развитие речи
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Пестова Ольга Сергеевна

Открытое занятие 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_po_razvitiyu_rechi.docx34.09 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ.
«Зимняя СКАЗКА О лете».

ЦЕЛЬ: закрепление представлений детей о временах года (лете и зиме).
ЗАДАЧИ:
1.Формировать умение подбирать слова в уменьшительно-ласкательной форме.
2.Учить группировать предметы по определенному признаку.
3.Продолжать учить составлять распространенные предложения по сюжетным картинкам.
4.Упражнять в согласовании прилагательных с существительными.
5.Познакомить детей с разными значениями многозначного слова «игла».
6.Обогащать лексику детей родственными словами.
7.Упражнять в делении слов на слоги.
8.Развивать наблюдательность, внимание, память.

Материал. Фланелеграф. Декорации летнего леса. Картинки с летними и зимними сюжетами, с изображениями предметов (для игры «Прошагай слова»). Картинка «Ежи» из пособия «Дикие животные». Флажки с изображениями «веселого» и «сонного» солнца – на каждого ребенка. Презентация «Многозначные слова». Куклы бибабо (еж, лиса).

Ход деятельности.
Орг. момент.
Ведущий: « Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
Доброе утро и солнцу, и птицам.
Доброе утро улыбчивым лицам!»
Ребята, посмотрите друг на друга, на наших гостей, улыбнитесь и подарите всем хорошее настроение.
Собрались все дети в круг. Я - твой друг, и ты - мой друг.
Крепко за руки возьмемся и друг другу улыбнемся.
Посмотрю на ваши лица, с кем бы мне здесь подружиться?
Я - Лариса Николаевна, а ты кто? Ответь мне, как тебя зовут, ласково.
Здравствуйте, милые дети, вы прекрасней всех на свете. Вот таких хороших, пригожих я приглашаю поиграть.

 Сегодня мы с вами побываем в сказке, но чтобы в нее попасть, нужно отгадать загадки.
Я соткано из зноя, несу тепло с собою,
Я реки согреваю, купаться приглашаю.
И любите за это вы все меня, я...(Лето).
Дел у меня немало: я белым одеялом
Всю землю укрываю, в лед реки убираю,
Белю поля, дома - зовут меня...(Зима).
(Подводит детей к фланелеграфу, на котором выставлены картинки с летними и зимними сюжетами).

-Что такое?! Все картинки перепутались! Разложите их по временам года.
(Дети выполняют задание, объясняя свой выбор).
Какое сейчас время года? (Лето). Давайте отправимся в летнюю сказку.
Ой, кто это шевелится под кустом? (Достает ежа – куклу бибабо.) Да ведь это ежик! Здравствуй, ежик!
Еж (за него говорит ведущий).

-Здравствуйте! Очень рад вас видеть. Мне так скучно одному, давайте поиграем. Проводится разминка «Еж».
Вот свернулся еж в клубок, может ежик ты продрог?
(Дети садятся на корточки, обхватывают колени руками.)
Солнца луч ежа коснулся – ежик сладко потянулся!
(Поднимают руки вверх, потягиваются.)
Хитрый ежик, хитрый еж, на клубочек он похож.
(Вытягивают руки перед собой, сжимают кулаки, делают ими вращательные движения.)
На спине иголки очень-очень колки.
(Несколько раз сжимают и разжимают кулаки.)
Еж по тропке побежал, нам колючки показал.
(Руки сгибают в локтях, соединяют пальцы в щепоть.)
А колючки тоже на ежа похожи.
(Поднимают руки над головой, делают вращательные движения кистями.)
На ежа мы поглядим, молочка ему дадим,
(Ладони складывают черпачком.)
Но не тронем колкие на спине иголки мы.
Еж (смотрит на сюжетные картинки).

-Что это такое?
Ведущий. Дети разложили картинки, на которых нарисованы лето и зима.
Еж. Зима?! Что это такое? После лета приходит осень - время, когда я засыпаю в теплой норке. Просыпаюсь я весной. А что происходит, пока я сплю, не знаю.
Ведущий. Мы расскажем тебе о зиме. Ты, ежик, будешь составлять предложения о лете, а дети – о зиме. Договорились?
Еж. Летом земля покрыта зеленой травой. А зимой? (Зимой земля покрыта белым снегом.)
Летом на деревьях растут листья. А зимой? (Зимой деревья стоят без листьев, на их ветках лежит снег.)
Летом на деревьях растут листья. А зимой? (Зимой реки и озера замерзают, покрываются льдом.)
Ведущий. Ежик, теперь ты знаешь, что происходит зимой?
Еж. Какие вы молодцы, умеете составлять такие длинные предложения. Я многое узнал от вас о зиме. Интересно, что вы делаете в это холодное время на прогулке?
Проводится разминка «Зимой».
Дети идут по кругу и в соответствии с текстом выполняют движения.
Ведущий.
Мы зимой в снежки играем, по сугробам мы шагаем,
И на лыжах мы бежим, на коньках по льду скользим.
Еж. А зимой солнце светит? Какое оно, зимнее солнце? (Бледное, холодное.)
Проводится игра «Зима-Лето». Ведущий зачитывает предложения. Если в них говорится о лете, дети поднимают флажки с «веселым» солнцем и улыбаются, если о зиме - поднимают флажки с «сонным» солнцем и хмурятся.
Ребенок читает стихотворение.
МЫ СНЕЖНУЮ БАБУ ЛЕПИЛИ ВЧЕРА,
И ШЛЯПА У БАБЫ БЫЛА ИЗ ВЕДРА,
А НОС ИЗ МОРКОВКИ, А РУКИ ИЗ ПАЛКИ,
МЕТЛА ИЗ МЕТЛЫ, А КОСА ИЗ МОЧАЛКИ.
НО СОЛНЦЕ ПРИПЕКЛО СЛЕГКА –
И СНЕЖНАЯ БАБА БЫЛА ТАКОВА.

Ведущий.

Дима пошел на речку купаться. Весело стрекочут кузнечики. Дети на поляне лепят снеговика. Маша и Марат взяли санки и побежали кататься с большой горы. Прошел дождь, и над рекой появилась радуга. Морозно на улице, дует холодный ветер.
Еж. Вы так много знаете о временах года! А вот обо мне, еже, что вам известно?
Ведущий. Дети знают много загадок о ежах.
Дети.
Сердитый недотрога живет в глуши лесной,
Иголок очень много, а нитки - ни одной.

В клубок свернется, а взять не дается.

Лежала между елками подушечка с иголками.
Тихонечко лежала, потом вдруг убежала.

По тропинке идет, лес на спинке несет.
Проводится ритмическое упражнение «Ежик и барабан».
Дети хором произносят текст и выполняют движения по показу ведущего.
С барабаном ходит ежик: бум-бум-бум!
Целый день играет ежик: бум-бум-бум!
С барабаном за плечами: бум-бум-бум!
Ежик в сад забрел случайно: бум-бум-бум!
Очень яблоки любил он: бум-бум-бум!
Барабан в саду забыл он: бум-бум-бум!
Ночью яблоки срывались: бум-бум-бум!
И удары раздавались: бум-бум-бум!
Зайцы здорово струхнули: бум-бум-бум!
Глаз до зорьки не сомкнули: бум-бум-бум!
(Г.Виеру.)
Ведущий. А еще дети знают много стихов про ежей.
Дети.
На заре в лесу спросонок умывается ежонок.
Мать – ежиха таз берет, мордочку ежонку трет.
Только спину, только спину не потрешь родному сыну.
Ходит по траве лесной он с немытою спиной.
Вот как, посудите сами, дело обстоит с ежами.
Хорошо, ребята, все ж, что никто из вас не еж!
( Г. Виеру.)
В траве живой колючий мяч щетинится и ежится.
- Ну, покажись, дружок, не прячь свою смешную рожицу!
Но ежик фыркает, бормочет – со мной знакомиться не хочет.
(Г.Сапгир.)
Еж оценивает четкость и выразительность чтения.
Ведущий. (Показывает лису и ежа - кукол бибабо). Ежик, к нам пришла лиса, она хочет побеседовать с тобой.
Двое детей надевают игрушки на руки и инсценируют диалог Л.Воронковой «Лисица и еж».

ЛИСА. Всем ты еж и хорош, и
пригож, да вот колючки тебе не к лицу.
ЕЖ. А что, лиса, я с колючками
некрасивый, что ли?
ЛИСА. Да не то чтобы некрасивый.
ЕЖ. А может, я с колючками неуклюжий?
ЛИСА. Да не то чтобы неуклюжий.
ЕЖ. Ну так какой же я с
колючками?
ЛИСА. Да какой-то ты с ними... несъедобный.

Ведущий. Да, острые иголки не всем нравятся. Подумайте, дети,
какие предметы, кроме игл на шкурке ежа, мы называем этим словом?
Какие еще бывают иголки? (Презентация «Многозначные слова»). (Дети называют изображенные на экране предметы.)
Ведущий. Верно, есть иголки у елки и кактуса, у сосны, швейные иглы и медицинские. Все они называются одним словом - «иголки», но обозначают разные предметы. А чем все иголки похожи? (Они тонкие и острые). Что- то ты, ежик, опять загрустил?

Еж. Вам, дети, хорошо, с вами рядом мамы, папы, бабушки, воспитатели,
а я совсем один.
Ведущий. Не грусти, лучше посмотри на эту картину. ( Выставляет на мольберт
сюжетную картину «Ежи»).
Еж. (Рассматривает картину, радуется). Это папа, мама, это мои братья и сестры.
Ведущий. Какая дружная у тебя
семья! Как мы назовем папу этого семейства? (Еж). А ласково? (Ежик). Как назовем маму? (Ежиха). А маму с папой? (Ежи). А деток? (Ежата). Сколько слов мы назвали! Во всех этих словах есть
общая часть - «еж». Такие слова называются родственными.
Еж. Спасибо, дети! Вы помогли найти мне семью.
Ведущий. Ежик, не уходи. Давайте, ребята, еще поиграем. Проводится игра «Прошагай слова» (деление слов на слоги). Каждый ребенок получает по картинке, произносит слово по слогам и делает соответствующее количество шагов.
Под елкой, в траве вы листок поднимите, картинку найдите, ее рассмотрите, самое длинное и самое короткое слово назовите. Ира, назови слово. (Дом).
Сколько шагов ты прошла? (Один шаг). Почему ты сделала один шаг? (В слове «дом» один слог).
У кого самые длинные слова?
А самые короткие?
Ведущий. Ну что, ежик, справились дети с заданием?
Еж. Молодцы! Отлично справились. А мне пора уходить.
До свидания!
Дети. До свидания, ежик, приходи к нам еще.
(По впечатлениям от занятия детям можно предложить выполнить рисунок или аппликацию на тему «Ежи»).
.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей по развитию речи «Развитие речи в домашних условиях, через развитие мелкой моторики»

Развитие речи ребенка с помощью подручных материалов. Значение развития мелкой моторики. ...

Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию речи звуковая культура речи. Звук «К»

Методическая разработка Конспект непосредственно  -  образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию р...

Цель и задачи работы: Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки. Достижению цели способствует решение следующих задач: - Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей; - Объединить усилия педагогов и родителей по развитию

Цель и задачи работы:Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки.Достижению цели способствует решение следующих задач:- Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей;- Об...