«Развитие речи посредством поисково-исследовательской и экспериментальной деятельности»
статья по развитию речи

Слюнина Светлана Викторовна

В данной статье раскрывается значение познавательно- исследователской деятельности в развитии речи детей дошкольного возраста. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slyunina_s.v._-statya.docx21.55 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие речи посредством поисково-исследовательской и экспериментальной деятельности»

С.В.Слюнина,

воспитатель МДОУ ЦРР-

детский сад «Сказка» п.Ивня Белгородская обл.

Н.С.Кошлакова,

воспитатель МДОУ ЦРР-

детский сад «Сказка» п.Ивня Белгородская обл.

Аннотация. В данной статье раскрывается значение познавательно- исследователской деятельности в развитии речи детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: познавательно – исследовательская, речевое  развитие, познание, эксперименты, опыты., социализация, игровая деятельность.

В настоящее время  отмечается большой рост речевой патологии у детей дошкольного возраста. Как показала практика, число детей, посещающих детский сад , имеющих речевые нарушения, возрастает с каждым годом. Дети поступают в детские сад уже с задержкой речевого развития.

Это связано с ростом детской заболеваемости, с уменьшением общения взрослых  и детей в силу их занятости. Дети получают информацию, смотря телевизор и играя в компьютер. Они испытывают дефицит в общении со взрослыми в силу их занятости. Все это приводит к серьезным негативным  последствиям. У детей отмечается низкий  уровень  усвоения новых знаний, страдают межличностные отношения и эмоциональная сфера .  В дальнейшем возможны нарушения чтения и письма.

Проанализировав  все эти проблемы, сделали  вывод, что необходим  поиск новых путей и средств развития речевой активности.

Детское экспериментирование и развитие речи тесно взаимосвязаны  между собой. Действуя с предметами, ребенок дошкольного возраста усваивает материал быстрее и качественнее, чем со слов или при демонстрации наглядного материала. А знания, которые он добыл самостоятельно, являются более прочными. В процессе поисково- исследовательской деятельности  дошкольники учатся отвечать на вопросы,  обосновывать свои ответы; высказываться распросраненными  предложениями.У детей обогащается  словарный  запас, развиваются мелкая моторика, тактильные анализаторы. Всё это стимулирует развитие речи. Исходя из этого, пришли к выводу, что  детское экспериментирование  является одним из средств развития речевой активности детей дошкольного возраста.

Работу  в этом направление начали, наметив следующие  задачи:

- Формировать познавательную активность.

- Развивать мыслительные процессы.

- Обогащать словарный запас, развивать связную речь.

- Развивать мелкую моторику.

- Формировать способы познания путём сенсорного анализа.

- Формировать мотивацию, порождающую желания высказаться, рассказать, сообщить о чём – либо.

Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: игру, образовательную деятельность, прогулку. Ребенок дошкольного возраста, сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности – к экспериментированию. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе .Чем глубже познаётся мир, тем лучше формируется речь и, наоборот, чем лучше речь ребёнка, тем более глубоко он может рассказывать о своих наблюдениях, о своих познаниях.

В Федеральном государственном образовательном стандарте ДО, позна-вательно – исследовательская деятельность, рассматривается как целевой ори-ентир на этапе завершения дошкольного образования.

Основная форма экспериментальной деятельности, которую мы используем в работе с детьми дошкольного возраста– это опыты.

Начав работу в данном направлении, для детей 4 – 5 лет совместно с родителями оборудовали центр экспериментальной деятельности «Познавай- ка, разместив  природный материал: (семена растений, скорлупа грецкого ореха, шишки, желуди, семена фруктов и овощей); бросовый материал(баночки, пробки, проволока, деревянные катушки и т.д.); различные приборы( песочные часы, весы, лупы , зеркала, трубочки от коктейлей).Приобрели  планшет для песочной терапии, стол для экспериментирования «Песок –вода». Имеется множество книг познавательного характера , детские энциклопедии.

Все предметы и материалы безопасны для детей, находятся  в доступном месте. Ребенок без труда может экспериментировать с любым предметом, просмотреть заинтересовавшую его книгу.

Дети с большим удовольствием проводят опыты с песком, глиной, снегом, воздухом, камнями, водой. Например , экспериментируя с песком, дети узнают о его свойствах, самостоятельно приходят к выводу, что слепить фигурку из мокрого песка можно , а из сухого нельзя. Так же детям очень нравится экспериментировать с кинетическим песком.

Как показала практика, наиболее эффективными и часто применяемыми в совместной деятельности детей и педагогов нашего ДОУ, стали опыты с растениями,  с объектами неживой природы.

Опыты проводим как в групповой комнате, так и на участке детского сада.

В зимний период проводим опыты со снегом и льдом. Дети с удовольствием изготавливают цветные льдинки, окрашивая воду в разные цвета, наблюдают за состоянием воды ( замерзает на холоде, принимает форму емкости, а  в теплом помещении лед тает) В летний период часто проводятся опыты с песком, глиной и водой.

Проводя опыты с водой дети определяют, что вода не имеет запаха, прозрачная, жидкая, не имеет вкуса и формы . Дети делают выводы , что без воды растения погибнут.

Экспериментируя с бумагой , дети узнали не только её свойства (рвётся, мнётся, намокает, но и непосредственное применение той или иной бумаги (картон; писчая, акварельная, копировальная бумага) в разных видах деятельности (рисовании, аппликации, конструировании из бумаги).

В ходе непосредственно образовательной деятельности «Оденем куклу Катю на прогулку» дети выбирали одежду для прогулки в дождливую погоду, закрепляли знания о сезонной одежде. Капнув воду на кусочки ткани, определили, что плащ , который сшит из болоньевой ткани не промокает, поэтому кукле надо надеть на прогулку плащ , который сшит из этой ткани. Знакомя детей с овощами и фруктами, использовали игры – эксперименты:«Определи, из чего сделан салат», «Угадай по запаху. вкусу» . В этих играх, дети учились использовать прилагательные,: сладкий, кислый, сладковатый, ароматный, , хрустящий, сочный. И уже в повседневной жизни, в игровой деятельности, во время приёма пищи, дети самостоятельно использовали  эти слова. А в непосредственно – образовательной деятельности по развитию речи  по теме «овощи - фрукты», дети учились загадывать загадки, используя свой непосредственный опыт с предметом на основе своих тактильных, вкусовых и зрительных восприятий.

Знакомя детей с кухонной посудой и её назначениемпосредством сказки «Золушка», предложили помочь героине сказки попасть на бал, перебрав крупу (манная крупа смешана с рисовой). Дети отметили, что в ручную, это делать очень долго. Тогда при рассматривании кухонной посуды, предложила найти предмет, который нам поможет. В результате этого эксперимента, дети познакомились с разными видами круп, приобрели опыт пользования ситом. Полученные детьми знания путем экспериментирования закрепляем , используя  дидактические игры: «Из чего это сделано?», «Подбери пару», «Логическая цепочка» и т. д.

Таким образом, занимаясь  экспериментированием, мы отметили, что у дошкольников увеличился активный словарь, речь стала более связной, дети приобрели коммуникативные навыки взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Они принимают участие в беседе, делятся с педагогами и детьми разнообразными впечатлениями,  с помощью речи пытаются решить спорные вопросы. В дальнейшем мы будем продолжать работу над этой проблемой, как в старшей, так и в подготовительной группе.

ЛИТЕРАТУРА

1.Дыбина, О.В., Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты

для дошкольников - Творческий Центр «Сфера» Москва 2002

2. Иванова, А.И., Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2009.

3. Мартынова, Е.А., Сучкова, И.М., Организация опытно – экспериментальной деятельности дошкольников. – Волгоград: Учитель, 2011.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования М.:ТЦ Сфера, 2015


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

доклад к педагогическому совету на тему: «Развитие познавательной активности детей посредством поисково-исследовательской деятельности»

доклад к педагогическому совету на тему: «Развитие познавательной активности детей посредством поисково-исследовательской деятельности»...

Педагогический опыт работы на тему: «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством поисково-исследовательской деятельности»

Актуальность темы очевидна: педагоги современного образовательного процесса призваны с особой внимательностью относиться к новым педагогическим технологиям, изучать закономерности педагогического проц...

Консультация для родителей «Развитие речи посредством поисково-исследовательской и экспериментальной деятельности»

Консультация для родителей «Развитие речи посредством поисково-исследовательской и экспериментальной деятельности»...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи посредством поисково — исследовательской и экспериментальной деятельности. Тема: «Радужный калейдоскоп».

это занятие решает основные задачи нод, формирует навыки сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности, инициативности....

Развитие речи старших дошкольников в познавательно-экспериментальной деятельности ТЕМА: «ПУТЕШЕСТВИЕ С КАПЕЛЬКОЙ»

Цели: Познакомить детей с веществом – водой, ее свойствами, использованием, применением.Задачи:Образовательные: Актуализировать словарь по лексическим темам «Транспорт», «Посуд...

Развитие речи старших дошкольников в познавательно-экспериментальной деятельности

Развитие речи старших дошкольниковв познавательно-экспериментальной деятельности "Древесина"...