Главные вкладки

    Конспект НОД по речевому развитию с элементами фольклора «В гости к бабушке Варваре» для детей средней группы
    план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

    Алевтина Александровна Ермачкова

    Конспект НОД по речевому развитию с элементами фольклора «В гости к бабушке Варваре» для детей средней группы

    Программное содержание:

    Продолжать знакомить детей с малыми фольклорными формами (потешки, заклички, загадки, хороводные игры);

    Развивать способность у детей отгадывать загадки, поощрять желание петь колыбельные песни, водить хороводы, рассказывать считалки, потешки, заклички, обращая внимание на эмоциональную выразительность речи, чёткость проговаривания слов и фраз;

    Закреплять умение согласовывать движения со словами потешки;

    Активизировать в речи названия животных, слова: калачи, сени, лавка, видеописьмо;

    Воспитывать интерес к народному фольклору, доброе отношение к животным и людям, сопереживание, сострадание, желание помочь.

    Предварительная работа:

    загадывание загадок, разучивание колыбельных песен, закличик, потешек, считалок, хороводов.

    Оборудование: видеописьмо, проектор, презентация, ёлочки для декорации, шапочка или маска зайца для хороводной игры, шапочка или маска медведя для игры «Мы в густом лесу гуляли», игрушка колобок, народные костюмы для детей и воспитателя, поднос с калачами для угощения.

    Ход занятия

    Эмоциональный настрой на занятие:

    Воспитатель:

    Собрались все дети в круг,

    Я – твой друг и ты – мой друг.

    Вместе за руки возьмёмся

    И друг другу улыбнёмся!

    (Дети встают в круг, берутся за руки и улыбаются друг другу)

    Сюрпризный момент:

    - Ребята, к нам на почту пришло видеописьмо. От кого же оно? Проходите на стульчики, посмотрим. (Запись видеописьма от бабушки Варвары на проекторе)

     

    - Здравствуйте, мои дорогие внучата! У меня случилась беда. Я испекла колобка и положила его студиться на окно. Он полежал, полежал, взял да и покатился - с окна на лавку, с лавки на пол, по полу к двери, прыг через порог - да в сени, из сеней на крыльцо, с крыльца на двор, со двора за ворота, дальше и дальше. И покатился по дороге в лес - только я его и видела! Прошу вас, помогите найти колобка. Ваша бабушка Варвара!

    Беседа с детьми на стульчиках:

    - Ребята, от кого нам пришло видеописьмо? Дети: Видеописьмо пришло от бабушки Варвары.

    - Что произошло у бабушки Варвары? Дети: От бабушки Варвары убежал колобок.

    - Поможем бабушке Варваре найти колобка? Дети: Да! Поможем!

    - Давайте вспомним, куда покатился колобок? Дети: Колобок покатился в лес.

    - Значит, где мы будем искать колобка? Дети: Мы будем искать колобка в лесу.

    - Но прежде чем отправиться в лес, посмотрим в окно и узнаем, какая на улице погода. Дети: На улице очень холодно и пасмурно.

    - Ребята, какое сейчас время года? Дети: Поздняя осень.

    - А, какое у вас настроение? Ответы детей.

    - Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы мы с хорошим настроением пошли искать колобка? Ответы детей.

    - Давайте, ребята, позовём солнышко, чтобы оно выглянуло и согрело нас своим теплом, тогда мы с хорошим настроением пойдем в лес.

    - Кто из вас помнит закличку про солнышко? (Дети по очереди закликают солнышко)

    Ариша: Солнышко, покажись,

    Обогрей, улыбнись.

    К нам скорей приходи

    И тепло принеси!

    Вадик: Солнышко – ведрышко,

    Выгляни в окошко!

    Солнышко, нарядись,

    Красное, покажись!

    - Что – то не выглядывает солнышко. Придумала! Давайте все хором, дружно позовём солнышко закличкой «Приди, приди, солнышко!»

    Хором: «Приди, приди, солнышко,

    Загляни в оконышко,

    Засвети щедрее,

    Всех согрей скорее!».

    - Посмотрите, а вот и солнышко появилось. Оно нас услышало! (Презентация слайд № 2 Солнышко)

    - Значит нам пора в путь.

    Отправляемся мы в лес

    Полный сказочных чудес!

    Игра «По ровненькой дорожке».

    (Дети встают со стульчиков и вместе с воспитателем водят хоровод со словами):

    По ровненькой дорожке (Идут шагом)

    Шагают наши ножки.

    По камешкам, по камешкам (Руки вверх, ходьба на носочках)

    По кочкам, по кочкам. (Прыжки на двух ногах)

    По маленьким листочкам. (Ходьба с высоким подниманием колен)

    В ямку – бух! (Приседают на корточки, поднимаются)

    - Вот мы и в лесу. (Слайд № 3 Осенний лес, звуки леса)

    Ой, ребята, тише, тише!

    Кажется, я что – то слышу.

    - Это кто там, в сугробе сидит и дрожит? Послушайте загадку.

    Загадка:

    Кто любит морковку

    И прыгает ловко,

    Портит в огороде грядки,

    Удирает без оглядки? (Слайд № 4. Заяц)

    - Здравствуй, зайчик! Помоги нам найти колобка. Ребята, зайчик нам поможет найти колобка, если мы с ним поиграем. Будем играть с зайчиком? Ответы детей.

    Хороводная игра «Мы на луг ходили»(Музыка к игре на слайде № 4, текст хороводной игры в приложении № 1)

    - Ребята, зайчику очень понравилась игра, он сказал, что видел, как колобок покатился прямо по дорожке. Давайте поблагодарим зайчика и продолжим свой путь. Дети: Спасибо зайчик!

    - Кто же нам еще поможет найти колобка? Послушайте загадку.

    Загадка

    Он в лесу один живет,

    Там он воет и поет.

    Всех зайчат перепугал,

    Также белок разогнал,

    Может скушать целый полк,

    Злой, голодный, серый (волк). (Слайд № 5 Волк и запись воя)

    - А мы не будем бояться волка! Мы научим его считалкам, а он нам скажет, куда покатился колобок.

    - Кто из вас, дети, помнит считалку про волка?

    Егор: Шел волчище через мост,

    Четыре лапы, пятый хвост

    Если мост провалится,

    То волчище свалится!

    Кирилл: Барашек на лугу гулял,

    Барашек рожки потерял.

    Шел стороной голодный волк,

    Барашка он зубами щелк!

    - Я знаю, что Катя тоже знает считалку.

    Катя: Волки рыщут,

    Пищу ищут.

    Мы вначале их поймаем,

    А потом и поиграем.

    - Волку понравилось, что вы так много знаете про него считалок. Он сказал, что колобок покатился дальше по тропинке.

    - Ребята, поблагодарим волка и отправимся дальше в путь.

    Физминутка: «Ровным кругом»

    (Дети, взявшись за руки, ритмично идут по кругу со словами):

    Ровным кругом друг за другом

    Мы идём за шагом шаг, стой на месте!

    Дружно вместе сделаем вот так! (С окончанием слов останавливаются и повторяют движение, которое показывает воспитатель, например, повернуться, наклониться, присесть).

    - Слушаем новую загадку.

    Загадка:

    Косолапые ноги,

    Всю зиму спит в берлоге.

    Догадайся, ответь,

    Кто это? (Медведь) (Слайд № 6 Медведь и запись рёва)

    Уж ты Мишенька – медведь

    Что ты вздумал реветь?

    Не лежи на боку,

    Мы разгоним тоску!

    Пойдём с нами играть в игру. Если тебе понравится с нами играть, тогда ты нам подскажешь, куда покатился колобок.

    Игра «Мы в густом лесу гуляли» (Музыкальное сопровождение к игре на слайде № 6).

    Медведя выбирают считалкой «Раз, два, три, четыре, пять! Мы собрались поиграть». Медведь в центре круга «спит», а дети гуляют возле медведя и произносят слова:

    Дети: Мы в густом лесу гуляли

    И медведя повстречали.

    Он под ёлкой сидит,

    Растянулся и храпит.

    Говорком: Тише, тише не шумите

    Вы медведя не будите.

    Медведь: Надоело Мишке спать

    Буду деток догонять! (Медведь догоняет детей)

    - Молодцы! Медведю очень интересно было играть с нами, но ему пора в берлогу, ведь скоро наступит зима. А колобка он видел в норе возле ёлки.

    - Ребята, давайте поблагодарим медведя.

    -До свидания, медведь! Крепко спи до весны, а мы пойдём дальше колобка искать.

    Загадка

    Повстречалась нам она:

    Любопытные глаза,

    Притаилась за пеньком

    Ярко-рыжим огоньком,

    И спокойно наблюдает:

    Кто в её лесу гуляет! (Лиса) (Слайд № 7 картинка лисы)

    - Здравствуй, Лисонька-лиса! Нас попросила бабушка Варвара найти колобка. Ты случайно не встречала его?

    - Ребята, лиса отдаст нам колобка, если мы её потешим, расскажем ей все вместе потешку «Идёт лисичка по мосту».

    Потешка:

    Все вместе: Идёт лисичка по мосту

    Несёт вязанку хворосту.

    Воспитатель: Зачем ей хворост?

    Дети: Печь топить.

    Воспитатель: Зачем ей печь?

    Дети: Обед варить.

    Воспитатель: Зачем обед?

    Дети: Гостей кормить.

    Воспитатель: А гости кто?

    Дети: Медведь с женой,

    Да ёж, да кот,

    Да мы с тобой.

    - Молодцы! Матвей, а ты расскажешь лисе потешку? Я думаю, что лиса будет рада послушать твою потешку.

    Матвей: Лиса-лисонька-лиса,

    Лиса - рыжая краса,

    У амбара пробегала,

    Крынку с маслом увидала.

    Стоит крынка в холодке

    В огороде, в уголке.

    - Как бы в крынку влезть,

    Как бы масло съесть?

    - Очень понравилось лисе, как вы её потешали и за это она отдаёт нам колобка. (К ногам детей выкатывается колобок). Дети: - Спасибо, лиса!

    - Ребята, мы нашли с вами колобка, пора его отнести бабушке Варваре.

    (Подходим к дому бабушки Варвары) (Слайд № 8 Дом бабушки Варвары)

    Вижу, вижу теремок,

    Из трубы идёт дымок.

    Видно, в гости нас там ждут,

    Угощенье попадут.

    (Выходит бабушка Варвара и улыбается детям)

    Бабушка Варвара:

    -Здравствуйте, мои внучата! Спасибо вам большое за помощь! Пойдёмте, я напою вас чаем с вкусными калачами!

    (Дети пьют чай с калачами вместе с бабушкой Варварой).

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Конспект НОД по речевому развитию с элементами фольклора «В гости к бабушке Варваре» для детей средней группы

    Программное содержание:

    Продолжать знакомить детей с малыми фольклорными формами (потешки, заклички, загадки, хороводные игры);

    Развивать способность у детей отгадывать загадки, поощрять желание петь колыбельные песни, водить хороводы, рассказывать считалки, потешки, заклички, обращая внимание на эмоциональную выразительность речи, чёткость проговаривания слов и фраз;

    Закреплять умение согласовывать движения со словами потешки;

    Активизировать в речи названия животных, слова: калачи, сени, лавка, видеописьмо;

    Воспитывать интерес к народному фольклору, доброе отношение к животным и людям, сопереживание, сострадание, желание помочь.

    Предварительная работа:

    загадывание загадок, разучивание колыбельных песен, закличик, потешек, считалок, хороводов.

    Оборудование: видеописьмо, проектор, презентация, ёлочки для декорации, шапочка или маска зайца для хороводной игры, шапочка или маска медведя для игры «Мы в густом лесу гуляли», игрушка колобок, народные костюмы для детей и воспитателя, поднос с калачами для угощения.

    Ход занятия

    Эмоциональный настрой на занятие:

    Воспитатель:

    Собрались все дети в круг,

    Я – твой друг и ты – мой друг.

    Вместе за руки возьмёмся

    И друг другу улыбнёмся!

    (Дети встают в круг, берутся за руки и улыбаются друг другу)

    Сюрпризный момент:

    - Ребята, к нам на почту пришло видеописьмо. От кого же оно? Проходите на стульчики, посмотрим. (Запись видеописьма от бабушки Варвары на проекторе)

    - Здравствуйте, мои дорогие внучата! У меня случилась беда. Я испекла колобка и положила его студиться на окно. Он полежал, полежал, взял да и покатился - с окна на лавку, с лавки на пол, по полу к двери, прыг через порог - да в сени, из сеней на крыльцо, с крыльца на двор, со двора за ворота, дальше и дальше. И покатился по дороге в лес - только я его и видела! Прошу вас, помогите найти колобка. Ваша бабушка Варвара!

    Беседа с детьми на стульчиках:

    - Ребята, от кого нам пришло видеописьмо? Дети: Видеописьмо пришло от бабушки Варвары.

    - Что произошло у бабушки Варвары? Дети: От бабушки Варвары убежал колобок.

    - Поможем бабушке Варваре найти колобка? Дети: Да! Поможем!

    - Давайте вспомним, куда покатился колобок? Дети: Колобок покатился в лес.

    - Значит, где мы будем искать колобка? Дети: Мы будем искать колобка в лесу.

    - Но прежде чем отправиться в лес, посмотрим в окно и узнаем, какая на улице погода. Дети: На улице очень холодно и пасмурно.

    - Ребята, какое сейчас время года? Дети: Поздняя осень.

    - А, какое у вас настроение? Ответы детей.

    - Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы мы с хорошим настроением пошли искать колобка? Ответы детей.

    - Давайте, ребята, позовём солнышко, чтобы оно выглянуло и согрело нас своим теплом, тогда мы с хорошим настроением пойдем в лес.

    - Кто из вас помнит закличку про солнышко? (Дети по очереди закликают солнышко)

    Ариша: Солнышко, покажись,

    Обогрей, улыбнись.

    К нам скорей приходи

    И тепло принеси!

    Вадик: Солнышко – ведрышко,

    Выгляни в окошко!

    Солнышко, нарядись,

    Красное, покажись!

    - Что – то не выглядывает солнышко. Придумала! Давайте все хором, дружно позовём солнышко закличкой «Приди, приди, солнышко!»

    Хором: «Приди, приди, солнышко,

    Загляни в оконышко,

    Засвети щедрее,

    Всех согрей скорее!».

    - Посмотрите, а вот и солнышко появилось. Оно нас услышало! (Презентация слайд № 2 Солнышко)

    - Значит нам пора в путь.

    Отправляемся мы в лес

    Полный сказочных чудес!

    Игра «По ровненькой дорожке».

    (Дети встают со стульчиков и вместе с воспитателем водят хоровод со словами):

    По ровненькой дорожке (Идут шагом)

    Шагают наши ножки.

    По камешкам, по камешкам (Руки вверх, ходьба на носочках)

    По кочкам, по кочкам. (Прыжки на двух ногах)

    По маленьким листочкам. (Ходьба с высоким подниманием колен)

    В ямку – бух! (Приседают на корточки, поднимаются)

    - Вот мы и в лесу. (Слайд № 3 Осенний лес, звуки леса)

    Ой, ребята, тише, тише!

    Кажется, я что – то слышу.

    - Это кто там, в сугробе сидит и дрожит? Послушайте загадку.

    Загадка:

    Кто любит морковку

    И прыгает ловко,

    Портит в огороде грядки,

    Удирает без оглядки? (Слайд № 4. Заяц)

    - Здравствуй, зайчик! Помоги нам найти колобка. Ребята, зайчик нам поможет найти колобка, если мы с ним поиграем. Будем играть с зайчиком? Ответы детей.

    Хороводная игра «Мы на луг ходили»(Музыка к игре на слайде № 4, текст хороводной игры в приложении № 1)

    - Ребята, зайчику очень понравилась игра, он сказал, что видел, как колобок покатился прямо по дорожке. Давайте поблагодарим зайчика и продолжим свой путь. Дети: Спасибо зайчик!

    - Кто же нам еще поможет найти колобка? Послушайте загадку.

    Загадка

    Он в лесу один живет,

    Там он воет и поет.

    Всех зайчат перепугал,

    Также белок разогнал,

    Может скушать целый полк,

    Злой, голодный, серый (волк). (Слайд № 5 Волк и запись воя)

    - А мы не будем бояться волка! Мы научим его считалкам, а он нам скажет, куда покатился колобок.

    - Кто из вас, дети, помнит считалку про волка?

    Егор: Шел волчище через мост,

    Четыре лапы, пятый хвост

    Если мост провалится,

    То волчище свалится!

    Кирилл: Барашек на лугу гулял,

    Барашек рожки потерял.

    Шел стороной голодный волк,

    Барашка он зубами щелк!

    - Я знаю, что Катя тоже знает считалку.

    Катя: Волки рыщут,

    Пищу ищут.

    Мы вначале их поймаем,

    А потом и поиграем.

    - Волку понравилось, что вы так много знаете про него считалок. Он сказал, что колобок покатился дальше по тропинке.

    - Ребята, поблагодарим волка и отправимся дальше в путь.

    Физминутка: «Ровным кругом»

    (Дети, взявшись за руки, ритмично идут по кругу со словами):

    Ровным кругом друг за другом

    Мы идём за шагом шаг, стой на месте!

    Дружно вместе сделаем вот так! (С окончанием слов останавливаются и повторяют движение, которое показывает воспитатель, например, повернуться, наклониться, присесть).

    - Слушаем новую загадку.

    Загадка:

    Косолапые ноги,

    Всю зиму спит в берлоге.

    Догадайся, ответь,

    Кто это? (Медведь) (Слайд № 6 Медведь и запись рёва)

    Уж ты Мишенька – медведь

    Что ты вздумал реветь?

    Не лежи на боку,

    Мы разгоним тоску!

    Пойдём с нами играть в игру. Если тебе понравится с нами играть, тогда ты нам подскажешь, куда покатился колобок.

    Игра «Мы в густом лесу гуляли» (Музыкальное сопровождение к игре на слайде № 6).

    Медведя выбирают считалкой «Раз, два, три, четыре, пять! Мы собрались поиграть». Медведь в центре круга «спит», а дети гуляют возле медведя и произносят слова:

    Дети: Мы в густом лесу гуляли

    И медведя повстречали.

    Он под ёлкой сидит,

    Растянулся и храпит.

    Говорком: Тише, тише не шумите

    Вы медведя не будите.

    Медведь: Надоело Мишке спать

    Буду деток догонять! (Медведь догоняет детей)

    - Молодцы! Медведю очень интересно было играть с нами, но ему пора в берлогу, ведь скоро наступит зима. А колобка он видел в норе возле ёлки.

    - Ребята, давайте поблагодарим медведя.

    -До свидания, медведь! Крепко спи до весны, а мы пойдём дальше колобка искать.

    Загадка

    Повстречалась нам она:

    Любопытные глаза,

    Притаилась за пеньком

    Ярко-рыжим огоньком,

    И спокойно наблюдает:

    Кто в её лесу гуляет! (Лиса) (Слайд № 7 картинка лисы)

    - Здравствуй, Лисонька-лиса! Нас попросила бабушка Варвара найти колобка. Ты случайно не встречала его?

    - Ребята, лиса отдаст нам колобка, если мы её потешим, расскажем ей все вместе потешку «Идёт лисичка по мосту».

    Потешка:

    Все вместе: Идёт лисичка по мосту

    Несёт вязанку хворосту.

    Воспитатель: Зачем ей хворост?

    Дети: Печь топить.

    Воспитатель: Зачем ей печь?

    Дети: Обед варить.

    Воспитатель: Зачем обед?

    Дети: Гостей кормить.

    Воспитатель: А гости кто?

    Дети: Медведь с женой,

    Да ёж, да кот,

    Да мы с тобой.

    - Молодцы! Матвей, а ты расскажешь лисе потешку? Я думаю, что лиса будет рада послушать твою потешку.

    Матвей: Лиса-лисонька-лиса,

    Лиса - рыжая краса,

    У амбара пробегала,

    Крынку с маслом увидала.

    Стоит крынка в холодке

    В огороде, в уголке.

    - Как бы в крынку влезть,

    Как бы масло съесть?

    - Очень понравилось лисе, как вы её потешали и за это она отдаёт нам колобка. (К ногам детей выкатывается колобок). Дети: - Спасибо, лиса!

    - Ребята, мы нашли с вами колобка, пора его отнести бабушке Варваре.

    (Подходим к дому бабушки Варвары) (Слайд № 8 Дом бабушки Варвары)

    Вижу, вижу теремок,

    Из трубы идёт дымок.

    Видно, в гости нас там ждут,

    Угощенье попадут.

    (Выходит бабушка Варвара и улыбается детям)

    Бабушка Варвара:

    -Здравствуйте, мои внучата! Спасибо вам большое за помощь! Пойдёмте, я напою вас чаем с вкусными калачами!

    (Дети пьют чай с калачами вместе с бабушкой Варварой).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по мотивам сказки К.И.Чуковского «В гости к бабушке Федоре» для детей средней группы

    Важная роль в воспитании ребенка, а также формировании у него нравственных ценностей и ориентиров принадлежит семье. Семья – это важный элемент системы образования, где основа – традиции, обычаи, пред...

    Конспект досуга по физическому развитию на тему: «Правила дорожного движения» «Красный, желтый, зеленый» (для детей средней группы)

    Конспект  поможет освоить легко с детьми средней группы правила дорожного движения, через театрализованную деятельность....

    Конспект НОД по речевому развитию и изобразительной деятельности "В гости к бабушке"

    Цель: выявить и закрепить уровень знаний детей по развитию речи....

    Конспект развлечения «В гостях у бабушки-огородницы» для детей средней группы

    Программные задачи.Закрепить знания детей об овощах, принимать участие в импровизациях, играх. Развивать выразительность речи.Воспитывать трудолюбие, здоровый образ жизни. Материал: рул...