Рабочая программа кружка по социально-коммуникативному развитию "Азбука общения" (5-6 лет)
рабочая программа по развитию речи (старшая группа)

Светлана Горецкая

«Самая главная формула успеха – знание, как обращаться с людьми»

Теодор Рузвельт

Образовательная программа «Азбука общения» - это практический курс обучения основам коммуникации детей дошкольного возраста.

Программа разработана в целях  обогащения детей старшей группы специальными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для успешного развития процесса общения.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

F:\сканировать\1 140.jpg

Содержание:

1. Целевой раздел:

1.1.Пояснительная записка………………………………………… с.3-4

Актуальность

1.2. Паспорт программы ………………………………………….… с.5-6

Цель программы

Задачи программы

Основные принципы работы

Целевые ориентиры

2.Содержательный раздел: ……………………………………………. с.6

Возраст детей Методы

Формы проведения занятий

Участники

Работа с родителями

3.Организационный раздел:

3.1. Перспективный план работы кружка ………………………... с.6-7

3.2. Мониторинг ………………………………………………… с. 7-10

Список литературы …………………………………………… ….. с. 10

 

1. Целевой раздел:

1.1. Пояснительная записка

«Самая главная формула успеха – знание, как обращаться с людьми»

Теодор Рузвельт

Образовательная программа «Азбука общения» - это практический курс обучения основам коммуникации детей дошкольного возраста.

Программа разработана в целях  обогащения детей старшей группы специальными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для успешного развития процесса общения.  Составлена с учетом ФГОС ДО на основе «Я-Ты-Мы. Программы социально-эмоционального развития дошкольников» (составитель Князева О.Л.). Методы обучения, используемые в работе, соответствуют возрастным особенностям ребенка и не дублируют основную образовательную программу детского сада.

Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, её развитии и становлении культурного, разумного поведения. Через общение с психологически развитыми людьми и благодаря широким возможностям к научению, человек приобретает высшие произвольные способности и качества. Через активное общение человек становится личностью.

Развитие речи ребенка – эта главная и приоритетная задача педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста. Общение ребёнка со взрослым начинается очень рано: по утверждению психологов, с самого первого дня рождения, а потребность в доброжелательном общении у здорового малыша возникает примерно в 2- 2,5 месяца. Нельзя не учитывать, что современный ребёнок уже с первых лет жизни смотрит телепередачи и видеофильмы, слушает радио, слышит речь разных стилей. Словарный запас современного малыша гораздо больше, чем его ровесника лет 10-15 назад. Помня о том, что дошкольники овладевают родной речью в процессе общения, необходимо уделять больше внимания именно этой проблеме.

В дошкольном возрасте дети вступают в контакт с разными собеседниками: ровесниками, детьми младшего возраста, взрослыми, родными, близкими, чужими, незнакомыми. Поэтому ребёнку нужно решать разные коммуникативные задачи. Ритм современной жизни таков, что не позволяет родителям целенаправленно и планомерно развивать культуру речевого поведения ребёнка. Поэтому наше учреждение может оказать в этом отношении существенную помощь семье.

В качестве основного метода программы предлагается главный метод развивающего обучения – метод сопереживания ситуации. Значительное место в программе уделяется ролевым заданиям, беседам, игровым ситуациям, упражнениям и играм: ведь именно в игре, являющейся ведущим видом деятельности у дошкольников, естественно и максимально разнообразно формируются навыки общения.

Группа детского сада - это первое социальное объединение детей, в котором они занимают различное положение. В дошкольном возрасте проявляются различные взаимоотношения - дружеские и конфликтные, здесь выделяются дети, испытывающие трудности в общении. С возрастом отношение дошкольников к сверстникам меняется, они оцениваются не только по деловым качествам, но и по личностным, прежде всего нравственным. Это обусловлено развитием представлений детей о нормах морали, углублением в понимание содержания нравственных качеств.

Кроме того, только во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми возможно предупреждение различных отклонений в развитии личности ребёнка. 

Исходя из выше изложенного, предлагаемая Программа не только поможет дошкольникам овладеть средствами коммуникации, понять то, что между мыслями, чувствами и поведением в процессе общения существует тесная связь, но и поможет сформировать у дошкольника чувства безопасности и доверия к окружающему миру – к людям и всевозможным предметам.

Актуальность программы. На сегодняшний день стоит остро вопрос, связанный с проблемой общения, как взрослых, так и детей. Потребность современного общества, его духовные и материальные сферы делают проблему общения чрезвычайно актуальной. Особую актуальность рассматриваемая нами проблема приобретает в настоящее время, когда нравственное и коммуникативное развитие детей вызывает серьёзную тревогу. Действительно, всё чаще мы стали  сталкиваться с нарушениями в сфере общения, а также с недостаточным развитием нравственно-эмоциональной сферы детей. Это обусловлено чрезмерной «интеллектуализацией» образования, «технологизацией» нашей жизни, увлечение виртуальной жизнью. Общеизвестно, что лучшим другом современного ребёнка являются телевизор или компьютер, а любимыми занятиями – просмотр мультфильмов, компьютерные игры. Дети стали меньше общаться со взрослыми и друг с другом. Ребёнок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвлённым и отвергнутым, что может привести к эмоциональному неблагополучию: снижению самооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости, формированию тревожности, или, наоборот, к чрезмерной агрессивности поведения. Наблюдения за повседневной, игровой деятельностью детей, за их общением показывают, что в детских коллективах присутствует достаточно высокая напряженность и конфликтность. Есть дети с низким уровнем развития коммуникативных навыков и социальных умений, нарушающие социальные нормы и права других детей; дети с формирующимися поведенческими и эмоциональными расстройствами детского возраста и т.п. Ребята, не имеющие навыков конструктивного общения с ровесниками, часто становятся причиной ссор, конфликтов в детском коллективе. Все это позволяет говорить о необходимости выстраивания специально организованной работы по формированию коммуникативных навыков и развитию социальных умений общения с детьми уже дошкольного возраста.

1.2. Паспорт программы

Цель:  сформировать навык речевого общения  у детей старшей группы дошкольного возраста.

Задачи:

- обучать детей пониманию себя и умению «быть в мире с собой»;

- воспитывать интерес к окружающим людям, развивать чувства понимания и сопереживания другим людям;

- развивать у детей навыки общения в различных жизненных ситуациях (со сверстниками, педагогами, родителями и другими окружающими людьми);

- развивать адекватную оценку деятельности, направленную на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей;

- повышать уровень самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения;

- формировать терпимость к мнению собеседника;

- выработать у детей положительные черты характера, способствующие лучшему;

- взаимопониманию в процессе общения;

- развивать творческие способности и выражения в процессе коммуникативной деятельности;

- развивать активность, самостоятельность, организаторские способности ребенка в процессе коммуникативной деятельности;

- развивать и воспитывать внутреннюю составляющую (воля, память, мышление, внимание, воображение, подлинность в ощущениях) и внешнюю составляющую (чувства ритма, темпа, чувства пространства и времени, вера в предлагаемые обстоятельства) техники коммуникации в каждом ребенке.

Основные принципы работы:

- принцип развивающего обучения (Выготский Л.С., Эльконин В.А.)

- принцип воспитывающего обучения;

- принцип доступности;

- принцип постепенности, последовательности и систематичности;

- принцип наглядности;

- принципа эмоциональной насыщенности (подбор тематики зависит от способностей и успешного продвижения ребенка);

- связи теории с практикой.

Целевые ориентиры:

Ожидаемые результаты.

В конце реализации программы дети научатся:

- правильно выражать свои эмоциональные реакции, мысли и чувства;

- владеть нравственной стороной воспринимаемых действий, событий,

понимать их суть;

- умения радоваться удаче и успеху;

- понимать установки «нельзя» и «надо»;

- общаться со сверстниками, взрослыми и с окружающими людьми;

- давать оценку поступкам, привычкам и поведению людей в различных жизненных ситуациях;

- находить у себя как положительные, так и отрицательные качества, поступки и привычки;

- выражать свою симпатию к добрым делам и поступкам;

- обращать внимание и следить за своим внешним видом;

- контролировать свое поведение в общении с окружающими людьми;

- принимать верные решения в различных жизненных ситуациях;

- научатся вести доброжелательный диалог, используя различные средства выразительности, употребляя в речи «волшебные» слова;

- научатся культурно вести себя за столом, усвоив основные правила этикета;

- научатся быть самостоятельными.

2. Содержательный раздел:

В реализации программы по дополнительному образованию участвуют дети старшей группы, возраст 5-6 лет.

Продолжительность образовательного процесса по программе составляет 9 месяцев: (с 1.09.2018 по 31.05.19)

В течение 1 месяца предусмотрено 4 занятия.

Методы: игровой, практический, наглядный, словесный.

Формы проведения:

1. Фронтальное (подгрупповое) занятие.

2. Индивидуальная работа.

Время проведения: вторая половина дня, продолжительность - 25 минут.

Участники: дети старшей группы "Радуга".

Работа с родителями: памятки для родителей по формированию навыка общения, консультация для родителей детей старшей группы: «Учим ребёнка общаться», индивидуальные беседы, день открытых дверей (октябрь, март), итоговое открытое занятие (май).

3. Организационный раздел:

3.1. Перспективный план работы кружка

Тема

Количество занятий

Сентябрь

1

Вежливая просьба

1

2

Еще один секрет вежливости

1

3

Воспитанность и вежливость

1

4

Семьи большие и маленькие

1

Октябрь

5

Как дети могут заботиться о взрослых

1

6

Глупые ссорятся, а умные договариваются

1

7

Дети хлеб пополам, хоть и голоден сам

1

8

Кто кого обидел

1

Ноябрь

9

Я самый главный

1

10

Обиженные друзья

1

11

Не завидуй другому

1

12

С чего начинается дружба

1

Декабрь

13

Зайчик, который всем помогал

1

14

Умей увидеть тех, кому нужна помощь

1

15

Я задаром спас его

1

16

Кто помощь оказывает, о тех добрые слова сказывают

1

Январь

17

Добрые дела

1

18

Хорошие товарищи

1

19

Добрейший носорог

1

20

Почему нельзя драться

1

Февраль

21

Спасибо за правду

1

22

Тайное всегда становится явным

1

23

У ленивого Федорки всегда отговорки

1

24

Кем быть

1

Март

25

Мир эмоций (грусть, радость, злость, страх)

4

Апрель

26

Надо вещи убирать, не придётся их искать

2

27

Неряха-замараха

2

Май

28

Я фантазёр

2

29

Проба на вкус и запах

2

3.2. Мониторинг

Мониторинг уровня развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста.

Цель: определить уровень развития коммуникативных способностей и

умений детей и каждого ребёнка в отдельности.

Для определения у детей старшего дошкольного возраста уровня развития коммуникативных способностей мною была использована исследовательская методика «Изучение уровня развития коммуникативных

способностей и умений детей» по Н.Ф. Комаровой. По представленным критериям, можно судить об уровнях коммуникативных способностей: высоком, среднем и низком.

Критерии уровней развития коммуникативных способностей и умений:

1. Низкий уровень (1 балл). Проявляет неустойчивость в игровом

общении: дружеское отношение сменяется конфликтами, попытками

завладеть игрушками других детей. Контакты со сверстниками

непродолжительны. Общее эмоциональное состояние ребёнка неустойчиво:

спокойное состояние чередуется с плаксивостью, негативными

проявлениями по отношению к сверстникам.

2. Средний уровень (2 балла). Спокойно играет рядом с детьми.

Вступает в общение по поводу игрушек, игровых действий. Сохраняет

преобладающее эмоционально-положительное настроение.

3. Высокий уровень (3 балла). Охотно и активно общается с детьми

и выступает с предложениями по поводу игр. Относится к сверстникам

дружелюбно, правильно реагирует на ярко выраженные эмоциональные

состояния. Ребёнок способен по собственной инициативе проявить

сочувствие.

Коммуникативные способности и умения:

1. Вступать в игровое общение со сверстниками

2. Договариваться о совместных действиях в игре

3. Осваивать способы взаимодействия со сверстниками в игре

4. Игры рядом, подражание действиям

5. Развертывать ролевое взаимодействие – ролевой диалог

6. Доброжелательное отношение между детьми

Результаты наблюдений фиксировались в сводной таблице 1, где против

фамилии каждого ребёнка отмечается его уровень коммуникативных

способностей и умений по каждому критерию, который он демонстрировал в

общении.

В итоге были получены следующие результаты, которые наглядно

показывают, как общую картину развития коммуникативных способностей и

умений, так и результаты каждого ребёнка.

Таблица 1.

Результаты диагностики развития коммуникативных умений у старших

дошкольников на начало года.

п/п

Имя

ребенка

Вступать в игровое общение со сверстниками

Договариваться о совместных

действиях в игре

Осваивать способы

взаимодействия со

сверстниками в игре

Игры рядом, подражание

действиям

Развертывать ролевое

взаимодействие – ролевой диалог

Доброжелательное отношение

между детьми

Количество баллов

Уровень развития

1

Артём В.

+

-

+

+

-

-

1

Низкий

2

Елисей К.

+

+

+

+

-

+

2

Средний

3

Ксюша Б.

+

+

-

+

+

+

2

Средний

4

Лиза З.

+

+

-

+

+

-

2

Средний

5

Кирилл З.

+

+

+

+

-

-

2

Средний

6

Полина З.

+

+

+

+

-

+

2

Средний

7

Денис Б.

+

+

+

+

+

+

3

Высокий

8

Тимофей Г.

+

+

+

+

+

+

3

Высокий

9

Егор М.

+

-

-

+

-

-

1

Низкий

10

Полина Р.

+

+

+

+

+

+

3

Высокий

Проведя диагностику уровня коммуникативных способностей и умений

у старших дошкольников, получили следующие результаты, представленные

в таблице 1. Таким образом, на начало учебного года: - высокий уровень показали 3 дошкольника – 30%; - средний уровень показали 5 дошкольников – 50%; - низкий уровень показали 2 дошкольника - 20%;

- в целом группа показала средний уровень коммуникативных умений (средний балл – 2,1).

Исследовав уровень коммуникативных способностей и умений у детей

исследуемой группы, я выявила, что наиболее развиты у детей такие

способности и умения: вступать в игровое общение со сверстниками,

договариваться о совместных действиях в игре. Хуже всего развито умение развертывать ролевое взаимодействие – ролевой диалог и доброжелательное отношение между детьми.

Таблица 2.

Результаты диагностики развития коммуникативных умений у старших

дошкольников на конец года.

п/п

Имя

ребенка

Вступать в игровое общение со сверстниками

Договариваться о совместных

действиях в игре

Осваивать способы

взаимодействия со

сверстниками в игре

Игры рядом, подражание

действиям

Развертывать ролевое

взаимодействие – ролевой диалог

Доброжелательное отношение

между детьми

Количество баллов

Уровень развития

1

Артём В.

+

-

+

+

-

+

2

Средний

2

Елисей К.

+

+

+

+

-

+

2

Средний

3

Ксюша Б.

+

+

+

+

+

+

3

Средний

4

Лиза З.

+

+

+

+

+

-

3

Средний

5

Кирилл З.

+

+

+

+

-

-

2

Средний

6

Полина З.

+

+

+

+

+

+

3

Средний

7

Денис Б.

+

+

+

+

+

+

3

Высокий

8

Тимофей Г.

+

+

+

+

+

+

3

Высокий

9

Егор М.

+

+

-

+

-

+

2

Средний

10

Полина Р.

+

+

+

+

+

+

3

Высокий

Проведя диагностику уровня коммуникативных способностей и умений

у старших дошкольников, получили следующие результаты, представленные

в таблице 2. Таким образом, на конец учебного года: - высокий уровень показали 6 дошкольников – 60%; - средний уровень показали 4дошкольника – 40%; - низкий уровень показали 0 дошкольников - 0%. В целом группа показала уровень коммуникативных умений выше среднего (средний бал – 2,6).

Литература:

1. Петрова В.И., Стульчик Т.Д. «Этические беседы с дошкольниками», Издательство «Мозаика – синтез», М., 2016 год.

2. «Я-Ты-Мы. Программа социально-эмоционального развития дошкольников» Составитель Князева О.Л., Издательство «Мозаика – синтез», М., 2016 год.

3. Яхнин Л.Л. Азбука вежливых слов. Стихи./Л.Л. Яхнин; - М.: Оникс, 2012.- 2.

4. Ушакова, О.С. Развитие речи. / О.С. Ушакова, Е.Н. Струнина. – М.: изд. Центр Вентана – Граф, 2007.-191 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое обеспечение рабочей программы. Образовательная область "Социально-коммуникативное развитие": картотека подвижных игр на развитие сотрудничества между сверстниками в возрастной группе «Дружные ребята»

Цели и основные задачи:Развивать отношения, построенные на равноправии или готовности (способности) конструктивно решать проблемы, связанные с занимаемым положением (статусом) в группе, помочь детям о...

Методическое обеспечение рабочей программы. Образовательная область "Социально-коммуникативное развитие": тематический план сюжетно-ролевых игр «Я - играю, ты - играешь, мы - играем»

Сюжетно-ролевые игры направленгы на формирование умения согласовывать свой собственный игровой замысел с замыслами сверстников, менять роли по ходу игры....

Методическое обеспечение рабочей программы. Образовательная область "Социально-коммуникативное развитие".

Дидактические игры для организации познавательной деятельности в возрастной группе во вторую половину дня «Делу время, потехе час»....

Рабочая программа "Детство" (раздел: социально - коммуникативная область) для средних, старших и подготовительных групп.

Рабочая программа "Детство" (раздел программы "Детство" - социально-коммуникативная область)....

Рабочая программа на развитие социально-коммуникативных и художественно-эстетических навыков у детей старшего дошкольного возраста в рамках театральной студии "Мыльная феерия"

В рабочей программе отражены принципы и содержание работы с детьми старшего дошкольного возраста на развитие социально-коммуникативных и художественно-эстетических навыков....

Рабочая программа, образовательная область "Социально-коммуникативное развитие", старшая группа

Рабочая программа разработана с учетом комплесной образовательной программой дошкольного образования "Детство"...

рабочая программа "Мы-вместе" (социально-коммуникативное развитие

    Важным направлением дошкольного образования является создание условий для обогащения личного субъектного опыта поведения, деятельности и взаимодействия дошкольников со взросл...