Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему: «Составление рассказа об игрушке»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Кузнецова Екатерина Анатольевна
Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему: «Составление рассказа об игрушке» Цели: Учить детей составлять описательный, связный и последовательный рассказ об игрушках с использованием схемы. Задачи: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ 1.Продолжать учить детей описывать игрушки, последовательно описывать части свойства (цвет, форма, величина, действия с ними, материалов, из которых они сделаны) РАЗВИВАЮЩИЕ 1.Развивать зрительное восприятие, внимание ,память. 2.Развивать выразительность речи. 3.Развивать артикуляционную моторику. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ 1.Воспитывать усидчивость, умение слушать друг друга. 2.Воспитывать бережное отношение к игрушкам. Предварительная работа: Беседа про игрушки, рассматривание иллюстраций к ним, рассматривание схемы-плана, отгадывание загадок, словесные игры. Материалы: Игрушки: медведь, машина, мячик, кубик, зайка плюшевый, кукла, пирамидка, волшебный мешочек. Словарная работа: активизация-слов определения: резиновая, пластмассовая, деревянная, железная, плюшевая. слова - действия: грузить, катать, собирать, бросать, ловить, кормить, гулять, возить в коляске и т. д. Методические приемы: Загадывание загадок, сюрпризный момент, игровые моменты, физкультминутка, образец воспитателя, рассказы детей, дополнения, поощрения. Методика проведения: Воспитатель: Дети, скажите - кукла, машинка, мячик, пирамидка, как можно все эти предметы назвать одним словом? Дети: игрушки Воспитатель: А какие игрушки у вас самые любимые? (ответы детей) Воспитатель: Как вы играете с игрушками? (ответы детей) Воспитатель: Я, расскажу вам сказку, далеко за горами, за морями, за дремучими лесами есть огромная страна игрушек. В эту страну нельзя приехать на машине, приплыть на пароходе, даже на ракете прилететь нельзя. Но, туда можно перенестись на крыльях. В этой стране побывали все дети земли, и даже ваши родители, бабушки, дедушки, когда они были маленькими. Они были там со своими первыми друзьями - игрушками. А вы, хотите попасть в страну игрушек? (ответы детей) Воспитатель: Ребята, давайте закроем глаза и представим, что мы птицы. Открыть глаза. На счет 1,2,3 глаза отомкни. Мы птицы, взмахнем крыльями и полетим в замечательную страну игрушек. Мы летим под облаками, А земля плывёт под нами. Роща, поле, сад и речка, И дома, и человечки. (Махать руками, словно крыльями.) Пролетаем над водой, Покачали головой. Прямо и гордо умеем держаться, Очень бесшумно птицы садятся (Присели.) Воспитатель: Вот мы оказались в стране игрушек. Посмотрите сколько в этой замечательной стране игрушек. Все они разные и красивые. Воспитатель: Ребята, давайте рассмотрим некоторые из них: (мишку, машинку) Послушайте, про кого эта загадка: Зверь забавный сшит из плюша: Есть и лапы, есть и уши. Меду зверю дай немного И устрой ему берлогу! (медведь) Воспитатель: Кто это? (Медведь) Воспитатель: Молодцы, правильно это медведь! А сейчас ребята, давайте расскажем об игрушке. Поможет в составлении рассказа вот эта схема. Посмотрите на схему. Кратко повторим, первая картинка название игрушки, цвет, из каких частей, форма, из какого материала сделана, как можно с ней играть. Внимательно рассмотрим мишутку. (Задаю вопросы по схеме) Воспитатель: Ребята это кто? (игрушка мишутка) Воспитатель: Какой он? Какого цвета мишутка? (мягкий, пушистый. Мишутка коричневого цвета) Воспитатель: Из каких частей состоит мишутка? (У мишутки есть голова, туловище, лапы) Воспитатель: Что есть у мишутке на голове? (У мишутки ушки маленькие, круглые, глазки черные как бусинки) Воспитатель: Какой формы голова, а туловище? (У мишутке голова круглая, туловище овальное) Воспитатель: Игрушки делают из разных материалов. А из какого материала сделан мишутка? (Плюшевый) Воспитатель: А как вы играете с мишуткой? (С мишуткой можно играть, катать на коляске, заворачивать, кормить) Воспитатель: Послушайте, как я расскажу про мишутку. Это Мишутка. Он коричневого цвета. Ушки у мишутки маленькие, глазки черные как бусинки, есть нос и ротик. Наш мишутка плюшевый. С ним можно поиграть в дочки-матери. Воспитатель: кто хочет рассказать про мишку? (3-4 ребенка) Воспитатель: Сейчас немного отдохнём. Сейчас мы с вами превращаемся в игрушки. Физкультминутка: Превращаемся в игрушки В куклы, мячики, хлопушки! Полосатый круглый мяч Он уже пустился в вскачь. Я колеса надеваю, Пирамидку собираю! А из кубиков мы сможем Сделать башню, мост и дом И пусть куклы и матрешки руки перед собой, Расставляют мебель в нем! Воспитатель: Ребята мишутка хочет поиграть свами. Согласны! Дидактическая игра «Что за предмет?» Цель: учить называть предмет и его описывать. Воспитатель: Вот «волшебная корзина». Послушайте правило игры. Вы вынимаете из мешочка предмет и рассказываете пользуясь схемой. Пример: Это игрушка. Мяч. Он красный, круглый. Мячик резиновый, его бросают, отбивают, пинают, перекидывают через сетку. Воспитатель: я хочу вам ребята, загадать загадку. Послушайте. Четыре колеса, Резиновые шины, Мотор и тормоза Как это называется? (Машина) Дети: Машина. Воспитатель: Правильно машина. Ребята, рассмотрим машину. Какая машина?Какого цвета машина?Из каких частей состоит машина? (У машины есть кабина, кузов, колеса, фары): Какого цвета у машины кабина?Какого цвета кузов?Какого цвета колеса?Из какого материала сделана машина? Что еще есть у машины? (фары, в кабине сиденье, руль, есть бензобак)Ребята, а как вы играете с машиной? (Машину можно возить на веревочке, перевозить строительный материал, катать зверюшек, просто катать) Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам ребята, рассказать про машину самостоятельно. Вспомним, как мы рассказывали про мишутку. (составление описательных рассказов детьми 2-3). Воспитатель: Вам нравятся эти игрушки? (ответы детей) Воспитатель: Ребята, а вы хотите, чтобы эти игрушки стали вашими друзьями? А как нужно дружить с друзьями? (не ссориться, делиться игрушками, вместе играть, рисовать) Воспитатель: А как вы думаете, как нужно обращать с игрушками? (не ломать не бросать, делиться с друзьями, обращаться бережно) Воспитатель: Пригласим эти игрушки к нам в детский садик? Полетели в наш садик вместе с игрушками. Ну вот, мы и в группе. Воспитатель: Ребята а, что мы делали в стране игрушек? Что больше понравилось? (ответы детей) Воспитатель: предлагаю вам подойти поближе к игрушкам и поиграть с ними. Но не забывайте, как нужно относиться к игрушкам: бережно, не ломать, не бросать, делиться с друзьями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_sostavlenie_rasskaza_oo_igrushke.docx20.79 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия «Составление рассказа об игрушке»

Цели: Учить детей составлять описательный, связный и последовательный рассказ об игрушках с использованием схемы.

Задачи:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ

1.Продолжать учить детей описывать игрушки, последовательно описывать части  свойства (цвет, форма, величина, действия с ними, материалов, из которых они сделаны)

РАЗВИВАЮЩИЕ

1.Развивать зрительное восприятие, внимание ,память.

2.Развивать выразительность речи.

3.Развивать артикуляционную моторику.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ

1.Воспитывать усидчивость, умение слушать друг друга.

2.Воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Предварительная работа:

Беседа про игрушки, рассматривание иллюстраций к ним, рассматривание схемы-плана, отгадывание загадок, словесные игры.

Материалы: Игрушки:  медведь, машина, мячик, кубик, зайка плюшевый, кукла, пирамидка, волшебный мешочек.

Словарная работа:

активизация-слов определения: резиновая, пластмассовая, деревянная, железная, плюшевая.

слова - действия:   грузить,  катать,  собирать, бросать, ловить, кормить, гулять,  возить в коляске и т. д.

Методические приемы: 

Загадывание загадок, сюрпризный момент, игровые моменты, физкультминутка, образец воспитателя, рассказы детей,  дополнения, поощрения.

Методика проведения:

Воспитатель: Дети, скажите  - кукла, машинка, мячик, пирамидка,  как можно все эти предметы  назвать одним словом?

Дети: игрушки

Воспитатель: А какие игрушки у вас самые любимые? (ответы детей)

Воспитатель: Как вы  играете с игрушками?  (ответы детей)

Воспитатель:  Я, расскажу вам  сказку, далеко за горами, за морями, за дремучими лесами есть огромная страна игрушек. В эту страну  нельзя приехать на машине, приплыть на пароходе, даже на ракете прилететь нельзя. Но, туда можно перенестись на крыльях.  В этой стране побывали все дети земли, и даже ваши родители, бабушки, дедушки, когда они были маленькими. Они были там со своими первыми друзьями - игрушками. А вы, хотите попасть в страну игрушек?  (ответы детей)

Воспитатель: Ребята, давайте закроем глаза и представим, что мы птицы.

Открыть глаза. На счет 1,2,3 глаза отомкни.

Мы птицы, взмахнем крыльями и  полетим в замечательную страну игрушек.

Мы летим под облаками,

А земля плывёт под нами.

Роща, поле, сад и речка,

И дома, и человечки. (Махать руками, словно крыльями.)

Пролетаем  над водой,

Покачали  головой.

Прямо и гордо умеем держаться,

Очень бесшумно  птицы садятся  (Присели.)

Воспитатель: Вот мы оказались в стране игрушек. Посмотрите сколько  в этой замечательной стране игрушек. Все они разные и красивые.

Воспитатель: Ребята, давайте  рассмотрим некоторые из них: (мишку,  машинку) Послушайте, про кого эта загадка:

Зверь забавный сшит из плюша:

Есть и лапы, есть и уши.

Меду зверю дай немного

И устрой ему берлогу! (медведь)

Воспитатель: Кто это? (Медведь)

Воспитатель: Молодцы, правильно это медведь! А сейчас ребята, давайте расскажем об игрушке. Поможет  в составлении рассказа вот эта схема. Посмотрите на схему. Кратко повторим, первая картинка  название игрушки, цвет, из каких частей, форма, из какого материала сделана, как можно с ней играть. Внимательно рассмотрим мишутку. (Задаю вопросы по схеме)

Воспитатель: Ребята это кто? (игрушка мишутка)

Воспитатель: Какой он? Какого цвета мишутка? (мягкий, пушистый. Мишутка коричневого цвета)

Воспитатель: Из каких частей состоит мишутка? (У мишутки есть голова, туловище, лапы)

Воспитатель: Что есть у мишутке на голове? (У мишутки ушки маленькие, круглые, глазки черные как бусинки)

Воспитатель: Какой формы голова, а туловище? (У мишутке голова круглая, туловище овальное)

Воспитатель: Игрушки делают из разных  материалов. А из какого материала сделан мишутка? (Плюшевый)

Воспитатель: А как вы играете с мишуткой? (С мишуткой  можно играть, катать на коляске, заворачивать, кормить)

Воспитатель: Послушайте, как я расскажу про мишутку.   Это Мишутка. Он коричневого цвета. Ушки у мишутки  маленькие, глазки черные как бусинки, есть нос и ротик.  Наш мишутка плюшевый. С ним можно поиграть в дочки-матери.

Воспитатель: кто хочет рассказать про мишку? (3-4 ребенка)

Воспитатель:  Сейчас немного отдохнём. Сейчас мы с вами превращаемся в игрушки.

Физкультминутка:

Превращаемся в игрушки

В куклы, мячики, хлопушки!

Полосатый  круглый мяч

Он уже пустился в вскачь.

Я колеса надеваю,

Пирамидку собираю!

А из кубиков мы сможем

Сделать башню, мост и дом

И пусть куклы и матрешки     руки перед собой,

Расставляют мебель в нем!

Воспитатель: Ребята мишутка хочет поиграть свами. Согласны!

Дидактическая игра «Что за предмет?»

Цель: учить называть предмет и его описывать.

Воспитатель: Вот  «волшебная корзина». Послушайте правило игры. Вы вынимаете из  мешочка предмет и рассказываете пользуясь схемой.

Пример:  Это игрушка.  Мяч. Он красный, круглый. Мячик резиновый, его бросают, отбивают, пинают, перекидывают через сетку.

Воспитатель:  я хочу вам ребята, загадать загадку. Послушайте.

Четыре колеса,

Резиновые шины,

Мотор и тормоза

Как это называется? (Машина)

Дети: Машина.

Воспитатель: Правильно  машина. Ребята, рассмотрим машину. Какая машина?Какого цвета машина?Из каких частей состоит машина? (У машины есть кабина, кузов, колеса, фары)Какого цвета у машины кабина?Какого цвета кузов?Какого цвета колеса?Из какого материала  сделана машина? Что еще есть у машины? (фары, в кабине сиденье, руль,  есть бензобак)Ребята, а как вы играете с машиной? (Машину можно возить на веревочке,  перевозить строительный материал,  катать зверюшек, просто катать)

Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам ребята,  рассказать про машину самостоятельно. Вспомним,  как мы  рассказывали про мишутку. (составление описательных рассказов детьми 2-3).

Воспитатель: Вам нравятся эти игрушки?  (ответы детей)

Воспитатель: Ребята, а вы хотите, чтобы эти игрушки стали вашими друзьями?  А как нужно дружить с друзьями? (не ссориться, делиться игрушками, вместе играть, рисовать)

Воспитатель: А как вы думаете,  как нужно обращать с игрушками? (не ломать не бросать, делиться с друзьями, обращаться бережно)

Воспитатель: Пригласим  эти  игрушки  к нам в детский садик?  Полетели в наш садик вместе с игрушками. Ну вот, мы и в группе.

Воспитатель: Ребята а, что мы делали  в стране игрушек? Что больше понравилось?  (ответы детей)

Воспитатель:  предлагаю вам подойти поближе к  игрушкам  и поиграть с ними. Но не забывайте, как нужно относиться к игрушкам: бережно, не ломать, не бросать, делиться с друзьями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: Составление рассказа описания по плану (дикие животные)

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.Тема: Составление рассказа описания по плану (дикие животные)....

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: «Составление описательного рассказа об игрушке»

Цель: Развитие умения у детей составлять описательный рассказ об игрушке по наводящим вопросам....

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: «Составление описательного рассказа об игрушке»

Конспект занятия по развитию речи в средней группе  Тема: «Составление описательного рассказа об игрушке»...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе. Тема: «Составление рассказов об осени»

На данном занятии  дети продолжают учиться составлять связные рассказы на тему "Осень"...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема «Составление описательного рассказа об игрушке»

Цели: «Учить составлять описательный рассказ». Задачи:Образовательные : развивать умение детей связно и последовательно давать описание внешнего вида игрушки опираясь н...

Развитие речи в средней группе. Тема: Составление рассказа об игрушке. Дидактические игры

Развитие речиТема: Составление рассказа об игрушке. Дидактические игрыЦель: Способствовать развитию связной речи.Задачи: Проверить, насколько у детей сформировано умение составлять последовательный ра...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: «Составление описательного рассказа об игрушке с использованием схемы».

Программное содержание: - Учить детей составлять описательный, связный и последовательный рассказ об игрушках с использованием схемы.- Закрепить умения обследовать предмет от восприятия его в цел...