Какой должна быть речь педагога в дошкольном учреждении?
консультация по развитию речи

Михайлова Юлия Владимировна

Грамматически-правильная речь педагога.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовил учитель-логопед МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №84» Михайлова Юлия Владимировна Грамматически правильная речь педагога

Слайд 2

Речь, которую слышит ребёнок в детском саду Дети дошкольного возраста, подражая окружающим, перенимают не только все тонкости правильного произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства речи, которые встречаются у взрослых. От культуры речи воспитателя зависит культура речи детей. Традицией в детском саду должны стать негромкая речь, правильный приветливый тон обращения к детям, отсутствие жаргонных, бранных слов, подчеркнутая вежливость в обращении друг к другу.

Слайд 3

Таким образом, работая с детьми, воспитатель должен обратить внимание на следующее: содержательность (о чем и сколько говорит, что сообщается детям), безупречная правильность формы (как говорит), возрастная и педагогическая направленность (умеет ли говорить с дошкольниками, может ли убежденно и доходчиво излагать сведения по вопросам педагогики взрослым – родителям, коллегам).

Слайд 4

Таким образом, работая с детьми, воспитатель должен обратить внимание на следующее: 1. Правильно произносить все звуки родного языка, устранять имеющие дефекты речи. 2. Иметь ясную, четкую и отчетливую речь, то есть хорошую дикцию. 3. Использовать в своей речи литературное произношение, то есть придерживаться орфоэпических норм. 4. Стремиться правильно использовать интонационные средства выразительности с учетом содержания высказывания. 5. В общении с детьми пользоваться речью слегка замедленного темпа, умеренной громкостью голоса. 6. Связно и в доступной форме рассказывать и передавать содержание текстов, точно используя слова и грамматические конструкции (в соответствии с возрастом детей). 7. Не допускать в разговоре с детьми и с персоналом повышенного тона, грубых выражений.

Слайд 5

Дикция: С помощью скороговорок можно эффективно тренировать дикцию (четкое произношение слов и звуков). Чтение скороговорок вырабатывает правильную артикуляцию (работу речевых органов при образовании звуков речи) и избавляет от оговорок. Прочитайте скороговорки вслух, отчетливо проговаривая каждый звук, затем постепенно увеличивайте темп. При этом в первую очередь следует обеспечивать четкое произношение и лишь во вторую – ускорять темп. Если в привычном темпе прочитать скороговорку без ошибок не удается, то сначала осознайте ее смысл, чтобы в голове возник ясный видеоряд и читайте медленно, по слогам. Повторяйте скороговорку до тех пор, пока не прочитаете ее без запинки. Затем постепенно наращивайте темп. Записывайте упражнения со скороговорками на диктофон. Это позволит слышать себя со стороны и эффективно устранять речевые недостатки.

Слайд 6

Орфоэпические нормы: Правильное ударение; Правильное литературное произношение слов.

Слайд 7

Игры для усвоения норм орфоэпии русского языка Игры для работы над современным литературным произношением и ударением – это РИФМЫ.

Слайд 8

Рифмы – эффективный приём запоминания ударения Св Ё кла – Ф Ё кла Очень я устал, обходил кварт А л Слышен в группе диалог – обсуждают катал О г Если есть всё время т О рты , не малы ли будут ш О рты Вырвали за целый день весь щав Е ль и весь рев Е нь Что за страшный носорог ел и тв О рог и твор О г

Слайд 9

рифмы У меня в ушах звенит, телефон опять звон И т Обошёл я кухню, обнаружил т У флю Если прикоснёшься к иве, станешь ты ещё крас И вей Детей не нужно балов А ть , чтоб зубки не пломбиров А ть

Слайд 10

Сложность правильной речи Сложность усвоения правильного литературного произношения заключается в том, что произношение не всегда совпадает с правописанием. Поэтому общепринятым нормам литературного произношения следует учиться у дикторов радио, телевидения, у мастеров художественного слова, у окружающих людей, имеющих образцовую культурную речь.

Слайд 11

1. Гласные звуки, находящиеся под ударением, всегда звучат четко и ясно, так как они обозначаются на письме соответствующей буквой. Сравните произношение звука О в таких словах : молодость (произносится как молъдъсть – слабый, неясный звук, произносимы как средний звук между А и Ы , условно обозначается знаком Ъ ); договор (произносится: дъгавор ); сороконожка (произносится: съръканожкъ ) 2. Безударные гласные А и О в произношении ослабевают (звук О заменяется и произносится как звук А или как средний звук между А и Ы : вада (вода), акно (окно), мълако (молоко) и т.д. гласные звуки У , Ю , Ы , Э и в некоторых случаях звук И и в безударном положении не изменяются (утюг, юла, рыбак, экзамен, игра). 3. В разговорной речи при произнесении отчеств, при сочетании имен и отчеств иногда выпадают некоторые звуки и окончания: Алексан Иваныч (Александр Иванович), Михал Палыч (Михаил Павлович), Марь Иванна (Мария Ивановна). Рассмотрим некоторые правила литературного произношения слов:

Слайд 12

Своеобразие речи К нелитературному произношению относится побуквенное произнесение слов, когда слова произносятся так, как они написаны: что (вместо што ), его (вместо ево ), счастье (вместо щастье ) и т.д. Отклонение от нормы литературного произношения является речь с национальном акцентом, с характерными особенностями местных говоров: яканьем ( вясна вместо весна), цоканьем ( цто вместо што и др.), с неправильным ударением в словах (маг а зин, кил о метр). В речи можно выразить тончайшие оттенки чувств, мыслей. Это достигается не только с помощью соответствующих слов, но и благодаря правильному использованию интонационных средств выразительности: силы голоса, темпа, логического ударения, пауз, ритма, тембра, мелодии. Стихи, сказки, рассказы, прочитанные или рассказанные воспитателем с использованием этих средств, помогают детям лучше понять их содержание, почувствовать силу и красоту родного языка.

Слайд 13

Интонация Монотонная речь утомляет маленьких слушателей, снижает интерес к содержанию текста. Слушая такую речь, дети быстро начинают отвлекаться, смотреть по сторонам, а затем и совсем перестают слушать.

Слайд 14

Речь, как образец. Т.о. р ечь воспитателя, который находится постоянно в поле зрения малышей, в общении с ними, является для детей основным образцом родного языка, культурной речи, поэтому она должна быть не только правильной, с ясным и отчетливым произнесением всех звуков родного языка, но и выдержана в определенном темпе, громкости, должна быть интонационно выразительной, правильно оформленной грамматически, связной, доступной для понимания, с правильным и точным использованием словесных обозначений.

Слайд 15

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ



Предварительный просмотр:

Упражнение 1.

Жили-были три японца…

                                 

Жили-были три японца:

Як, Як-Цидрак, Як-Цидрак-Цидрак-Цидрони.

Жили-были три японки:

Цыпи, Цыпи-Дрипи, Цыпи-Дрипи-Лимпомпони.

Поженились:

Як на Цыпи,

Як-Цидрак - на Цыпи-Дрипи,

Як-Цидрак-Цидрак-Цидрони - на Цыпи-Дрипи-Лимпомпони.

И родились у них дети:

У Як и Цыпи - Шах,

У Як-Цидрак и Цыпи-Дрипи - Шах-Шахмат,

У Як-Цидрак-Цидрак-Цидрони и Цыпи-Дрипи-Лимпомпони - Шах-Шахмат-Шахмат-Шахмони.

Отрабатывается, как скороговорка.

Упражнение 2.

Буря с берега.

Перекидываемые, опрокидываемые,

Разозлились, разбесились белоусые угри.

Вниз отбрасываемые, кверху вскидываемые,

Расплетались и сплетались от зари и до зари.

Змеи вздрагивающие, змеи взвизгивающие,

Что за пляску, что за сказку вы затеяли во мгле?

Мглами взвихриваемыми путь забрызгивающие,

Вы закрыли, заслонили все фарватеры к земле.

Тьмами всасывающими опоясываемые,

Заметались, затерялись в океане корабли,

С неудерживаемостью перебрасываемые,

Водозмеи, огнезмеи их в пучину завлекли.

Чем обманываете вы? Не стремительностями ли

Изгибаний, извиваний длинновытянутых тел?

И заласкиваете вы не медлительностями ли

Ласк пьянящих, уводящих в неизведанный предел?

В.Брюсов

Выразительно, плавно, чётко проговаривая каждое слово

Упражнение 3.

Твердо запомни, что, прежде чем слово начать в упражненьи,

Следует клетку грудную расширить слегка и при этом

Низ живота подобрать для опоры дыханью и звуку.

Плечи во время дыханья должны быть в покое, недвижны.

Каждую строчку стихов говори на одном выдыханьи.

И последи, чтобы грудь не сжималась в течение речи,

Так как при выдохе движется только одна диафрагма.

Чтенье окончив строки, не спеши с переходом к дальнейшей:

Выдержи паузу краткую в темпе стиха, в то же время

Воздух сдержи на мгновенье, затем уже чтенье продолжи.

Чутко следи, чтобы каждое слово услышано было:

Помни о дикции ясной и чистой на звуках согласных;

Рот не ленись открывать, чтоб для голоса путь был свободен;

Голоса звук не глуши придыхательным тусклым оттенком -

Голос и в тихом звучаньи должен хранить металличность.

Прежде чем брать упражненья на темп, высоту и на громкость,

Нужно вниманье направить на ровность, устойчивость звука:

Пристально слушать, чтоб голос нигде не дрожал, не качался,

Выдох веди экономно - с расчетом на целую строчку.

Собранность, звонкость, полётность, устойчивость, плавность -

Вот что внимательным слухом сначала ищи в упражненьи.

Здесь собраны в стихотворении-упражнении рекомендации к правильной речи.

Упражнение 4.

Три круга

Темп речи убыстрять учусь,

Сейчас три круга я промчусь.

Вот в первый круг пустился я,

Хоть речь и быстрая моя,

Но до предела далеко,

Я говорю слова легко

И на пути ни оговорки,

В том помогли скороговорки.

Вот в круг вступил теперь второй,

Ускорился темп речи мой,

Всё собранней, короче слово,

Точна предельно мысль моя,

А интонация готова

Всё выразить, что вижу я.

Вот третий круг ещё быстрее,

Чтоб финиша достичь скорее!

Слова строчат из пулемёта:

«Тра-та-та-та!» Язык намётан,

Весь речевой мой аппарат,

Готовый к бою, только рад,

Когда пред ним трудней задача.

Тренировался – есть удача!

Кто ж тренингом пренебрегал,

Тот в мастерстве своём отстал!

Следить не только за скоростью, но и чёткостью речи!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Какой должна быть речь ребенка 3-4 лет."

В даной консультации представлены особенности развития речи детей 3-4 лет....

Консультация: «Какой должна быть речь педагога»

Консультация:  «Какой должна быть речь педагога»...

Доклад на педагогическом совете "Какой должна быть речь воспитателя"

Доклад на педагогическом совете "Какой должна быть речь воспитателя"...

Культура речи воспитателя, какой должна быть речь педагога? Консультация для воспитателей

  «Грамматически правильная речь воспитателя»    Речь воспитателя, который находится постоянно в поле зрения малышей, в общении с ними, является для детей основ...

Семинар для педагогов "Какими должны быть прогулки с детьми дошкольного возраста"

Какими должны быть прогулки с детьми дошкольного возрастаУважаемые коллеги! Важным элементом образовательного процесса дошкольного учреждения являются прогулки с детьми. Традиционно прогулка вклю...

Консультация для родителей будущих первоклассников «Какой должна быть речь будущего первоклассника?»

Консультация для родителей будущих первоклассников «Какой должна быть речь будущего первоклассника?»КАКОЙ ДОЛЖНА БЫТЬ РЕЧЬ БУДУЩЕГО ПЕРВОКЛАССНИКА?...