Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи посредством поисково — исследовательской и экспериментальной деятельности. Тема: «Радужный калейдоскоп».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

это занятие решает основные задачи нод, формирует навыки сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности, инициативности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл raduzhnyy_kaleydoskop.odt36.99 КБ
Файл zanyatie_raduga.odt36.91 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи посредством поисково — исследовательской и экспериментальной деятельности.

Тема: «Радужный калейдоскоп».

Цель: совершенствовать речь посредством поисково-исследовательской и экспериментальной деятельности.

Задачи:

образовательные:

- добиваться полного ответа на вопрос;

- совершенствовать грамматический строй речи;

- продолжать расширять словарный запас (дужка, преломляется)

- закреплять умение  детей делить слова на слоги;  

- продолжать учить вычленять в слове ударный слог, ударный гласный звук;

- закрепить в речи формы единственного и множественного числа;

- согласовывать существительные с прилагательными;

- умение определять количество слогов в слове;

- упражнять детей в отчётливом произношении звука «ж».

развивающие:

- развитие фонематического слуха;

- развитие общих речевых навыков;

- развивать логику, мышление, внимание;

- развитие мелкой моторики;

- развивать интерес к поисково-исследовательской деятельности;

- умение творчески отражать свои представления о красивых природных    явлениях.

воспитательные:

- способствовать установлению эмоционального контакта между педагогом   и детьми;

- сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей,                                     через динамические паузы;

- воспитывать эстетическое отношение к природе;

- создавать положительно эмоциональный фон;

- формировать навыки сотрудничества, доброжелательности,   самостоятельности, инициативности.

Методы и приемы.

Словесный (беседа, обсуждение, вопросы, напоминание)

Наглядные — демонстрационный показ демонстрационного материала.

Практические:

эксперимент

- Физ. минутка  «Тучи».

- Артикуляционное упражнение «Сказка про гномиков».

- Чистоговорка «Лес».

- Пальчиковая гимнастика «Ветер».

- Дидактическая игра «Определи звук в слове».

- Дидактическая игра «Один-много»

Предварительная работа.

Разучивание артикуляционных упражнений.

Деление слов на слоги.

Знакомство со звуками, словами, предложениями.

Разучивание пальчиковых игр.

Обучение составлению описательных рассказов.

Оборудование

Телевизор или интерактивная доска; аудио диск, фонарь, лист ватмана; гуашь, соль, мука, вода, посуда для смешивания ингредиентов, стаканчики   пластиковые, гуашь, кисти жёсткие для клея по кол - ву детей, альбомный лист по кол- ву детей.

Ход нод:

Восп.: - Здравствуйте ребята! Сегодня у нас необычный день, к нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся. Сегодня мы с вами поговорим о природных явлениях, а об одном из них узнаем немного больше! Но для начала давайте разомнем наш язычок.

Представьте, что наш язычок это маленький гномик.

Артикуляционное упражнение «Сказка про гномиков».

       Утром каждый Гномик проснулся и сделал зарядку, тщательно почистил зубы с внешней и внутренней стороны, пополоскал рот.

(Дети выполняют соответствующие движения языком, имитируют полоскание рта водой).

Потом Гномик открыл обе двери и высунулся на улицу (движения губ, челюстей, языка).

Смотрит налево, направо, вверх, вниз и выходит из дома на утреннюю прогулку. (Дети выполняют языком указанные движения).

Язычок несколько раз обходит дом сначала в одну сторону, затем в другую. (Круговые движения языка, рот широко открыт).

А потом гномик возвращается домой, захлопывает одну дверь (зубы), другую (губы) и каждый начинает заниматься своим делом. Язычки мы размяли а теперь послушаем как они заработают. Повторяйте за мной:

   

«ЛЕС »

СУ – СУ – СУ - погуляем мы в лесу

АТЬ – АТЬ – АТЬ – в лесу легко дышать  

ОЩА-ОЩА-ОЩА - берёзовая роща  

ОЛ-ОЛ-ОЛ - у берёзы белый ствол

СИНА – СИНА – СИНА - вот дрожит осина

НА-НА-НА- высокая сосна

СНА-СНА-СНА - пахучая сосна

НЫ – НЫ – НЫ – шишки у сосны

БЫ – БЫ – БЫ – коренастые дубы

ШУ – ШУ – ШУ - листик с клена засушу

РА – РА – РА – на стволе кора

ОРНИ – ОРНИ – ОРНИ – у деревьев корни

Молодцы!

Восп: о говорится в чистоговорке?

Ответы детей (о деревьях, лесе)

Восп: как назвать одним словом деревья, лес, цветы....?

 Ответы детей. Это всё природа.

       Правильно природа это цветы,деревья человек , животные, воздух, вода, горы, камни, звезды планеты и многое другое то, что создано природой.

Всё что мы видим и наблюдаем -это природа.

Восп : Какой бывает природа?

Природа бывает живая и неживая.

Назовите признаки живой природы:

Рождение, дыхание, рост, питание, размножение, движение, умирание (смерть).

Восп: Назовите явления неживой природы.

(Ответы детей: гроза, ветер, смерч, водоворот и т. д. С кратким описанием названного явления)

  Стук в дверь.  Входит Почемучкин.

Поч: Здравствуйте, дорогие ребята! Здравствуйте, гости!Я узнал про вас много интересного, что вы очень любознательные и хотите много знать. Я пришёл к вам, чтобы поделиться знаниями и секретом об удивительном природном явлении. А о каком вы узнаете отсюда!

Восп.: давайте посмотрим что нам приготовил Почемучкин. Что же это за удивительное явление!?

Просмотр мультфильма.

Восп: О каком природном явлении нам рассказал профессор?

(ответы детей)

Восп.: Так как же образуется радуга?

(ответы детей: луч солнца преломляется через капельки воды.)

Поч: А вы хотели бы увидеть радугу здесь и сейчас?

(ответы детей: да, конечно)

Восп: подожди, Почемучкин, мы сначала немного разомнёмся и проведём физкультминутку.

Физкультминутка «Тучи дождевые»

Приплыли тучи дождевые

Лей, дождь, лей!

Дождинки пляшут как живые

Пей, рожь, пей!

И рожь склоняется к земле зеленой,

Пьёт, пьёт, пьёт.

А тёплый дождь неугомонный

Льёт, льёт, льёт.

Поч: Ну что, вы готовы увидеть радугу здесь и сейчас. Тогда прошу!

(ответы детей: да, конечно)

Восп: как же мы увидим радугу, если ни воды, ни солнца здесь нет!

Поч: Вот тут то мой секрет и пригодится. Солнце нам заменит ….( возможны ответы детей) фонарик, а воду просто зеркальная поверхность.

  Проводится эксперимент. (можно дать попробовать ребёнку)

Эксперимент. (аудиодиск, свет фонарика — проекция радуги на белый лист большого формата). Желательно в затемненном помещении(в зимний период — утром).

Восп: Вам нравится, дети, какая она?

(Ответы детей: радуга яркая, радуга волшебная, радуга интересная и т. д.)

Восп: Посмотрите, что еще для нас приготовил Почемучкин! Полюбуйтесь, какая красивая!

Давайте прочтем стихотворение   о радуге Г. Лагдзынь:

В радуге – семь дужек,

Семь цветных подружек!

Красная дужка – оранжевой подружка!

Желтая дужка – зеленой подружка!

Голубая дужка – синей подружка!

Фиолетовая дужка – всем дужкам подружка!

А пойдут, как обниматься

Разноцветных семь подружек,

Начинают тут сливаться

В белый цвет – семь ярких дужек!

Семицветная дуга – наша

РА-ДУ-ГА!

Восп:Сколько слогов в слове радуга?

-   Какие? (ра, ду, га)

-   С какого слога начинается слово радуга? Каким оканчивается?

  • На какой слог в слове радуга падает ударение?
  • Назовите гласные звуки в слове радуга?

Восп.: Давайте с ней поиграем глазами!

Гимнастика для глаз «Путешествие по радуге»

А теперь давайте поиграем с ней голосом.

Развитие голосового аппарата

Скажем это слово громко, тихо, вопросительно, по слогам.

Поч:Вот стою и думаю если одна, то это радуга. А как сказать если их много?(радуг). Одна дуга, а если их много?(дуг).  Один цвет, а много ?(цветов).  Одна краска, а много? (красок).

Восп.: Ребята, теперь я вам предлагаю нарисовать радугу, но не простыми красками, а теми, которые вы сделаете самостоятельно. Для этого нужно смешать немного  краски, соли с водой, муку и хорошо все перемешать.

Прежде , чем вы приступите, давайте разомнём пальцы.

Пальчиковая гимнастика

«Ветер, ветер, ветерок»

Ветер по лесу гулял,

Ветер листики считал:

Вот – дубовый,

Вот – кленовый,

Вот – рябиновый, резной,

Вот – с березки, золотой.

Вот – последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку.

 

Ребенок выполняет ладошками плавные волнообразные движения.

 

Ребенок загибает по одному пальчику, начиная с большого.

 

Ребенок поднимает руки вверх, а затем плавно опускает ладошки на стол или колени.

Восп: А теперь я вам предлагаю нарисовать радугу, но непростыми красками, а теми, которые вы сделаете самостоятельно! Посмотрите, помощники Почемучкина уже всё подготовили! Дети присаживаются.

  Воспитатель пошагово показывает как смешивать ингредиенты.

Восп: Получились краски? Приступайте к рисованию и меняйтесь цветами, так как у каждого только по одному цвету. Не забывайте друг другу говорить волшебные слова!

 Рисование под спокойную музыку.

    В кругу подведение итогов. Что понравилось или запомнилось больше всего?

Что нового узнали.

ПРИРОДНЫЕ ЯВЛЕНИЯ

Гроза - бурное ненастье с дождем, громом и молниями. Грозы связаны с развитием кучево-дождевых облаков, со скоплением в них большого количества электричества. Многократные электрические разряды, происходящие в облаках или между облаками и землей, называются молниями. Прекрасное, но в то же время, пугающее природное явление. Гроза опасна сильными разрывами молний, которые могут вызвать пожары. В поле, на лугу, на открытых местах молнии часто ударяют в отдельно стоящие деревья, стога сена и другие возвышающиеся предметы. 

  Электрический ток вырабатывается человеком при помощи электростанций, а в природе накоплением электричества в облаках.

Тума́н — это атмосферное явление, делающее воздух менее прозрачным, мутным, и предметы становятся плохо видимыми. Другими словами это облако у поверхности земли. Нет никакой разницы между туманом и облаком на небе. 

     Роса - севшие мелкие капли влаги на растениях и иных приземных предметах принято называть выпадением росы. Ее образование происходит преимущественно в ночное время и обусловлено преобразованием насыщенного влагой воздуха в жидкое состояние при понижении температуры окружающей среды. 

  Водоворот - это водяная воронка, вращающаяся на большой скорости. Она обладает огромной силой, зачастую дотягиваясь до самого дна водоёма. Обладая огромной мощью, большие водовороты способны затягивать на дно целые корабли.  
Ветер – это атмосферное движение воздуха, как правило, параллельное поверхности земли, характеризующееся скоростью и направлением.  ( в домашних условиях можнодобиться с помощью вентилятора). 
Град – это вид ливневых осадков, представляющий собой частички непрозрачного льда шарообразной или неправильной ф
Листопад – это биологический процесс сбрасывания листвы растениями, характерный для осенней природы. Сначала деревья и кустарники окрашиваются яркими цветами, радующими наши глаза. Через некоторое время ветер начинает срывать яркоокрашенные листья и нести их к земле, образуя великолепный желто-красный дождь. Так природа готовится к отдыху, к встрече зимних холодов. 
Первой причиной этого явления является нехватка воды в замерше
Облака - образуются на земле. Теплый воздух, наполненный влагой, поднимается в небо. Достигая определенной высоты, он остывает. При низких температурах водяной пар превращается в маленькие капельки воды или кристаллики льда, из которых и состоит облако или туча. 

Проталина — это место, где стаял снег, и открылась земля. Обычно проталины наблюдаются весной. Вокруг стволов деревьев они образуются в виде глубоких воронок, среди полей - кажутся чёрными или зеленоватыми островками, ближе к болотам — бурыми, на самих болотах — серыми и чёрными, а на лесных просеках они выглядят как сплошные белые линии. Появление первых проталин является верным признаком наступления весны. На проталинах мы часто можем увидеть проклюнувшуюся первую травку и первые цветы подснежники. 

                                 

Здравствуйте, дорогие ребята!

        Я знаю, что вы очень любознательные и я хотел бы ответить на ваши вопросы, но приехать к вам у меня не получилось. С помощью этой посылки передаю вам знания  и секрет об одном из удивительных природных явлений. С помощью этого секрета вы сможете увидеть это явление у себя дома.

Виды занятий по родному языку

Занятия по родному языку могут быть классифицированы следующим образом:

1.  В зависимости от ведущей задачи, основного программного содержания занятия:
занятия по формированию словаря (осмотр помещения, ознакомление со свойствами и
качествами предметов); занятия по формированию грамматического строя речи (дидактическая
игра «Угадай, чего не стало» — образование существительных множ. числа род. падежа);
занятия по воспитанию звуковой культуры речи (обучение правильному звукопроизношению);
занятия по  обучению  связной речи  (беседы,  все виды  рассказывания),  занятия по
формированию способности к анализу речи (подготовка к обучению грамоте), занятия по
ознакомлению с художественной литературой.

2.  В зависимости от применения наглядного материала:

а) занятия, на которых используются предметы реальной жизни, наблюдения явлений действительности (рассматривание предметов, наблюдения за животными и растениями, экскурсии); б) занятия с применением изобразительной наглядности: с игрушками (рассматривание, рассказывание по игрушкам), картинами (беседы, рассказывание, дидактические игры); в) занятия словесного характера, без опоры на наглядность (обобщающие беседы, художественное чтение и рассказывание, пересказ, словесные игры).

3.  В зависимости от этапа обучения, т.е. в зависимости от того, формируется речевой
навык (умение) впервые или закрепляется и автоматизируется. От этого зависит выбор методов
и приемов обучения (на первоначальном этапе обучения рассказыванию используются
совместное рассказывание воспитателя с детьми, образец рассказа, на более поздних этапах —
план рассказа, его обсуждение и др.).

4.  Близка к этому классификация по дидактическим целям (по типу школьных уроков),
предложенная А. М. Бородич:

 

—  занятия по сообщению нового материала;

—  занятия по закреплению знаний, умений и чавыков;

—  занятия по обобщению и систематизации знаний;

—  итоговые, или учетно-проверочные, занятия;

—  комбинированные занятия (смешанные, объединенные).

5. Широкое распространение получили комплексные занятия. Комплексный подход к
решению речевых задач предполагает органическое сочетание разных задач развития речи и
мышления на одном занятии. 
Принцип единого содержания является ведущим. «Важность
этого принципа состоит в том, что внимание детей не отвлекается на новые персонажи и
пособия, а на уже знакомых словах и понятиях проводятся грамматические, лексические,
фонетические упражнения; отсюда и переход к построению связного высказывания становится
для ребенка естественным и нетрудным». Интегрируются такие виды работы, которые в
конечном итоге направлены на развитие связной монологической речи. Центральное место на
занятии отводится развитию монологической речи. Словарные, грамматические упражнения,
работа по воспитанию звуковой культуры речи связаны с выполнением заданий на построение
монологов разных типов. Объединение задач на комплексном занятии может осуществляться
по-разному: связная речь, словарная работа, звуковая культура речи; связная речь, словарная
работа, грамматический строй речи; связная речь, звуковая культура речи, грамматически
правильная речь.

Пример занятия в старшей группе: 1) связная речь — придумывание сказки «Приключение зайца» по плану, предложенному воспитателем; 2) словарная работа и грамматика — подбор определений к слову заяц, активизация прилагательных и глаголов, упражнения на согласование прилагательных и существительных в роде; 3) звуковая культура речи — отработка четкого произношения звуков и слов, подбор слов, сходных по звучанию и ритму.

6. Положительную оценку в практике получили интегративные занятия, построенные
по принципу объединения нескольких видов детской деятельности и разных средств речевого
развития.   При  этом   используют  разные  виды   искусства,   самостоятельную   речевую деятельность ребенка и интегрируют их по тематическому принципу. Например: 1) чтение рассказа о птицах, 2) коллективное рисование птиц и 3) рассказывание детей по рисункам.

7. По количеству участников можно выделить занятия фронтальные, со всей группой (подгруппой) и индивидуальные. Чем меньше дети, тем большее место должно отводиться индивидуальным и подгрупповым занятиям. Фронтальные занятия с их обязательностью, запрограммированностью, регламентированностью не адекватны задачам формирования речевого общения как субъект-субъектного взаимодействия.

Занятия в разных возрастных группах имеют свои особенности.

В младших группах дети еще не умеют заниматься в коллективе, не относят к себе речь, обращенную ко всей группе. Они не умеют слушать товарищей; сильным раздражителем, способным привлечь внимание детей, является речь педагога. В этих группах требуется широкое применение наглядности, эмоциональных приемов обучения, в основном игровых, сюрпризных моментов. Перед детьми не ставится учебной задачи (не сообщается — будем учиться, а воспитатель предлагает поиграть, посмотреть на картину, послушать сказку). Занятия носят подгрупповой и индивидуальный характер. Структура занятий проста. Первое время от детей не требуют индивидуальных ответов, на вопросы воспитателя отвечают те, кто захочет, все вместе.

В средней группе характер учебной деятельности несколько меняется. Дети начинают осознавать особенности своей речи, например особенности звукопроизношения. Усложняется содержание занятий. На занятиях становится возможным ставить учебную задачу («Будем учиться правильно произносить звук з»). Повышаются требования к культуре речевого общения (говорить по очереди, по одному, а не хором, по возможности фразами). Появляются новые виды занятий: экскурсии, обучение рассказыванию, заучивание стихов. Длительность занятий увеличивается до 20 мин.

В старшейи подготовительной к школе группах повышается роль обязательных фронтальных занятий комплексного характера. Меняется характер занятий. Проводится больше занятий словесного характера: различные виды рассказывания, анализ звуковой структуры слова, состава предложений, специальные грамматические и лексические упражнения, словесные игры. Применение наглядности приобретает другие формы: все больше используются картины — настенные и настольные, мелкие, раздаточные. Изменяется и :• роль воспитателя. Он и теперь руководит занятием, но способствует большей самостоятельности детской речи, реже использует речевой образец. Усложняется речевая активность детей: используются коллективные рассказы, пересказы с перестройкой текста, чтение в лицах и др. В подготовительной к школе группе занятия приближаются к урокам школьного типа. Длительность занятий составляет 30—35 мин. Вместе с тем не следует забывать, что это дети дошкольного возраста, поэтому надо избегать сухости, дидактизма.

Проведение занятий в смешанной по возрасту группе сложнее, поскольку одновременно решаются разные учебные задачи. Существуют следующие виды занятий: а) занятия, которые проводятся с каждой возрастной подгруппой отдельно и характеризуются типичными для того или иного возраста содержанием, методами и приемами обучения; б) занятия с частичным участием всех детей. В этом случае более младшие воспитанники приглашаются на занятие позже или раньше уходят с него. Например, на занятии с картиной все дети участвуют в ее рассматривании и беседе. На самые сложные вопросы отвечают старшие. Затем малыши уходят с занятия, а старшие рассказывают по картине; в) занятия с участием всех детей группы одновременно. Такие занятия проводят на интересном, эмоциональном материале. Это могут быть драматизация, чтение и рассказывание с наглядным материалом, диафильмы. Кроме того, возможны занятия с одновременным участием всех воспитанников на едином содержании, но с разными учебными задачами на основе учета речевых навыков и умений детей. Например, на занятии по картине с несложным сюжетом: младшие активны в рассматривании, средние составляют описание картины, старшие придумывают рассказ.

Особенности развития звуковой стороны речи у детей дошкольного возраста

Дети дошкольного возраста постепенно овладевают правильным звукопроизношением.

До 5-ти лет для них характерно «физиологическое косноязычие». Это естественный этап в формировании фонетической стороны речи и не имеет ничего общего с патологическим косноязычием - стойким недостатком речи, который требует упорной логопедической работы. Физиологическое косноязычие исчезнет к 5-ти годам. К этому возрасту нормально развивающийся ребенок должен не только уметь различать все звуки родного языка на слух, но и улавливать всевозможные неправильности их звучания, ему уже доступны все тонкости движения речевых органов, которые необходимы для произношения самых трудных по артикуляции звуков.

Алгоритм проведения самоанализа

  1. Указываем возраст детей и их количество на занятии.
  2. Обозначаем тему, цели и задачи.
  3. Описываем структуру занятия.
  4. Детально рассматриваем использованные приёмы (с указанием материалов и оборудования для каждого).
  5. Даём оценку уровня организации и эффективности выбранного содержания и формы (логичность, темп занятия, темп речи педагога, эмоциональность, уровень самостоятельности и активности детей).


Самоанализ занятия по развитию речи в старшей группе «Сказка в гости к нам приходит»

На занятии «Сказка в гости к нам приходит» были поставлены следующие цели: развивать умение узнавать отдельные сказки по характерным признакам и уметь их обыгрывать, активизировать речь, обогащать словарный запас, учить подбирать слова-антонимы, определяющие героев; поддерживать интерес к сказкам, способствовать воспитанию нравственных качеств детей, вызвать сочувствие, сопереживание, желание прийти на помощь.

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Физическая культура», «Музыка».

Предварительная работа: чтение сказок о животных, волшебных, социально-бытовых сказок, рассматривание иллюстраций к сказкам, беседа по сказкам, чтение пословиц, игры драматизации по сказкам.

Структура НОД

Непосредственно-образовательная деятельность (далее по тексту НОД) проводилась с группой детей старшего дошкольного возраста 5–6 лет.

Непосредственно образовательная деятельность состояла из трёх взаимосвязанных между собой частей, в ходе которых дети поэтапно выполняли различные действия. Данная структура вполне оправдана, так как каждая часть непосредственно-образовательной деятельности направлена на решение определённых задач и предлагает выбор методов и приёмов.

Вводная часть организация детей, мотивация к предстоящей деятельности. На организационном этапе НОД был применён проблемно-ситуационный метод. Детям было предложено отправиться в сказочную страну.   Основная часть НОД представляла собой специально организованную и самостоятельную деятельность детей, направленную на решение поставленных задач.

В ходе всего НОД создавала проблемные ситуации, спасение героев сказок от Змея Горыныча.     В заключительной части НОД использовала также игровую проблемную ситуацию — возвращение в группу с помощью счёта на ковре самолёте, были сюрпризные моменты, это персонажи из сказок (Баба-Яга и Золушка), памятные сувениры (книги). Закрепила положительные результаты занятия словесным поощрением.

Для реализации каждой задачи я подобрала приёмы, которые помогли их решить. Приёмы были основаны на игровых ситуациях, в которых я старалась закреплять знания детей о сказках.

В работе с детьми использовала беседу, вопросы к детям на сообразительность и логическое мышление — всё это способствовало эффективности НОД, мыслительной деятельности и познавательному развитию детей.

Материал для НОД был подобран на доступном для детей уровне, соответствовал их психологическим особенностям и был рационален для решения поставленных целей и задач. Они были активны, внимательны, чувствовали себя комфортно. Все это подтверждают результаты деятельности.

Все элементы НОД логически между собой объединены общей темой.

Данная структура занятия вполне оправдана. Так как каждая часть занятия направлена на решение определённых педагогических задач и предлагает выбор адекватных методов и приёмов. Содержание занятия соответствовало поставленным задачам.

Деятельность на НОД характеризуется как совместная, индивидуальная.

На НОД я применяла следующие формы работы: фронтальную, индивидуальную, групповую.

Были использованы следующие методы: словесные (вопросы к детям, уточнение, поощрение, подбор слов-антонимов); наглядно-демонстрационный (изображение персонажей сказок, предметов, с которыми они ассоциируются); практические (пальчиковая гимнастика «Любимые сказки», пазлы героев сказок, физкультминутка по сказке, раскладывание зёрнышек, психогимнастика «Колобок»), игровые (путешествие в сказочную страну, помощь героям сказок), а также методы контроля (анализ выполненных заданий), оценены результаты деятельности с помощью памятных сувениров (книг).     Методы включают в себя систему приёмов, которые объединяются для решения обучающих задач. Приёмы (пояснения, указания, показ, команды, игровой приём, художественное слово, поощрение, помощь ребёнку, анализ, вводная беседа) направлены на оптимизацию индивидуального развития каждого ребёнка.

Я считаю, что выбранная мной форма организации непосредственной образовательной деятельности детей была достаточно эффективной, динамичной. Старалась соблюдать нормы педагогической этики и такта. Считаю, что поставленные в непосредственно образовательной деятельности задачи были выполнены. НОД своей цели достигло.




Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи посредством поисково — исследовательской и экспериментальной деятельности.

Тема: «Радужный калейдоскоп».

Цель: совершенствовать речь посредством поисково-исследовательской и экспериментальной деятельности.

Задачи:

образовательные:

- добиваться полного ответа на вопрос;

- совершенствовать грамматический строй речи;

- продолжать расширять словарный запас (дужка, преломляется)

- закреплять умение  детей делить слова на слоги;  

- продолжать учить вычленять в слове ударный слог, ударный гласный звук;

- закрепить в речи формы единственного и множественного числа;

- согласовывать существительные с прилагательными;

- умение определять количество слогов в слове;

- упражнять детей в отчётливом произношении звука «ж».

развивающие:

- развитие фонематического слуха;

- развитие общих речевых навыков;

- развивать логику, мышление, внимание;

- развитие мелкой моторики;

- развивать интерес к поисково-исследовательской деятельности;

- умение творчески отражать свои представления о красивых природных    явлениях.

воспитательные:

- способствовать установлению эмоционального контакта между педагогом   и детьми;

- сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей,                                     через динамические паузы;

- воспитывать эстетическое отношение к природе;

- создавать положительно эмоциональный фон;

- формировать навыки сотрудничества, доброжелательности,   самостоятельности, инициативности.

Методы и приемы.

Словесный (беседа, обсуждение, вопросы, напоминание)

Наглядные — демонстрационный показ демонстрационного материала.

Практические:

эксперимент

- Физ. минутка  «Тучи».

- Артикуляционное упражнение «Сказка про гномиков».

- Чистоговорка «Лес».

- Пальчиковая гимнастика «Ветер».

- Дидактическая игра «Определи звук в слове».

- Дидактическая игра «Один-много»

Предварительная работа.

Разучивание артикуляционных упражнений.

Деление слов на слоги.

Знакомство со звуками, словами, предложениями.

Разучивание пальчиковых игр.

Обучение составлению описательных рассказов.

Оборудование

Телевизор или интерактивная доска; аудио диск, фонарь, лист ватмана; гуашь, соль, мука, вода, посуда для смешивания ингредиентов, стаканчики   пластиковые, гуашь, кисти жёсткие для клея по кол - ву детей, альбомный лист по кол- ву детей.

Ход нод:

Восп.: - Здравствуйте ребята! Сегодня у нас необычный день, к нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся. Сегодня мы с вами поговорим о природных явлениях, а об одном из них узнаем немного больше! Но для начала давайте разомнем наш язычок.

Представьте, что наш язычок это маленький гномик.

Артикуляционное упражнение «Сказка про гномиков».

       Утром каждый Гномик проснулся и сделал зарядку, тщательно почистил зубы с внешней и внутренней стороны, пополоскал рот.

(Дети выполняют соответствующие движения языком, имитируют полоскание рта водой).

Потом Гномик открыл обе двери и высунулся на улицу (движения губ, челюстей, языка).

Смотрит налево, направо, вверх, вниз и выходит из дома на утреннюю прогулку. (Дети выполняют языком указанные движения).

Язычок несколько раз обходит дом сначала в одну сторону, затем в другую. (Круговые движения языка, рот широко открыт).

А потом гномик возвращается домой, захлопывает одну дверь (зубы), другую (губы) и каждый начинает заниматься своим делом. Язычки мы размяли а теперь послушаем как они заработают. Повторяйте за мной:

   

«ЛЕС »

СУ – СУ – СУ - погуляем мы в лесу

АТЬ – АТЬ – АТЬ – в лесу легко дышать  

ОЩА-ОЩА-ОЩА - берёзовая роща  

ОЛ-ОЛ-ОЛ - у берёзы белый ствол

СИНА – СИНА – СИНА - вот дрожит осина

НА-НА-НА- высокая сосна

СНА-СНА-СНА - пахучая сосна

НЫ – НЫ – НЫ – шишки у сосны

БЫ – БЫ – БЫ – коренастые дубы

ШУ – ШУ – ШУ - листик с клена засушу

РА – РА – РА – на стволе кора

ОРНИ – ОРНИ – ОРНИ – у деревьев корни

Молодцы!

Восп: о говорится в чистоговорке?

Ответы детей (о деревьях, лесе)

Восп: как назвать одним словом деревья, лес, цветы....?

 Ответы детей. Это всё природа.

       Правильно природа это цветы,деревья человек , животные, воздух, вода, горы, камни, звезды планеты и многое другое то, что создано природой.

Всё что мы видим и наблюдаем -это природа.

Восп : Какой бывает природа?

Природа бывает живая и неживая.

Назовите признаки живой природы:

Рождение, дыхание, рост, питание, размножение, движение, умирание (смерть).

Восп: Назовите явления неживой природы.

(Ответы детей: гроза, ветер, смерч, водоворот и т. д. С кратким описанием названного явления)

  Стук в дверь.  Входит Почемучкин.

Поч: Здравствуйте, дорогие ребята! Здравствуйте, гости!Я узнал про вас много интересного, что вы очень любознательные и хотите много знать. Я пришёл к вам, чтобы поделиться знаниями и секретом об удивительном природном явлении. А о каком вы узнаете отсюда!

Восп.: давайте посмотрим что нам приготовил Почемучкин. Что же это за удивительное явление!?

Просмотр мультфильма.

Восп: О каком природном явлении нам рассказал профессор?

(ответы детей)

Восп.: Так как же образуется радуга?

(ответы детей: луч солнца преломляется через капельки воды.)

Поч: А вы хотели бы увидеть радугу здесь и сейчас?

(ответы детей: да, конечно)

Восп: подожди, Почемучкин, мы сначала немного разомнёмся и проведём физкультминутку.

Физкультминутка «Тучи дождевые»

Приплыли тучи дождевые

Лей, дождь, лей!

Дождинки пляшут как живые

Пей, рожь, пей!

И рожь склоняется к земле зеленой,

Пьёт, пьёт, пьёт.

А тёплый дождь неугомонный

Льёт, льёт, льёт.

Поч: Ну что, вы готовы увидеть радугу здесь и сейчас. Тогда прошу!

(ответы детей: да, конечно)

Восп: как же мы увидим радугу, если ни воды, ни солнца здесь нет!

Поч: Вот тут то мой секрет и пригодится. Солнце нам заменит ….( возможны ответы детей) фонарик, а воду просто зеркальная поверхность.

  Проводится эксперимент. (можно дать попробовать ребёнку)

Эксперимент. (аудиодиск, свет фонарика — проекция радуги на белый лист большого формата). Желательно в затемненном помещении(в зимний период — утром).

Восп: Вам нравится, дети, какая она?

(Ответы детей: радуга яркая, радуга волшебная, радуга интересная и т. д.)

Восп: Посмотрите, что еще для нас приготовил Почемучкин! Полюбуйтесь, какая красивая!

Давайте прочтем стихотворение   о радуге Г. Лагдзынь:

В радуге – семь дужек,

Семь цветных подружек!

Красная дужка – оранжевой подружка!

Желтая дужка – зеленой подружка!

Голубая дужка – синей подружка!

Фиолетовая дужка – всем дужкам подружка!

А пойдут, как обниматься

Разноцветных семь подружек,

Начинают тут сливаться

В белый цвет – семь ярких дужек!

Семицветная дуга – наша

РА-ДУ-ГА!

Восп:Сколько слогов в слове радуга?

-   Какие? (ра, ду, га)

-   С какого слога начинается слово радуга? Каким оканчивается?

  • На какой слог в слове радуга падает ударение?
  • Назовите гласные звуки в слове радуга?

Восп.: Давайте с ней поиграем глазами!

Гимнастика для глаз «Путешествие по радуге»

А теперь давайте поиграем с ней голосом.

Развитие голосового аппарата

Скажем это слово громко, тихо, вопросительно, по слогам.

Поч:Вот стою и думаю если одна, то это радуга. А как сказать если их много?(радуг). Одна дуга, а если их много?(дуг).  Один цвет, а много ?(цветов).  Одна краска, а много? (красок).

Восп.: Ребята, теперь я вам предлагаю нарисовать радугу, но не простыми красками, а теми, которые вы сделаете самостоятельно. Для этого нужно смешать немного  краски, соли с водой, муку и хорошо все перемешать.

Прежде , чем вы приступите, давайте разомнём пальцы.

Пальчиковая гимнастика

«Ветер, ветер, ветерок»

Ветер по лесу гулял,

Ветер листики считал:

Вот – дубовый,

Вот – кленовый,

Вот – рябиновый, резной,

Вот – с березки, золотой.

Вот – последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку.

 

Ребенок выполняет ладошками плавные волнообразные движения.

 

Ребенок загибает по одному пальчику, начиная с большого.

 

Ребенок поднимает руки вверх, а затем плавно опускает ладошки на стол или колени.

Восп: А теперь я вам предлагаю нарисовать радугу, но непростыми красками, а теми, которые вы сделаете самостоятельно! Посмотрите, помощники Почемучкина уже всё подготовили! Дети присаживаются.

  Воспитатель пошагово показывает как смешивать ингредиенты.

Восп: Получились краски? Приступайте к рисованию и меняйтесь цветами, так как у каждого только по одному цвету. Не забывайте друг другу говорить волшебные слова!

 Рисование под спокойную музыку.

    В кругу подведение итогов. Что понравилось или запомнилось больше всего?

Что нового узнали.

ПРИРОДНЫЕ ЯВЛЕНИЯ

Гроза - бурное ненастье с дождем, громом и молниями. Грозы связаны с развитием кучево-дождевых облаков, со скоплением в них большого количества электричества. Многократные электрические разряды, происходящие в облаках или между облаками и землей, называются молниями. Прекрасное, но в то же время, пугающее природное явление. Гроза опасна сильными разрывами молний, которые могут вызвать пожары. В поле, на лугу, на открытых местах молнии часто ударяют в отдельно стоящие деревья, стога сена и другие возвышающиеся предметы. 

  Электрический ток вырабатывается человеком при помощи электростанций, а в природе накоплением электричества в облаках.

Тума́н — это атмосферное явление, делающее воздух менее прозрачным, мутным, и предметы становятся плохо видимыми. Другими словами это облако у поверхности земли. Нет никакой разницы между туманом и облаком на небе. 

     Роса - севшие мелкие капли влаги на растениях и иных приземных предметах принято называть выпадением росы. Ее образование происходит преимущественно в ночное время и обусловлено преобразованием насыщенного влагой воздуха в жидкое состояние при понижении температуры окружающей среды. 

  Водоворот - это водяная воронка, вращающаяся на большой скорости. Она обладает огромной силой, зачастую дотягиваясь до самого дна водоёма. Обладая огромной мощью, большие водовороты способны затягивать на дно целые корабли.  
Ветер – это атмосферное движение воздуха, как правило, параллельное поверхности земли, характеризующееся скоростью и направлением.  ( в домашних условиях можнодобиться с помощью вентилятора). 
Град – это вид ливневых осадков, представляющий собой частички непрозрачного льда шарообразной или неправильной ф
Листопад – это биологический процесс сбрасывания листвы растениями, характерный для осенней природы. Сначала деревья и кустарники окрашиваются яркими цветами, радующими наши глаза. Через некоторое время ветер начинает срывать яркоокрашенные листья и нести их к земле, образуя великолепный желто-красный дождь. Так природа готовится к отдыху, к встрече зимних холодов. 
Первой причиной этого явления является нехватка воды в замерше
Облака - образуются на земле. Теплый воздух, наполненный влагой, поднимается в небо. Достигая определенной высоты, он остывает. При низких температурах водяной пар превращается в маленькие капельки воды или кристаллики льда, из которых и состоит облако или туча. 

Проталина — это место, где стаял снег, и открылась земля. Обычно проталины наблюдаются весной. Вокруг стволов деревьев они образуются в виде глубоких воронок, среди полей - кажутся чёрными или зеленоватыми островками, ближе к болотам — бурыми, на самих болотах — серыми и чёрными, а на лесных просеках они выглядят как сплошные белые линии. Появление первых проталин является верным признаком наступления весны. На проталинах мы часто можем увидеть проклюнувшуюся первую травку и первые цветы подснежники. 

                                 

Виды занятий по родному языку

Занятия по родному языку могут быть классифицированы следующим образом:

1.  В зависимости от ведущей задачи, основного программного содержания занятия:
занятия по формированию словаря (осмотр помещения, ознакомление со свойствами и
качествами предметов); занятия по формированию грамматического строя речи (дидактическая
игра «Угадай, чего не стало» — образование существительных множ. числа род. падежа);
занятия по воспитанию звуковой культуры речи (обучение правильному звукопроизношению);
занятия по  обучению  связной речи  (беседы,  все виды  рассказывания),  занятия по
формированию способности к анализу речи (подготовка к обучению грамоте), занятия по
ознакомлению с художественной литературой.

2.  В зависимости от применения наглядного материала:

а) занятия, на которых используются предметы реальной жизни, наблюдения явлений действительности (рассматривание предметов, наблюдения за животными и растениями, экскурсии); б) занятия с применением изобразительной наглядности: с игрушками (рассматривание, рассказывание по игрушкам), картинами (беседы, рассказывание, дидактические игры); в) занятия словесного характера, без опоры на наглядность (обобщающие беседы, художественное чтение и рассказывание, пересказ, словесные игры).

3.  В зависимости от этапа обучения, т.е. в зависимости от того, формируется речевой
навык (умение) впервые или закрепляется и автоматизируется. От этого зависит выбор методов
и приемов обучения (на первоначальном этапе обучения рассказыванию используются
совместное рассказывание воспитателя с детьми, образец рассказа, на более поздних этапах —
план рассказа, его обсуждение и др.).

4.  Близка к этому классификация по дидактическим целям (по типу школьных уроков),
предложенная А. М. Бородич:

 

—  занятия по сообщению нового материала;

—  занятия по закреплению знаний, умений и навыков;

—  занятия по обобщению и систематизации знаний;

—  итоговые, или учетно-проверочные, занятия;

—  комбинированные занятия (смешанные, объединенные).

5. Широкое распространение получили комплексные занятия. Комплексный подход к
решению речевых задач предполагает органическое сочетание разных задач развития речи и
мышления на одном занятии. 
Принцип единого содержания является ведущим. «Важность
этого принципа состоит в том, что внимание детей не отвлекается на новые персонажи и
пособия, а на уже знакомых словах и понятиях проводятся грамматические, лексические,
фонетические упражнения; отсюда и переход к построению связного высказывания становится
для ребенка естественным и нетрудным». Интегрируются такие виды работы, которые в
конечном итоге направлены на развитие связной монологической речи. Центральное место на
занятии отводится развитию монологической речи. Словарные, грамматические упражнения,
работа по воспитанию звуковой культуры речи связаны с выполнением заданий на построение
монологов разных типов. Объединение задач на комплексном занятии может осуществляться
по-разному: связная речь, словарная работа, звуковая культура речи; связная речь, словарная
работа, грамматический строй речи; связная речь, звуковая культура речи, грамматически
правильная речь.

Пример занятия в старшей группе: 1) связная речь — придумывание сказки «Приключение зайца» по плану, предложенному воспитателем; 2) словарная работа и грамматика — подбор определений к слову заяц, активизация прилагательных и глаголов, упражнения на согласование прилагательных и существительных в роде; 3) звуковая культура речи — отработка четкого произношения звуков и слов, подбор слов, сходных по звучанию и ритму.

6. Положительную оценку в практике получили интегративные занятия, построенные
по принципу объединения нескольких видов детской деятельности и разных средств речевого
развития.   При  этом   используют  разные  виды   искусства,   самостоятельную   речевую деятельность ребенка и интегрируют их по тематическому принципу. Например: 1) чтение рассказа о птицах, 2) коллективное рисование птиц и 3) рассказывание детей по рисункам.

7. По количеству участников можно выделить занятия фронтальные, со всей группой (подгруппой) и индивидуальные. Чем меньше дети, тем большее место должно отводиться индивидуальным и подгрупповым занятиям. Фронтальные занятия с их обязательностью, запрограммированностью, регламентированностью не адекватны задачам формирования речевого общения как субъект-субъектного взаимодействия.

Занятия в разных возрастных группах имеют свои особенности.

В младших группах дети еще не умеют заниматься в коллективе, не относят к себе речь, обращенную ко всей группе. Они не умеют слушать товарищей; сильным раздражителем, способным привлечь внимание детей, является речь педагога. В этих группах требуется широкое применение наглядности, эмоциональных приемов обучения, в основном игровых, сюрпризных моментов. Перед детьми не ставится учебной задачи (не сообщается — будем учиться, а воспитатель предлагает поиграть, посмотреть на картину, послушать сказку). Занятия носят подгрупповой и индивидуальный характер. Структура занятий проста. Первое время от детей не требуют индивидуальных ответов, на вопросы воспитателя отвечают те, кто захочет, все вместе.

В средней группе характер учебной деятельности несколько меняется. Дети начинают осознавать особенности своей речи, например особенности звукопроизношения. Усложняется содержание занятий. На занятиях становится возможным ставить учебную задачу («Будем учиться правильно произносить звук з»). Повышаются требования к культуре речевого общения (говорить по очереди, по одному, а не хором, по возможности фразами). Появляются новые виды занятий: экскурсии, обучение рассказыванию, заучивание стихов. Длительность занятий увеличивается до 20 мин.

В старшейи подготовительной к школе группах повышается роль обязательных фронтальных занятий комплексного характера. Меняется характер занятий. Проводится больше занятий словесного характера: различные виды рассказывания, анализ звуковой структуры слова, состава предложений, специальные грамматические и лексические упражнения, словесные игры. Применение наглядности приобретает другие формы: все больше используются картины — настенные и настольные, мелкие, раздаточные. Изменяется и :• роль воспитателя. Он и теперь руководит занятием, но способствует большей самостоятельности детской речи, реже использует речевой образец. Усложняется речевая активность детей: используются коллективные рассказы, пересказы с перестройкой текста, чтение в лицах и др. В подготовительной к школе группе занятия приближаются к урокам школьного типа. Длительность занятий составляет 30—35 мин. Вместе с тем не следует забывать, что это дети дошкольного возраста, поэтому надо избегать сухости, дидактизма.

Проведение занятий в смешанной по возрасту группе сложнее, поскольку одновременно решаются разные учебные задачи. Существуют следующие виды занятий: а) занятия, которые проводятся с каждой возрастной подгруппой отдельно и характеризуются типичными для того или иного возраста содержанием, методами и приемами обучения; б) занятия с частичным участием всех детей. В этом случае более младшие воспитанники приглашаются на занятие позже или раньше уходят с него. Например, на занятии с картиной все дети участвуют в ее рассматривании и беседе. На самые сложные вопросы отвечают старшие. Затем малыши уходят с занятия, а старшие рассказывают по картине; в) занятия с участием всех детей группы одновременно. Такие занятия проводят на интересном, эмоциональном материале. Это могут быть драматизация, чтение и рассказывание с наглядным материалом, диафильмы. Кроме того, возможны занятия с одновременным участием всех воспитанников на едином содержании, но с разными учебными задачами на основе учета речевых навыков и умений детей. Например, на занятии по картине с несложным сюжетом: младшие активны в рассматривании, средние составляют описание картины, старшие придумывают рассказ.

Особенности развития звуковой стороны речи у детей дошкольного возраста

Дети дошкольного возраста постепенно овладевают правильным звукопроизношением.

До 5-ти лет для них характерно «физиологическое косноязычие». Это естественный этап в формировании фонетической стороны речи и не имеет ничего общего с патологическим косноязычием - стойким недостатком речи, который требует упорной логопедической работы. Физиологическое косноязычие исчезнет к 5-ти годам. К этому возрасту нормально развивающийся ребенок должен не только уметь различать все звуки родного языка на слух, но и улавливать всевозможные неправильности их звучания, ему уже доступны все тонкости движения речевых органов, которые необходимы для произношения самых трудных по артикуляции звуков.

Алгоритм проведения самоанализа

  1. Указываем возраст детей и их количество на занятии.
  2. Обозначаем тему, цели и задачи.
  3. Описываем структуру занятия.
  4. Детально рассматриваем использованные приёмы (с указанием материалов и оборудования для каждого).
  5. Даём оценку уровня организации и эффективности выбранного содержания и формы (логичность, темп занятия, темп речи педагога, эмоциональность, уровень самостоятельности и активности детей).


Самоанализ занятия по развитию речи в старшей группе «Сказка в гости к нам приходит»

На занятии «Сказка в гости к нам приходит» были поставлены следующие цели: развивать умение узнавать отдельные сказки по характерным признакам и уметь их обыгрывать, активизировать речь, обогащать словарный запас, учить подбирать слова-антонимы, определяющие героев; поддерживать интерес к сказкам, способствовать воспитанию нравственных качеств детей, вызвать сочувствие, сопереживание, желание прийти на помощь.

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Физическая культура», «Музыка».

Предварительная работа: чтение сказок о животных, волшебных, социально-бытовых сказок, рассматривание иллюстраций к сказкам, беседа по сказкам, чтение пословиц, игры драматизации по сказкам.

Структура НОД

Непосредственно-образовательная деятельность (далее по тексту НОД) проводилась с группой детей старшего дошкольного возраста 5–6 лет.

Непосредственно образовательная деятельность состояла из трёх взаимосвязанных между собой частей, в ходе которых дети поэтапно выполняли различные действия. Данная структура вполне оправдана, так как каждая часть непосредственно-образовательной деятельности направлена на решение определённых задач и предлагает выбор методов и приёмов.

Вводная часть организация детей, мотивация к предстоящей деятельности. На организационном этапе НОД был применён проблемно-ситуационный метод. Детям было предложено отправиться в сказочную страну.   Основная часть НОД представляла собой специально организованную и самостоятельную деятельность детей, направленную на решение поставленных задач.

В ходе всего НОД создавала проблемные ситуации, спасение героев сказок от Змея Горыныча.     В заключительной части НОД использовала также игровую проблемную ситуацию — возвращение в группу с помощью счёта на ковре самолёте, были сюрпризные моменты, это персонажи из сказок (Баба-Яга и Золушка), памятные сувениры (книги). Закрепила положительные результаты занятия словесным поощрением.

Для реализации каждой задачи я подобрала приёмы, которые помогли их решить. Приёмы были основаны на игровых ситуациях, в которых я старалась закреплять знания детей о сказках.

В работе с детьми использовала беседу, вопросы к детям на сообразительность и логическое мышление — всё это способствовало эффективности НОД, мыслительной деятельности и познавательному развитию детей.

Материал для НОД был подобран на доступном для детей уровне, соответствовал их психологическим особенностям и был рационален для решения поставленных целей и задач. Они были активны, внимательны, чувствовали себя комфортно. Все это подтверждают результаты деятельности.

Все элементы НОД логически между собой объединены общей темой.

Данная структура занятия вполне оправдана. Так как каждая часть занятия направлена на решение определённых педагогических задач и предлагает выбор адекватных методов и приёмов. Содержание занятия соответствовало поставленным задачам.

Деятельность на НОД характеризуется как совместная, индивидуальная.

На НОД я применяла следующие формы работы: фронтальную, индивидуальную, групповую.

Были использованы следующие методы: словесные (вопросы к детям, уточнение, поощрение, подбор слов-антонимов); наглядно-демонстрационный (изображение персонажей сказок, предметов, с которыми они ассоциируются); практические (пальчиковая гимнастика «Любимые сказки», пазлы героев сказок, физкультминутка по сказке, раскладывание зёрнышек, психогимнастика «Колобок»), игровые (путешествие в сказочную страну, помощь героям сказок), а также методы контроля (анализ выполненных заданий), оценены результаты деятельности с помощью памятных сувениров (книг).     Методы включают в себя систему приёмов, которые объединяются для решения обучающих задач. Приёмы (пояснения, указания, показ, команды, игровой приём, художественное слово, поощрение, помощь ребёнку, анализ, вводная беседа) направлены на оптимизацию индивидуального развития каждого ребёнка.

Я считаю, что выбранная мной форма организации непосредственной образовательной деятельности детей была достаточно эффективной, динамичной. Старалась соблюдать нормы педагогической этики и такта. Считаю, что поставленные в непосредственно образовательной деятельности задачи были выполнены. НОД своей цели достигло.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи для 2-ой младшей группы по теме: «Развитие связной речи» «К нам пришли гости»

Конспект  непосредственно образовательной деятельности по развитию речи для 2-ой младшей группы по теме: «Развитие связной речи»«К нам пришли гости»Цель:Учить детей составлять рассказа описательн...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи с детьми ТНР старшей группы по теме «Одежда» с использованием развивающих игр.

Тема недели: «Одежда» Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Х...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи детей 4-5 лет с ОНР тема "Части тела человека"

Конспект НОД по развитию речи детей средней группы с ОНР  II (уровень развития) направлен на формирование умения строить и использовать в речи фразу из 2-4 слов. Упражнения в игровой форме помогу...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе с учетом ФГОС Тема недели : «Домашние птицы». Тема «В деревне у бабушки и дедушки»

Цели: Развитие связной речи.Задачи: - Актуализация словаря по теме «Домашние птицы-  Совершенствование грамматического строя речи.- Развитие фонематического слуха, логического мышления- Вос...

Консультация для родителей «Развитие речи посредством поисково-исследовательской и экспериментальной деятельности»

Консультация для родителей «Развитие речи посредством поисково-исследовательской и экспериментальной деятельности»...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи во второй группе раннего возраста на тему : «По дороге колобка» Образовательная область: «Речевое развитие»

Данный конспект воспитывает у детей желание внимательно слушать взрослого, повторять простые предложения          Формировать знания детей скатыванию теста в ша...

«Развитие речи посредством поисково-исследовательской и экспериментальной деятельности»

В данной статье раскрывается значение познавательно- исследователской деятельности в развитии речи детей дошкольного возраста....