Картотека сюжетно-ролевых игр
учебно-методический материал по развитию речи (старшая группа)

Картотека разработана для проведения сюжетно-ролевых игр в старшей группе детского сада

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_syuzhetno-rolevyh_igr.docx204.08 КБ

Предварительный просмотр:

Принято решением педсовета                                                              «Утверждаю»

МБДОУ д/с 9                                                                          Приказ №______ от 31.08.2020г

Протокол №1 от 31.08.2020г.                                          Заведующий МБДОУ д/с №9

___________________Л.Н. Демченко

 

Картотека сюжетно - ролевых игр

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/0c20/0011abd7-8dd7af86/hello_html_4f54ff8d.jpg

Автор: Рогозина Светлана Валерьевна,

воспитатель МБДОУ д/с №9,

г. Кропоткин

Кавказский район

2020г

Пояснительная записка

Сюжетно-ролевая игра – это деятельность, в которой дети берут на себя те или иные функции взрослых людей в специально создаваемых ими игровых воображаемых условиях, воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Ребенок учится не только вступать в контакт и вести разговор с собеседником, но и внимательно слушать, использовать мимику и жесты для более эффективного выражения своих мыслей.

Игра является характерной формой деятельности детей дошкольного возраста. В играх происходит  становление ребенка как личность. В ролевых играх между детьми складываются отношения сотрудничества, взаимопомощи, заботы и внимания друг к другу. В дошкольном возрасте общение детей становится более  продолжительными, а игры разнообразны. Переход на новую игровую форму общения, которая характеризуется в самостоятельности ребенка. В играх ребенок учиться воспринимать и передавать информацию, следить за реакцией собеседника. В этом возрасте расширяется круг общения ребенка. Дети в совместных играх присматриваются друг к другу, оценивают друг друга, в зависимости таких оценок проявляют или не проявляют взаимные симпатии.

Сам ребенок научиться играть в сюжетно-ролевые игры не сможет, а если сможет, то его игры будут бедные по содержанию и непродолжительные по времени. Это происходит из-за того, что ребенок еще не освоил мир вокруг себя. У ребенка еще не сложились представления о том мире, в котором существуют взрослые. Чем больше вы будете играть и давать ребенку знаний о взрослой жизни, тем разнообразней, интересней будут его игры.

             Актуальность методической разработки.

Современный дошкольник имеет мало шансов приобрести опыт в игровых умениях, так как неформальные разновозрастные группы в настоящее время большая редкость. Раньше они существовали в виде дворовых, соседских групп, или группы братьев и сестёр одного возраста, в одной семье. Сейчас дети данного возраста разобщены. В детском саду их подбирают в группу по одновозрастному принципу, в семьях очень часто есть только один ребёнок, а дворовое и соседское общение становится редким из-за чрезмерной опеки взрослыми дошкольников и занятости школьников в школе, специализированных кружках.      Воспитатель должен заменить дошкольнику недостающих братьев и сестёр, старших товарищей, должен помочь ребёнку овладеть игровыми умениями, втягивая его в игру. Сильным фактором разобщения детей является и телевизор, у которого они проводят много времени.

Считаю необходимым выделить какое значение оказывают сюжетно-ролевые игры  во всех направлениях развития детей.

      Эмоциональное развитие

      Игра оказывает важное воздействие на эмоциональное развитие ребенка. Дети привносят в не то, что они знают о жизни: свои знания и заблуждения, свои страхи и пожелания, а порой болезненные воспоминания, с которыми они пытаются совладать. Маленькие дети, языковые возможности которых ограничены, часто используют игру как средство осознания своего мира.

         Интеллектуальное развитие

Сюжетно-ролевая игра — занятие в значительной мере умственное. Дети используют память: они вспоминают о людях и событиях и затем воспроизводят их. Они апробируют идеи, планируют и реализуют свои планы, формируют представление о прошлом, настоящем и будущем.

      В игре дети творят, используя материалы и игрушки совершенно новыми способами. Кроме того, они совершенствуют разговорные навыки, что чрезвычайно важно для мышления и способности обмениваться информацией. Игра является не только средством формирования абстрактного мышления, но и фактором расширения знаний о предметных областях.

Развитие математических представлений

     В процессе сюжетно-ролевой игры происходит развитие многих математических представлений. В игре ребенок сталкивается с различными группами и подгруппами материалов и вещей. Дети обучаются классифицировать предметы, используют понятия типа «больше - меньше», «шире - уже», «тяжелее - легче».

Развитие научных понятий

      Игра способствует также развитию понятий и методов научного характера. Дети наблюдают, пробуют и экспериментируют, проверяют, анализируют, сравнивая вещи в отношении сходства и различия, ставят вопросы и обобщают ситуации. Все эти действия имеют основополагающий характер в работе ученого.

Подготовка к чтению

      Обогащение словаря и развитие понятий - важная предпосылка успешного чтения и понимания. Общаясь в игре, дети используют родной язык, увеличивая гибкость речи, расширяя словарь, осваивая новые понятия. Приведение в порядок материалов и предметов в соответствии с их сходствами и различиями обостряет способность наблюдения. Выявления сходства и различия крайне важно для опознавания букв и слов при чтении. Обыгрывание какой-либо темы заставляет детей организовывать свои представления. В дальнейшем это облегчает им понимание текстов, где следует учитывать логическую последовательность событий.

Подбор сюжетно-ролевых игр в старшей группе.

В данной работе выделены наиболее популярные и полные неисчерпаемым для детей ресурсом новых знаний и эмоций игры, которые  достаточно доступны и просты в организации их проведения со стороны педагога.

      «ЗООПАРК»

Цель: воспитывать любовь, гуманное отношение к животным.

Задачи: закрепить знания детей о диких животных, их повадках, образе жизни, питании, где обитают. Расширить словарный запас детей.

   «МОРЯКИ»

Цель: Продолжать  формировать положительные взаимоотношения между детьми в процессе игры. 

Задачи: Совершенствовать у детей умения творчески развивать сюжет, объединять несколько сюжетов одним содержанием. Развивать речевое и ролевое взаимодействие, связную монологическую и диалогическую речь. Воспитывать эмоционально-положительное отношение к воинам,  которое выражается в  подражании им, в ловкости,  быстроте, смелости, стремлении                быть похожими на них.

«ВРАЧ» 

Цель: учить детей уходу за больными и пользоваться медицинскими инструментами.

 Задачи: воспитывать внимательность, чуткость, расширять словарный запас. Ввести понятия: «больница», «больной», «лечение», «лекарства», «температура», «стационар».

    «ЦИРК»

Цель: учить распределять роли и действовать в соответствии с принятой на себя ролью, воспитывать дружеское отношение друг к другу.

Задачи: Закреплять представления детей об учреждениях культуры, правилах поведения в общественных местах. Расширять знания о цирковых профессиях: клоуны, дрессировщик, фокусник, акробат, и его   работниках:  директор цирка, билетёры, буфетчица, осветитель.

"ДЕТСКИЙ САД" 

Цель: расширить знания детей о назначении детского сада, о профессиях тех людей, которые здесь работают: воспитателя, няни, повара, музыкального и медицинского работника.

 Задачи: Воспитывать у детей желание подражать действиям взрослых, заботливо относиться к своим воспитанникам. Развивать умение применять полученные знания в игре.

 «НА ДОРОГАХ ГОРОДА» 

        Цель: закрепить знания детей о правилах дорожного движения, познакомить с новой ролью - регулировщик.

Задачи: Воспитывать выдержку, терпение,   внимание на дороге, умение быть вежливыми,    внимательными друг к другу. Уметь ориентироваться в дорожной ситуации. Соблюдать правила дорожного движения. Расширить словарный запас детей: «пост ГИБДД», «светофор», «нарушение движения», «превышение скорости», «штраф».

"СЕМЬЯ" 

Цель: формировать представление о коллективном ведении хозяйства, семейном бюджете, о семейных взаимоотношениях, совместных досугах.

 Задачи: воспитывать любовь, доброжелательное, заботливое отношение к членам семьи, интерес к их деятельности. Совершенствование умения самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку.

«МАГАЗИН»

Цель: научить детей классифицировать предметы по общим признакам.

Задачи: Воспитывать доброжелательное отношение между детьми, чувство взаимопомощи, расширить словарный запас детей: ввести понятия «игрушки», «продукты питания», «мебель»,  «посуда».

«КАФЕ»

Цель: научить детей классифицировать предметы по общим признакам.

Задачи: Воспитывать доброжелательное отношение между детьми, чувство  взаимопомощи, расширить словарный запас детей: ввести понятия «игрушки», «продукты питания», «мебель»,  «посуда».

«ТЕАТР»

Цель: учить детей действовать в соответствии с принятой на себя ролью.

 Задачи:  Закреплять представления детей об учреждениях культуры, их социальной значимости. Обогащать знания детей о театре и его работниках. Развивать умение взаимодействовать по ходу игры, осуществлять замысел, распределять роли, подбирать атрибуты, оборудовать место игры, воспитывать культуру поведения в театре.

«ШКОЛА»

Цель: уточнить знания детей о том, чем занимаются в школе, какие бывают уроки, чему учит учитель. Учить справедливо распределять роли в игре.

Задачи:  Воспитать желание учиться в школе, уважение к труду взрослых. Побуждать детей воспроизводить в играх бытовой и общественно полезный труд взрослых. Расширить словарный запас детей: «школьные принадлежности», «портфель», «пенал», «ученики» и т.д.

«АТЕЛЬЕ МОД»

Цели: расширить знания детей о работе в швейном ателье, формировать первоначальное представление о том, что на изготовление каждой вещи затрачивается много труда. 

Задачи:   Закреплять навыки общественного поведения, благодарить за оказанную помощь и заботу, развивать и укреплять дружеские взаимоотношения.

«ПОЧТА»

Цель: продолжать знакомить с трудом работников связи, формировать уважительное отношение к работникам почты.

 Задачи:    Учить отражать в игре труд взрослых, передавать отношения между людьми,          пользоваться в игре предметами-заместителями, понимать воображаемую  ситуацию и действовать  в  соответствии с ней.

      «САЛОН КРАСОТЫ» 

Цель: дополнить знания детей о профессии парикмахера.

Задачи: Воспитывать культуру общения, расширить словарный запас: халат для парикмахера, накидка для клиента, флаконы, укладка, стрижка, маникюр, окраска волос. Инструменты: расческа, ножницы, кисть, лак, фен.

«КОСМОС»

Цель: познакомить детей с работой космонавтов в космосе.

 Задачи: Воспитать смелость, выдержку, расширить словарный запас детей: «орбита», «космическое пространство», «космодром», «полет», «открытый космос», «космический корабль».

«ФОТОАТЕЛЬЕ»

Цель: закрепить знания детей о работе в фотоателье.

Задачи: Воспитывать культуру поведения в общественных местах, уважение и вежливое обращение к старшим и друг к другу.

«СТРОИТЕЛИ»

Цель: познакомить детей со строительными профессиями: каменщик, крановщик, плотник, сварщик, строитель, маляр.

Задачи: Обратить внимание на роль техники, облегчающей труд строителей. Учить детей сооружать постройку несложной конструкции. Воспитывать дружеские взаимоотношения. Обогатить знания детей об особенностях труда строителей. Ввести понятия:  постройка, подъемный кран, строительный материал.

«БИБЛИОТЕКА»

Цели: учить детей правильно пользоваться услугами библиотеки, применять знания литературных произведений.

Задачи:  Закрепить знания о профессии библиотекаря, воспитать уважение к труду библиотекаря и бережное отношение к книге, расширить словарный запас детей: «библиотека», «картотека» и т.д.

«ТЕЛЕВИДЕНИЕ»

Цель: закрепить представления детей о средствах массовой информации, роли телевидения в жизни людей.

Задачи:  Учить детей ролевым действиям работников телевидения: выбор и составление программ редакторами; подготовка ведущих, зрителей; оформление студии. Обогащение словарного запаса понятиями: «журналист, телеведущий, шоумен и др. профессиями»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический материал для воспитателей старшей группы. Перспективное планирование сюжетно - ролевых игр. Картотека подвижных игр, приложение. Картотека сюжетно - ролевых игр.

Картотека подвижных игр. Картотека наблюдений на прогулке (на год) старшая  группа. картотека сюжетно - ролевых игр с приложением. Перспективное планирование сюжетно - ролевых и театрализованных ...

Картотека для детей средней и младшей группы. Картотека сюжетно-ролевых игр

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 81 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детейВыборгского рай...

картотека подвижных игр для средней группы и картотека сюжетно -ролевых игр для старшей группы

Картотека  подвижных игр для развития двигательных навыков для средней группы, картотека сюжетно - ролевых игр для детей старшей группы для развития  коомуникативных способностей....

картотека подвижных игр для средней группы и картотека сюжетно -ролевых игр для старшей группы

Картотека  подвижных игр для развития двигательных навыков для средней группы, картотека сюжетно - ролевых игр для детей старшей группы для развития  коомуникативных способностей....

картотека подвижных игр для средней группы и картотека сюжетно -ролевых игр для старшей группы

Картотека подвижных игр для  детей средней  группы   на  развитие двигательной активности детей и картотека  для детей старшей группы сюжетно -ролевых игр....

Картотека сюжетно-ролевых игр. Значение сюжетно-ролевых игр в жизни ребенка.

Дошкольный возраст – первоначальный этап усвоения общественного опыта. Ребёнок развивается под воздействием воспитания, под влиянием впечатлений от окружающего мира. Игра – наиболее доступ...

Картотека подвижных игр для средней группы и картотека сюжетно -ролевых игр для старшей группы

Картотека подвижных игр для развития двигательных навыков для средней группы, картотека сюжетно - ролевых игр для детей старшей группы для развития коммуникативных способностей....