Консультация "Подвижные игры в речевом развитии дете старшего дошкольного возраста"
учебно-методический материал по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Яблокова Наталия Витальевна

Нужный и полезный материал

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsult._podvizhn_igry_i_rech.doc120 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД

 № 7 «БЕРЕЗКА»  

 

Консультация для воспитателей  

«Развитие речи детей в подвижной игре»

 

подготовила учитель - логопед

 Яблокова Наталия Витальевна

г.  Семенов

2018г.

Всем известно такое изречение — «Движение- это жизнь». Подвижный человек- активный человек, всё успевает , меньше устаёт. Наша система образования ставит перед собой цель воспитать всесторонне развитого человека, но  ребёнок уже в дошкольном

возрасте испытывает вредное воздействие гиподинамии. По мнению психологов маленький ребёнок — деятель. Деятельность его выражается, прежде всего, в движениях. Чем разнообразнее движения, тем больше информации  поступает в мозг, тем интенсивнее интеллектуальное развитие.  Развитие речи тоже напрямую  связано с развитием движения. Поэтому   требования  ФГОС ДО включают в себя организацию двигательной активности на занятиях. Эффективнее всего включать на занятия подвижные игры.

Подвижная игра, как и любая дидактическая игра, направлена на достижение определённых целей воспитания и обучения. Использование подвижной игры на занятии помогают повысить работоспособность детей, снять напряжение, способствуют переключению с одной деятельность на другую. Подвижные игры на занятии по развитию речи можно использовать как  элемент занятия, как физкультурную минутку, либо как закрепление пройденного материала. В игровой форме мышление протекает быстрее, и новый учебный материал усваивается прочнее, запоминается легче. К речевым играм относятся  подвижные игры с речевым содержанием, русские народные игры, игры-хороводы,   игры-драматизации, игры- потешки с пальчиками и.т.д.

Любую подвижную игру можно адаптировать к лексической теме недели и использовать её  в совместной деятельности с ребёнком.  

Вспомните, как загораются глаза у ребят, когда вы говорите: «А сейчас мы с вами поиграем в интересную игру!» Не надо быть тонким психологом, чтобы понять, какое значение имеет игра в жизни ребёнка. Подвижная игра с её выраженным эмоциональным характером – одно из самых любимых занятий дошкольников. Подвижная игра окажет неоценимую помощь в работе с детьми, если она педагогически правильно подобрана, с учётом возможностей ребёнка, с пониманием задач каждого этапа работы и умелом руководстве со стороны взрослого.

Дети с речевыми нарушениями в большинстве случаев интеллектуально здоровы, следовательно, потребность в игре у них такая же, как у их сверстников. Но они и отличаются нередко от своих сверстников. Это отличие может выразиться со стороны физического развития в нарушении моторики, в наличии у детей парезов, общей скованности, дискоординации и слабости двигательной расторможенности.

        Наличие речевых дефектов приводит к изменению в психической сфере, а именно к появлению таких черт, как раздражительность, возбудимость, замкнутость и прочее.

Особенности таких детей отмечается в играх. Нарушение общей и речевой моторики (это касается детей дизартриков) вызывает у детей быстрое утомление в игре. Неуравновешенность, двигательное беспокойство в поведении, речевая утомляемость затрудняет включение в коллективную игру.

        При проведении игры необходимо учитывать особенности поведения детей с различными речевыми расстройствами. Характер подвижной игры, её содержание должны быть разнообразны.

        Подвижная игра, нормализуя моторную функцию ребёнка, помогает решить и ряд других коррекционно – воспитательных задач: повышает активность, развивает подражательность,  формирует игровые навыки, совершенствует просодические компоненты речи, поощряет творческую активность детей.

        Подвижная игра способствует развитию чувства ритма, гармонии движений, положительно влияет на психологическое состояние детей.

        У детей с речевой патологией недостаточно сформированы пространственные представления, с трудом формируются не только речевые, но и двигательные стереотипы. Всё это требует определённой специфики проведения подвижных игр. Рекомендуется иногда обращаться к игровому материалу, предназначенному для детей младших групп, адаптируя, изменяя его с учётом особенностей детей с речевыми нарушениями.

        

На подготовительном этапе работы рекомендуется проводить игры:

  • На развитие слухового внимания: «Где позвонили?», «Тихо – громко», «Найди игрушку», «Часовой», «Солнце или дождик».

«Жмурки с голосом».

Цель: развитие слуха и умения ориентироваться в пространстве.

Описание игры. Все играющие, взявшись за руки, образуют круг, водящий стоит в центре. Игроки по сигналу водящего начинают двигаться по кругу вправо (влево), приговаривая:

Мы немножко порезвились,

По местам все разместились.

Ты загадку отгадай,

Кто назвал тебя, узнай.

С последними словами все останавливаются, и игрок, до которого во время движения по кругу водящий дотронулся рукой, называет его по имени изменённым голосом, так, чтобы тот его не узнал. Если водящий узнает игрока, они меняются ролями, если же он ошибся, то продолжает водить.

  • На развитие речевого слуха: «Кто позвал?», «Улавливай шёпот», «Улиточка», «Горшочек», «Слушай и выполняй».

«Прятки».

Цель: развитие речевого слуха, координации движений, умение ориентироваться в пространстве, воспитание ловкости, инициативы, тренировка зрительного и слухового анализаторов.

Описание игры. Педагог с помощью считалки выбирает ребёнка, который прячется. Спрятавшийся ребёнок время от времени говорит: «Ау! Ау!». Другие дети ищут его. Логопед вместе с детьми читает стихи:

Ау! Ау!

Отгадай, где я стою?

Ты попробуй, поищи

И меня скорей найди.

Может, спрятался в шкафу?

Иль залез я за софу?
Может, под столом сижу?

Ты ищи, я подожду.

После того, как спрятавшего ребёнка находят, прячется тот, кто нашёл. Игра повторяется 3-4 раза.

«Дедушка водяной».

Цель: развитие речевого слуха, координации движений, умение ориентироваться в пространстве, воспитание ловкости, инициативы, тренировка зрительного и слухового анализаторов.

Описание игры. Все встают в круг и ходят вокруг, водящего с закрытыми глазами:

- Дедушка Водяной, что сидишь ты под водой! Выгляни на чуточку, на одну минуточку!

После чего водяной встает и выбирает наугад любого игрока, трогает и пытается угадать - кто это. Если угадал, то угаданный, становится "Водяным".

  • На развитие фонематического слуха: «Кто больше слов придумает?», «Найди место для своей картинки».

«Снежно-звуковой ком».

Цель: развитие фонематического слуха.

Описание игры. Так же, как снежинки образуют снежный ком, можно «слепить» ком из звуков и назвать его снежно-звуковым. Сначала договоритесь с детьми, из каких звуков, например, только гласных, или только согласных, или любых, вы будете «лепить» ваш ком. Затем первый игрок называет, какой либо звук. Второй игрок повторяет его и добавляет свой звук. Третий игрок повторяет два первых звука и называет свой - третий по счету и т. д.

Выигрывает тот, кому удастся «слепить» самый большой ком, т. е. правильно воспроизвести наиболее длинную цепочку звуков.

  • На развитие физиологического дыхания: «Чей пароход лучше гудит?», «Чья птичка дальше улетит?», «Надуй игрушку».

«Пузырь».

Цель: развитие физиологического дыхания, навыков бега, ходьбы, тонизирующее воздействие на весь организм ребёнка.

Описание игры. Дети стоят плотно друг к другу, взявшись за руки. Вместе с педагогом говорят:

Раздувайся, пузырь,

Раздувайся большой,

Оставайся такой

Да не лопайся.

Произнося слова, дети постепенно расходятся  и максимально расширяют круг. Продолжая держаться за руки, ребята надувают щёки. После слов «Да не лопайся» логопед говорит: «Полетели пузыри!» Дети разбегаются, кто куда хочет. Логопед при этом повторяет: «Полетели, полетели!» затем он произносит: «Маленькие пузыри лопнули». Дети присаживаются на корточки со звуком: «с-с-с». Игра повторяется.

«Шарик».

Цель: развитие физиологического дыхания, навыков бега, ходьбы, тонизирующее воздействие на весь организм ребёнка.

Описание игры. Дети стоят плотно друг к другу, взявшись за руки. Вместе с педагогом говорят:

Раздувайся, шарик,

Раздувайся большой,

Оставайся такой

Да не лопайся.

Произнося слова, дети постепенно расходятся  и максимально расширяют круг. Продолжая держаться за руки, ребята надувают щёки. После слов «Да не лопайся» логопед говорит: «Полетели пузыри!» Дети разбегаются, кто куда хочет. Логопед при этом повторяет: «Полетели, полетели!» затем он произносит: «Маленькие пузыри лопнули». Дети присаживаются на корточки со звуком: «ш-ш-ш». Игра повторяется.

«Шагают ножки».

Цель: развитие физиологического дыхания.

Описание игры. Во время ходьбы на месте руки поднимаем вверх — вдох,
опускаем руки — выдох.
По ровненькой дорожке,
По ровненькой дорожке,
Шагают наши ножки,
Шагают наши ножки,
По пням, по кочкам,
По камушкам, по камушкам.
В ямку — бух ! (Присесть).

«Снежинки».

Цель: развитие физиологического дыхания.
Описание игры. Стоя, держать на ладонях кусочки ваты.
Произвести вдох и подуть на кусочки ваты. Струя длительная и холодная.
С неба падают зимою,
И кружатся над землею,
Легкие пушинки,
Белые снежинки.

  • На развитие речевого дыхания: «Приятный запах», «Соседи», «Обгони», «Волшебное зеркало», «Дождик», «Палочка – выручалочка».

«Перышко, лети!»
Цель: развитие сильного плавного направленного выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: птичье перышко.
Описание игры: Подбросьте перышко вверх и дуйте на него, не давая упасть вниз. Затем предложите подуть ребёнку. Обратите его внимание на то, что дуть нужно сильно, направляя струю воздуха на пёрышко снизу вверх.

«Мыльные пузыри».
Цель: развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: пузырёк с мыльным раствором, рамка для выдувания пузырей, трубочки различного диаметра - коктейльные, из плотной бумаги, пластиковая бутылка с отрезанным дном.
Описание игры: Поиграйте с ребёнком в мыльные пузыри: сначала педагог выдувает пузыри, а ребёнок наблюдает и ловит их. Затем предложите ребёнку выдуть пузыри самостоятельно. Следует учесть, что выдувание мыльных пузырей часто оказывается для малышей довольно трудной задачей. Постарайтесь помочь ребёнку - подберите разные рамки и трубочки, чтобы ребёнок пробовал и выбирал, с помощью чего легче добиться результата. Можно самостоятельно изготовить жидкость для мыльных пузырей: добавить в воду немного жидкости для мытья посуды и сахара. Не забывайте следить за безопасностью ребенка - не позволяйте пробовать и пить жидкость.

  • На развитие голоса: «Вьюга», «Гудок», «Кто кого?», «Дует ветер».

«Эхо».

Цель: развитие силы голоса ребёнка.

Описание игры. В игру можно играть вдвоём или с большим числом игроков, главное, чтобы участников было чётное количество. Игроки разбиваются на пары и становятся лицом друг к другу. Одна шеренга громко произносит сочетания гласных звуков, например, ау, оу, ио, аи и пр., а вторая тихо их повторяет.

«Поезд».

Цель: развитие у детей умения изменять высоту голоса.

Описание игры. Дети вместе с педагогом стоят, выстроившись по цепочке, взрослый впереди. Все вместе начинают читать стихотворение, изменяя высоту голоса и одновременно перемещаясь по кругу, делая круговые движения согнутыми в локтях руками, изображая поезд.

Поезд мчится во весь дух:

— Ух! Ух! Ух! (произносить высоким голосом) Едет — едет паровоз:

«У-у-у-у! Я домой вас повезу» (произносить низким голосом).

«Дружные ребята».

Цель: развитие у детей силы и подвижности голоса.

Описание игры. Дети становятся по кругу вместе со взрослым. Декламируют стихотворение, одновременно выполняя соответствующие движения и постепенно ускоряя темп речи: 

Мы по кругу идём, (идти по кругу медленно и так же медленно читать стихотворение).

Дружно песню поём.

Поскакали по дорожке, (бежать, высоко поднимая колени, темп речи ускорить) поднимая ножки.

Скачем, скачем: скок да скок (говорить очень быстро).

А потом встали и молчок! (встать и замолчать)

Особенно оправдано использование подвижных игр и при формировании правильного звукопроизношения.

Автоматизация звуков гораздо успешнее пройдёт в игре, чем при монотонном повторении.

Рекомендуемые игры на автоматизацию шипящих звуков: «Тишина», «Лес шумит», «Поезд», «Кот на крыше», «Пчёлы и мёд», «Жадный кот», «Чижик».

 

Подвижные игры, направленные на развитие фонематического и слогового восприятия, анализа и синтеза, фонематических представлений и подготовки к обучению грамоте.

 Подвижные игры, направленные на звуковой анализ и синтез слова.

«Мяч в воздухе».

Цель: продолжать упражнять детей в определении первого и последнего звука в словах, развивать мелкие мышцы рук, глазомер, координацию, ловкость, точность движений.

Оборудование: мяч.

Описание игры. Все играющие становятся в круг. Один встаёт в центре круга, высоко над собой бросает мяч, называя любое слово (мяч может удариться об пол только один раз). Другой ребёнок ловит мяч, бросает его вверх и говорит при этом слово, начинающееся на последний звук предыдущего слова. Дети бросают и ловят мяч по очереди, по часовой стрелке. Кто ошибается – выходит из игры. Игра продолжается до тех пор, пока каждый ребёнок не скажет 2-3 слова. Оставшиеся в кругу, считаются выигравшими, выбывшие – проигравшими.

«Мяч в кругу».

Цель: упражнять детей в дифференциации сходных по звучанию и смешиваемых ими звуков, развивать мелкие мышцы рук, глазомер, учить бросать мяч точно в руки и правильно ловить его, не прижимая к груди, развивать ловкость.

Оборудование: мяч.

Описание игры. Все играющие становятся в круг. Дети бросают мяч друг другу (по желанию), одновременно говоря слова. Например, один ребёнок говорит слово со звуком [С], а другой со звуком [Ш], следующий со звуком [С] и так далее. Затем задание можно изменить: подбирать слова попеременно со звуками [З] - [Ж], [Ш] - [Ж], [Р] - [Л], [С] - [З], [С] - [Ц] и так далее. Кто ошибается, выходит из игры. Оставшиеся дети, в кругу, считаются выигравшими, выбывшие – проигравшими.

«Найди себе пару».

Цель: упражнять детей в подборе слов, отличающихся одним звуком; развивать фонематический слух; воспитывать ориентировку в пространстве, быстроту, сообразительность.

Оборудование: парные картинки с изображением предметов, названия которых отличаются одним звуком, например: коза – коса, миска – мишка, удочка – уточка и так далее; стулья с цифрами.

Описание игры. Педагог объясняет, что нужно взять картинки и подобрать к ним другие картинки, названия которых звучат сходно с названиями предметов на их картинках. Картинки разбросаны по полу в разных местах группы. Дети ищут парную картинку и стараются быстро сесть на стул с меньшим номером. Педагог анализирует выполнение задания и определяет места победителей.

«Умей слушать».

Цель: закреплять умение детей дифференцировать звуки, развивать слуховое внимание, координацию движений, физиологическое дыхание, воспитывать быструю реакцию на сигнал.

Оборудование: макет 4-этажного домика, предметные картинки с изображением животных.

Описание игры. Дети идут друг за другом в колонне по одному, и по сигналу выполняют тихо названное логопедом движение (повернуться, остановиться, присесть, попрыгать, поднять руки вверх и сделать вдох, опустить руки вниз – выдох, наклониться и так далее). Педагог хвалит детей за то, что они умеют быть внимательными, хорошо слушать и правильно выполнять задание. Говорит, что такие внимательные дети сумеют разрешить спор животных: кто, на каком этаже дома должен жить (выставляется макет дома).

Построим новый,

Светлый дом.

Каких жильцов поселим в нём?

Дети берут картинки и выполняют задание: на первом этаже помещают картинки с изображением зверей и птиц, в названии которых есть звук [С] (свинья, суслик, сорока), на втором этаже – картинки, в названии которых есть звук [Ш] (мишка, кошка, лошадь, шакал, мышка), на третьем этаже – картинки, со звуком [З] (заяц, обезьяна, зубр, зебра, коза), на четвёртом этаже – картинки со звуком [Ж] (жаба, ёжик, журавль, жираф, медвежонок). Логопед вместе с детьми проверяет правильность выполнения задания, даёт оценку.

«Ловишка из круга».

Цель: автоматизация и дифференциация звуков [Р] - [Р'], [Л] - [Л']; учить понимать в тексте и использовать в речи глаголы; развитие произвольной памяти, фонематического слуха; воспитание выдержки, честности, быстроты, увёртливости.

Оборудование: у детей фанты.

Описание игры. Дети стоят по кругу, взявшись за руки. Ловишка, находится в центре круга. Играющие двигаются по кругу и говорят:

«Мы весёлые ребята,

Любим бегать и скакать.

Ну, попробуй нас догнать!

Раз, два, три – лови!»

На последнем слове все разбегаются, а Ловишка догоняет их. Пойманный ребёнок отходит в сторону. Игра продолжается, пока Ловишка не поймает 3-4 детей. Ловишка забирает у пойманных детей фанты. Чтобы продолжить игру, пойманные дети должны получить назад свои фанты, выполнив задание логопеда. Ловишка спрашивает у логопеда: «Что должен сделать этот фант?» логопед даёт каждому фанту задание. Дети его запоминают, а затем выполняют. Игра возобновляется. Примеры заданий.

  • Назови пары звонких и глухих звуков;
  • Назови пары твёрдых и мягких согласных звуков;
  • Назови гласные звуки;
  • Вспомни слово из трёх звуков;
  • Вспомни слово из четырёх звуков;
  • Вспомни слово со звуком [Ш] в начале, середине, в конце.
  • Сколько звуков в слове, и какие это звуки? (мак, кит, зубы и так далее).

Подвижные игры, направленные на развитие слогового анализа и синтеза слова

«Один, два, три».

Цель: определение количества слогов в словах, воспитание произвольного внимания, упражнение в построении и перестроении.

Оборудование: доска или подставка, крупные предметные картинки.

Описание игры. Дети ходят врассыпную. На сигнал логопеда: «Внимание!» - дети смотрят на выставленную, на доске картинку и строятся в колонну по одному, парами или тройками в зависимости от количества слогов в названии предмета на картинке.

«Найди свой домик».

Цель: определение количества слогов в словах, обогащение словарного запаса детей (усвоение названий насекомых), закрепление обобщающего понятия «насекомые», упражнение в беге врассыпную, воспитание быстрой реакции на сигнал, развитие ориентировки в пространстве.

Оборудование: три домика, шапочки насекомых (жук, шмель, моль, муха, пчела, оса, комар, бабочка, кузнечик, стрекоза, муравей, саранча, божья коровка и другие), шапочка птицы.

Описание игры. В разных местах группы расставлены «домики» насекомых. Логопед говорит, что в первом домике живут насекомые, названия которых состоят из одного слога, во втором – из двух, в третьем – из трёх. Затем предлагает детям стать насекомыми, выбрать любые шапочки. В одном из углов группы очерчивается кружком домик для «птицы». По сигналу «насекомые» разбегаются по группе, жужжат, взмахивают руками, имитируя полёт насекомых. Через некоторое время логопед говорит: «Птица! – и «насекомые» прячутся в свои домики. Педагог проверяет вместе с детьми, правильно ли занят домик, дети помогают, затем дети меняются шапочками, игра возобновляется.

«Найди сундучок».

Цель: определение количества слогов в словах, развитие ориентировки в пространстве, внимания.

Оборудование: сундучок, предметные картинки, цифры 1, 2, 3.

Описание игры. Педагог говорит, что хочет посмотреть, готовы ли дети к школе, умеют ли делить слова на слоги. Сообщает, что приготовила для них красивый сундучок с картинками и спрятала его. Предлагает найти. Говорит: «Если вы будите приближаться к нему, я буду говорить «тепло», «теплее». Если совсем близко подойдёте, скажу «горячо», если далеко от него = «холодно». Когда будите искать, прислушайтесь к тому, что я говорю». Дети ищут и находят сундучок. Открывают его, берут конверты, достают картинки, определяют количество слогов в словах и несут картинки к цифрам 1, 2, 3. Затем логопед выполненное задание проверяет вместе с детьми, хвалит их.

«Стук да стук, найди слово, милый друг».

Цель: закреплять полученные детьми навыки деления слов на слоги; учить их замедленно проговаривать слова, вслушиваясь в разное звучание слогов в слове; учить определять местонахождение ударного слога в двухсложном слове; закреплять знания детьми названий цветов; упражнять в беге врассыпную, в ориентировке в пространстве; развивать зрительное внимание, речевое дыхание.

Оборудование: шапочки цветов, обручи, молоточек.

Описание игры. Логопед говорит детям, что они - «цветы маки», и предлагает им поиграть. Одну девочку назначает «Майкой».

Вариант 1. Дети распределяются по всей группе. Речь с движениями:

Вот какие маки (2 раза),

Красные, большие в поле расцвели.

Пролетает ветер (2 раза),

Тоненькие стебельки гнёт до земли.

Выпрямились ловко, подняли головки,

Солнцу золотом шлют привет.

Маленькая Майка побежала на лужайку,

К празднику все маки собрала в букет.

                                                О. Высоцкая.

Майка собирает большой «букет из маков».

Вариант 2. «Если я стукну молоточком по столу 2 раза, то те, у кого на шапочке нарисован цветок, названия которого состоит из двух слогов, должны каждый по очереди громко назвать свой цветок и встать во второй обруч (роза, тюльпан, ….). Обруч – это «клумба». Если я простучу 3 раза, то в названии цветка должно быть 3 слога, 1 раз – один слог, 4 раза – 4 слога (георгин, мак, гладиолус)».

Вариант 3. «Если я стукну молоточком один раз, это значит, что первый обруч должны встать дети – цветы, в названии которых ударение звучит в первой части; если два раза – во второй части (встать во второй обруч). Будьте внимательны…»

Ответы детей обсуждают сообща.

Подвижные игры, направленные на закрепление навыков чтения и письма слов, анализа предложений.

«Быстро возьми, быстро сложи».

Цель: закреплять знание букв, умение быстро и правильно складывать из них слова; учить прыжкам на одной ноге, быстрому бегу в прямом направлении, развивать ловкость.

Оборудование: 4 набора кубиков с буквами, 4 предметные картинки (по две каждой команды), подставки для них.

Описание игры. Дети разбиваются на две команды. Команды строятся у подставок с картинками. На противоположной стороне группы – кубики. После слов ведущего:

«Мы умеем быстро бегать, любим, прыгать и скакать.

Раз, два, три, четыре, пять – начинаем мы играть!».

Все дети прыгают на одной ноге до кубиков, берут по два кубика и возвращаются к месту старта бегом. Оставляют кубики и прыгают на другой ноге за оставшимися кубиками; вновь возвращаются бегом. Затем каждая команда из принесённых кубиков складывает по два слова, обозначающих предметы на картинках. Выигрывает та команда, которая быстро и правильно сложит слова.

«Живая стрелка».

Цель: закреплять умения придумывать по картинкам предложения с предлогами, определять количество и последовательность слов в предложениях; упражнять в беге по кругу, в остановках по сигналу.

Оборудование: шапочка со стрелкой, сумка через плечо у водящего, в ней сюжетные картинки.

Описание игры. Ребёнок, изображающий «живую стрелку», находится в центре круга. Он кружится в правую сторону, дети бегут в противоположную сторону по кругу со словами:

«Стрелка, стрелка, покружись,

Всем ребятам покажись,

Покажи нам поскорее,

Кто из нас тебе милее!»

«Стрелка» останавливается и указывает на любого ребёнка. Он должен придумать предложение по карточке, которую показывает «Живая стрелка», и определить количество и последовательность слов в предложении.

Подвижные игры, направленные на формирование лексико-грамматической стороны речи.

«Земля, вода, огонь, воздух».

Цель: активизировать словарь детей за счёт существительных по темам «Рыбы», «Птицы», «Дикие и домашние животные»; учить бросать мяч точно в руки и ловить его, прижимая к груди, развивать внимание, быструю реакцию.

Оборудование: мяч.

Описание игры. Дети становятся в круг, в середине его стоит ведущий (логопед или ребёнок). Он бросает мяч кому – нибудь из играющих, произнося при этом одно из слов: земля, вода, воздух, огонь. Если водящий сказал слово «земля», тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать какое – нибудь домашнее или дикое животное; на слово «вода» играющий отвечает названием какой – либо рыбы; на слово «воздух» - названием птицы. При слове «огонь» все должны несколько раз быстро повернуться кругом, помахивая руками, как бы стараясь потушить огонь. Затем мяч возвращают водящему. Ошибающийся выбывает из игры.

«Построй шеренгу, круг, колонну».

Цель: активизировать словарь детей за счёт прилагательных, глаголов; упражнять детей в построении и перестроении.

Оборудование: волшебная палочка, игрушки: кот, лиса, заяц.

Описание игры. Логопед ударяет в бубен, дети ходят в разных направлениях. Прекратив бить в бубен. Логопед говорит «Построим круг (шеренгу, колонну)». Дети строятся в круг. Логопед входит в центр и даёт волшебную палочку ребёнку. Игра заключается в том, что дети называют слова и одновременно передают палочку стоящему рядом – своеобразная эстафета. А какие это будут слова, логопед говорит заранее.

Например: «Будем говорить про котёнка всё, что знаем. Какой котёнок?» (Подбор прилагательных: пушистый, полосатый, озорной, ласковый, усатый, зеленоглазый и так далее). Если кто – либо не сумеет назвать или повториться, логопед даёт сигнал: «Стой палочка остановись!» ребёнок выходит из круга (шеренги, колонны). Либо подбираются слова о том, что котёнок может делать (лакает, бежит, сидит, мурлыкает, лижет, мяукает, …). Аналогично – о других игрушках. В конце игры логопед называет победителей.

«Прятки».

Цель: практическое употребление в речи простых и сложных предлогов, их выделение из предложений; развитие пространственных представлений, воспитание быстрой реакции на сигнал.

Оборудование: игрушки по количеству детей.

Описание игры. Логопед предлагает детям игру в прятки. Он водящий. Говорит:

«Живо, живо без оглядки

Убегайте все ребятки.

Разбегайтесь – ка, ребятки.

Начинаем играть в прятки!»

Затем отворачивается и считает до пяти, а дети прячут игрушки в разные места группы. Логопед делает вид, что ищет и не находит. Он обращается к детям: «Помогите мне найти игрушки. Лена, куда ты спрятала свою игрушку?» Лена показывает и говорит: «Я спрятала свою игрушку под шкаф».

Логопед: «Какой предлог в этом предложении?»

Лена: «Под».

Логопед: «Откуда ты достал игрушку?»

Лена: «Я достала игрушку из – под шкафа».

Логопед: «Какой предлог в этом предложении?»

Лена: «В этом предложении предлог из – под».

Так опрашиваются несколько детей. Затем игра повторяется, опрашиваются другие.

«Логопеду мяч бросай и животных называй» (овощи, фрукты, ягоды, транспорт, деревья, перелётных птиц, зимующих птиц, мебель, посуду, одежду, обувь, игрушки, инструменты, транспорт быстро называй).

Цель: расширение словарного запаса за счёт употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия.

Оборудование: мяч.

Описание игры.

Вариант1. Взрослый называет, обобщающее понятие и бросает мяч поочерёдно каждому ребёнку. Ребёнок, возвращая мяч, должен назвать относящиеся к этому обобщающему понятию предметы.

Вариант 2. Взрослый называет видовые понятия, а дети – обобщающие слова.

«Животные и их детёныши».

Цель: закрепление в речи детей названий детёнышей животных, закрепление навыков словообразования, развитие ловкости, внимания, памяти.

Оборудование: мяч.

Описание игры. Бросая мяч ребёнку, взрослый называет какое – либо животное, а ребенок, возвращая мяч, называет детёныша этого животного. Основные движения: перебрасывание мяча с ударом об пол, перебрасывание мяча, прокатывание мяча в положении сидя.

Человеческие дети

Знают всех зверей на свете.

У тигра – тигрёнок.

У слона – слонёнок.

У лося – лосёнок.

У лисы – лисёнок.

У медведя – медвежонок.

У волка – волчонок.

У зайца – зайчонок.

У белки – бельчонок.

У коровы – телёнок.

У свиньи – поросёнок.

У овцы – ягнёнок.

У курицы – цыплёнок.

«Кто как разговаривает?».

Цель: расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции.

Оборудование: мяч.

Описание игры.

Вариант 1. Взрослый или ведущий поочерёдно бросает мяч детям, называя животных. Дети, возвращая мяч, должны правильно ответить, как то или иное животное подаёт голос.

Мяч лови да поскорей

Назови язык зверей.

Корова – мычит, тигр – рычит, собака – лает, волк – воет, змея – шипит, комар – пищит, утка – крякает, свинья – хрюкает.

Вариант 2. Взрослый, бросая ребёнку мяч, спрашивает: «Кто рычит?», «А что мычит?», «Кто лает?», «Кто кукует?» и так далее.

«Подскажи словечко».

Цель: развитие мышления, быстроты реакции.

Описание игры. Взрослый, бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, спрашивает: «Ворона каркает, а сорока?» Ребёнок, возвращая мяч, должен ответить: «Сорока стрекочет».

Есть всего один ответ.

Кто – то знает, кто – то нет.

Сова летает, а кролик?

Корова ест сено, а лиса?

Крот роет норки, а сорока?

Петух кукарекает, а курица?

Лягушка квакает, а лошадь?

У коровы телёнок, а у лошади?

У медвежонка мама медведица, а у бельчонка?

«Кто где живёт?».

Цель: закрепление знаний детей о жилищах животных, насекомых. Закрепление употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом «В».

Описание игры.

Вариант 1. Бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, взрослый задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, отвечает.

Кто в берлоге, кто в норе?

Назови-ка поскорей!

Взрослый:                                               Дети:

Кто живёт в дупле?                                Белка.

Кто живёт в скворечнике?                    Скворцы.

Кто живёт в гнезде?                               Птицы: ласточки, кукушки, сойки и т.д.

Кто живёт в будке?                                Собака.

Кто живёт в улье?                                  Пчёлы.

Кто живёт в норе?                                  Лиса.

Кто живёт в логове?                               Волк.

Кто живёт в берлоге:                              Медведь.

Вариант 2.

Взрослый:                                               Дети:

Где живёт медведь?                               Медведь живёт в берлоге.

Где живёт волк?                                     Волк живёт в логове.

Где живут пчёлы?                                  Пчёлы живут в улье.

«Скажи ласково».

Цель: закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно – ласкательных суффиксов, развитие ловкости, быстроты реакции.

Оборудование: мяч.

Описание игры.

Взрослый, бросая мяч ребёнку, называет первое слово (например, шар), а ребёнок, возвращая мяч, называет второе слово (шарик). Слова можно сгруппировать по сходству окончаний.

Мячик маленький поймай

Да словечком приласкай.

Стол – столик, ключ – ключик.

Шапка – шапочка, белка – белочка.

Книга – книжечка, ложка – ложечка.

Голова – головка, картина – картинка.

Мыло – мыльце, зеркало – зеркальце.

Кукла – куколка, помидор - помидорка.

Коса – косичка, вода – водичка.

Жук – жучок, дуб – дубок.

Вишня – вишенка, башня – башенка.

Платье – платьице, кресло – креслице.

Перо – пёрышко, стекло – стёклышко.

Часы – часики, трусы – трусики.

Список использованной литературы

1. Галанов А.С. Игры, которые лечат. – М.: ТЦ Сфера, 2003.

2. Воробьёва Т.А., Крупенчук О.И. Логопедические игры с мячом. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2009.

3. Жуков М.Н. Подвижные игры: Учебник для студентов педагогических вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.

4. Логинова М.И. Развивающие игры: быстрее, выше, сильнее. – СПб.: Дельта, 1998.

5. Пензулаева Л.И. Подвижные игры и игровые упражнения с детьми 3-5 лет. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000.

6. Степаненкова Э.Я. Методика проведения подвижных игр. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2009.

 

Использованные материалы и Интернет-ресурсы.

1. http://childish.fome.ru/ras-2-70.html

2. http://childish.fome.ru/ras-2-21.html

3. http://childish.fome.ru/ras-2-29.html

4. http://childish.fome.ru/ras-2-45.html

5. http://childish.fome.ru/ras-2-146.html

6. http://childish.fome.ru/ras-2-166.html

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивная дидактическая игра по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста "Играем со словами"

Интерактивная дидактическая игра  по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста "Играем со словами"Разработала воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ ДС "Го...

Интерактивная дидактическая игра по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста "Помоги ёжику""

Интерактивная дидактическая игра по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста "Помоги ёжику"Разработала воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ ДС "Голубые дорож...

Дидактические игры для речевого развития детей старшего дошкольного возраста

Дидактические игры для речевого развития детей старшего дошкольного возраста...

Игры в слова для речевого развития детей старшего дошкольного возраста.

Консультация для родителей:Игры в слова для речевого развития детейстаршего дошкольного возраста....

Дидактические игры для речевого развития детей старшего дошкольного возраста

Дидактические игры помогают ребенку пополнять и активизировать словарь, формировать правильное произношение, развивать связную речь, уметь правильно выражать свои мысли. С помощью игры ребенок снимает...

Словесные игры для речевого развития детей старшего дошкольного возраста

Ребёнок активно владеет бытовым словарём, точно и правильно использует слова, обозначающие названия предметов быта и природы, их свойства и качества, строение, материал и его особенности....