Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему: Составление рассказа "Какие красивые игрушки"
методическая разработка по развитию речи (средняя группа)

Мамаева Гульнара Пирмагомедовна

Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему: Составление рассказа "Какие красивые игрушки"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема занятия: Составление рассказа «Какие красивые игрушки»

Программное содержание:

    Образовательные: Учить детей составлять рассказ об игрушках с описанием их внешнего вида. Активизировать употребление в речи слов, обозначающих действия и состояния (глаголов). Учить согласовывать имена существительные и прилагательные в роде и числе. Закреплять произношение гласных звуков: выделять в речи слова с этими звуками. Продолжать знакомить с понятием «слово», «звук».

   Развивающие: развивать внимание, память, мышление, речь детей.

   Воспитательные: воспитывать усидчивость, умение слушать воспитателя, самостоятельность при составлении рассказов.    

 Материал и оборудование: сундучок, игрушки для описания: машина, зайка, мяч, кукла, пирамидка, загадки об игрушках, стихотворение «Мои игрушки».            

 Предварительная работа:

Вспомнить с детьми цикл стихотворений А. Барто «Игрушки»; рассматривание игрушек, отгадывание загадок на теме «Игрушки.

Методические приемы: 

Наглядные: показ положения органов артикуляции при обучении правильному произношению, рассматривание игрушек с использованием изобразительной наглядности.

Словесные: обобщающая беседа, загадывание загадок, составление описательного рассказа с опорой на наглядный материал (по игрушкам и картинам), повторное проговаривание, словесные упражнения.

Практические: Сюрпризный момент, физкультминутка, игровые упражнения.

Ход занятия

1. Вводная часть                                                                                                                                                                 Дети сидят полукругом напротив воспитателя.  Воспитатель читает отрывок из стихотворения Зои Петровой «Мои игрушки»

                                                                                                                             Пусть игрушки дружат с нами,                                                                                                                                     Обижать мы их не станем,                                                                                                  Поиграем и потом                                                                                                                        Все на место уберем.

Сюрпризный момент:                                                                                                                                          Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, а у вас есть любимые игрушки? Ответы детей).

- А к нам сегодня пришел гость, но кто этот гость, вам нужно отгадать.

Это что за зверь лесной                                                                                                                                                      Встал, как столбик, под сосной?                                                                                           И стоит среди травы -                                                                                                                       Уши больше головы. (Заяц)

2.Основная часть

Воспитатель: Правильно, дети, это зайчик. Он где-то спрятался, давайте его позовем, только тихо, чтоб он не испугался.

Дети зовут зайчика, произнося слово «зайка» тихо (шепотом).

Воспитатель: Не слышит он нас. Давайте позовем зайку чуть громче.

Дети зовут зайчика, произнося слово «зайка» громче.

Воспитатель: Все равно не слышит он нас. Давайте позовем зайку громко.

Дети зовут зайчика, произнося слово «зайка» громко.

Воспитатель: Что-то он никак не идет, давайте ребята немножко отдохнем.

Физкультминутка «Зайка»

Один, два, три, четыре, пять (хлопаем в ладоши)

Вышел зайка погулять. (ходьба на месте)

Один, два, три, четыре, пять (хлопаем в ладоши)

Будем с зайкой мы играть. (руками изображаем над головой уши зайца)

Один, два, три, четыре, пять (хлопаем в ладоши)

Любит зайка поскакать. (прыжки на месте)

Один, два, три, четыре, пять (хлопаем в ладоши)

Хочет лапками стучать. (стучим ладонями по коленям)

Один, два, три, четыре, пять (хлопаем в ладоши)

Будем головой кивать. (киваем головой)

Один, два, три, четыре, пять (хлопаем в ладоши)

Всем пора нам отдыхать. (садимся на корточки)

Появляется зайчик.

Воспитатель(Достает сундучок из-за стола)

- Ребята, Зайка говорит, что с ним пришли гости, но они почему-то спрятались. Давайте у Зайки спросим«Зайка, а почему гости спрятались?».

Воспитатель: Ребята, Зайка говорит, что гости хотят, чтобы вы отгадали про них загадки. Внимательно слушайте загадки и прежде чем ответить подумайте.

Загадки:

Бежит, иногда гудит.                                                                                                                                                 В два глаза зорко глядит.                                                                                               Только красный свет настанет –                                                                                                    Он в момент на месте встанет. (Машина)                                                                                                                             

Он бывает баскетбольным,                                                                                          Волейбольным и футбольным.                                                                                    Скачет, прыгает, летает                                                                                                                  И усталости не знает. (Мяч)                                                                                                                        

Платья носит,                                                                                                                                     Есть не просит,                                                                                                                           Всегда послушна                                                                                                                             Но с ней не скучно (Кукла)                                                                                                     

Любит наряжаться свечка                                                                                                                  В разноцветные колечки.                                                                                           Надевай скорее, ну же:                                                                                                   Снизу - шире, сверху - уже. (Пирамидка)

Воспитатель: Ребята, так кто же пришел к нам в гости вместе с Зайкой? (машина, мяч, кукла, пирамидка). Как можно назвать одним словом все это? (Игрушки).

Воспитатель: Правильно, молодцы. Это все игрушки. Ребята, а Зайка привел с собой игрушки не просто так. Он хочет, чтоб вы ему объяснили, как с ними играть. Поможем Зайке? (Да).

Воспитатель: Ребята, вам надо будет составить рассказы об игрушках. А поможет вам в составлении рассказа вот эта схема.

Но прежде чем начать давайте сделаем зрительную гимнастику.

Зрительная гимнастика «Веселый мяч».

Мой веселый, звонкий мяч,     (Посмотреть влево - вправо, вниз – вверх)                                    Ты куда помчался вскачь?       (Круговые движения глазами: налево – вверх – направо – вниз),                                                                                                                Красный, синий, голубой,         (вправо – влево – вниз)                                                               Не угнаться за тобой.                 (Зажмурить глаза, потом помигать 10 раз, повторить 2 раза.)

Воспитатель: А, теперь, ребята, давайте посмотрим на схему.

По цвету какие бывают игрушки? (Красные, желтые, зеленые, синие).

По форме игрушки бывают? (Круглые, квадратные, треугольные).

По величине бывают какие игрушки? (Большие, маленькие).

У игрушек есть части, например: у зайца - голова, на голове уши, глаза, нос, туловище, хвост, лапы; у машинки - кабина, кузов, колеса.

                                                                                                                                  Игрушки делают из различных материалов. (Показывает на схему, где материал). Из пластмассы какие игрушки? (Пластмассовые).

- Из железа? (Железные).

- Из дерева? (Деревянные).

- Из меха? (Меховые). Или мы говорим мягкая игрушка. А еще такие игрушки называют плюшевые. Давайте все вместе скажем: плюшевые.

Воспитатель: Ребята, а как можно играть игрушками? Например, с куклой как можно играть? (Катать на коляске, кормить, раздевать и одевать, укладывать спать, качать).

Воспитатель: Молодцы. А сейчас давайте кратко повторим, как надо описывать игрушку: цвет, форма, величина, из каких частей состоит, из какого материала сделана, как можно играть.

Воспитатель: Сейчас послушайте, как красиво надо рассказать об игрушке.

Рассказ воспитателя. (Воспитатель рассказывает, пользуясь схемой).

Пример: Это игрушка. Мяч. Он красный, круглый. Мячик резиновый, его бросают, отбивают, пинают, перекидывают через сетку.

Воспитатель: Ребята, прежде чем вы начнете рассказывать, давайте немного поиграем и Зайку пригласим с нами поиграть.

Внимательно посмотрите, как сидят игрушки? (Машина, пирамидка, кукла, мяч, зайка).

- Кто сидит рядом с куклой? (Мяч и пирамидка).

- Кто находится между зайкой и куклой? Мяч).

- Кто сидит слева от мячика? (Кукла).

- А, теперь закройте глаза, не подсматривайте? (Меняю игрушки местами).

- Что находится сзади куклы? (Машина).

- Что находится между мячом и зайкой? (Пирамидка).

Воспитатель: Зайке так понравилось с нами играть. Но мы должны познакомить Зайку с игрушками. Кто хочет рассказать об игрушке? (Детские рассказы).

Воспитатель: Хорошо, молодцы. Очень красивые и интересные рассказы у вас получились. Послушав ваши рассказы, Зайка научился играть с игрушками. Он говорит вам большое спасибо.

Заключительная часть

Воспитатель: Молодцы. Все были внимательны. Ребята, а после того, как мы поиграли, что надо делать? (Убирать игрушки на место).

Воспитатель: Вам нравятся эти игрушки? (ответы детей)

Воспитатель: Ребята, а вы хотите, чтобы эти игрушки стали вашими друзьями? А как нужно дружить с друзьями? (не ссориться, делиться игрушками, вместе играть).

Воспитатель: А, как вы думаете, как нужно обращаться с игрушками? (не ломать, не бросать, делиться с друзьями, обращаться бережно).

Воспитатель: Ребята, а давайте напомним Зайке из чего сделаны игрушки.

Игра малой подвижности с мячом: (Воспитатель бросает по очереди детям мяч и спрашивает из какого материала сделаны игрушки).

Воспитатель: Молодцы. Ребята, Зайка говорит вам спасибо. Он научился играть с игрушками и теперь всегда будет убирать игрушки на место.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему: «Составление описательных рассказов об игрушках»

Программные задачи: Учить детей описывать предмет (игрушку), целенаправленно выделять внешние отличительные признаки предмета (материал, цвет, форма), а затем его назначение и практические действия с ...

Конспект НОД по развитию речи в средней группе на тему: "Составление описательного рассказа по игрушке".

Цель:обучение описательному рассказу по игрушке.Задачи:- продолжать учить детей при описании животных называть их характерные особенности и признаки, действия, связывать между собой предложения;- акти...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему: «Составление рассказа об игрушке»

Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему: «Составление рассказа об игрушке» Цели: Учить детей составлять описательный, связный и последовательный рассказ об игрушках с использовани...

Конспект занятий по развитию речи в средней группе на тему: «Составление рассказа по картине «Кошка с котятами»»

Создать условия для внимательного прослушивания и в дальнейшем описания рассказа по картине «Кошка с котятами»...

Конспект занятий по развитию речи в средней группе на тему: «Составление рассказа по картине «Лягушка квакушка»»

Лягушка травяная Не очень и большая. Лишь сантиметров десять,Или бывает шесть. Зелёненького цвета, Смешная-пресмешная, Комариков штук двести За сутки может съесть. Но ты ее не трогай, Когда случайно в...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе по теме: «Составление описания внешнего вида»

Конспект занятия по развитию речи в средней группе по теме:  «Составление описания внешнего вида»...