Дидактические игры по формированию грамматического строя речи
материал по развитию речи

Шарова Мария Сергеевна

Дидактические игры по формированию грамматического строя речи в разных возрастных группах

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА

1) Картинки

Дидактическая задача: упражнять детей в родовой принадлежности существительных (Какой? Какая? Какое?).

Игровая задача: помочь Карлсону разобраться в картинках.

Оборудование и материалы: набор картинок (стул, карандаш, апельсин, лимон, помидор, котенок, цыпленок, щенок, шапочка, кастрюля, груша, колесо, большое ведро, маленькое ведро, деревце, блюдце, яблоко, пальто, молоко), коробка.

Ход д/и: Воспитатель говорит: «Смотрите, к нам в гости пришел Карлсон, ему нужна наша помощь». Каждый по очереди вынимает из коробки картинку: «Вы мне будите показывать картинку, а я назову, что на ней нарисовано (большое яблоко, голубая чашка, красный помидор). Теперь я буду показывать картинки,  а вы будете их называть». Названные картинки воспитатель откладывает на стол. Игра заканчивается, когда все картинки будут названы.

2) Кто у кого

Дидактическая задача: практическое усвоение сложносочиненного предложения с противительным союзом  а.

Игровая задача: помочь животным найти их детенышей.

Оборудование и материалы: картинки с животными и их детенышами.

Ход д/и: Воспитатель говорит: «Ребята, посмотрите, у животных потерялись их детеныши. Давайте поможем их найти». Сначала дети составляют простые предложения типа: «У коровы теленок». Потом по образцу воспитателя составляют сложносочиненные предложения по двум парам картинок: «У коровы теленок, а у козы козленок».

3)  Ласковые имена

Дидактическая задача: практическое усвоение словообразования при помощи суффиксов уменьшительно-ласкательного значения.

Игровая задача: называть друг друга ласково по имени.

Оборудование и материалы: флажки.

Ход д/и: Дети водят хоровод, поют:

«Хоровод водили, ласковыми были.

В кружок вызывали, имя называли.

Выйди, Леночка, в кружок,

Возьми, Леночка, флажок».

Потом по очереди передают флажок друг другу, называя каждого ласковыми именами.


СРЕДНЯЯ  ГРУППА

1) Угости животных

Дидактическая задача: употребление существительных в форме творительного падежа.

Игровая задача: угостить диких животных.

Оборудование и материалы: набор картинок (дикие животные и угощения для них).

Ход д/и: Воспитатель  помещает на магнитную доску изображения диких животных, а на столе раскладывает изображения «угощения» для них. Воспитатель говорит: «Давайте вспомним, чем питаются дикие животные, и подберем угощения для них. Вы будете прикреплять угощение рядом с животным и начинать свой ответ словами «я угощу...»

1-й ребенок. Я угощу медведя медом.

2-й ребенок. Я угощу белку орешками.

3-й ребенок. Я угощу медведя малиной.

4-й ребенок. Я угощу белку грибами.

Воспитатель говорит: «Молодцы! Животные вас благодарят».

2) Составь предложение

Дидактическая задача: составление простого предложения с опорой на картинку.

Игровая задача: рассказать Котику о том, что изображено на картинках.

Оборудование и материалы: сюжетные картинки.

Ход д/и: Воспитатель раздает сюжетные картинки. Говорит: «Ребята, к нам в гости заглянул котик, он хочет с вами немного поиграть. Расскажите о том, что видите на своей картинке. Вспомните о цвете меха этих животных».

1-йребенок. Белый зайчик прячется под кустиком.

2-й ребенок. Рыжая лиса гонится за зайцем.

3-й ребенок. Бурый медведь спит в берлоге.

4-й ребенок. Серый волк идет по следу.

3) Слова одной семейки

Дидактическая задача: подбор однокоренных слов.

Игровая задача: помочь Лисичке разобраться с заданиями.

Оборудование и материалы: мяч.

Ход д/и: Воспитатель с мячом в руках, говорит: «Сегодня к нам в гости пришла Лисичка, ей нужна наша помощь. Она учится в лесной школе. Ей дали задания, с которыми она никак не может справиться. Поможем? Тот, кому я брошу мяч, должен будет вспомнить слово из одной семейки со словом «лиса» (дикие животные) – похожее на это слово».

1-й ребенок. Лисенок.                          1-й ребенок. Лисята.

2-й ребенок. Лиса.                                2-й ребенок. Лисы.

3-й ребенок. Лисица.                            3-й ребенок. Лисятки.

4-й ребенок. Лисичка.                          4-й ребенок. Лисички.

СТАРШАЯ ГРУППА

1) Поможем клоуну

Дидактическая задача: согласование прилагательных с существительными в роде и числе.

Игровая задача: помочь клоуну разложить овощи и фрукты по разным корзинам.

Оборудование и материалы: игрушка, корзины, муляжи овощей и фруктов.

Ход д/и: Воспитатель говорит: «Это клоун Рома. Он выступает в цирке, жонглирует овощами и фруктами. Он просит вас помочь ему разложить овощи и фрукты по разным корзинам. В желтую корзину нужно сложить фрукты, а в красную овощи. Подходите к клоуну, берите овощ или фрукт из зеленой корзинки, рассказывайте, какой он, и кладите в нужную корзинку». Дети выбирают картинки, описывают овощи и фрукты и раскладывают их изображения по коробкам. Например: 

1-й ребенок. Это круглый оранжевый апельсин. (Кладет его в желтую коробку.) 

2-й ребенок. Это овальный желтый лимон. (Кладет его в желтую коробку.)

3-й ребенок. Это длинная оранжевая морковка. (И т. п.)

Воспитатель говорит: «Молодцы. Вы сделали все правильно. Клоун Рома благодарит вас».

2) Кто лишний?

Дидактическая задача: составление сложноподчиненных предложений со словами потому что.

Игровая задача: выполнить задания волшебника.

Оборудование и материалы: набор картинок (профессии).

Ход д/и: Воспитатель говорит: «Ребята, чтобы отправить в гости к волшебнику, нужно выполнить задания. Сейчас я буду называть профессии, а вы будете определять, кто лишний и почему».

«Врач, воспитатель, каменщик, логопед. Кто лишний?»

1-й ребенок. Лишний каменщик, потому что он работает на стройке. А врач, логопед и воспитатель работают в детском саду.

«Маляр, продавец, штукатур, архитектор. Кто лишний?»

2-й ребенок. Лишний продавец, потому что он работает в магазине. А маляр, штукатур и архитектор работают на стройке.

«Кондуктор, крановщик, экскаваторщик, плотник, сантехник. Кто лишний?»

3-й ребенок. Лишний кондуктор, потому что он работает на транспорте. Крановщик, экскаваторщик, плотник, сантехник работают на стройке.

«Летчик, капитан, плотник, машинист. Кто лишний?»

4-й ребенок. Лишний плотник, потому что он работает на стройке. А летчик, капитан и машинист работают на транспорте.

3) Попробуй так же

Дидактическая задача: формирование навыка образования сложных слов.

Игровая задача: помочь дедушке Ване образовать новые слова.

Ход д/и: Воспитатель говорит: «Давайте образуем названия профессий людей, работающих на селе. Овощи выращивает, разводит овощевод. А кто работает в саду, разводит сад?»

1-й ребенок. Садовод.

«А разводит домашних птиц?»

2-й ребенок. Птицевод.

Воспитатель. Кто работает на ферме и разводит кроликов?

3-й ребенок. Кроликовод.

Воспитатель. Кто работает в рыбоводческом хозяйстве и разводит рыбу?

4-й ребенок. Рыбовод.

Воспитатель говорит: «Молодцы. А хлеб растит, работает для того, чтобы хлеб вырос, хлебороб. Повторите это слово».

Дети: Хлебороб.

Воспитатель: «И тракторист, и комбайнер — хлеборобы, механизаторы».


ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА

1) На морском дне

Дидактическая задача: употребление в речи предлогов.

Игровая задача: попутешествовать по морскому дну.

Оборудование и материалы: презентация.

Ход д/и: На игровом поле, представляющем морское дно, изображения морских животных: медузы, ската, акулы, бычка, осетра, морской звезды, краба и т. п. Воспитатель говорит: «Посмотрите внимательно и ответьте на мои вопросы. Где находится морской конек?»

1-й ребенок. Морской конек прячется между кораллами.

«Где плывет медуза?»

2-й ребенок. Медуза плывет над скатом.

3-й ребенок. Краб выбирается из-под камня.

«За кем гонится акула?»

4-й ребенок. Акула гонится за бычком.

Воспитатель задает еще ряд подобных вопросов. Воспитатель говорит: «Еще раз внимательно посмотрите, чтобы запомнить, как расположены морские животные. Теперь закройте глаза». Дети закрывают глаза, а воспитатель меняет местами медузу и ската. «Что изменилось?»

1-й ребенок. Медуза и скат поменялись местами. Раньше медуза была над скатом, а теперь медуза под скатом. Воспитатель задает вопросы и предоставляет возможность для ответа каждому из присутствующих на занятии детей.

2)  Что лишнее?

Дидактическая задача: составление сложноподчиненных предложений.

Игровая задача: найти лишний предмет.

Оборудование и материалы: набор картинок (одежда, обувь).

Ход д/и: Воспитатель: «Слушайте внимательно и думайте, какой из предметов, названных мною, лишний и почему. Составляйте предложения со словами потому что. Пальто, комбинезон, купальник, шарф. Что лишнее?»

1-й ребенок. Лишний купальник, потому что его носят летом. А пальто, комбинезон и шарф нужны нам осенью.

«Соломенная шляпа, панама, шерстяная шапочка, бейсболка. Что лишнее?»

2-й ребенок. Лишняя шерстяная шапочка, потому что ее носят осенью. Соломенная шляпа, панама и бейсболка нужны нам летом.

«Резиновые сапоги, шлепанцы, кожаные ботинки, утепленные кроссовки. Что лишнее?»

3-й ребенок. Лишние шлепанцы, потому что их носят летом. Резиновые сапоги, кожаные ботинки и кроссовки носят осенью.

«Косынка, берет, сандалии, шляпа. Что лишнее?»

4-й ребенок. Лишние сандалии, потому что это обувь. А косынка, берет и шляпа – головные уборы.

3) Сложные слова

Дидактическая задача: обогащение речи сложными словами.

Игровая задача: помочь Буратино разобраться с заданием.

Оборудование и материалы:

Ход д/и: Воспитатель говорит: «Буратино в школе дали очень сложное задание, с которым он никак не может справиться. Давайте ему поможем? Давайте попробуем образовать сложные слова – названия профессий в игре с мячом. Как называют человека, который разводит сады?

1-й ребенок. Садовод.

«Как называют человека, который занимается разведением лесов?»

2-й ребенок. Лесовод.

«Как называют человека, который растит, разводит овощи?»

3-й ребенок. Овощевод.

«Как называют человека, который разводит цветы?»

4-й ребенок. Цветовод.

«Как называют человека, который разводит рыб?»

5-й ребенок. Рыбовод.

«Как называют человека, который разводит пчел?»

6-й ребенок. Пчеловод.

«Как называют человека, который разводит зверей?»

7-й ребенок. Зверовод.

«Как называют человека, который разводит птиц?»

8-й ребенок. Птицевод.

«Продолжаем игру. Образуем сложные слова – названия людей по их занятиям. Как называют человека, который ловит рыбу?»

9-й ребенок. Рыболов.

«Как называют человека, который ловит птиц?»

10-й ребенок. Птицелов.

«Как называют человека, который ловит зверей?»

11-й ребенок. Зверолов.

«Как называют человека, который ловит змей?»

12-й ребенок. Змеелов.

Воспитатель говорит: «Отлично! Это было сложное задание! Буратино благодарит вас за помощь!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры для формирования грамматического строя речи детей с ОНР старшего дошкольного возраста

В разработке представлены дидактические игры на развитие словообразования, морфологического и синтаксического строя речи....

Дидактические игры для формирования грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста

Дидактические игры для детей саршего возраста для формирования грамматического строя речи....

Дидактические игры для формирования грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста

Дидактические игры для детей саршего возраста для формирования грамматического строя речи....

Дидактические игры для формирования грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста

Дети любят различные игры по развитию речи поэтому мы их стараемся применять в своей работе....

Дидактические игры для формирования грамматического строя речи

Детям нравятся различные игры по развитию речи, стараемся их использовать при любом удобном случае...

Дидактические игры для формирования грамматического строя речи

Картотека дидактических игр для формирования грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста...

Дидактические игры по формированию грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня

Игра «Назови ласково»Цель: Воспроизведение уменьшительно-ласкательных форм существительного.Материал: предметы для игры (шкафчик, стульчик, вазочка, салфеточка, яблочко).Ход выполнения зад...