Занятие по развитию речи в подготовительной группе «Там на неведомых дорожках...»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Рункова Любовь Васильевна

Александр Сергеевич сочинил такие сказки, как «Сказка о царе Салтане», «Сказка о рыбаке и рыбке». Пушкин написал также поэму «Руслан и Людмила». 

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Занятие по развитию речи в подготовительной группе                                  «Там на неведомых дорожках...»

Задачи:

— углублять и расширять знания детей о творчестве великого русского поэта А.С. Пушкина;

— учить выразительно читать наизусть стихотворения А.С. Пушкина;

— прививать любовь к поэзии;

— развивать литературный вкус;

— учить запоминать и воспроизводить строчки стихотворения с помощью мнимых дорожек — опорных картинок или символов, давать развернутую оценку, применяя образные слова и выражения;

— упражнять в звукобуквенном анализе и синтезе, чтении перевернутых слов;

— закреплять умение делить слова на слоги;

— знакомить с русским фольклором;

—- воспитывать любовь к Родине, уважительное отношение к народным играм и песням;

— способствовать высказыванию своих суждений;

— формировать умение эмоционально воспринимать образное содержание сказок;

— развивать эмоциональную отзывчивость, эстетическое восприятие окружающего мира, музыкальный слух;

— поощрять проявление творчества, инициативу.

Оборудование: интерактивная доска; презентация мультимедиа; 2 русских народных костюма, куклы бибабо — кот, Балда, ширма; зеркало; стулья (по количеству детей); столик; музыкальные инструменты; канат; конверт с опорными предметными картинками; карточки «Прочитай слоги по первым звукам» и звуковые схемы к ним; по 3 мольберта, листа ватмана с контурным изображением ветра, солнца, месяца, маркера; крупные пазлы к «Сказке о попе и работнике его Балде», «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина; мультфильм «Сказка о царе Салтане»; музыкальное сопровождение; аудиопроигрыватель.

* * *

I. Вводная часть

Дети сидят на стульчиках. Входят два взрослых в русских костюмах. Звучит русская народная песня «Пойду ль я, выйду ль я».

Воспитатель. Здравствуйте, ребята. Сегодня я пришла к вам не случайно. Много лет назад в такой же светлый день родился мальчик, который, когда вырос, стал великим русским поэтом.

На экране портрет А.С. Пушкина.

Посмотрите, пожалуйста, на экран. Вы узнали человека, который изображен на нем? Как его зовут?

Дети. Это Александр Сергеевич Пушкин.

Воспитатель. Правильно, ребята, это А.С. Пушкин. А кто из вас знает, в каком городе он родился?

Дети. Он родился в Москве.

Воспитатель. Да, ребята, А.С. Пушкин родился в нашем любимом городе Москве.

На экране изображение Москвы XIX в.

1-й ребенок

Город чудный, город древний,

Ты вместил в свои концы

И посады, и деревни,

И палаты, и дворцы!

2-й ребенок

На твоих церквах старинных

Вырастают дерева.

Глаз не схватит улиц длинных...

Это матушка Москва.

Ф. Глинка

II. Основная часть

На экране изображение народных гуляний, хороводов.

Воспитатель. С самого детства Александр Сергеевич любил слушать народные песни в исполнении дворовых девушек и его няни — Арины Родионовны. Давайте послушаем одну из них. Называется она «Прялица».

Дети слушают песню, двое взрослых инсценируют ее.

А еще любил Александр Сергеевич веселые ярмарки, где всегда звучали музыка, смех, шутки. Давайте и мы исполним русскую народную песню «Во саду ли в огороде». Как вы думаете, какие музыкальные инструменты могут нам в этом помочь?

Дети. Трещотки, ложки, бубенцы, колокольчики, барабаны, бубны.

Дети играют на музыкальных инструментах.

Дидактическая игра «Прошагай слова»

Воспитатель. Какие вы молодцы, ребята! Очень хорошо играете на музыкальных инструментах. А их названия вы знаете?

Дети отвечают.

Сколько слогов в этих словах, столько сделайте шагов.

Дети по очереди выполняют задание.

Воспитатель. Спасибо, ребята. Кладите инструменты на столик и садитесь, пожалуйста, на стульчики.

На экране портрет Арины Родионовны.

В зимние холодные вечера маленький Александр садился у камина и слушал сказки, которые рассказывала ему няня Арина Родионовна. Она всю свою жизнь посвятила поэту. В трудные минуты он всегда находил у нее понимание, поддержку. Сказки, которые рассказывала ему Арина Родионовна, были страшные, длинные, о русских богатырях и злых чародеях. Вы уже знаете, что когда Александр вырос, он записал сказки и истории, услышанные им в детстве. Сам сочинил много стихотворений, поэм, романов. Особое место в его творчестве занимали стихи о природе.

Родители читают стихотворения А.С. Пушкина о природе.

А для детей Александр Сергеевич сочинил такие сказки, как «Сказка о царе Салтане», «Сказка о рыбаке и рыбке». Пушкин написал также поэму «Руслан и Людмила». Композитор М.И. Глинка сочинил к ней музыку. Получилась опера. Я предлагаю вам послушать отрывок из этого произведения.

Звучит отрывок оперы «Руслан и Людмила».

Ребята, какое настроение у этой музыки?

Дети отвечают.

Под эту музыку злой чародей Черномор пытался околдовать красавицу Людмилу. А кто из вас знает, где была сосредоточена сила Черномора?

Дети отвечают.

Воспитатель. Да, ребята, сила Черномора была в его длинной бороде. Я предлагаю вам сейчас поиграть в игру. Игра «Кто перетянет канат»

Дети делятся на две команды, встают друг за другом и берутся за канат. По сигналу они стараются перетянуть его на свою сторону.

После игры дети садятся.

Воспитатель. Ребята, пока мы играли, к нам пришел гость.

Воспитатель обращает внимание на ширму, из-за которой появляется Кот ученый (кукла театра бибабо).

Ой, да это же Кот ученый из поэмы «Руслан и Людмила».

Кот

У лукоморья дуб зеленый;

Златая цепь на дубе том:

И днем и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом;

Идет направо — песнь заводит,

Налево — сказку говорит.

Там чудеса: там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит;

Там на неведомых дорожках

Следы невиданных зверей;

Избушка там на курьих ножках

Стоит без окон, без дверей...

Игра «Кот и мыши»

Один ребенок — «кот» — сидит на стуле. Остальные дети — «мыши». Звучит музыка, «мыши» бегают по залу. С окончанием музыки они застывают в разных позах, а «кот» «выходит на охоту». Если «мышка» пошевелилась, «кот» забирает ее с собой («мышка» садится на стул). Игра продолжается.

Дети на ковре играют в игру. Затем садятся на свои места. Кот. Еще я принес для вас задание-загадку.

Кот отдает конверт с картинками логопеду.

Воспитатель. Ребята, давайте выполним задание Кота. Посмотрите, в конверте разные картинки. Такие же картинки появляются на нашей интерактивной доске. Кот, зачем они нам нужны?

Кот. Я вам еще раз расскажу отрывок из поэмы «Руслан и Людмила» «У Лукоморья дуб зеленый...», а вы постарайтесь его запомнить.

Воспитатель. Обязательно запомним и тебе расскажем. А картинки нам в этом помогут. Но сначала, ребята, объясните, как вы понимаете следующие слова: «Лукоморье», «леший», «неведомые дорожки», «невиданные звери».

Дети выполняют задание.

На доске опорные символы, расположенные в разном порядке. Логопед выбирает нужные символы, а дети рассказывают стихотворение.

Картинки-символы

• Буква У, морской берег, контур дуба, зеленый круг.

• Контур мешка с золотом, цепь, дуб.

• День, ночь, кот.

• Кот, цепь, круг.

• Стрелка направо, ноты.

• Стрелка налево, книга.

• Волшебная палочка, леший.

• Русалка, ветка дуба.

• Дорожки.

• Следы, сказочные звери.

• Избушка, курьи ножки.

• Избушка на курьих ножках, зачеркнутые окно и дверь. Воспитатель. Ну как, Кот, мы справились с твоим заданием?

Кот. Да, молодцы!

Воспитатель. Спасибо, Кот, оставайся на нашем празднике.

На экране иллюстрация «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях».

Что-то растрепались мои волосы. Надо их поправить.

Воспитатель подходит к ширме, появляется зеркальце.

Свет мой, зеркальце, скажи,

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?

Что же зеркальце в ответ?

Зеркальце

Ты прекрасна, спору нет,

Но царевна всех милее,

Всех румяней и белее.

Воспитатель. Из какой сказки Александра Сергеевича эти слова?

Дети отвечают.

В этой сказке королевич Елисей обращался ко всем за помощью. Для того чтобы узнать, у кого он просил помощи, надо обратить внимание на мольберты. На них листы ватмана с изображениями предметов в виде точек и пунктирных линий. Надо маркерами обвести по контуру предметы, и мы узнаем, к кому обращался за помощью Елисей.

На мольбертах изображения солнца, ветра, месяца.

Воспитатель приглашает троих детей выполнить задание. Остальные поддерживают их.

Спасибо, ребята, садитесь. Мы все узнали солнце, месяц и ветер. Они тоже приготовили вам загадки-задания.

Игра «Подбери пару»

У одних детей карточка с двумя картинками — «Прочитай слог по первым звукам». У других — карточки со звуковыми схемами этих слогов. Пока играет музыка, дети ходят по ковру врассыпную. С окончанием музыки они находят свои пары.

После игры дети садятся на стульчики.

Воспитатель. Пока мы с вами отгадывали загадки, к нам кто-то пожаловал.

На экране иллюстрация к «Сказке о попе и о работнике его Балде». Из-за ширмы появляется Балда — кукла бибабо.

Воспитатель

Жил-был поп,

Толоконный лоб.

Пошел поп по базару

Посмотреть кой-какого товару.

Навстречу ему Балда

Идет, сам не знает куда.

<...>

Предложил я ему служить славно,

Усердно и очень исправно.

В год за три щелчка по лбу.

Ребята, вы узнали, из какой сказки А.С. Пушкина пожаловал к нам Балда?

Дети отвечают.

Да, это «Сказка о попе и о работнике его Балде». Какой Балда в сказке?

Дети. Умный, хитрый, изворотливый, находчивый.

Балда. Ребята, я хочу проверить, какие вы внимательные и умные. И предлагаю вам отгадать мои загадки.

Игра «Перевертыши»

 Воспитатель. Ребята, на нашей доске появились загадки Балды — непонятные слова-перевертыши. Давайте попробуем их прочитать.

На экране слайд с перевернутыми словами. Все буквы расположены в обратном порядке. Дети по очереди читают слова. Если слово прочитано правильно, открывается картинка с его изображением.

Словарный материал: кар — рак, кам — мак, тик — кит, азор — роза, акур — рука, нараб — баран, нотаб — батон, набак — кабан, акабос — собака, акнаб — банка, кибук — кубик, отолоб — болото, атобар — работа, такомас — самокат.

 Воспитатель: Ну как, Балда, справились мы с твоими загадками?

Балда. Да, ребята, вы молодцы!

Дидактическая игра «Собери пазлы»

Воспитатель. Спасибо, Балда, оставайся у нас на празднике. Ребята, пока мы отгадывали загадки, которые он загадывал, у меня рассыпались пазлы. Вы поможете мне их собрать?

Дети делятся на две команды. Проводится игра-эстафета. Напротив команд стоят столики (мольберты). На столиках врассыпную лежат пазлы по сказкам А.С. Пушкина «О попе и работнике его Балде», «О мертвой царевне и о семи богатырях». По сигналу команды собирают их.

После игры дети садятся на стульчики.

III. Заключительная часть

Воспитатель. Ребята, сегодня, в день рождения Александра Сергеевича, мы с вами еще раз вспомнили его сказки. Они с первых же строк вводят нас в мир чего-то таинственного, загадочного, чудесного, доброго.

1-й ребенок

Если сказка в дверь стучится,

Ты ее скорей впусти,

Потому что сказка — птица:

Чуть спугнешь — и не найти.

2-й ребенок

Ты за нею на порог,

А ее и нету...

Только тысячи дорог

Разбрелись по свету.

3-й ребенок

По какой она пойдет?

Где она покажется?

Плыть ли ей или ходить,

Или мчать откуда,

Только там, где сказке быть,

Там случится чудо...

4-й ребенок

У нее чудес запас,

И всегда готово

Каждый раз для всех для нас

Золотое слово.

С. Островский

Кот и Балда (вместе). Ребята, нам пора прощаться с вами.

Не забывайте, пожалуйста, о стихах и сказках А.С. Пушкина.

Герои прощаются с детьми и уходят.

Воспитатель приглашает детей посмотреть мультфильма «Сказка о царе Салтане».

Дети садятся перед интерактивной доской и смотрят мультфильм.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого подгруппового логопедического занятия по развитию речи в подготовительной группе с детьми имеющих тяжёлые нарушения речи с использованием современных образовательных технологий.

закреплять умение составлять описательный рассказ по предложенной схемепродолжать учить детей употреблять слова сложной слоговой структуры (экс-кур-со-вод, дос-то-при-ме-ча-тель-нос-ти);закрепля...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе для детей с ОНР по формированию лексико-грамматического строя речи "Дикие животные наших лесов"

МБДОУ детский сад № 1 г. Правдинска Конспект  занятия по развитию речи в подготовительной группе для детей с ОНР по формированию лексико-грамматического строя речи"Дикие животные наших лесов...

Итоговое занятие по развитию речи в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи по теме «Сад-огород».

Итоговое занятие по развитию речи в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи по теме «Сад-огород».Цели:1. Уточнять и закреплять знания о фруктах и ов...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Звуковая культура речи»

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Звуковая культура речи» (Гербова, с46) Цель. Продолжать развивать фонематическое восприятие, учить выполнять звуковой анализ слова. ...

Конспект занятия по развитию речи в младшей группе «Ходит осень по дорожке»

Обобщать знания детей об осени, учить детей отвечать на вопросы по теме учить детей отвечать на вопросы, применяя имена прилагательные....

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Моя мама» (подготовительная группа)

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Моя мама» (подготовительная группа) Конспект по развитию речи Тема: «Моя мама» (подготовительная группа) Цель: Создать услов...