Конспект занятия по познавательно-речевому развитию с элементами ТРИЗ в средней группе «Айболит в гостях у ребят»
учебно-методический материал по развитию речи (средняя группа)

Елена Александровна Корниенко

Конспект занятия разработан для детей средней группы. Цель данного занятия - обогащение знаний детей о частях тела человека, основных органах чувств.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по познавательно-речевому развитию с элементами ТРИЗ в средней группе «Айболит в гостях у ребят»

«Айболит в гостях у ребят» (Изучаем органы чувств)

Программное содержание

  1. Образовательные задачи:
  • Уточнять и обогащать знания детей о частях тела человека, основных органах чувств (зрения, слуха, вкуса) и исследовать их назначение.
  • Сформировать и закрепить навыки здоровьесберегающего поведения
  • Совершенствовать диалогическую речь: умение участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их
  • Обогащение словарного запаса
  1. Развивающие задачи:
  • Формировать основы системного мышления и логического анализа
  • Совершенствовать слуховое внимание и память.
  1. Воспитательные задачи:
  • Воспитывать уважение друг к другу
  •  Формировать умение внимательно слушать вопросы воспитателя; соблюдать очерёдность, отвечая на вопросы; слушать другого ребёнка, не перебивая.
  • Содействовать стремлению оказать помощь тому, кто нуждается в ней.

Ход занятия:

Дети заходят в группу.  Встают на коврик.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Какие вы все сегодня красивые. Давайте улыбнемся друг другу, чтоб поднять друг другу  настроение. Ой, ребята, посмотрите, к нам сегодня пришли гости.  Только я не вижу еще одного гостя. Я так ждала, что к нам придет особенный гость. А вы хотели бы узнать,  кого я пригласила? Тогда я вам прочитаю загадку. А вы постарайтесь дослушать ее до конца и дать ответ.

Лечит маленьких детей,

Лечит птичек и зверей

Сквозь очки свои глядит

Добрый доктор …..

Дети: Айболит.

На экране появляется картинка с изображением Айболита.

- Правильно ребята. К нам сегодня в гости пришел доктор Айболит.

В презентации анимация Айболит с озвучкой.

Доктор: Здравствуйте, дети! Меня зовут доктор Айболит. Вы все здоровы? У вас ничего не болит?  Скажите а-а-а… Температуры нет?  Сейчас я вас осмотрю. Ой, а чемоданчик – то мой пуст? Опять я растерял свои инструменты (в презентации картинка с пустым чемоданом). Вот беда, беда! Как же я теперь буду лечить?

Воспитатель: Ребята, очень жалко Айболита. Как же ему быть? Чем мы сможем ему помочь?

 Дети: Найти чемоданчик.

Воспитатель: Конечно, ребята. Отличная идея. Тогда мы отправляемся на поиски.

В разных зонах группы разложены медицинские инструменты.

Воспитатель: Ребята, будьте внимательны. Смотрите по сторонам.  (Дети находят первый предмет).

Дети садятся на коврик

Воспитатель: Молодцы, ребята. А может, Арина (другой ребенок) знает, как называется это инструмент?

Я немного подскажу. Этот инструмент называется ушная воронка. Ребята, давайте вместе повторим: ушная воронка.  Паша (другой ребенок),  как ты думаешь для чего врачу этот инструмент (ушная воронка)?

Ребенок: проверять уши.

Воспитатель: Конечно, с помощью ушной воронки врач пытается заглянуть внутрь уха и узнать, что там болит.

Ребята, я вам предлагаю попробовать  исследовать мир только ушами. Я буду издавать разные звуки на музыкальных инструментах. А вы слушайте и отгадывайте… (ответы детей: бубен, деревянные ложки, колокольчик).  Молодцы.

Воспитатель: Ребята, а теперь закройте уши. Что-нибудь слышите! (дети: не слышно, плохо слышно). А если я буду говорить шепотом? (дети: плохо слышно, совсем не слышно). А если я буду громко говорить? (дети: хорошо слышно)

Варвара (другой ребенок), так для чего же нужны уши?

Ребенок: слушать

Воспитатель: Правильно, умница.

Ребята, когда вы спите – ваши глазки закрыты, а уши не спят, они все слышат и берегут вас от опасности. Значит, уши нам нужны для того, чтобы все – все слышать и слушать

Воспитатель: А вы знаете, какие правила надо выполнять, чтобы уши не болели, а слух был хорошим?

В презентации схемы правил (ответы детей)

• не ковырять в ушах и не засовывать мелкие предметы;

• защищать от холода и ветра;

• не слушать громкую музыку;

• когда купаешься, не допускай попадания воды.

Воспитатель: Ребята, ну а мы продолжаем поиски. Вы видите еще инструмент? Молодцы, как быстро нашли. Этот инструмент называется офтальмоскоп.  Ребята, слово сложное. Даже я не сразу запомнила. Давайте все вместе повторим «офтальмоскоп». Настя (другой ребенок),  как ты думаешь, для чего он врачу?

Ребенок: Проверять глаза.

Воспитатель: Да, ребята, офтальмоскоп врачу нужен для того, чтобы он мог заглянуть в глаз и узнать, все ли там в порядке.

Воспитатель: А теперь повернитесь и посмотрите друг другу в глаза. Чем же они могут отличаться?

Дети: цветом

Воспитатель:  Какие они у вас?  (можно спросить несколько детей)

Дети: серые, голубые, зеленые, коричневые

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что в природе встречаются люди и животные с разным цветом глаз. Посмотрите на картинки (в презентации).

Юра (другой ребенок), как ты думаешь, для чего нам нужны глаза?

Ответ: чтобы смотреть, видеть.

Воспитатель: Правильно, молодец. Ребята,  неважно какого цвета глаза. Хоть серые, хоть зеленые, хоть карие. Главное, что всем людям глаза нужны для того, чтобы видеть.

Воспитатель: А вы знаете, как надо беречь глаза?

В презентации схемы правил

• оберегать глаза от ударов ;

• не смотреть долго на яркий свет;

• не смотреть близко и длительно телевизор, компьютер

• нельзя читать лежа;

• не тереть глаза грязными руками;

Воспитатель: Ребята, что надо сделать, чтоб наши глазки отдохнули?

Дети: гимнастику для глаз

Воспитатель: Да, гимнастика для глаз нам не помешает. Но сначала сели ровно, ножки вместе, ручки на коленки. Ой, какие молодцы. Как дружно все выполняете, значит также дружно сделаем гимнастику для глаз.

Гимнастика для глаз

Любопытная Варвара

Смотрит влево (Движение глаз влево и т. д.)

Смотрит вправо

Смотрит вверх

Смотрит вниз

Чуть присела на карниз (Посмотреть на кончик носа)

А с него свалилась вниз (Посмотреть на пол).

Воспитатель: Ну, размялись,  а теперь можно продолжать наши поиски.

Дети приносят следующий инструмент.

Дети садятся на коврик

Воспитатель: А вот и еще один инструмент. Ребята, он называется носовое зеркало. Вы наверно сейчас подумали, какое же это зеркало? А вот скажите, для чего нам зеркало?

Дети: чтоб смотреть в него

Воспитатель: Правильно, молодец. А у нас зеркало носовое. Значит оно для чего?

Дети: для носа.

Воспитатель: ну, конечно. Вот мы с вами и выяснили, что носовое зеркало нужно врачу, чтоб он мог получше заглянуть в нос.

А сейчас все закройте глаза (поднести детям разрезанный лимон). Вы что-нибудь чувствуете? Открывайте глаза.

Дети: Пахнет лимоном

Воспитатель: Правильно, это запах  лимона. А какой орган вам помог в этом? Дети: нос.

Воспитатель:  Так зачем нам нужен нос?

Дети: дышать, нюхать

Воспитатель: Все верно, ребята. Нос нам нужен для того, чтобы дышать, нюхать и различать разные запахи.

Чтобы ваши носики не  болели – запомните несколько правил:

(в презентации схемы)

• беречь нос от ударов;

• не ковырять в носу;

• не засовывать в нос мелкие предметы;

• если мучает насморк, обязательно надо лечить нос (промывать и капать капли).

Воспитатель: Ну, что ребята, я больше не вижу инструментов.

Раздается звоночек. На слайде появляется улыбающийся Айболит с чемоданчиком.

Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите это же наш…….

Дети: Айболит

Воспитатель: Да, Айболит. Только он теперь улыбается. Значит, мы смогли ему помочь. Какие же вы молодцы.

Воспитатель: Давайте вспомним все органы, которые нам помогают чувствовать: уши, глаза, нос. Паша, как ты считаешь, какие органы для нас нужнее? (ответы детей). Как можно их назвать одним словом? (наши помощники).

Следующая игра в зависимости от времени

А давайте попробуем их ласково назвать

Игра «Назови ласково»:

 Глаза – глазки, рот – ротик, нос – носик, уши – ушки.  

Заключение

Все эти органы нужно любить и заботиться о них. А в этом нам помогут правила, которые мы сегодня узнали. Мы их с вами наклеим на один большой плакат и повесим в группе на видное место. И будем всегда выполнять!

А сейчас попрощаемся с гостями.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 4

Правила «Береги уши»

Слайд 5

Не ковырять в ушах и не засовывать мелкие предметы!

Слайд 6

Защищать от холода и ветра

Слайд 7

Не слушать громкую музыку!

Слайд 8

К огда купаешься, не допускай попадания воды!

Слайд 11

Правила «Береги глаза»

Слайд 12

Оберегать глаза от ударов!

Слайд 13

Не смотреть долго на яркий свет!

Слайд 14

Не смотреть близко и длительно телевизор, компьютер!

Слайд 16

Не тереть глаза грязными руками!

Слайд 17

Правила «Береги нос»

Слайд 18

Беречь нос от ударов!

Слайд 19

Не ковырять в носу!

Слайд 20

Не засовывать в нос мелкие предметы!

Слайд 21

Е сли мучает насморк, обязательно надо лечить нос (промывать и капать капли).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по образовательной области "Речевое развитие" с элементами ТРИЗ в средней группе на тему: "Новый теремок"

Конспект НОД содержит пальчиковую гимнастику, лексико-грамматическую игру, физминутку, упражнение артикуляционной гимнастики, драматизацию сказки, ритуалы начала и конца НОД....

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами ТРИЗ в старшей группе "Путешествие в прошлое "простого" карандаша"

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами ТРИЗ в старшей группе "Путешествие в прошлое "простого" карандаша"...

Конспект НОД «Волшебные превращения Капельки» с использованием элементов ТРИЗ-технологии (средняя группа)

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие». Программные задач...

Конспект развлечения по художественной литературе с использованием элементов ТРИЗ-технологии (средняя группа ) Тема: « Путешествие в сказочную страну»

Конспект развлечения по художественной литературе с использованием элементов ТРИЗ-технологии(средняя группа )Тема: « Путешествие в сказочную страну»...

Сценарий физкультурного праздника в средней группе «Айболит в гостях у ребят».

Цель: повысить у детей интерес к физической культуре и здоровому образу жизни.Задачи: формировать навыки здорового образа жизни, активизировать двигательную активность детей, развивать быстроту, ...