Картотека бесед по формированию навыков общения у старших дошкольников
картотека по развитию речи (старшая группа)

Светлана Горецкая

Беседы по формированию навыков общения у дошкольников (старшая группа)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kartoteka_besed.doc108.5 КБ

Предварительный просмотр:

КАРТОТЕКА БЕСЕД

по формированию навыков общения у детей старшей группы

Беседа: Фея учит вежливости (5–6 лет)

В процессе беседы вместе с детьми вспоминаем правила вежливого обращения.

– Некоторые дети, – начинаю беседу,  – не знают правил вежливости (как Павлик из рассказа «Волшебное слово» В. Осеевой). А некоторые знают эти правила, но не выполняют их. Мамам и папам бывает очень обидно, когда их детей называют невоспитанными.

Предлагаю детям послушать стихотворение И. Токмаковой и придумать ему название.

Маша знала слов немало,

Но одно из них пропало,

И оно-то, как на грех,

Говорится чаще всех.

Это слово ходит следом

За подарком, за обедом,

Это слово говорят,

Если вас благодарят.

И по целым дням ей мама

Про него твердит упрямо:

– Почему такой пустяк

Не запомнишь ты никак?

Но молчит она, как рыба,

Вместо каждого… (спасибо)]

– Нужно ли учить Машу говорить «спасибо»? Зачем?

– Родители делают все, чтобы научить своих детей вежливости. Но не у всех это получается. Послушайте, что решили сделать родители, чтобы научить своих детей вежливости.

...

Однажды родители решили обратиться к старичку, который помог Павлику стать вежливым. Этот старичок был знаком с одной доброй Феей. Она обещала помочь бедным папам и мамам. Фея пригласила всех невежливых детей в сказочный город. Но предупредила, что помочь она сможет только тем, кто действительно захочет узнать правила вежливости и кто будет их выполнять.

Когда дети входили в сказочный город, Фея дотрагивалась до каждого своей волшебной палочкой. От прикосновения палочки щеки у детей становились красными от стыда за свою невежливость.

В сказочном городе дети должны были внимательно слушать и смотреть, как общаются очень вежливые сказочные жители. Встречаясь, жители улыбались и говорили «здравствуйте», а прощаясь – «до свидания». Если они обращались с просьбой, они не забывали сказать «пожалуйста». За помощь, угощение благодарили словом «спасибо».

Когда все дети научились вежливости, их щеки стали обычного цвета. Счастливые родители захотели чем-нибудь отблагодарить Фею, но она отказалась: «Благодарите жителей этого города, у которых учились дети. А мне награда – ваша радость».

– Как по-другому можно назвать вежливые слова? (Нужные, волшебные…)

– Давайте повторим вежливые слова, которые мы знаем.

В свободное время можно организовать игру «Город вежливых». Одним из условий этой игры является использование слов, которые дети усвоили в беседе.

Вежливая просьба (5–6 лет)

В ходе этой беседы  помогаю детям осознать значение вежливых слов при обращении к кому-либо с просьбой.

Начинаю беседу о Павлике (по рассказу В. Осеевой «Волшебное слово»; позднее можно прочитать это произведение целиком).

Жил-был мальчик Павлик. Он обижался на всех, потому что никто не выполнял его просьбы. Однажды Павлик сидел в парке на скамейке и с обидой думал о том, что сестра не дала ему краски, бабушка не дала пирожок и прогнала с кухни, а брат не взял кататься на лодке. Вдруг он увидел старичка, который направлялся к скамейке. Старичок сел рядом и спросил у Павлика, почему он такой грустный. Мальчик рассказал о своих горестях, о том, что его никто не жалеет. Старичок хитро улыбнулся и пообещал, что откроет ему один секрет: подскажет волшебное слово, которое сделает его просьбы выполнимыми.

– Кто догадался, какое слово надо сказать, чтобы просьба была выполнена? (Пожалуйста.)

– Всегда ли слово «пожалуйста» помогает исполниться желаемому? Что еще нужно, чтобы оно стало действительно волшебным?

– Слово «пожалуйста» могло и не помочь Павлику. Старичок предупредил мальчика, что это слово нужно произносить тихо, глядя в глаза тому, к кому обращаешься с просьбой. Только тогда оно станет волшебным. Поэтому Павлик, глядя в глаза сестре, попросил тихим голосом: «Лена, дай мне одну краску, пожалуйста». (Педагог просит детей повторить, что и как сказал Павлик сестре (2–3 индивидуальных ответа).) Затем он обратился к бабушке: «Бабушка, дай мне кусочек пирожка, пожалуйста». Павлик получил краски и попробовал пирожок. Волшебное слово и то, как его сказал Павлик, подействовало даже на брата. Он взял Павлика кататься на лодке.

В свободное время организую игры детей, в которых они используют вежливые слова, обращаясь друг к другу.

Семьи большие и маленькие (5–6 лет)

Важно, чтобы в ходе беседы дети поняли, что независимо от числа родных семья является для ребенка родным домом, где его любят, заботятся о нем.

Прошу детей назвать членов своей семьи. Обобщая ответы детей, обращаюсь к литературным произведениям, знакомым дошкольникам.

– В одних семьях есть мама, папа и ребенок, как в сказке «Три медведя». У папы-медведя были большая кровать, большой стул, большая миска, а у мамы-медведицы – поменьше, а у мишутки все было совсем маленьким. Они жили дружно.

– А вот Буратино жил вдвоем с папой Карло. Их семья была небольшая, дружная. Папа Карло купил на последние деньги для Буратино «Букварь», чтобы он смог научиться читать.

– А у Красной Шапочки были мама и бабушка. Бабушка жила отдельно в лесном домике. Внучка часто гостила у нее. Когда мама пекла пироги, Красная Шапочка относила их бабушке. Так они заботились друг о друге.

– Снегурочка (сказка «Снегурочка») жила с дедушкой и бабушкой. Старики очень любили свою внучку, заботились о ней, а она всегда помогала им по хозяйству.

– А вот у Чиполлино, лукового мальчика, был отец Чиполлоне, мама и семь братьев. В этой большой семье все заботились друг о друге. Когда злой Лимон обидел старого отца Чиполлоне, его сын Чиполлино вместе с братьями и друзьями защитили его.

– А эта семья большая или маленькая? (Стихотворение 3. Александровой.)

И в нашей квартире

Ребята растут.

Кроватки четыре —

Их четверо тут.

Наташа постарше

И в школу пошла,

А Танечка наша

Мала и кругла.

На толстеньких ножках

Топочет она

То с куклой, то с кошкой,

То просто одна.

– Сколько детей в этой семье?

– Как вы думаете, Наташа заботится о маленькой Танечке? Расскажите, как она это делает.

– Есть ли еще дети в этой семье? (Есть.  Еще двое.) Давайте дадим им имена. Пусть это будут мальчики. (Дети придумывают имена.)

– А теперь давайте поиграем в игру «Наша семья». Наташа будет заботиться о Тане (готовить обед, купать Таню, играть с ней), а мальчики (называет имена) будут ей помогать.

После игры возвращаюсь к беседе:

– У кого дома есть братья или сестры?

– Вы с ними играете?

– Вы их любите?

– Люди всегда ценили любовь братьев и сестер. Когда хотят сказать о крепкой дружбе, говорят: «Они как родные братья».

Предлагаю детям нарисовать сестру или брата.

– Вместе с вами могут жить дедушка и бабушка. Но даже если они живут отдельно – они тоже ваша семья.

Стремлюсь показать детям, как бабушки и дедушки заботятся о своей семье. Важно, чтобы дети поняли, что пожилым людям надо помогать, что нужно заботиться о них. Предлагаю поднять руки тем ребятам, у которых есть бабушки и дедушки, прошу рассказать, как дети о них заботятся.

– Дедушки и бабушки – это папы и мамы ваших пап и мам. С годами они стали старенькими. Вот как это случается. (Г. Сапгир «Семья»; стихотворение читается по желанию воспитателя.)

Очень-очень-очень-очень

Маленький мальчонка

Встретил очень-очень-очень-очень

Бойкую девчонку

Когда они выросли и поженились,

Они нисколько не изменились:

Очень-очень-очень-очень

Симпатичный папа

И очень-очень-очень-очень

Озорная мама.

Шли годы: осень на смену весне.

И у них появились

Морщины,

Седины,

Пенсне.

И теперь уже они

Не юноша и девушка,

А очень-очень-очень-очень

Бабушка и дедушка.

И рассказывают сказки,

В креслах сидя рядом,

Очень-очень-очень-очень

Маленьким внучатам.

– Как в вашей семье отмечают день рождения бабушки или дедушки? Что приятного вы можете сделать им? (Нарисовать открытку, спеть песню, прочитать стихотворение…) Послушайте, какое стихотворение приготовил внук своей бабушке на день рождения. (С. Капутикян «Моя бабушка».)

Стала бабушка

Старой, хворою.

От ходьбы она устает.

Храбрым летчиком

Стану скоро я,

Посажу ее в самолет.

Не тряхну ее,

Не качну ее.

Отдохнет она наконец.

Скажет бабушка:

«Ай да внучек мой!

Ай да внучек мой

Молодец!»

– Про бабушку люди складывают песни. Вот одна из них:

Мы у бабушки

Ели кашку, пили

Простоквашку.

Простоквашка

Вкусненька,

Кашка сладенька,

Бабушка добренька!

Скажем бабушке: «Спасибо».

– А вы с бабушкой вежливы? Как вы заботитесь о ней? (Ответы детей.)

В конце занятия предлагаю детям сделать подарок бабушке (дедушке).

Вместе тесно, а врозь скучно (5–6 лет)

В ходе беседы дети узнают, как можно избежать ссоры, как помириться.

Читаю детям стихотворение А. Кузнецова «Подружки»:

Мы поссорились с подругой

И уселись по углам.

Очень скучно друг без друга!

Помириться нужно нам.

Я ее не обижала,

Только мишку подержала,

Только с мишкой убежала

И сказала: «Не отдам!»

Я пойду и помирюсь.

Дам ей мишку, извинюсь,

Дам ей куклу, дам трамвай

И скажу: «Играть давай!»

– Чем отличается эта ссора от ссоры мальчиков из стихотворения «Кто кого» В. Орлова?

(Понятно, из-за чего подруги поссорились.)

– В стихотворении девочка говорит: «Я ее не обижала». Так ли это? Что случилось на самом деле?

– За что мы можем похвалить девочку, которая решила помириться с подругой? (Она поняла, что поступила неправильно, не по-дружески; она готова отдать все игрушки, лишь бы помириться с подругой.)

– Почему девочка захотела помириться с подругой? (Без друзей скучно, а когда поссорился – особенно. А главное, она чувствовала себя виноватой в ссоре).

– Как вы понимаете пословицу «Вместе тесно, а врозь скучно»?

– Нарисуйте, из-за чего произошла ссора (из-за какой игрушки); что виновница ссоры решила дать подруге, когда захотела помириться.

– Расскажите, как вы помирились с другом.

Глупые ссорятся, а умные договариваются (5–6 лет)

Беседа помогает детям понять, что ссоры могут привести к беде.

Предлагаю детям послушать рассказ (по повести А. Гайдара «Чук и Гек»):

Жили-были два брата Чук и Гек. Когда мамы не было дома, пришел почтальон и принес телеграмму от отца из тайги, где он строил дорогу. В телеграмме отец предупреждал, что выезд (дети с мамой собирались к нему на Новый год) надо отложить на две недели. Это было вызвано тем, что отец уедет далеко в тайгу. Получив телеграмму, братья стали спорить, кто из них будет хранить телеграмму и отдаст ее маме. Чук положил телеграмму в свою коробочку и не хотел отдавать ее Геку. Гек стал вырывать коробочку, это ему удалось, и, чтобы брат не забрал ее обратно, он бросил ее в форточку. Братья в ужасе остановились, а затем бросились на улицу за коробкой. Но огромные сугробы снега надежно ее спрятали. После долгих поисков мальчики вернулись домой ни с чем. Тут пришла мама. Испугавшись, братья ничего ей не сказали. Вскоре они отправились поездом к отцу. Потом долго ехали на санях по тайге в домик, где жили геологи. Приехав, они обнаружили, что в доме никого нет.

– Что было дальше, вы узнаете, если попросите родителей прочитать повесть Аркадия Гайдара «Чук и Гек».

– Как мальчики могли решить свой спор?

– Каким словом можно назвать эту ссору? (Глупая ссора.)

– Давайте подумаем, что мальчики могли бы сделать, чтобы отложить отъезд к отцу. (Рассказать маме о телеграмме.) Правильно, тогда мама пошла бы на почту и выяснила, что было написано в телеграмме.

– А бывало так, что ваши ссоры приводили к неприятностям? Расскажите, как это случилось. Подумайте, что надо было сделать, чтобы этого не случилось.

– Подходит ли к истории о Чуке и Геке пословица: «Глупые ссорятся, а умные договариваются». Как объяснить эту пословицу?

Каждая ссора красна примирением (5–6 лет)

Предлагаю детям вспомнить слова, которые помогают людям помириться.

– Вспомните, когда слова «извини», «я не хотел обидеть», «прости, пожалуйста»

помогли вам помириться.

– Вспомните, когда слова извинения помогли вам избежать наказания (получить прощение).

– Мы поняли, что вежливые слова помогают сохранить дружбу, доставить другому радость, предотвратить ссору («Доброе слово радует, недоброе огорчает»). Но все ли умеют прощать и таким образом сохранять добрые отношения?

Напоминаю детям стихотворение А. Кузнецова «Подружки», а затем предлагаю послушать сказку А. Нееловой «Тысячесвет».

На берегу весело журчащего ручейка рос хорошенький цветок тысячесвет. Однажды ручеек, играя, брызнул на него несколько капелек. Рассердился тысячесвет и закричал: «Гадкий ручьишка, как ты смеешь брызгаться! Все платьице мне замочил! Убирайся, не хочу больше с тобой играть».

– Не сердись, это я нечаянно сделал, – извинялся ручеек. – Потерпи немного, солнышко живо тебя обсушит.

Но тысячесвет слушать ничего не хотел и не простил ручеек. Обиделся ручеек и повернул в другую сторону. На смену весне пришло знойное лето…

Тысячесвет изнемогал. От жажды его хорошенькое зелененькое платьице запылилось и покрылось грязными пятнами. В полузавядшем цветке с трудом можно было узнать когда-то красивый тысячесвет. Вспомнил тут цветок о своем старом друге и, вздыхая, сказал: «Будь со мной теперь ручеек, он напоил и обмыл бы меня, и стал бы я опять таким же хорошеньким, как прежде, цветочком». Решил тут тысячесвет позвать ручеек и попросить у него прощения, но от слабости не мог громко крикнуть… В ту пору, как нарочно, не было ни дождя, ни росы – цветок наш день ото дня все больше увядал, и скоро дети нашли его в траве совсем высохшим.

– За что тысячесвет рассердился на ручеек?

– Так ли сильно провинился ручеек, чтобы выслушивать такие слова, как «гадкий», «убирайся», «не хочу с тобой играть»? (Можно еще раз прочитать этот отрывок.)

– А как поступил ручеек? (Извинился. Сказал, что нечаянно брызнул на цветок.)

– За что ручеек обиделся на тысячесвет? Что он сделал от обиды?

– Когда и почему цветок вспомнил о ручейке?

– Какие слова готов был сказать цветок, чтобы вернуть друга?

– Какой конец у этой сказки? Что вы почувствовали?

Стараюсь вызвать сочувствие у детей к судьбе цветка; помогаю им понять, что нежелание принять извинения друга привело цветок к гибели.

Предлагаю детям придумать другой вариант сказки. (1. Когда началась жара,

ручеек вернулся и спас друга. 2. Тысячесвет принял извинения ручейка, и они продолжили играть вместе.) Затем прошу детей нарисовать рисунки, изобразив на них печальный и веселый конец сказки, и придумать названия иллюстрациям.

В заключении подвожу итог:

– Нужно жить дружно, не ссорясь друг с другом. Если возникает спор, постарайтесь договориться и решить спор по справедливости. Если все же поссорились, обязательно помиритесь. («Каждая ссора красна примирением».) Главное, не злиться друг на друга, стараться сохранить дружбу. («Глупые ссорятся, а умные договариваются».) А когда поссоритесь, вспомните стихотворение (Л. Яковлев «Ссора»):

Два котенка разругались,

Раздружились, отвернулись,

Но украдкой обернулись…

И во всю расхохотались.

Урок дружбы (5–6 лет)

В ходе беседы напоминаю детям о том, что с друзьями надо делиться.

Читаю детям рассказ «Урок дружбы» М. Пляцковского.

Жили два воробья – Чик и Чирик.

Однажды Чику пришла посылка от бабушки. Целый ящик пшена. Но Чик об этом ни словечка не сказал своему приятелю. «Если я пшено раздавать буду, то себе ничего не останется», – подумал он. Так и склевал все зернышки один. А когда ящик выбрасывал, то несколько зернышек все же просыпалось на землю. Нашел эти зернышки Чирик, собрал в пакетик аккуратно и полетел к своему приятелю Чику.

– Здравствуй, Чик! Я сегодня нашел десять зернышек пшена. Давай их

поровну разделим и склюем.

– Не надо… Зачем?.. – стал отмахиваться крылышками Чик. – Ты нашел, ты и клюй!

– Но мы же с тобой друзья, – сказал Чирик. – А друзья все должны делить пополам. Разве не так?

– Ты, наверное, прав, – ответил Чик.

Не стал он обижать своего приятеля Чирика, взял у него пять зернышек. И ему стало при этом очень стыдно. Ведь сам склевал целый ящик пшена и не поделился с другом, не дал ему ни одного зернышка.

– Почему Чику стало стыдно?

– Почему Чик решил никому не давать пшена из посылки бабушки? (Жалко. Он пожадничал, хотя у него был целый ящик пшена.)

– А как поступил Чирик, когда нашел десять зернышек? Почему он так поступил? (Он хороший, добрый друг.)

– Почему рассказ называется «Урок дружбы»?

– Нарисуйте Чика и Чирика.

Не будь жадным (5–6 лет)

В ходе беседы продолжаю воспитывать у детей отрицательное отношение к жадности.

Рассказываю детям: Миша и Саша стояли у окна и смотрели, как ребята на площадке играют в футбол. Друзья радовались удаче знакомых, огорчались неудачам. Вскоре они отвлеклись: Миша достал из кармана мандарин и начал его чистить, а его друг внимательно наблюдал, как из-под шкурки появлялись аппетитные плотные дольки. Миша отрывал дольку за долькой и аккуратно отправлял их в рот. Саша как зачарованный смотрел на мандарин. Скоро исчезнет последняя долька.

– Если бы у меня был мандарин, я бы тебя обязательно угостил, – со вздохом сказал Саша.

– Как жаль, – сказал Миша, отправляя последнюю дольку в рот, – что у тебя нет мандарина.

– По-дружески ли поступил Миша? Какой Миша? (Жадный.)

– Как вы думаете, понимает ли Миша, что поступает неправильно?

– Придумайте название этой истории.

– Придумайте небольшой рассказ о друзьях, которые умеют делиться.

Нарисуйте Зайчик, который всем помогал (5–6 лет)

С помощью сказки Е. Бехлерова объясняю детям, что помощь другим может приносить радость тем, кто ее оказывает.

Читаю детям сказку Е. Бехлерова «Капустный лист».

Нес зайчик лист капусты. Лист был большой, круглый, и зайчик шел и радовался:

– Ну и позавтракаю же я на славу!

Вдруг он услышал жалобный писк. Это воробышек лежал под кустом: злой мальчишка подшиб его камнем.

– Пить, пить, – стал просить воробышек.

Зайчик недолго раздумывал. Он сразу побежал к реке, принес воды в капустном листе и напоил раненого воробья.

– Ну, а сейчас-то я наемся до отвала, до дому уже рукой подать, – подумал зайчик и пошел дальше.

А в это время хлынул дождь.

– Подумаешь, дождь! Не боюсь я тебя! – сказал зайчик и припустил со всех ног домой.

И снова его кто-то тихонько окликнул:

– Зайчик, спаси!

Это бабочка лежала в траве.

– Если дождь намочит крылья, я не смогу взлететь.

– Иди под зонтик! – сказал зайчик и поднял капустный лист над бабочкой. И даже сам под ним поместился.

Дождь прошел. Бабочка сказала «спасибо» и улетела. Подойдя к реке, зайчик увидел тонущую мышку. Он бросил ей лист. Мышка на нем добралась до берега, поблагодарила зайчика и убежала. А капустный лист подхватила волна и унесла.

– Эх, уплыл мой завтрак! – воскликнул зайчик. – Ну, ничего, зато…  И он  побежал домой, а что он сказал, уже не было слышно.

– Какое настроение было у зайчика, который побежал домой без капустного листа?

– Как можно охарактеризовать зайчика? Какой он? (Добрый, отзывчивый.)

– Что сделал зайчик, чтобы помочь другим животным?

– А что случилось с воробышком? Как можно назвать человека, который обижает животных? (Злой, недобрый, глупый.) Почему?

– Вежливо ли вели себя животные, которым помог зайчик?

– Знаете ли вы людей, которые тоже готовы прийти на помощь тем, кому она нужна?

Расскажите о них.

– Нарисуйте тех, кому помог зайчик.

– Придумайте такое название этой сказке, которое говорило бы о добрых поступках зайчика.

Умей увидеть тех, кому нужна помощь (5–6 лет)

Объясняю детям, что все люди иногда нуждаются в поддержке, но не все могут попросить о помощи; очень важно заметить человека, которому нужна помощь, и помочь ему.

Начинаю беседу с рассказа:

Аня первый раз пришла в детский сад. «Это Аня. Она теперь будет ходить в нашу группу», – сказала воспитательница. Аня робко огляделась, ей стало страшно и захотелось к маме. Она села на стульчик и заплакала. Сначала никто не замечал девочку, все были заняты игрой. Потом подружки, Оля и Соня, увидели, что Аня плачет. Они подошли и пригласили ее поиграть. Но Аня продолжала сидеть и ронять слезы. Тогда подружки принесли самые интересные игрушки: клоуна, который кувыркается, и куклу, которая говорит «мама». Девочка перестала плакать и с любопытством посмотрела на забавные игрушки и на подружек, которые весело смеялись. Теперь Аня с радостью ходит в детский сад: там ее всегда ждут Оля и Соня, с которыми она теперь неразлучна.

– Как вы думаете, почему дети сначала не замечали, что девочке нужна помощь? (Аня сидела тихо. Дети были невнимательны.)

– Как можно назвать девочек, которые стали успокаивать Аню? (Внимательные, добрые.)

– Как девочки успокаивали Аню?

– Почему в саду появились три неразлучные подружки?

– Какое правило мы узнали из этого рассказа?

– Это правило выражено в стихотворении (автор Н. Найденова):

Девочка новая в детском саду.

К девочке новой сейчас подойду.

– Зачем ты в сторонке? Ведь скучно одной.

Вот наши игрушки, вот слон заводной.

– Нарисуйте игрушки, которые помогли успокоить Аню.

Можно предложить детям сделать инсценировку по прочитанному рассказу, иллюстрацию к этой истории. 

Добрые дела (5–6 лет)

Объясняю детям, что доброе дело доставляет радость тому, кто его делает.

Читаю отрывок из рассказа 3. Ежиковой «Крот и его друзья».

Вода в норку все прибывала и прибывала, и Кротику ничего не оставалось, как вылезти на поверхность. Ох! Кругом вода! Наверное, дождь лил всю ночь, и река вышла из берегов. К счастью, совсем рядом с домом Кротика росла раскидистая ива. Она-то и помогла ему спастись. Кротик подпрыгнул, схватился за ветку…  Набежавшая волна ему лишь замочила пятки. Кротик сидел на ветке и мечтал о том, чтобы вода поскорей вернулась в реку, когда прямо под ним проплыло гнездо, в котором кто-то жалобно попискивал. Недолго думая, Кротик прыгнул вниз. Птенец – а пищал, конечно же, он, – обрадовавшись, что он уже не один, сразу же рассказал Кротику свою историю. Только его родители – орлы – улетели в гости, как начался дождь. Сверкали молнии, гремел гром, но птенчик старался не бояться. Когда же ветер сорвал гнездо с дерева и оно поплыло по реке, птенчик испугался…

– Не плачь, – утешил малыша Кротик. – Я тебя не брошу.

Никогда еще Кротик не был нянькой. Что ж, все когда-нибудь делаешь в первый раз.

– Ну-ка, открывай рот! – командовал он. – Ам! Прожевал? А теперь глотай! Вкусно? Тот, кто хочет поскорей вырасти, должен хорошо кушать!

По дороге они освободили от цепи собаку, которая сидела на крыше своей будки. Радости собаки не было границ! Собака сплавала в дом и принесла лакомства: пирожки, торт, мороженое.

– Угощайтесь, – говорила собака, довольная, что все это очень понравилось Кротику и птенчику.

– Раздумывал ли Кротик, прыгая в воду, чтобы помочь птенчику? (Нет, он услышал, что кому-то плохо, и поспешил на помощь.)

– Какие еще добрые дела делали герои сказки? (Кротик заботился о птенце, учил его есть. Кротик и птенчик освободили собаку.)

– Как собака отблагодарила Кротика?

– Вы радовались вместе с героями их добрым делам?

В свободное время помогаю детям организовать игру по сюжету сказки.

«Он сам наказал себя» (5–6 лет)

В беседе объясняю детям, что человек, совершивший плохой поступок, сам себя наказывает.

Читаю детям рассказ В. Осеевой «Кто наказал его»:

Я обидел товарища. Я толкнул прохожего. Я ударил собаку. Я нагрубил сестре. Все ушли от меня. Я остался один и горько заплакал.

– Кто наказал его? – спросила соседка.

– Он сам наказал себя, – ответила мама.

– Почему мальчик заплакал?

– Кто виноват в том, что произошло?

– Может ли мальчик исправить то, что натворил? Как?

В инсценировках дети могут показать, как мальчик исправил свои проступки: извинился перед прохожим, товарищем, сестрой, погладил и чем-нибудь угостил собаку.

Хорошие товарищи (5–6 лет)

В ходе беседы обращаю внимание детей на необходимость доброжелательного отношения к товарищу, у которого что-то не получается, хотя он старается изо всех сил.

Воспитатель читает стихотворение С. Михалкова «Хорошие товарищи».

Мальчик Миша мается —

Миша заикается.

Как другие – чисто, ясно, —

Он не может говорить.

И просить его напрасно

То, что скажет, повторить…

Но ребята не смеются —

Дружба классная крепка:

Ты, Мишутка, не теряйся!..

Молча с духом собирайся

И смелее говори!

– Можно ли детей назвать доброжелательными?

– В чем это проявляется? (Дети поддерживают, подбадривают Мишу. Они не дразнят мальчика, не смеются над ним.)

Утверждаю, что все дети хотят делать добро, особенно если с кем-то случилась беда.

Спасибо за правду (5–6 лет)

В ходе беседы формирую у детей представление о том, что всегда нужно говорить правду, что за правду хвалят.

Начинаю разговор с вопроса:

– За что мы говорим «спасибо»?

Затем предлагаю послушать рассказ Л. Толстого:

Мальчик играл и нечаянно разбил дорогую чашку. Никто не видел. Отец пришел и спросил: «Кто разбил?» Мальчик затрясся от страха и сказал: «Я». Отец сказал:  «Спасибо, что правду сказал».

– Когда мы говорим «спасибо»?

– Как вы думаете, мальчику трудно было сознаться в своей оплошности?

– Что мальчик почувствовал, когда отец спросил: «Кто разбил?»  (Испугался, «затрясся от страха».)

– Как можно охарактеризовать мальчика? (Правдивый, смелый, честный.)

– А что можно сказать об отце мальчика? (Он ценит правду, честность.)

В процессе обсуждения рассказа использую такие понятия, как «честность», «нечестность», «обман», «ложь».

Правда всегда узнается (5–6 лет)

Беседа помогает детям понять, что любая неправда всегда раскрывается, что солгавший человек испытывает чувство вины не только за свой проступок, но и за то, что он сказал неправду.

Предлагаю детям послушать рассказ Л. Толстого «Косточка».

Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они лежали на  тарелке. Ваня никогда не ел слив и все нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он все ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел. Перед обедом мать сочла сливы и видит, одной нет. Она сказала отцу. За обедом отец и говорит:

– А что, дети, не съел ли кто-нибудь из вас одну сливу?

Все сказали:

– Нет.

Ваня покраснел как рак и сказал тоже:

– Нет, я не ел.

Тогда отец сказал:

– Что съел кто-нибудь из вас, это нехорошо; но не в том беда. Беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день умрет. Я этого боюсь.

Ваня побледнел и сказал:

– Нет, я косточку бросил за окошко.

И все засмеялись, а Ваня заплакал.

– Почему мальчик нарушил запрет и съел сливу до обеда?

– Почему он не сознался в своем проступке? (Ему было стыдно.)

– Каким образом отец выяснил, что сын съел сливу?

– Почему Ваня заплакал? (Стыдно, что съел сливу без разрешения; что отец хитростью заставил его сознаться; что все смеялись.)

Воспитатель читает детям побасёнку:

– Ты пирог съел?

– Нет! Не я!

– А вкусный был?

– Очень…

– Чем похожи этот шуточный рассказ и рассказ «Косточка»? (В обоих случаях признание вины получено хитростью; герои чувствуют себя вдвойне виноватыми.)

У ленивого Федорки всегда отговорки (5–6 лет)

Вспоминаю с детьми правила, которые существуют в каждой семье: быть внимательными друг к другу, помогать родным, заботиться о них, выполнять просьбы старших.

– Помогаете ли вы старшим? В каких семейных делах вы принимаете участие?

– А теперь послушайте рассказ об одной девочке и подумайте, бываете ли вы иногда похожи на нее? (Г. Браиловская «Ушки-неслушки»).

Пришел папа с работы, просит дочку:

– Дай мне, пожалуйста, тапочки, Анюта!

– А я не слышу, – отвечает Анюта, – у меня ушки-неслушки.

– Анюта, – зовет из кухни мама, – отнеси, пожалуйста, хлебницу на

стол, дочка!

– А я не слышу, – отвечает Анюта, – у меня ушки-неслушки.

– Куда же это я свои очки дела? Не поищешь, Анюточка, – просит

бабушка.

– А я не слышу, – отвечает Анюта, – у меня ушки-неслушки.

Отложил дедушка газету, вздохнул.

– Ведь вот, – говорит, – досада! А я собрался спросить, что тебе на праздник подарить – большую куклу или заводную машинку? Или книжку?

– Куклу, куклу! – обрадовалась Анюта.

– Ой, что-то ничего не слышу. Уши точно ватой вдруг заложило. Не слышу ничего.

– Что было дальше? Придумайте продолжение рассказа.

– Почему Анюта не слышала обращений папы, мамы и бабушки?

– Почему Анюта услышала слова дедушки?

– Почему дедушка не захотел услышать Анюту? (Она обманула всех. Она не захотела помочь родным.)

– Как вы назовете девочку, которая не хочет помогать своим родным, да еще делает вид, что не слышит их просьб? (Обманщица, ленивая, невежливая.)

– Правильно ли поступил дедушка, когда тоже не услышал просьбу внучки?

– Объясните пословицу «У ленивого Федорки всегда отговорки».

– Подходит ли эта пословица к истории про Анюту?

Кем быть (5–6 лет)

В процессе беседы знакомлю детей с различными профессиями.

Предлагаю детям послушать отрывок из стихотворения С. Михалкова «А что у вас?». При чтении делаю паузу там, где называется какая-либо профессия, и прошу дошкольников повторить ее название:

Наша мама

Отправляется в полет,

Потому что наша мама

Называется – пилот!

С лесенки ответил Вова:

– Мама – летчик?

Что ж такого?

Вот у Коли, например,

Мама – милиционер!

А у Толи и у Веры

Обе мамы – инженеры!

А у Левы мама – повар!

Мама-летчик?

Что ж такого!

– Всех важней, – сказала Ната, —

Мама – вагоновожатый.

И спросила Нина тихо:

– Разве плохо быть портнихой?

Кто трусы ребятам шьет?

Ну конечно, не пилот.

Летчик водит самолеты —

Это очень хорошо!

Повар делает компоты —

Это тоже хорошо.

Доктор лечит нас от кори,

Есть учительница в школе.

Мамы разные нужны,

Мамы всякие важны.

– Назовите еще раз профессии, о которых шла речь в стихотворении.

– А кем работают ваши родители?

– Какая из названных в стихотворении профессий вам нравится?

– Кем бы вы хотели стать? Нарисуйте.

Затем организую игры, связанные с разными профессиями. (В игре можно

объединить несколько профессий: шоферы возят строительные материалы строителям, повара готовят пищу строителям и т. д.)

«Надо вещи убирать – не придется их искать» (5–6, 6–7 лет)

В ходе беседы знакомлю детей с правилами бережного отношения к вещам; напоминаю о необходимости беречь свое время. Читаю рассказ Л. Воронковой «Маша-растеряша».

Жила-была девочка Маша. Утром встало солнышко, заглянуло в окно. А Маша спит. Пришла мама.

– Маша, поднимайся, Маша, одевайся! Светит солнышко с утра, в детский сад идти пора!

Маша проснулась, открыла глаза:

– Встану – не устану. Я немножко полежу да в окошко погляжу.

А мама опять:

– Маша, поднимайся, Маша, одевайся!

Нечего делать – надо подниматься, надо чулки надевать. Оглянулась Маша – а чулок-то нет!

– Где же, где мои чулки?

Обыщу все уголки.

Их на стуле нет

И под стулом нет.

На кровати нет,

Под кроватью нет…

Ищет Маша чулки, никак не найдет. А кошка на стуле мурлычет-приговаривает:

– Ищешь, ищешь – не найдешь,

А разыщешь – так пойдешь.

Надо вещи убирать —

Не придется их искать.

И воробьи за окном Машу поддразнивают:

– Опоздаешь, Маша,

Маша-растеряша!

А Маша все ищет:

– И под стулом нет,

И на стуле нет…

Да вот же они – у куклы в кроватке!

Мама спрашивает:

– Маша, скоро?

Маша отвечает:

– Надеваю чулки,

Обуваю башмаки.

Заглянула под кровать, а там только один башмак стоит, а другого нет:

– Под кроватью нет,

На кровати нет,

И под шкафом нет…

А кошка ходит, все свое мурлыкает-приговаривает:

– Ищешь, ищешь – не найдешь,

А разыщешь – так пойдешь.

Надо вещи убирать —

Не придется их искать.

Подошел к окошку петушок и запел:

– Опоздаешь, Маша,

Маша-растеряша!

Стала Маша просить петушка:

– Петушок, петушок,

Разыщи мой башмачок!

Петушок поискал-поискал – нет башмачка во дворе. А башмачок-то вот где – на столе стоит.

Мама спрашивает:

– Маша, скоро?

А Маша отвечает:

– Вот надену платье и пойду гулять я!

А платья тоже нет нигде!

– В чем пойду гулять я?

Потерялось платье!

Платье в горошину,

Куда оно положено?

И на стуле нет

И под стулом нет…

А кошка все свое мурлычет-приговаривает:

– Ищешь, ищешь – не найдешь,

А без платья не пойдешь…

Надо вещи убирать —

Не придется их искать.

Опоздаешь, Маша,

Маша-растеряша!

Но тут Маша увидела свое платье. Обрадовалась:

– Платье в горошину

На полочку заброшено!

Мама говорит:

– Больше ждать я не могу!

А Маша отвечает:

– Я бегу-бегу-бегу!

Бежит Маша в детский сад, торопится. А ребята в детском саду уже позавтракали и пошли гулять. Они увидели Машу и закричали:

– Опоздала, Маша,

Маша-растеряша!

– Давайте подумаем, почему Маша опоздала в детский сад.

– Что сказала Маша, когда ее разбудила мама? (Я немножко полежу.)

– Кто из вас ведет себя также? А кто умеет быстро вставать?

– Почему Маша долго собиралась в детский сад?

– Где находились ее чулки, башмаки, платье?

– Можно ли сказать, что Маша бережно относилась к своим вещам?

– Кто поддразнивал Машу, когда она искала свои вещи?

– Теперь мы знаем, почему Маша опоздала в детский сад. (Она не сразу встала, долго искала свои вещи.)

Обсуждая с детьми этот вопрос, объясняю им, что необходимо беречь свое время. За время, потраченное на поиск вещей, можно было и позавтракать, и поиграть, и погулять.

– Нарисуйте комнату, в которой все вещи лежат на своих местах. Затем провожу  инсценировку по рассказу Л. Воронковой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект родительской встречи "Формирование доброжелательного общения у старших дошкольников"

Консультация для родителей о формировании доброжелательного общения у старших дошкольников, воспитывать уважение к старшим, сверстникам, умение общаться....

Конспект родительской встречи "Формирование доброжелательного общения у старших дошкольников"

На встрече обсуждается понятие " культурная семья", как правильно реагировать на детскую агрессивность. как можно снять напряжение и агрессию....

ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Главным орудием общения и обобщения опыта деятельности является речь. Она пронизывает всю жизнь ребенка. В общении со взрослым ребенок учится её воспринимать и понимать, овладевает активной речью.Куль...

Цикл коммуникативных игр для развития навыков общения у старших дошкольников с ОНР

.Цикл коммуникативных игр для развития навыков общенияу старших дошкольников с ОНР...

КАРТОТЕКА БЕСЕД ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Формировать у детей первоначальные навыки охраны жизни и здоровья. На основе ситуационных моментов учить делать выводы о безопасности жизнедеятельности. Воспитывать чувство взаимовыручки, стремле...

Картотека игр для развития навыков общения детей старшего возраста.

Картотека игр для развития навыков общения детей старшего возраста....