конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе " Одежда Русичей"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Расширять представление детей об истории русского национального костюма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie.docx18.92 КБ
Файл zanyatie.docx18.92 КБ
Файл zanyatie.docx18.92 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по познавательному

 развитию в старшей группе.

«Одежда Русичей»

Цель:

1.Расширять представление детей об истории русского национального костюма (символическое значение вышивки, способы украшения).

2. Учить детей сравнивать, описывать, делать выводы, способствовать развитию речи.

3. Активизировать словарь детей словами: орнамент, оберег, вышивка, узор.

4. Способствовать развитию интереса в изучении истории культуры русского народа.

5. Расширять кругозор, развивать любознательность.

6. Воспитывать чувство любви к Родине, гордости за свой народ, за её культуру.

Материал:

Русский народный костюм для каждого ребёнка /разные варианты/ и воспитателя, иллюстрации с изображением одежды разных сословий, рисунки с изображением элементов вышивки, предметы русской национальной одежды с вышивкой.

Карточки с изображением русской национальной и современной одежды /на каждого ребёнка/.

Ход Занятия.

1. Беседа.

В группу входят дети, одетые в русские народные костюмы, приветствуют гостей.

Дети: Здравствуйте, люди добрые! Низкий вам поклон!

Воспитатель: Какие странные, гости к нам пожаловали! И одеты чудно и здороваются по особенному. Откуда же вы прибыли, гости дорогие?

Дети: Из прошлого, из Древней Руси.

- Что же это такое – Древняя Русь? Давайте расскажем…

- А что означает слово «предки»?

- Вы сказали, что наши предки были славяне. Какими они были?

- А кто мне скажет, что означает слово «славяне»?

- Чем занимались наши предки?

- А как же зовут вас, гости дорогие?/ Настенька, Алёнушка, Ярослав и т.д./

- Какие у вас красивые, ласковые и нежные имена. И наряд – то на вас необычный.

- Да! Так одевались наши предки, древние русичи.

Чтение стихотворения с использованием иллюстраций.

                     Вот в такой чудной одежде

                     Русичи ходили прежде

                     И бояре и дворяне,

                     Горожане и крестьяне

                     Кто в сорочках и в портах,

                     Кто в коротких зипунах,

                     И такие франты были,

                     Длинный охабень носили,

                     Рукавами до земли

                     Пыль по улице мели

                     А зимой, в мороз трескучий

                     Надевали шубу, две,

                     А боярыня бывало,

                     По три шубы надевала.

- А во что одеты вы?

Дети:/Каждый описывает свой наряд/

-Давайте отдохнем и про лапти споем.

2.Физминутка «Лапти».  

/Воспитатель приглашает детей к «окну в мир  знаний», где висят русские национальные костюмы/.

3.Рассказ воспитателя.

Одежда русских людей в старину была довольно простой, удобной и красивой.

-Каких цветов ткань использовалась для пошива одежды?

-А что символизировал каждый цвет?

Дети показывают и рассказывают:

-Белый цвет – это свет и чистота:

-Желтый цвет это Солнце, богатство;

-Голубой был символ неба, молодости;

-Красный – тепла, праздник, радостное настроение;

-Коричневый означал землю – кормилицу;

Воспитатель:

- Дети, посмотрите, пожалуйста, на всех вещах есть узор /вышивка/.

 По народному поверью, вышивка не только украшала одежду, но и служила оберегом, защитой от злых сил.

Вышивки-обереги располагались в определенных местах: на рукавах, у выреза на вороте, на подоле.

Узоры на рукавах оберегали руки, сохраняли силу и ловкость. Узоры у выреза на вороте оберегали лёгкие и сердце. Узоры на подоле не давали злой силе подобраться снизу.

Вы заметили какой красивый узор украшает вашу одежду. Он называется орнамент. В орнаменте каждый элемент имеет определенный смысл.

                                          Показ и объяснение.

0-знак солнца. Означает плодородие, счастье, благополучие.

/.\_засеянное поле. Он приносит счастье, богатство и достаток.

\/

- -знак земли-кормилицы.

Волнистые линии /волны, река/

:+:-знак огня /обозначает тепло, ласку/

Также русские мастерицы вышивали и другие символы/знаки/: цветы, деревья, птиц.

Давайте рассмотрим узоры на одежде в нашем «окне знаний» и на ваших костюмах  /рассматривание, беседа/.

 

4.Хоровод «Стой, мил хоровод»

5.Д/игра «Что лишнее?»

-Посмотрите внимательно на карточку, рассмотрите, что на ней нарисовано и попробуйте определить какая одежда лишняя и почему?

6. Стихотворение                                           С. Васильев.

                 Россия… как из песни слово,

                 Берёзок юная листва,

                 Кругом леса поля и реки,

                 Раздолье, русская душа.

                 Люблю тебя, моя Россия!

                 За ясный свет твоих очей!

                 За ум, за подвиги святые,

                 За голос звонкий, как ручей.

                 Люблю, глубоко понимаю,

                 Степей задумчивую грусть!

                 Люблю всё то, что называют  

                 Одним широким словом Русь!

 

       

   



Предварительный просмотр:

Конспект занятия по познавательному

 развитию в старшей группе.

«Одежда Русичей»

Цель:

1.Расширять представление детей об истории русского национального костюма (символическое значение вышивки, способы украшения).

2. Учить детей сравнивать, описывать, делать выводы, способствовать развитию речи.

3. Активизировать словарь детей словами: орнамент, оберег, вышивка, узор.

4. Способствовать развитию интереса в изучении истории культуры русского народа.

5. Расширять кругозор, развивать любознательность.

6. Воспитывать чувство любви к Родине, гордости за свой народ, за её культуру.

Материал:

Русский народный костюм для каждого ребёнка /разные варианты/ и воспитателя, иллюстрации с изображением одежды разных сословий, рисунки с изображением элементов вышивки, предметы русской национальной одежды с вышивкой.

Карточки с изображением русской национальной и современной одежды /на каждого ребёнка/.

Ход Занятия.

1. Беседа.

В группу входят дети, одетые в русские народные костюмы, приветствуют гостей.

Дети: Здравствуйте, люди добрые! Низкий вам поклон!

Воспитатель: Какие странные, гости к нам пожаловали! И одеты чудно и здороваются по особенному. Откуда же вы прибыли, гости дорогие?

Дети: Из прошлого, из Древней Руси.

- Что же это такое – Древняя Русь? Давайте расскажем…

- А что означает слово «предки»?

- Вы сказали, что наши предки были славяне. Какими они были?

- А кто мне скажет, что означает слово «славяне»?

- Чем занимались наши предки?

- А как же зовут вас, гости дорогие?/ Настенька, Алёнушка, Ярослав и т.д./

- Какие у вас красивые, ласковые и нежные имена. И наряд – то на вас необычный.

- Да! Так одевались наши предки, древние русичи.

Чтение стихотворения с использованием иллюстраций.

                     Вот в такой чудной одежде

                     Русичи ходили прежде

                     И бояре и дворяне,

                     Горожане и крестьяне

                     Кто в сорочках и в портах,

                     Кто в коротких зипунах,

                     И такие франты были,

                     Длинный охабень носили,

                     Рукавами до земли

                     Пыль по улице мели

                     А зимой, в мороз трескучий

                     Надевали шубу, две,

                     А боярыня бывало,

                     По три шубы надевала.

- А во что одеты вы?

Дети:/Каждый описывает свой наряд/

-Давайте отдохнем и про лапти споем.

2.Физминутка «Лапти».  

/Воспитатель приглашает детей к «окну в мир  знаний», где висят русские национальные костюмы/.

3.Рассказ воспитателя.

Одежда русских людей в старину была довольно простой, удобной и красивой.

-Каких цветов ткань использовалась для пошива одежды?

-А что символизировал каждый цвет?

Дети показывают и рассказывают:

-Белый цвет – это свет и чистота:

-Желтый цвет это Солнце, богатство;

-Голубой был символ неба, молодости;

-Красный – тепла, праздник, радостное настроение;

-Коричневый означал землю – кормилицу;

Воспитатель:

- Дети, посмотрите, пожалуйста, на всех вещах есть узор /вышивка/.

 По народному поверью, вышивка не только украшала одежду, но и служила оберегом, защитой от злых сил.

Вышивки-обереги располагались в определенных местах: на рукавах, у выреза на вороте, на подоле.

Узоры на рукавах оберегали руки, сохраняли силу и ловкость. Узоры у выреза на вороте оберегали лёгкие и сердце. Узоры на подоле не давали злой силе подобраться снизу.

Вы заметили какой красивый узор украшает вашу одежду. Он называется орнамент. В орнаменте каждый элемент имеет определенный смысл.

                                          Показ и объяснение.

0-знак солнца. Означает плодородие, счастье, благополучие.

/.\_засеянное поле. Он приносит счастье, богатство и достаток.

\/

- -знак земли-кормилицы.

Волнистые линии /волны, река/

:+:-знак огня /обозначает тепло, ласку/

Также русские мастерицы вышивали и другие символы/знаки/: цветы, деревья, птиц.

Давайте рассмотрим узоры на одежде в нашем «окне знаний» и на ваших костюмах  /рассматривание, беседа/.

 

4.Хоровод «Стой, мил хоровод»

5.Д/игра «Что лишнее?»

-Посмотрите внимательно на карточку, рассмотрите, что на ней нарисовано и попробуйте определить какая одежда лишняя и почему?

6. Стихотворение                                           С. Васильев.

                 Россия… как из песни слово,

                 Берёзок юная листва,

                 Кругом леса поля и реки,

                 Раздолье, русская душа.

                 Люблю тебя, моя Россия!

                 За ясный свет твоих очей!

                 За ум, за подвиги святые,

                 За голос звонкий, как ручей.

                 Люблю, глубоко понимаю,

                 Степей задумчивую грусть!

                 Люблю всё то, что называют  

                 Одним широким словом Русь!

 

       

   



Предварительный просмотр:

Конспект занятия по познавательному

 развитию в старшей группе.

«Одежда Русичей»

Цель:

1.Расширять представление детей об истории русского национального костюма (символическое значение вышивки, способы украшения).

2. Учить детей сравнивать, описывать, делать выводы, способствовать развитию речи.

3. Активизировать словарь детей словами: орнамент, оберег, вышивка, узор.

4. Способствовать развитию интереса в изучении истории культуры русского народа.

5. Расширять кругозор, развивать любознательность.

6. Воспитывать чувство любви к Родине, гордости за свой народ, за её культуру.

Материал:

Русский народный костюм для каждого ребёнка /разные варианты/ и воспитателя, иллюстрации с изображением одежды разных сословий, рисунки с изображением элементов вышивки, предметы русской национальной одежды с вышивкой.

Карточки с изображением русской национальной и современной одежды /на каждого ребёнка/.

Ход Занятия.

1. Беседа.

В группу входят дети, одетые в русские народные костюмы, приветствуют гостей.

Дети: Здравствуйте, люди добрые! Низкий вам поклон!

Воспитатель: Какие странные, гости к нам пожаловали! И одеты чудно и здороваются по особенному. Откуда же вы прибыли, гости дорогие?

Дети: Из прошлого, из Древней Руси.

- Что же это такое – Древняя Русь? Давайте расскажем…

- А что означает слово «предки»?

- Вы сказали, что наши предки были славяне. Какими они были?

- А кто мне скажет, что означает слово «славяне»?

- Чем занимались наши предки?

- А как же зовут вас, гости дорогие?/ Настенька, Алёнушка, Ярослав и т.д./

- Какие у вас красивые, ласковые и нежные имена. И наряд – то на вас необычный.

- Да! Так одевались наши предки, древние русичи.

Чтение стихотворения с использованием иллюстраций.

                     Вот в такой чудной одежде

                     Русичи ходили прежде

                     И бояре и дворяне,

                     Горожане и крестьяне

                     Кто в сорочках и в портах,

                     Кто в коротких зипунах,

                     И такие франты были,

                     Длинный охабень носили,

                     Рукавами до земли

                     Пыль по улице мели

                     А зимой, в мороз трескучий

                     Надевали шубу, две,

                     А боярыня бывало,

                     По три шубы надевала.

- А во что одеты вы?

Дети:/Каждый описывает свой наряд/

-Давайте отдохнем и про лапти споем.

2.Физминутка «Лапти».  

/Воспитатель приглашает детей к «окну в мир  знаний», где висят русские национальные костюмы/.

3.Рассказ воспитателя.

Одежда русских людей в старину была довольно простой, удобной и красивой.

-Каких цветов ткань использовалась для пошива одежды?

-А что символизировал каждый цвет?

Дети показывают и рассказывают:

-Белый цвет – это свет и чистота:

-Желтый цвет это Солнце, богатство;

-Голубой был символ неба, молодости;

-Красный – тепла, праздник, радостное настроение;

-Коричневый означал землю – кормилицу;

Воспитатель:

- Дети, посмотрите, пожалуйста, на всех вещах есть узор /вышивка/.

 По народному поверью, вышивка не только украшала одежду, но и служила оберегом, защитой от злых сил.

Вышивки-обереги располагались в определенных местах: на рукавах, у выреза на вороте, на подоле.

Узоры на рукавах оберегали руки, сохраняли силу и ловкость. Узоры у выреза на вороте оберегали лёгкие и сердце. Узоры на подоле не давали злой силе подобраться снизу.

Вы заметили какой красивый узор украшает вашу одежду. Он называется орнамент. В орнаменте каждый элемент имеет определенный смысл.

                                          Показ и объяснение.

0-знак солнца. Означает плодородие, счастье, благополучие.

/.\_засеянное поле. Он приносит счастье, богатство и достаток.

\/

- -знак земли-кормилицы.

Волнистые линии /волны, река/

:+:-знак огня /обозначает тепло, ласку/

Также русские мастерицы вышивали и другие символы/знаки/: цветы, деревья, птиц.

Давайте рассмотрим узоры на одежде в нашем «окне знаний» и на ваших костюмах  /рассматривание, беседа/.

 

4.Хоровод «Стой, мил хоровод»

5.Д/игра «Что лишнее?»

-Посмотрите внимательно на карточку, рассмотрите, что на ней нарисовано и попробуйте определить какая одежда лишняя и почему?

6. Стихотворение                                           С. Васильев.

                 Россия… как из песни слово,

                 Берёзок юная листва,

                 Кругом леса поля и реки,

                 Раздолье, русская душа.

                 Люблю тебя, моя Россия!

                 За ясный свет твоих очей!

                 За ум, за подвиги святые,

                 За голос звонкий, как ручей.

                 Люблю, глубоко понимаю,

                 Степей задумчивую грусть!

                 Люблю всё то, что называют  

                 Одним широким словом Русь!

 

       

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе. Образовательная область: познание. Тема занятия: «Богатства Хозяйки Медной горы».

Очень интересное интегрированное занятие. В первой части - Хозяйка Медной горы приглашает детей в гости, показывает малахит, яшму, известняк и рассказыват о них. А во второй части - едти исследут эти ...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему «В гостях у русской народной сказки». (Занятие проходит в видео формате.)

Тема: «В гостях у русской народной сказки». (Занятие проходит в видиоформате)Цели: приобщать детей к устному народному творчеству; закрепить знания детей о русских народных сказках.За...

конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе " Одежда Русичей"

Расширять представление детей об истории русского национального костюма....

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на основе чтения произведений познавательной литературы Тема: «Железная дорога по рассказу Б. Житкова "Что я видел"»

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на основе чтения произведений познавательной литературыТема: «Железная дорога по рассказа Б. Житкова "Что я видел"»Ц...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Одежда. Головные уборы. Обувь»

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Одежда. Головные уборы. Обувь»...

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Одежда. Головные уборы. Обувь»

Закрепить знания детей о летней, зимней, демисезонной обуви, одежде, головных уборах. Упражнять в согласовании числительных с существительными. Развивать память, мышление, внимание....

конспект ОД по познавательному развитию в старшей группе "Одежда, обувь"

Данный конспект является практической формой работы с детьми старшего возраста по развитию познавательных способностей. Цель данного занятия – выявление знаний и формирование представлений у дет...