Занятие по познавательно-речевому развитию: "Как учились в старину"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Татьяна Николаевна Никитюк

Цель: Познакомить детей со старославянским алфавитом.

Задачи: 1. Дать первоначальное представление детям о письме гусиным пером, закрепить навыки письма.

2. Развивать диалогическую и монологическую речь.

3. Воспитывать у детей интерес к учебной деятельности и желание учиться в школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

Детский сад «Светлячок» п. Домбаровский

        Подготовила:

Воспитатель высшей категории

Никитюк Т.Н

2020 год

Цель: Познакомить детей со старославянским алфавитом.

Задачи: 1. Дать первоначальное представление детям о письме гусиным пером, закрепить навыки письма.

2. Развивать диалогическую и монологическую речь.

3. Воспитывать у детей интерес к учебной деятельности и желание учиться в школе.

Предварительная работа: чтение рассказа Л.Н. Толстого, заучивание стихотворений, знакомство детей с различными видами алфавита на занятиях и в свободной деятельности, рассматривание, практическая работа.

Материалы и оборудование: образцы букв алфавита, икона Мефодия и Кирилла, гусиные перья по количеству детей, ½ часть альбомного листа, чернила, чернильницы, влажные салфетки, образцы алфавитов, атрибут «Сова», аудиозапись.

Ход занятия:

Воспитатель рассказывает детям о старославянской азбуке.

- В далекие времена наши предки не знали грамоты, не умели читать и писать. И вот явились на Руси два брата (показать икону) Кирилл и Мефодий. Которые придумали азбуку, а народ её прозвал кириллицей в честь одного из братьев.

- Ребята, как вы думаете, в честь какого брата названа азбука?

Ответы детей.

Каждая буква в азбуке была особенной, имела своё имя: я буду показывать буквы, вы будете называть буквы русского алфавита, а я буду называть по кириллице.

«А» это буква «аз»

«Б» это буква «буки»

Если мы соединим «А» и «Б» по кириллице «аз» и «буки» то получим слово «азбука».

Ребята, а есть такая народная поговорка: «сначала «аз» и «буки», а потом и науки».

«В» это буква «веди» от слова «ведать», «знать».

«Г» это буква «глагол» от слова «глаголить» - говорить.

«Д» это буква «добро», какое хорошее имя «добро», доброта – лучшая черта человека.

«Л» это буква «люди».

«М» это буква «мыслята», мыслить.

«С» это буква «слово».

«З» это буква «земля».

Ребята послушайте стихотворение, как учились дети в старину.

 «В старину учились дети –

Их учил церковный дьяк

Приходили на рассвете

И твердили буквы так:

А да Б – как Аз и Буки

В как Веди, Г – глаголь,

И учитель для «науки2

По субботам всех порол

Вот такой чудной в начале

Наша грамота была

Вот каким пером писали –

Из гусиного крыла.

Трудно грамота давалась

Нашим предкам в старину

А девицам полагалось

Не учиться нечему.

Обучались лишь мальчишки

Дьяк с указкою в руке

Нараспев читал им книжки

На славянском языке.

Так, из летописей старых

Знали дети москвичей

О литовцах, о татарах

И о родине своей».

- Ребята давайте мы с вами вспомним рассказ Л,Н. Толстого «Филиппок».

- Кто такой Филиппок?

- А чем он вам понравился?

- Понравились ли вам учитель и ребята, чем?

В старину было мало школ, и не все дети могли учиться, потому что до школы нужно было далеко идти. Не все дети имели теплую зимнюю одежду, да и по дому у детей было очень много работы. Грамотных людей в старину очень уважали. Недаром говорили «Красна, птица переем, а человек уменьем». Все дети, которым удалось ходить в школу, учились с большим удовольствием и интересом.

Ребята, давайте, и мы с вами поиграем в такую школу:

- В теплую погоду во время перемен дети устраивали около школы веселые игры, и мы с вами тоже можем поиграть в них.

Хотите?

Ответы детей.

Давайте поиграем в игру «День – ночь». Ну что ребята игры закончились и пора учиться. Начинаем наш урок. (проходите садитесь).

- Ребята, как вы думаете, на чем писали люди в старину?

Ответы детей.

Но еще они писали на бересте. Готовили бересту сами из коры березы. Её для этого варили, чтобы она стала мягкой, обрезали со всех сторон, делали ровной. А буквы на бересте царапали острыми металлическими палочками.

- А чем они писали?

Ответы детей.

Когда появились чернила, люди стали писать гусиным пером.

Представьте себе, что это береста (листы сделанные под бересту).

- Ребята, скажите, а буквы из старославянского алфавита чем-то отличаются от нашей азбуки?

Ответы детей.

Действительно написание букв остается прежним. Сегодня мы сами попробуем написать те буквы, которые вы запомнили. А писать мы их будем не обычной ручкой, а гусиным пером.

Посмотрите вот таким пером люди писали в старину. (посмотрите край пера остро заточен, его нужно держать как ручку, перо опускать в чернила). Во время работы детей провожу опрос (звучит спокойная музыка).

Написали. Молодцы как много букв смогли написать. (дети вытирают руки о влажную салфетку по необходимости).

- Ребята, кто придумал старославянский алфавит?

Ответы детей.

- А как называется этот алфавит?

Ответы детей.

Давайте еще раз вспомним буквы алфавита, которые придумал Кирилл и Мефодий. (предлагаю детям пройти сесть на стулья на ковре).

- Ребята послушайте пожалуйста , стихотворение о кириллице:

«Буква к букве – будет слово.

Слово к слову – речь готова.

                                           И напевна, и стройна

           Музыкой звучит она.

            Так восславим буквы эти

          Пусть они приходят к детям,

         И пусть будет знаменит

              Наш славянский алфавит!

(звенит колокольчик). Наш урок окончен, теперь вы можете пройти и посмотреть, сколько разных, красивых букв у вас получилось.

Теперь мы можете дома научить писать гусиным пером своих родных.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по познавательно- речевому развитию в первой младшей группе. "На прогулку к солнышку"

На занятии формируется познавательная активность детей, дети учатся отвечать на вопросы взрослого.Здесь закрепляются цвета :красный, жёлтый, зелёный; расширяется диапазон использования пальчиковых фор...

Конспект занятия по познавательно-речевому развитию для детей старшей группы на тему: "Это русская сторонка, это Родина моя!"

Занятие рекомендую проводить во втором полугодии, поскольку материал сложный и базируется на знаниях детей. Но занятие прошло с большим успехом,вызвало интерес у детей и коллег.  Одной из основны...

конспект занятия по познавательно-речевому развитию в подготовительной группе

Дети знакомятся с вулканом, его частями, самостоятельно проделывают опыты....

Конспект занятия по познавательно - речевому развитию в подготовительной группе "Родословная - старинная русская традиция"

Закрепить имеющиеся у детей знания о родственных отношениях; формировать элементарные представления о том, что такое род, родословная; о происхождении фамилий, о традициях и обычаях; воспитывать...

Технологическая карта занятия по познавательно-речевому развитию у детей с задержкой психического развития (3-4 года)

Технологическая карта занятия содержит перечень решаемых задач, необходимого оборудования и описания образовательной деятельности....

Интегрированное занятие: «В гостях у сказки» Интегрированное занятие по познавательно-речевому развитию при помощи ИКТ «В гостях у сказки»

Интегрированное занятие: «В гостях у сказки»Интегрированное занятие  по познавательно-речевому развитию при помощи ИКТ «В гостях у сказки»Образовательные области: познават...

Коррекционно-развивающее занятие по познавательно-речевому развитию детей с задержкой психического развития «Как устроен человек. Органы чувств»

Цель: развитие у детей познавательной и речевой активности, любознательности и интереса.Задачи:коррекционно-обучающие: обобщить и систематизировать знания и представления детей о строении тела че...