сегодня самолет».

03.03

/                     Март

Тема:  8 марта

«Мамин день»

Программное содержание:

употребление уменьшительно- ласкательной формы существительных «мама» «бабушка», обучение выделению главного при  рассматривании  картины, развитие умения отвечать на вопросы распространенным предложением. Развивать  внимание, мышление, связную речь; расширять словарный запас. Воспитывать доброе отношение к маме, бабушке, желание заботиться о них, защищать, помогать

Текст стихотворения В. Нестеренко «Мама, бабушка, сестра…»,  «Мамин день» Е. Благининой, праздничные открытки с цветами, сюжетные картинки, посвященные 8 марта

«Речевое развитие»,  «Познавательное развитие» (ФЭМП), «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»

Заучиваниестихотворений к утреннику

Г.Н. Соломатина

«Лексические темы по развитию речи детей 3-4 лет»

Стр. 83-85

Эмоционально-заинтересованно следит за развитием действия в игре-драматизации (встреча куклы Кати), отвечает на вопросы педагога во время беседы о мамах и бабушках, с интересом слушает стихотворение В. Нестеренко «Мама, бабушка, сестра…», увлеченно рассказывает о маме или бабушке.

10.03

Тема: Весна. Признаки весны

«Весенняя капель»

Программное содержание:

Связная речь: формировать навыки детей связно отвечать на вопросы воспитатель. Подбирать к словам определения. Понимать смысл загадок и находить отгадку;

Звуковая культура речи: закреплять звукопроизношение звуков [ч] [к]. Развивать мышление, внимание, связную речь; расширять словарный запас. Воспитывать самостоятельность, наблюдательность, активность.

Картинки с изображением всех времен года; картинки с изображением ранней весны, иллюстрации к стихотворению А. Плещеева «Весна».

Картинки, где есть  звук [ч] [к]

«Речевое развитие»,  «Познавательное развитие» (ФЭМП), «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»

Заучивание стихотворения «Весна» Г. Ладонщикова, наблюдения за изменениями в природе на прогулке.

Педагогика нового времени.

В.Н. Волочкова

Н.В. Степанова

«Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста»

Стр. 346-347.

Участвует в сезонных наблюдениях, в обсуждениях во время прогулки, отвечает на вопросы педагога, активно рассказывает про весну по сюжетным картинкам, участвует в наблюдении из окна,  в обсуждении признаков весны,  с интересом слушает новое стихотворение «Весна» А. Плещеева

17.03

Тема: Цветы полевые, луговые

«Замечательные цветы»

Программное содержание:

Связная речь: формировать умения детей составлять короткий рассказ по вопросам воспитателя по опорной схеме. Формировать навыки правельно называть и  сравнивать цветы: (по величине, цвету);

Звуковая культура речи: закреплять звукопроизношение [зш [з] [у] [ж]. Воспитывать эмоциональный отклик на красоту цветка, описание его в стихотворной форме

Картинки с изображением  различных полевых и луговых цветов, маски-шапочки для игры «Букет цветов»

Картинки, где есть  звук [зш [з] [у] [ж]

«Речевое развитие»,  «Познавательное развитие» (ФЭМП), «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»

Педагогика нового времени.

В.Н. Волочкова

Н.В. Степанова

«Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста»

Стр. 379-380

Беседа с детьми о растениях, дать понятие «луговые», «лекарственные» растения. Знакомство с цветами, распространенными в родном краю.

Проявляет интерес к участию в совместных подвижно-дидактических, развивающих играх, проявляет положительные эмоции при физической активности, с интересом рассматривает картинки, описывает цветы. Увлеченно слушает рассказ С. Венгели «Подснежник», заботится о цветах, умеет ценить прекрасное.

24.03

/

Тема: Профессии - инструменты

«Наши куклы - врачи».

Программное содержание:

связная речь: учить детей составлять самостоятельно короткий рассказ, слушать рассказы других детей;

словарь: пополнять словарный запас детей медицинской терминологией;

звуковая культура речи: закрепить правильное произношение звука [а], протяжно и кратко

Картинки с изображением людей разных профессий, иллюстрации врачей, куклы.

Картинки, где есть  звук [а]

«Речевое развитие»,  «Познавательное развитие» (ФЭМП), «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»

Отгадывание загадок о  профессии врача

 Педагогика нового времени.

В.Н. Волочкова

Н.В. Степанова

«Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста»

Стр. 230

Эмоционально-заинтересованно следит за развитием действия в игре-драматизации («Представители разных профессий»), с интересом рассматривает картинки с изображением людей разных профессий отвечает на вопросы педагога, увлеченно рассказывает о любимой профессии, описывает ее назначение, с интересом отгадывает профессии по атрибутам.

31.03

Тема: Деревья и их части, кустарники

«Зимой и летом одним цветом»

Программное содержание:

Звуковая культура речи: звук [ч’] Продолжить формирования навыков  ответа детей на вопросы словосочетанием или простым предложением .                     Формировать умение сравнивать деревья, описывать их, передавать характерные особенности внешнего строения разных видов деревьев.

Развивать внимание, мышление, память, связную речь; расширять словарный запас. Воспитывать бережное отношение к природе

Продолжать учить детей внятно произносить данный звук в словах

Картинки с изображением деревьев разных видов; картинки с изображением частей дерева и кустарника

Картинка Ёлки, игрушка Ёлка.

Картинки, где есть  звук [ч’]

«Речевое развитие»,  «Познавательное развитие» (ФЭМП), «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»

Наблюдение за деревьями на участке

Методическое пособие

О.Е. Громова

Г.Н. Соломатина

«Лексические темы по развитию речи детей 3-4 лет»

Стр. 52-53

Знакомство с деревьями, растущими на территории родного детского сада.

Проявляет интерес к участию в совместных подвижных играх, участвует в сезонных наблюдениях, отвечает на вопросы педагога, увлеченно называет и описывает разные виды деревьев и кустарников, указывает их отличия друг от друга.

07.04

Апрель

Тема: Книги

«Пересказ сказки «Козлята и волк»»

Программное содержание:

связная речь:учить пересказывать вместе с воспитателем сказку «Козлята и волк»;

звуковая культура речи:приучать отчётливо и правильно произносить звук [с], изолированный и в словах.

Настольный театр «Козлята и волк», картинка, на которой изображены осы.

Картинки разнообразных сказочный героев.

Картинки, где есть  звук [с]

«Речевое развитие»,  «Познавательное развитие» (ФЭМП), «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»

Чтение сказки В.И.Даля « Лиса-лапотница»

О.С.Ушакова

Развитие речи детей 3-5 лет

Стр.- 77

С интересом рассказывает о своих любимых сказочных героях, описывает их характерные черты, внимательно слушает других детей, отвечает на вопросы педагога, участвует в разговоре во время рассматривания картинок, проявляет положительные эмоции во время физкультминутки, с интересом раскрашивает любимого сказочного персонажа

14.04

Тема: Инструменты музыкальные

«Музыкальная сказка»

 Звуковая культура речи: закреплять звукопроизношение звуков [в] [б формировать умения на слух различать звучание муз.инструментов: барабана, бубна, дудочка;

грамматика: образование глаголов от названий муз.инструментов;

связная речь: формировать навыки составлять с помощью воспитателя короткие рассказы (сказки)Воспитывать, умение внимательно слушать собеседника

Предметные картинки по теме, мяч, Зайка, игрушечные муз. Инструменты

Картинки, где есть  звук [в] [б]

«Речевое развитие»,  «Познавательное развитие» (ФЭМП), «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»

Педагогика нового времени.

В.Н. Волочкова

Н.В. Степанова

«Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста»

Стр. 27-29

 Активно участвует в обсуждении вопросов по теме, отвечает на вопросы педагога, различает и называет разные музыкальные инструменты.. Активно участвует в совместных играх, внимательно слушает других детей

28.04

Тема:  Пресмыкающиеся, рыбы

«Игра путешествие «На море на океане»»

 Программное содержание

Формировать умение детей обобщать и классифицировать (морские рыбы, аквариумные рыбы, рыбы, живущие в пресноводных водоемах); продолжать учить выделять признаки различия и сходства между рыбками.                                   Развивать мышление и память, умение анализировать, выражать их в речи; развивать эмоциональную сферу детей  Воспитывать коммуникативные качества, экологическую грамотность у детей. Продолжать учить детей внятно произносить данный звук в словах

Картинки с изображением рыб пресноводных, морских, аквариумных, карточки с изображением аквариумных и пресноводных рыб, фланелеграф, изображение Незнайки, рыб и морских животных для работы на фланелеграфе, разрезная картинка (рыба).

Игрушки-отгадки, игра «Кто с кем стоит рядом?»

«Речевое развитие»,  «Познавательное развитие» (ФЭМП), «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»

Чтение рассказов о морских обитателях, рыбах, наблюдение за аквариумными рыбками

Конспект  оод в папке «Рыбы»

Комплексные занятия под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой – 201

Знает и различает морских и аквариумных рыб, знает и называет некоторых рыб, рассказывает об их строении; с интересом слушает рассказы воспитателя о рыбах, отвечает на вопросы педагога, активно участвует в совместных играх.

05.05

Май

Тема: День победы

Программное содержание:

Активировать слуховые и зрительные анализаторы, развивать у детей речь, воображение и мышление. Активизировать словарь: Победа, герой, солдат, армия, защитник . Развивать умения взаимодействовать друг с другом, побуждать детей к совместной деятельности. Сообщить детям первоначальные сведения о Дне Победы. Дать знания о защитниках отечества. Воспитывать у детей гордость и уважение к ветеранам ВОВ, чувство гордости за Родину, умение слушать взрослых.

компьютер, презентация «День Победы» (иллюстрации по теме занятия); флажки разных цветов

«Речевое развитие»,  «Познавательное развитие» (ФЭМП), «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»

Конспект в папке «День победы»

Заинтересованность детей темой «День Победы», проявление их познавательной активности. Дети самостоятельно проявляют инициативу: рассматривают иллюстрации, участвуют в беседах, задают вопросы; проявляют творчество и детальность в работе. С удовольствием рисуют, играют

12.05

Тема: Родина,  моё село

«Наша деревня»

Программное содержание:

связная речь:  развивать умения детей связно отвечать на вопросы воспитателя. Активизировать детей по ходу беседы. В предложенной ситуации закреплять умение детей применять полученные знания в жизни;

словарь: расширить словарный запас по теме. Воспитывать  в детях патриотизм

Картинка с изображением  флага и герба России; иллюстрации к рассказу А. Гайдара «Поход», географическая карта с изображением России, фотографии Москвы, запись с гимном России , фотографии деревни и картинки

«Речевое развитие»,  «Познавательное развитие» (ФЭМП), «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»

Просмотр картин с изображением разных годов России

Педагогика нового времени.

В.Н. Волочкова

Н.В. Степанова

«Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста»

Стр. 302

Знакомство со своей малой Родиной.

Может своими словами объяснить слово «Родина».рассматривает герб и флаг России, отвечает на вопросы педагога, участвует в разговорах во время обсуждения истории нашей страны, рассказывает об известных достопримечательностях страны, с интересом слушает рассказ А. Гайдара «Поход

19.05

Тема: Насекомые

«Описание насекомых»

Программное содержание:

Формировать умение различать и называть некоторых насекомых(жук, бабочка, кузнечик); описывать насекомых; активное употребление лексики по теме в самостоятельных высказывания в правильной грамматической форме. Развивать внимание, эстетический вкус; развивать связную речь; расширять словарный запас по теме «Насекомые». Воспитывать любовь и бережливое отношение к цветам и насекомым

Картинки с изображением разнообразных насекомых

«Речевое развитие»,  «Познавательное развитие» (ФЭМП), «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»

Чтение стихов про цветы , загадывание загадок

Методическое пособие

О.Е. Громова

Г.Н. Соломатина

«Лексические темы по развитию речи детей 3-4 лет»

Стр. 116-119

Знакомство с насекомыми, распространенными в родном краю.

Проявляет положительные эмоции при физической активности, с интересом рассматривает картинки, называет и описывает насекомых, умеет ценить прекрасное

Всего оод- 34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по речевому развитию для детей первой младшей группы.

Речь-это удивительное сильное средство,но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться и...

Рабочая программа по речевому развитию для детей группы с 3 до 4 лет "По следам сказки"

Рабочая программа  по речевому развитию  для детей группы  с 3 до 4 лет "По следам сказки"...

Рабочая программа по речевому развитию детей подготовительной группы «Развитие связной речи с использованием игровых методов и приемов ТРИЗ-педагогики у детей старшего дошкольного возраста».

Данная рабочая программа  описывает содержание образовательной деятельности по развитию связной речи детей в процессе интегрированной совместной деятельности с использованием игровых методов и пр...

Рабочая программа по речевому развитию для детей 4х-5ти лет.

Уважаемые посетители моего мини-сайта я предлагаю вашему вниманию разработанную программу по развитию речи детей 4х-5-ти лет....

Рабочая программа по речевому развитию для детей средней группы

Данная Программа соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка; сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание программы с...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «РОМАШКА» на 2023-2024 учебный год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ  «РОМАШКА» на 2023-2024 учебный год...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «СОЛНЫШКО» на 2023-2024 учебный год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ  «СОЛНЫШКО» на 2023-2024 учебный год...