Конспект интегрированной НОД по развитию речи в старшей группе на тему «Осень» с использованием приёмов ТРИЗ-технологий.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект интегрированной НОД по развитию речи в старшей группе на тему «Осень» с использованием приёмов ТРИЗ-технологий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_8.docx | 22.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое дошкольное учреждение «Детский сад «Сказка».
Конспект интегрированной НОД по развитию речи в старшей группе «Лукоморье» на тему «Осень» с использованием приёмов ТРИЗ-технологий.
Воспитатель: Колонькова О.В.
Сухиничи,2018 г.
Цель: способствовать речевому развитию детей в различных видах деятельности.
Задачи:
1-закрепить умение развёрнуто отвечать на вопросы воспитателя, устанавливать связь между признаками в природе, используя объекты живой и неживой природы.
2-развивать способность анализировать, делать выводы, умозаключения и формулировать их, отстаивая свою точку зрения.
3-воспитывать любовь к природе.
Оборудование и материалы: белые листы, силуэты зайцев (белый, серый), музыка Бетховен «Осень», конверт с письмом, модель загадки(капуста), ватман «Чудесный экран», презентация «Как звери готовятся к зиме», схемы имен признаков, картинки с изображением объектов, указка, пластилиновые ежики и зубочистки, салфетки.
Предварительная работа: чтение детям рассказов об осени, разучивание стихотворений, беседы о признаках осени, наблюдение в природе за осенними явлениями, просмотр презентации «Зимующие и перелетные птицы», знакомство с дидактическим пособием «Чудесный экран».
Ход НОД:
Орг. момент: дети заходят и становятся полукругом.
Воспитатель: На улице сегодня холодно, а в нашей группе весело и тепло. Возьмемся за руки и улыбнемся друг другу и нашим гостям, пусть станет еще теплее всем от наших улыбок. Присаживайтесь ребята (стульчики стоят полукругом). К нам сегодня на занятие придет еще одна гостья! Вы узнаете, кто это, если отгадаете загадку:
Прошла по лугам,
По лесам, по полям.
Припасы она заготовила нам,
Упрятала их в погреба, в закрома,
Сказала: За мною нагрянет зима. (Осень)
Звучит музыка. Входит печальная Осень.
Осень: Здравствуйте, ребята! (печальная) Вы меня узнали? Я Осень!
Воспитатель: Осень, почему ты такая грустная?
Осень: Пора моя прошла, зима гонит меня со двора! Я пришла с вами попрощаться до следующего года (плачет). А мне так хочется с вами побыть подольше.
Воспитатель: Осень, погости у нас еще немного! И поиграй с нами.
Осень: Спасибо, вам большое за гостеприимство! С радостью вместе поиграем. Ребята, в этом конверте задания для вас от моих лесных друзей-зверят. Передаю его вашему воспитателю и хочу посмотреть, справитесь ли вы с этими заданиями.
Воспитатель: Готовы, ребята? (ответы детей)
Основная часть:
Воспитатель: Вот и первое задание.
- Чтение по схеме и составление рассказа «Признаки осени».
Воспитатель: Какие осенние месяцы вы знаете? (ответы детей)
Воспитатель: Молодцы! Вы правильно назвали месяцы. Сентябрь осень начинает. Ноябрь – заканчивает. А теперь посмотрите на схему из картинок, подумайте и скажите, о каком времени года можно составить рассказ (несколько детей у доски составляют рассказ по схеме).
Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам залетел последний осенний листочек! Он приглашает нас в лес. Возьмёмся за руки и пройдемся по осенним лесным тропинкам, прислушаемся…слышите? это шуршат листья под ногами, хрустят сухие веточки и хрупкий лед, обдувает лицо осенний ветер (звучат звуки осеннего леса)
Воспитатель: Ребята, почему не слышно весёлых птичьих голосов? (ответы детей)
Воспитатель: Почему они от нас улетели? (ответы детей)
Воспитатель: Как называются птицы, которые улетели? (ответы детей)
Воспитатель: Как называются птицы, которые у нас зимуют? (ответы детей)
Воспитатель: Почему зимующие остаются у нас зимовать? (ответы детей)
2. Игра «Улетают, не улетают»
Воспитатель: Я вам буду называть птицу, если она будет зимующая, вы говорите чик-чирик, если перелётная – помашем руками.
(Воробьи, вороны, дикие утки, сороки, лебеди, синицы, грачи, домашние гуси, дятлы, глухари, голуби, сова.)
Воспитатель: У вас отличные знания о птицах (дети присаживаются на стулья).
Воспитатель: Ребята, а теперь посмотрите на эту красивую картину и отгадайте загадку:
Листья жёлтые кружатся,
На земь ковриком ложатся.
Жёлтых листьев хоровод
Осенью случается.
Танец этот — каждый год.
Как он называется…
Поиграем с вами в игру. Возьмем в руки «Подзорную трубу», наведем глазок подзорной трубы на один из листочков, изображенных на картине и назовем его. Выбираем зелёный кленовый листочек.
- Игра «Необыкновенный листок»
Воспитатель: Ребята, на самом деле листок может рассказать нам о себе много интересного. А поможет нам в этом наш «чудесный экран». Посмотрите, листочек находится в середине экрана (зеленый лист). Верхние клеточки, которые находятся над листом, их три, предлагают нам вспомнить, где живут осенние листья? (Дети отвечают, воспитатель зарисовывает их в верхних клеточках – дерево, куст, трава.)
Воспитатель: Три клеточки под листом, предлагают рассказать, какие бывают осенние листочки (зеленые, желтые, красные). По размеру – большие и маленькие. По форме круглые и овальные. Внутри каждого листочка есть тоненькие ниточки – прожилки. Если бы их не было, то листочек бы рассыпался.
Воспитатель: Клеточка слева предлагает нам путешествие в прошлое листа — как он появился на свет? (дети отвечают)
Воспитатель: Правильно — это веточка с почками. — Клеточка справа предлагает нам представить, что же будет с нашим листочком в будущем (ответы детей).
Воспитатель: Конечно же, он превратится в лист коричневого цвета.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, сколько живёт листочек? (ответы детей)
Воспитатель: Листочек живет всего один год, но за это время он несколько раз меняется (показ-обобщение).
Ребята, замечательно.
Воспитатель: В этом конверте лесные звери прислали видеописьмо, в котором рассказывают нам, как они готовятся к зиме.
4. Просмотр презентации на тему «Как готовятся дикие звери к зиме»
5. Упражнение «Назови ласково»
Белка — белочка,
Лиса — лисичка,
Заяц — зайчишка,
Медведь — медвежонок.
Воспитатель: Ребята, я слышу, кто-то позвал на помощь…
Кого мы видим? (ежиху и ежат)
Посмотрите внимательно, что здесь не так, кому требуется помощь? (у ежат нет иголок)
Правильно. Потрогайте и скажите какие иголки у ежихи? (острые, колются длинные)
Да, наша ежиха очень опечалена, что у ежат не выросли иголки.
А зачем ежатам нужны иголки? (защищаться от врагов, для сбора пищи)
6. Игра «Хорошо-плохо»
Воспитатель: Иголки у ежа хорошо или плохо? (защищаться от врагов, для сбора пищи – это хорошо, но можно уколоться зверям, людям - это плохо)
7. Игра «Поможем ежатам»
Воспитатель: В иголочки превратятся палочки – зубочистки.
Какие они (острые, как иголки)
Ежата маленькие и иголки у них какие должны быть? (маленькие)
А зубочистка длинная,
Что нужно сделать, чтобы она стала короткой? (переломить пополам)
Приступаем.
Какие красивые ежата получились. Ежиха очень довольна, теперь её детёныши в безопасности.
Задание от зайки.
8. Модель составления загадки (капуста)
Воспитатель: Это что-то очень полезное и вкусное. (Дети отгадывают).
Всю капусту сняли – нечего украсть.
Бедный зайка прыгает возле голых сосен.
Страшно в зубы волку серому попасть (убирается модель загадки, появляется картинка зайца в серой шубке на белом фоне).
Воспитатель: Ребята, к нам прибежал зайка и спрашивает, пора ли менять шубку серую на белую? Давайте мы в этом убедимся, проверим, надо ли менять зайцам шубку или нет.
Пройдите к столу.
9. Игра «Шубка для зайки»
Воспитатель: Перед вами белый лист бумаги и силуэты зайцев. Положите серого зайку на лист и скажите его хорошо видно?
Воспитатель: Теперь давайте, приложим белого зайку, его будет видать зимой? Это плохо для зайки или хорошо? (Осенью заяц меняет серую шубку на белую и становится незаметным на снегу. Поэтому легко, и не боясь хищников, передвигается по глубокому снегу).
Осень: Ребята, какие вы все молодцы. Вы справились со всеми заданиями.
А у меня для вас сюрприз (кленовые листочки). А теперь настала пора прощаться. Зима скоро придет, а я у вас загостилась. До свидания! Буду рада встретиться с вами в следующем году!
Прощаемся с осенью.
Воспитатель: Ребята, а осень то нам подарила листья белые, не раскрашенные! Мы их позже раскрасим. (Создание предпосылок к дальнейшим действиям).
Подведение итогов занятия:
Воспитатель: Осень ушла, а не ее место пришла зима… Дети, а что было бы, если после лета сразу наступила бы зима? (Ответы детей)
Воспитатель: Не успели бы улететь птицы на юг.
Не заметили бы, как звери готовятся к зиме.
Не было бы листопада.
Не смогли надеть осеннюю одежду.
Не убирали бы богатый урожай в огородах.
Никогда бы не было коротких дней.
Воспитатель: Что вам больше всего понравилось на занятии? Кто приходил к нам в гости, кому мы помогали? (ответы детей)
Спасибо всем большое, все молодцы! До свидания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия по развитию речи 2 младшая группа тема: "Осень"
Знакомство с характерными признаками осени....
Интегрированное занятие по развитию речи для старшей группы. Тема: «Царица-Осень» Подготовила: воспитатель Швайкова Н.Е.
Тема: «Царица-Осень»Цель: закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях....
Конспект интегрированного НОД по развитию речи в старшей группе на тему: «Зима» с использованием мнемотехники
Образовательная область: речевое развитие.Автор: Ильинская О.В.Актуальность: Мнемотехника - это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспрои...
Конспект интегрированного занятия по развитию речи в старшей группе «Такая разная осень»
Цель: Расширять представления детей о характерных признаках осени;Задачи:Образовательные:- обобщить знания детей об изменениях, которые происходят в живой и неживой природе осенью;- уточнить...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Разучивание стихотворения » с использованием приёма мнемотехники
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Разучивание стихотворения С. Есенина «Белая берёза» с использованием приёма мнемотехники...
Конспект интегрированного занятия по развитию речи в старшей группе Тема: Знакомство со сказкой В. Сутеева «Палочка-выручалочка».
Тема: Знакомство со сказкой В. Сутеева «Палочка-выручалочка». Рисование иллюстраций по сказке.Цель: формирование понятия, что не только палка, но и любая вещь может стать волшебной, если о...
Методическая разработка "Конспект интегрированного ООД по развитию речи в старшей группе на тему: «Зима» с использованием мнемотехники."
Актуальность: Мнемотехника - это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Использование мнемотехники для дошкольников в нас...