Статья по развитию речи в средней группе
статья по развитию речи (средняя группа)

Связная речь – это умение излагать свои мысли, вести диалог (диалогическая речь), владеть монологической речью (умение рассказывать, пересказывать), понимать сказанное и прочитанное.

Развитие связной речи в средней группе осуществляется на специальных занятиях, в игровой форме, с помощью игровых упражнений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pchela_i_muhi.docx583.06 КБ

Предварительный просмотр:

Статья по развитию речи в средней группе.

«Речевое развитие в средней группе. Связная речь»

Связная речь – это умение излагать свои мысли, вести диалог (диалогическая речь), владеть монологической речью (умение рассказывать, пересказывать), понимать сказанное и прочитанное.

Развитие связной речи в средней группе осуществляется на специальных занятиях, в игровой форме, с помощью игровых упражнений при создании специальных условий для обучения:

- вступлению в речевое общение с окружающими

- умение задавать и отвечать на вопросы

- слушать ответы, говорить по очереди, не перебивая

- участию в коллективном разговоре, поддерживанию общей беседы

- ознакомлению с формами вежливого обращения с просьбой, благодарностью, обидой, жалобой

- освоению умения монологической речи:

    Составлять короткие описательные рассказы о предметах из 5-7 предложений

    пересказывать небольшие литературные произведения, предусмотренные программой (список у воспитателей)

Хотелось бы остановится на такой форме работы с детьми как

воспроизводить текст по иллюстрациям (пересказ с опорой на картинки)

ПЧЕЛА И МУХИ

  1. Вступительное слово.

Константин Дмитриевич Ушинский любил наблюдать за повадками животных. Один из его рассказов — о насекомых. Отгадайте загадки и вы узнаете, о ком пойдет речь.

Не жучок, не мотылек,

А садится на цветок.

Если в гости к ней пойдешь —

Прямо в улей попадешь. (Пчела.)

 Она летит,

  Надоедливо жужжит. (Муха.)

Кто над нами вверх ногами? (Муха.)

  1. Выразительное чтение текста.

Пчела и мухи

Поздней осенью выдался славный денек, какие и весной на редкость: свинцовые тучи рассеялись, ветер улегся, солнце выглянуло и смотрело так ласково, как будто прощалось с поблекшими растениями. Вызванные из улья светом и теплом, мохнатые пчелки, весело жужжа, перелетали с травки на травку не за медом (его уже негде было взять), а так себе, чтобы повеселиться и порасправить свои крылышки.

— Как вы глупы со своим весельем, — сказала им муха, которая сидела тут же на травке, пригорюнясь и опустив нос. — Разве вы не знаете, что это солнышко только на минуту и что, наверное, сегодня же начнется ветер, дождь, холод, и нам всем придется пропасть.

— Зум-зум-зум! Зачем же пропадать? — отвечали мухе веселые пчелки.

— Мы повеселимся, пока светит солнышко; а как наступит непогода, спрячемся в свой теплый улей, где у нас за лето припасено много меду.

  1. Работа над содержанием рассказа.

Проверка понимания. Вопросы:

Как называется рассказ?

Кто его написал?

В какое время года происходит действие?

Что делали пчелки?

Что сказали им муха?

Как ответили мухе пчелки?

Отчею пригорюнилась муха?

Почему у пчелок хорошее настроение?

Как вы думною, что потом могла сказать муха пчеле?

Хорошо ли часто хныкать и горевать?


  1. Схематичное изображение героев рассказа

Например:

радостная пчелка

  1. Пересказ текста.

Предложить детям пересказать произведение по ролям, используя заранее приготовленные шапочки с изображениями мухи и пчел.

  1. Физкультминутка.

ПЧЕЛКИ

Дети проговаривают за воспитателем четверостишие и имитируют движения, «летая» и жужжа, как пчелки.

С утра проснутся пчелки.        Умоются над лужицей

Потом приладят челки,        И весело покружатся.

  1. Упражнение.

КАКАЯ?

Предложить детям подобрать слова, характеризующие героев рассказа.

Пчелка какая? Мохнатая, полосатая, трудолюбивая, веселая. Муха какая? Большая, зеленая, грустная, сонная.

  1. Работа с пословицами и поговорками.

Предложить детям объяснить, как они понимают следующие выражения:   работать как пчелка; как сонная муха; прилипла как муха; сердита, как пчела.

Дети говорят, кому из героев подходят пословицы: Делу время — потехе час. (Пчелке.) Не сиди сложа руки — так не будет скуки. (Мухе.) Работа кормит, а лень портит. (И пчелке, и мухе.) Ленивому всегда тяжело. (Мухе.)

  1. Упражнение.

СРАВНИТЕ

Предложить детям подумать и ответить на вопросы:

В каких еще произведениях встречаются пчелы и мухи?

 (К. Ушинский «Пчелки на разведке», К. Чуковский «Муха-цокотуха»,

 В. Сутеев  «Теремок»)

Как они там выглядят?

С данным демонстрационным материалом занятие с детьми проходит комфортно и непринужденно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья по развитию речи в средней группе

развитие свободного общения со взрослыми;                    - совершенствовать диалогическую форму речи;            ...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе НОД по развитию речи в средней группе «Лесная посылка»

Конспект занятия по развитию речи в средней группеНОД по развитию речи в средней группе «Лесная посылка»Описание работы: Конспект непосредственно образовательной деятельности для дете...

Статья Развитие речи детей средней группы в процессе театрализованной деятельности

Театрально-игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, активизирует словарь, связную речь, мышление, способствует нравственно-эстетич...

Статья: "Современные технологии развития речи детей средней группы ДОУ "

  В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте дошкольного образования «Речевое развитие» выделено как основная образовательная область. В настоящее время разви...

статья по развитию речи в средней группе

Консультация для родителей по речевому развитию детей средней группы....

Статья на тему Развитие речи в средней группе

Одной из основных задач для дошкольников является развитие навыков общения и речи, которое включает в себя обогащение словарного запаса и выработка четкого произношения.      ...