Конспект коррекционного занятия «Сказки зимнего леса»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Капранова Екатерина Витальевна

Программное содержание:

- развивать у детей положительное отношение к природе;

- формировать  основы экологического сознания: формировать у детей потребность проявлять внимание и доброту к представителям живой природы;

- вызвать чувство эмпатии;

- формировать склонность к проявлению позитивного взаимодействия с природой (человек – часть природы);

- обобщить знания детей о зимних явлениях в жизни леса;

- рассказать о народных приметах и поговорках о зиме;

- учить детей бережно относиться к лесу;

- закреплять знания о том, чем питаются птицы зимой;

Коррекционная работа:

- учить детей строить сложно – подчиненные предложения с употреблением союза «потому что»;

- продолжать учить детей образовывать притяжательные прилагательные от существительного;

- учить согласовывать числительные с существительными;

Словарная работа:

Вьюга, пурга, метель, буран, снегопад

Предварительная индивидуальная работа:

- побуждать четко проговаривать слова;

- активизировать малоактивных детей.

Материал:

искусственные елочки, фигурки зимующих птиц, снежинки, рисунки деревьев в зимнем уборе, иллюстрации следов животных и картинки с их изображением, иллюстрации зимующих птиц, магнитофон, аудиозапись голосов зимующих птиц, план – карта.

Предварительная работа:

Беседа с детьми о том, как зимуют звери и птицы

Чтение художественной литературы

Заучивание стихотворений

Проведение опытов

Рассматривание иллюстраций, репродукций

Наблюдение в природе

Изготовление кормушек вместе с детьми

Чтение пословиц, поговорок, народных примет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zbr_zimniy_les.docx24.58 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное казённое учреждение социального обслуживания «Афипский детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с дополнительным образованием»

Конспект открытого коррекционного занятия  по ознакомлению с окружающим и развитию речи в старшей группе

«Путешествие в зимний сказочный лес»

(с использованием здоровьесберегающих технологий)

                                                                     Подготовила и провела

воспитатель Мкртчян Н.А.

2013г.

Программное содержание:

- развивать у детей положительное отношение к природе;

- формировать  основы экологического сознания: формировать у детей потребность проявлять внимание и доброту к представителям живой природы;

- вызвать чувство эмпатии;

- формировать склонность к проявлению позитивного взаимодействия с природой (человек – часть природы);

- обобщить знания детей о зимних явлениях в жизни леса;

- рассказать о народных приметах и поговорках о зиме;

- учить детей бережно относиться к лесу;

- закреплять знания о том, чем питаются птицы зимой;

Коррекционная работа:

- учить детей строить сложно – подчиненные предложения с употреблением союза «потому что»;

- продолжать учить детей образовывать притяжательные прилагательные от существительного;

- учить согласовывать числительные с существительными;

Словарная работа:

Вьюга, пурга, метель, буран, снегопад

Предварительная индивидуальная работа:

- побуждать четко проговаривать слова;

- активизировать малоактивных детей.

Материал:

искусственные елочки, фигурки зимующих птиц, снежинки, рисунки деревьев в зимнем уборе, иллюстрации следов животных и картинки с их изображением, иллюстрации зимующих птиц, магнитофон, аудиозапись голосов зимующих птиц, план – карта.

Предварительная работа:

Беседа с детьми о том, как зимуют звери и птицы

Чтение художественной литературы

Заучивание стихотворений

Проведение опытов

Рассматривание иллюстраций, репродукций

Наблюдение в природе

Изготовление кормушек вместе с детьми

Чтение пословиц, поговорок, народных примет

Ход занятия:

Воспитатель:

- Дети, в группу пришло письмо из леса, от Снегурочки. В нем Снегурочка сообщает, что в лесу совсем нет корма для птиц, что птицы совсем ослабли от голода и могут погибнуть. Снегурочка просит нас помочь птицам.

Воспитатель:

- Чем мы можем помочь птицам?

Дети:

- Надо пойти в лес и покормить птиц.

Воспитатель:

- Что для этого нужно?

Дети:

- Кормушки.

Воспитатель:  

- Кормушки у нас есть. Их сделали Костин дедушка, Женин папа и папа Данила С. Поспешим в зимний лес на помощь птицам. Но даже в сказочном лесу необходимо соблюдать правила – правила друзей природы.

Воспитатель:

- Как можно вести себя в природе?

Дети:

- Не ломать ветки, потому что на сломанных ветках не распустятся зеленые листочки. Зеленые листочки выделяют кислород.

Воспитатель:

- Ходить лучше по тропинкам, потому что в лесу много животных, которые прокладывают свои тропинки – дорожки. Эти дорожки человек может не заметить и разрушить.

Воспитатель:

- Правильно. А еще почему ходить лучше по тропинкам?

Дети:

- Некоторые животные спят под снегом и мы можем нечаянно на них наступить.

Воспитатель:

- И такое может случиться. А ещё какие правила друзей природы вы знаете?

Дети:

- В лесу нужно вести себя тихо, потому что мы пришли в лес в гости.

Воспитатель:

- Верно. Почему ещё нельзя шуметь в лесу?

Дети:

- Потому что в лес ходят люди, желающие отдохнуть, подумать о чем-то своем, им тоже нельзя мешать.

Воспитатель:

- Что ж, ребята, я вижу - вы готовы к лесному путешествию. В письме Снегурочка посылает нам план – карту. План – карта поможет нам пройти через лес и не заблудиться. Вот она. Тогда в путь (звучит музыка). Возьмите кормушки, корм для птиц. Сейчас откроем мы невидимую дверь. Ну вот, и в сказке оказались мы теперь. Входим мы в волшебный лес - много будет здесь чудес.

Воспитатель:

- Вот мы и в лесу. Смотрим план – карту. Первым пунктом обозначены деревья. Идем, ребята. Вот мы  и пришли. Это любимая полянка Снегурочки. Оглянитесь, ребята, по сторонам, может быть вы увидите знакомые деревья?

  1. Какое это дерево? (Это Береза)
  2. Это какое дерево? (Это рябина)
  3. А это что за дерево? (Это елка) и т.д.

Воспитатель:

- Правильно. Вы хорошо знаете деревья. Холодно сейчас в лесу. Ведь недаром раньше месяц февраль называли «лютый» - лютует стужа, трещат морозы, а под ногами скрипит снег. Холодно и животным и растениям. Но у животных есть шуба теплая. А как же растения спасаются от холода?

Дети:

- Кустарники и травы укрыты снегом, как одеялом.

Воспитатель:

- У деревьев есть толстая кора и снег укрывает их корни.

Воспитатель:

- А что ещё помогает деревьям перезимовать?

Дети:

- То, что к зиме деревья сбрасывают листья.

Воспитатель:

- Правильно. Обледеневшие листья сломали бы ветки. Да, деревья замерли, но они живые. Закройте глаза. Сейчас произойдет волшебство.

(На обратной стороне стволов деревьев нарисованы лица, их надо перевернуть)

Воспитатель:

- Деревья нам улыбнулись и хотят послушать стихи («Одеяльце», «Метелица»).

Воспитатель:

- Молодцы, ребята, а какой опыт с водой мы проводим?

Дети:

- Мы налили воду в две бутылки: одну бутылку с красной крышкой зарыли в снег, вторую бутылку с синей крышкой поставили на открытом месте. Через несколько дней мы увидели, что в той бутылке, с синей крышкой, вода замерзла и превратилась в лед. А в бутылке с красной крышкой, которую мы зарыли в снег, вода не замерзла.

Воспитатель:

- Почему же вода под снегом не замерзла?

Дети:

- Потому что под снегом теплее, чем на открытом месте.

Воспитатель:

- Правильно. Значит, травка и корни под снегом не промерзнут зимой. Очень хорошо и подробно вы ответили. Смотрим план – карту. Мы видим обозначение «Читальный зал» и «Белая книга зимы». Да где же в лесу может быть «Читальный зал»? И что ещё за «Белая книга зимы»? Ребята, может, вы знаете?

Дети:

- Это заснеженные полянки в лесу.

Воспитатель:

- А как же на них можно  писать?

Дети:

- Следами.

Воспитатель:

- Тогда, идем, посмотрим, какие же новости записаны в Белой книге зимы, кто оставил о себе сообщения.

(Звучит музыка)
Воспитатель:

- Вот мы и пришли. Присаживайтесь.

Воспитатель:

- Ах, вот кто здесь сегодня побывал. Вот их следы и их портреты. А где, чьи следы, нам надо разобраться самим. Возьмите следы животных и поставьте их к портретам.

Воспитатель:

- Юля, у тебя чьи следы?

Юля:

- У меня заячьи следы.

Воспитатель:

- Это чьи следы, Андрей?

Андрей:

- Это волчьи следы.

Воспитатель:

- Это чьи следы?

Сергей:

- Это лисьи следы

Воспитатель:

- А чьи следы зимой мы не можем увидеть?

Соня:

- Зимой мы не можем увидеть медвежьи следы, потому что медведь спит в берлоге.

Воспитатель:

- Почему эти животные называются дикими?

Дети:

- Потому что они сами себе добывают пищу.

Воспитатель:

- Почему про волка говорят – волк – санитар леса?

Дети:

- Потому что волк съедает больных животных.

Воспитатель:

- Почему про волка говорят «злой, голодный»?

Дети:

- Потому что зимой трудно добывать корм. Земля покрыта снегом.

Воспитатель:

- Почему зайца зимой трудно заметить?

Дети:

- Потому что заяц зимой белый.

Воспитатель:

- Почему про лису говорят - «лиса мышкует»?

Дети:

- Потому что лиса ищет мышиные норки, топает лапами, выгоняет мышек из норок и ловит их.

Воспитатель:

- Какие вы молодцы, ребята! Белую книгу зимы вы уже научились читать, а значит, умеете наблюдать за лесными обитателями. А кто же помогает переворачивать страницы этой книги? Кто укрывает белым покрывалом лес? Кто догадался?

Дети:

- Вьюга, пурга, буран, снегопад.

Воспитатель:

- Да, это все помощники Снегурочки. Они хоть порой и суровы, но без них нет ни зимних забав, ни праздников, ни осеннего урожая. Недаром в народе говорят: «Много снега – много хлеба». Почему так говорят? Подумайте.

Дети:

- Потому что весной снег растает, талая вода напитает землю влагой, поэтому будет хороший урожай.

Воспитатель:

- Да, талая вода полезна не только растениям, но и животным и человеку, если она чистая. Правильно.

Физминутка.

Воспитатель:

- А теперь поиграем:

«Зайцы»

Зайцы скачут: Скок – скок- скок!

Да на беленький снежок.

Приседают, слушают:

Не идет ли волк.

Раз – согнуться, разогнуться.

Два – нагнуться, потянуться.

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

Воспитатель:

- А теперь смотрим план – карту: «Птичья столовая». (Звучит музыка). Поспешим, надо покормить птиц. Поставьте кормушки. Насыпьте в них корм. (Воспитатель ставит в кормушки фигурки птиц: «Налетели, обрадовались, клюют».

(Аудиозапись голосов птиц).

Воспитатель:

- Сколько птиц в большой кормушке?

Дети:

- В большой кормушке 10 птиц

Воспитатель:

- Сколько птиц в маленькой кормушке?

Дети:

- В маленькой кормушке 9 птиц.

Воспитатель:

- В какой кормушке птиц больше и на сколько?

Дети:

- В большой кормушке птиц больше на 1.

Воспитатель:

- Каких птиц мы накормим? (На мольберте иллюстрации зимующих птиц).

Дети называют их.

Воспитатель:

- Сейчас я буду вас запутывать: буду называть птиц, а одну не назову – какую, вы скажете.

Воспитатель:

- А вы знаете, синица съедает столько насекомых, сколько сама весит. Вот так. Чем интересна птица клёст?

Дети:

- Птица клёст выводит зимой птенцов.

Пальчиковая гимнастика «Птички».

Итог.

Воспитатель:

- Какие вы молодцы, ребята. Вы сегодня сделали большое доброе дело. Вы помогли птицам выжить. А ведь много птиц погибает от голода. Сейчас Соня прочитает стих   «Покормите птиц» (Яшин).

Воспитатель:

- Смотрим план – карту. «Домик Снегурочки». Да вот она и сама  к нам идет. Расскажите Снегурочке, что вам больше всего понравилось.

Воспитатель:

- Ребята, мы с вами сегодня побывали в зимнем сказочном лесу. Но настоящий лес похож на наш сказочный, ведь в нем есть такие же животные и растения. Мы устроили птицам кормушки, только корм в них должен быть всегда, иначе птицы не прилетят. А сейчас мы возвращаемся в детский сад. (Звучит музыка)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД "Сказки зимнего леса"

Итоговое мероприятие по теме "Здравствуй, гостья зима!"...

Конспект непосредственно организованной деятельности по рисованию в 1 младшей группе детского сада "Сказки зимнего леса"

«Сказки зимнего леса»  Задачи  н о д: Формировать творческое  мышление, устойчивый интерес к  худ. деятельности; создавать условия необходимые для формирования  умений и навык...

Конспект открытого занятия "В зимнем лесу"

Конспкт интегрированного  занятия в средней группе...

Конспект коррекционного занятия "Зимняя сказка"

Занятие направлено на коррекцию нарушений зрительного восприятия  и вторичных отклонений в развитии....

конспект коррекционного занятия в подготовительной гр "зимняя сказка"

Познакомить детей с природными особенностями зимы; развивать у детей способность наблюдать, строить предложения, делать выводы;Уточнить признаки зимы; Активизировать словарь по данной теме...

Конспект коррекционного занятия "Сказка на пороге"

Цель: Развитие речи и эмоциональной сферы детей подготовительной группы с интеллектуальной недостаточностью. Задачи:- Образовательные1. Развивать интонационную выразительность речи; умение ч...