Методическая разработка конспекта НОД по развитию речи в средней группе на тему «Составление рассказов об осени»
методическая разработка по развитию речи (средняя группа)

Колбасова Екатерина Львовна
Методическая разработка конспекта НОД по развитию речи в средней группе на тему «Составление рассказов об осени» Конспект НОД по развитию речи в средней группе. Тема: «Составление рассказов об осени» ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ: Учить детей составлять связные рассказы на осеннюю тематику с использованием наглядных пособий. Уточнять и расширять активный словарь детей по теме «Осень». Упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательным значением. Продолжать развивать у детей память, внимание, наглядно-образное мышление. Воспитывать у детей бережное отношение к природе. МАТЕРИАЛ: Таблицы по теме «осень», игрушка Чебурашка ПОДГОТОВКА К ЗАНЯТИЮ: Наблюдения на прогулке за приметами осени,чтение произведений: Бунин «Листопад», Майков «Осенние листья…», Рассматривание иллюстраций по теме «Осень». Беседы с детьми, Рисование по теме «Осень».Дидактические игры: «Когда это бывает?», «В гостях у осени». Составление и рассматривание таблиц с символами, объяснение их значения. . Ход ЗАНЯТИЯ ---Дети стоят полукругом--- ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята,отгадайте загадку: Несу я урожаи, птиц к югу отправляю, деревья наряжаю, затем их раздеваю, Бываю золотая, поздняя, А зовут меня все. (осень) - Правильно – это загадка об осени и сегодня мы с вами будем говорить о ней. Давайте поиграем в игру «Ласковые слова». Я говорю - солнце, а вы говорите ласково – солнышко. ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «ЛАСКОВЫЕ СЛОВА» Ветка - веточка, Лист - листочек, Дождь - дождичек, Ручей - ручеек, Трава - травка, Цветок - цветочек, Ветер - ветерок, Туча - тучка, Песок – песочек, Дерево – деревце. Игровое упражнение: «ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ОБ ОСЕНИ» На смену лету пришла. (золотая осень). Солнышко все реже и реже выглядывает. (из—за туч). Деревья надели. (разноцветный наряд). . (красные, желтые) листья горят на солнышке, а затем. (опадают, кружатся, укрывают)землю золотым ковром. Дождик. (моросит) и заставляет прятаться. (по домам). Птицы собираются в стаи. (и улетают в теплые края). Зверям некогда резвиться, они делают. (запасы на зиму). Скоро белокрылая зима вступит в свои права. ---Дети садятся--- ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, посмотрите, кто к нам сегодня пришел в гости? Чебурашка: Здравствуйте, детишки, девчонки и мальчишки! У меня в голове все перепуталось. Ничего не пойму, какое у нас сейчас время года? Ребята, расскажите мне об осени, а то я запутался. ВОСПИТАТЕЛЬ: Конечно, Чебурашка, ребята тебе помогут. Ребята, расскажите Чебурашке, какая бывает осень? ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ: «КАКАЯ БЫВАЕТ ОСЕНЬ?» (теплая, золотая. дождливая, хмурая, красивая, грустная, печальная, яркая, разноцветная) Игровое упраждение:Подбери действие Листья осенью (что делают) — желтеют, опадают и т. д. Дождь осенью — моросит, идет и т. д. Урожай осенью — убирают. Птицы осенью — улетают. Деревья осенью — роняют листья. Листья осенью (какие) — желтые, красные, багряные, золотые. Как можно сказать об этом одним словом? (Разноцветные.) Дождь осенью (какой) — холодный, моросящий. Погода осенью (какая) — пасмурная, дождливая, хмурая, морозная (поздней осенью). Деревья осенью (какие) — ранней — с разноцветными листьями, поздней — голые. Звери осенью — готовятся к зиме, меняют шубки. лиса, белка, горностай, заяц (не меняет окраску); белка, мышь-полевка, заяц, барсук (не делает запасы). ВОСПИТАТЕЛЬ: А сейчас давайте для Чебурашки придумаем красивые предложения про осень. Каждое предложение начинается со слова «Осенью».Например: «Осенью листья на деревьях желтеют, краснеют и опадают». ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «СОСТАВЬ ПРЕДЛОЖЕНИЕ» (Осенью солнышко светит, но не греет. Осенью часто идут затяжные, моросящие дожди. Осенью листья на деревьях разноцветные. Осенью землю покрывают листья — все вокруг желтое. Осенью ветер обрывает листья с деревьев, они кружатся и падают на землю. Осенью много листьев с шуршанием летят на землю — это листопад. овощей и делают запасы на зиму. Осенью многие животные строят и утепляют норы, делают запасы.) Чебурашка: Молодцы, ребята, придумали много красивых предложений об осени. ФИЗМИНУТКА. А. Стройло КАК ПРИХОДИТ ОСЕНЬ На красных парашютах (показывают руками купол над головой) к нам осень прилетит, (машут руками, как крыльями) на жёлтых самолётах (руки в стороны) к нам осень поспешит, (наклоны в стороны) на лодочках зелёных (руки вытянуты и соединены перед собой) к нам осень приплывёт, (поочередные взмахи руками - плывут) в лес сказочный, нарядный (руки вверх – деревья) с собою позовёт. (показ руками – зовет) На корочках арбузных, (руки разведены в стороны, слегка приподняты) в початках кукурузных, (показ овала руками) на листиках кленовых, (кружатся) на шишечках еловых (показ пальцами шишки) к нам осень прилетит, (машут руками) к нам осень поспешит… (бег на месте) ВОСПИТАТЕЛЬ: А сейчас давайте составим рассказы об осени, чтобы Чебурашка запомнил их и рассказал своим друзьям. В этом нам помогут таблицы – наши помощники. Кто из вас хочет рассказать об осени. (Желающие дети выбирают таблицу, составляют рассказ.) ВОСПИТАТЕЛЬ: Молодцы, дети, хорошо рассказали об осени, много красивых слов назвали о солнце, небе, деревьях, листьях. А сейчас подойдите к столам и сделайте зарисовки признаков осени, какие запомнили. Мы их подарим Незнайке, чтобы он не путал больше осень с другими временами года. ---дети делают зарисовки--- Чебурашка: Спасибо, ребята за ваши рисунки, а мне пора возвращаться домой. До свидания.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему: «Составление описательных рассказов об игрушках»

Программные задачи: Учить детей описывать предмет (игрушку), целенаправленно выделять внешние отличительные признаки предмета (материал, цвет, форма), а затем его назначение и практические действия с ...

Конспект НОД по развитию речи в средней группе на тему: «Составление описательного рассказа о домашних животных с использованием опорных схем».

Цель: совершенствование умений детей последовательно составлять описательные рассказы о домашних животных, используя опорные схемы-модели;Задачи:-развивать основы системного мышления;-актуализация сло...

Конспект НОД по развитию речи в средней группе на тему: "Составление описательного рассказа по игрушке".

Цель:обучение описательному рассказу по игрушке.Задачи:- продолжать учить детей при описании животных называть их характерные особенности и признаки, действия, связывать между собой предложения;- акти...

Конспект ООД по развитию речи в средней группе на тему: составление рассказов по картинке «На полянке»

Цель: помогать детям рассматривать и описывать картину в определенной последовательности. Продолжать учить придумывать название картине.Задачи:Образовательные:- Формировать умение внимательно рас...

Конспект НОД по развитию речи в средней группе на тему: «Составление рассказа по серии сюжетных картин «Моя кукла»

Цель: способствовать развитию связной речи детей 4-5 лет посредством обучения их составлению рассказов по серии сюжетных картин.Задачи:Образовательные: обучать детей внимательно рассматривать картины,...

Конспект ООД по развитию речи в средней группе на тему: составление рассказов по картинке «Безопасность на воде»

Цель: формирование у детей представление о правилах безопасного поведения на воде.Задачи:Обучающая:-  расширять представления о причинах несчастных случаев на воде, действиях в случае опасности.Р...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему: «Составление рассказа об игрушке»

Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему: «Составление рассказа об игрушке» Цели: Учить детей составлять описательный, связный и последовательный рассказ об игрушках с использовани...