Консультация "Вежливые слова"
консультация по развитию речи (младшая группа)

Хайрулина Айна Амангельдиновна

Проблема нравственного развития детей дошкольного возраста в настоящее время, несомненно актуальна. Возникший ценностный вакуум, без духовности, отчуждение человека от культуры как способа сохранения и передачи ценностей, ведут к трансформации понимания добра и зла у подрастающего поколения.Проблема нравственного развития детей дошкольного возраста в настоящее время, несомненно актуальна. Возникший ценностный вакуум, без духовности, отчуждение человека от культуры как способа сохранения и передачи ценностей, ведут к трансформации понимания добра и зла у подрастающего поколения.Проблема нравственного развития детей дошкольного возраста в настоящее время, несомненно актуальна. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл leksicheskaya_tema_kons.docx19.94 КБ

Предварительный просмотр:

Лексическая тема "Вежливые слова" (3-4 года)

1. Обсудить, в каких случаях какие вежливые слова мы говорим.

Когда к нам домой приходят гости или когда мы на площадке встречаем кого-то, мы что делаем? Здороваемся. То есть, желаем здоровья. Как мы здороваемся с маленькими детьми? Привет. А со взрослыми людьми? Здравствуйте.

А когда гости уходят, или когда мы с площадки уходим, мы что делаем? Прощаемся. Как мы прощаемся с маленькими детьми? Пока и машем ручкой. А со взрослыми людьми? До свидания.

Когда мы утром просыпаемся, мы говорим друг другу что? Доброе утро. То есть, желаем друг другу добра.

Когда мы садимся вместе кушать, мы желаем друг другу «приятного аппетита».

Когда кто-то чихает, мы желаем ему здоровья и говорим «будь здоров».

Если мы о чем-то просим, мы всегда добавляем какое слово? Пожалуйста. А ещё вместо пожалуйста можно говорить «будь добр», «будь любезен».

Если нам помогли или угостили, или сделали что-то приятное, мы что делаем? Благодарим. Что мы говорим? Спасибо.

Если мы кого-то нечаянно толкнули, или сделали кому-то больно, или нечаянно обидели, мы что делаем? Жалеем и просим прощения: можно погладить ручкой и сказать
«Прости/извини, пожалуйста».

А когда мы ложимся спать, мы желаем друг другу «спокойной ночи».

Что это за слова «Здравствуйте/привет, До свидания, пока, Доброе утро, Извините/Простите, Пожалуйста и спасибо, Приятного аппетита, Спокойной ночи»? Это волшебные вежливые слова. Когда мы эти слова говорим другим людям, им становится очень приятно. Какое у тебя самое любимое вежливое слово?

2. Игра «Покажи без слов»

Представь себе, что тебе надо поздороваться без слов. Как ты без слов покажешь слово «привет?» (помахать из стороны в сторону). Как покажешь «пока»? (помахать кистью вниз и вверх). А как показать «спасибо»? (прижать руку к груди, слегка поклониться). Как показать, что ты приглашаешь пройти или сесть рядом с собой «проходите, входите, садитесь пожалуйста»? (слегка повернуться назад и сделать приглашающий жест рукой) Отгадай, что я говорю (показывать вышеописанные, поменяться ролями).

3. Ролевая игра

Шёл козел упрямый прямо по тропинке через мост,

А навстречу тоже прямо шел упрямый пес-барбос.

-Уступи, — сказал рогатый, я спешу, бегу на луг.

-Вот ещё, сказал лохматый, ты не родственник, не друг.

Пса козёл боднул рогами, пес козлу вцепился в нос.

И с моста упали прямо, прямо в речку: рухнул мост.

Но всего б одно словечко двум упрямым помогло.

С ним никто б не падал в речку, подскажите им его.

Какое слово могло бы спасти упрямцев от падения? (пожалуйста, будьте любезны).

Давай поиграем в эту сказку. Положим на пол лист бумаги. Это мостик. Идти можно только по нему. Вот пёс-барбос, а вот козёл. На середине моста они должны разойтись, но только не так, как в сказке, а вежливо (проиграть 3-4 раза, уступая словами «пожалуйста, будьте любезны»).

4. Игра «Волшебное слово».

Правила игры такие: выполнять просьбу, только если тебя попросили со словом «пожалуйста».
Встань, пожалуйста! Подними руки! Будь добр, похлопай в ладоши! Потопай. Попрыгай, пожалуйста.Будь любезен, руки вперед. Опусти руки, пожалуйста. Будь добр, наклони голову вперед. Наклони, назад, пожалуйста. Влево. Вправо.

5. Загадки

— Смотри, у зайки есть рюкзак, интересно, что там? Ты знаешь?
— И я не знаю что там? А как нам узнать? Может быть, нужно посмотреть? А можем ли мы взглянуть в рюкзак Зайки без его разрешения? Нет. А что нужно сделать? Правильно, нужно спросить у зайки разрешение. Как? Зайка, можно, я посмотрю, что в твоём рюкзаке, пожалуйста? Смотри, у Зайки в рюкзаке загадки. Давай отгадывать.

Друг пришел к нам на обед, скажем мы ему (привет).

Друг другу на прощание мы скажем (до свидания).

Другу уходить пора – скажем мы ему (пока).

Друг друга не стоит винить, лучше скорей (извинить).

Когда нас ругают за шалости, говорим (простите, пожалуйста).

До чего ж оно красиво слово доброе (спасибо).

Растает даже ледяная глыба от слова теплого (спасибо).

Если бабушка с утра, пирожок тебе дала, станет бабушка счастливой, если скажешь ей (спасибо).

Если вы на именины друга Петю пригласили, он принес цветок красивый, скажем мы ему (спасибо).

Кошечка чихнула снова, скажем мы ей (будь здорова).

***

Встретив зайку, ёж-сосед говорит ему: «…» (Привет)

А его сосед ушастый отвечает: «Ёжик, …» (Здравствуй)

К Осьминожке Камбала в понедельник заплыла,

А во вторник на прощанье ей сказала: «…» (До свиданья)

Неуклюжий песик Костик мышке наступил на хвостик.

Поругались бы они, но сказал он «…» (Извини)

Трясогузка с бережка уронила червяка,

И за угощенье рыба ей пробулькала: «…» (Спасибо)

Толстая корова Лула ела сено и чихнула.

Чтобы не чихала снова, мы ей скажем: «…» (Будь здорова)

Говорит Лиса Матрёна: «Отдавай мне сыр, ворона!

Сыр большой, а ты мала! Всем скажу, что не дала!»

Ты, Лиса, не жалуйся, а скажи: «…» (Пожалуйста)

Катя пупсика Игнатку уложила спать в кроватку

Больше он играть не хочет, говорит: «…» (Спокойной ночи)

6. Стихи

Доброе утро и солнцу, и птицам! Доброе утро улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым. Пусть доброе утро длится до вечера!

***

Чтобы что-то попросить, нужно вежливыми быть.

Мы «пожалуйста» добавим — будут все довольны нами.

***

«Приятного аппетита!» — блюдо первое налито.

Супчик скушали мы с вами, скажем все «Спасибо» маме.

***

Кошки свинок в гости звали, день рождения справляли.

Поросята приходили, поздороваться забыли.

Не сказали на прощанье ни «пока», ни «до свиданья»,

Насорили, натоптали. Больше их не приглашали.

***

Что такое здравствуй? – лучшее из слов

Потому что здравствуй – значит будь здоров

Вечером расстались, встретились с утра

Значит слово здравствуй – говорить пора.

***

Вот проснулись утром зайки, чистят зубы на лужайке,

Увидали двух котят: «С добрым утром»,-говорят.

Мишка тихо просит пчёлку: «Убери свою иголку,

Дай, пожалуйста, мне мёду, но чуть-чуть, не всю колоду! »

«Простите, пожалуйста, — просит котёнок,

—Я сегодня измазался, как поросёнок.

Извините, если я вам наступил на лапу.

Дело в том, что я медведь очень косолапый.

***

Мишка в гости к нам пришёл, вытер лапы, в дом зашёл,

Громко «здравствуйте» сказал, всем здоровья пожелал.

Ел я кашу, пил компот, стал огромным мой живот.

Говорю я поварам: «За обед спасибо вам».

***

Серый зайка сел в трамвай: «Будь любезен, передай

На билеты две монеты, для меня один и Светы».

***

«Пчхи»,-сказал котёнок-крошка. «Будь здоров, — сказала кошка.

На меня ты не чихай, нос свой лапкой прикрывай».

***

Тихий вечер наступает. Надо лечь в кровать и спать.

Не забыл зайчишка умный «Доброй ночи» всем сказать.

***

— Добрый день! — тебе сказали, — Добрый день! — ответил ты.

Как две ниточки связали теплоты и доброты.

Нам желают «Доброго пути!» — Будет легче ехать и идти.

— Здравствуйте! — ты скажешь человеку,— Здравствуйте! — он скажет нам в ответ.

И, наверно, не пойдёт в аптеку, и здоровым будет много лет.

За что мы говорим «спасибо»? За всё, что делают для нас.

И мы припомнить не смогли бы, кому сказали, сколько раз.

Отменить, что ли, слово «пожалуйста»? Повторяем его поминутно,

Нет, пожалуй, что без «пожалуйста» нам становится неуютно.

Слова чудеснейшие эти услышать каждый очень рад,

Добреют взрослые и дети и улыбнуться вам спешат.

***

Слово это словно ключик, золотой и сказочный,

Словно самый светлый лучик, звать его «Пожалуйста».

Во дворе, в семье, в саду, слово это трудится,

У того, кто с ним в ладу, все на свете сбудется.

7. Сказки

Сказка «Четыре вежливых гнома»

Жили-были четыре очень вежливых гнома (собачки). Самого старшего звали — Здравствуйте. Следующий по старшинству гномика звали Пожалуйста. Третьего — Спасибо. И самого младшего – До свидания. Гномы были очень дружны. Пойдут они, бывало, в магазин самый старший громко скажет: «Здравствуйте». «Пожалуйста» подхватит: «Дайте нам конфет, пожалуйста». Следующий гном поблагодарит и скажет спасибо». А последний гномик попрощается и скажет «До свидания».И вот однажды они поссорились перестали разговаривать и друг другу помогать. Пошли гулять, пришли на площадку, там было много детей, которые весело играли. Гномикам тоже захотелось с ними поиграть, но Здравствуйте молчал и ни с кем не здоровался, поэтому дети не обращали на гномиков внимания. Но одна девочка всё же подошла и предложила Гномикам свою лопатку. А Спасибо ничего ей не сказал. А Пожалуйста забрал у девочки из рук её ведёрко, тоже ничего при этом не сказав. Девочка обиделась на них и не захотела с ними играть. Гномикам стало скучно, никто с ними не играл, сами они друг с другом не разговаривали, поэтому пошли они домой, а До свидания даже не попрощался с девочкой. С тех пор с гномиками больше никто не хотел играть на площадке. Но вот в один прекрасный день, они всё же помирились и снова пошли на площадку играть к детям. Здравствуйте со всеми детишками поздоровался. Пожалуйста вежливо просил у них игрушки, а Спасибо благодарил их. Ну а когда гномики пошли домой, До свидания со всеми вежливо попрощался. С тех пор гномики никогда не ссорились и все дети на площадке очень любили с ними играть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект занятия по развитию речи у дошкольников 4, 5 - 5, 5 лет на тему: "Знакомство с многообразием слов, деление слов на слоги. Слова длинные и короткие".

Цели занятия: 1. образовательная - научить делить слова на слоги, определять количество слогов в слова, учить отвечать на вопросы.2. развивающая - развивать внимание, речь.3. воспитательная - вос...

План - конспект занятия по развитию речи у дошкольников 4, 5 - 5, 5 лет на тему: "Знакомство с многообразием слов, деление слов на слоги. Слова длинные и короткие".

Цели занятия: 1. образовательная - научить делить слова на слоги, определять количество слогов в слова, учить отвечать на вопросы.2. развивающая - развивать внимание, речь.3. воспитательная - вос...

Авторская дидактическая игра «Подбери букву, прочитай слово, подбери схему к слову , составь звуковую схему слова»

Цели : Развитие у детей фонематического слуха (определение первого звука в слове), знакомство с буквами, чтение,  подбор схемы слова, составление звуковой схемы слова, воспитание  усидч...

Буквы Г, К. Чтение слов. Различение Г/К. Чтение слов. Представление о звонкости-глухости согласных звуков. Печатание слов с пройденными буквами.

Материал содержит конспект занятия Буквы Г, К. Чтение слов. Различение Г/К. Чтение слов.  Представление о звонкости-глухости согласных звуков. Печатание слов с пройденными буквами. Может применят...

Конспект НОД "Слова-предметы, слова-действия, слова-признаки"

Конспект НОД в старшей логопедической группе. Закрепление пройденного материала по теме "Слова-предметы, слова-действия, слова-признаки"...

Картинный материал к игре И.Л.Лебедевой «Слова-«однофамильцы» (из кн. "Трудный звук..."). Цель игры • Автоматизация поставленных звуков. • Расширение и уточнение словаря за счёт слов-омонимов и многозначных слов. • Развитие грамматических категорий.

Описание игрыКартинки к словам-омонимам и многозначным словам поровну делятся между всеми игроками. Ведущий говорит, например:Ну-ка, «шляпка», отзовись,На картинках покажись!Игроки, у кото...