Использование речевых игр в работе воспитателя логопедических групп
статья по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

СЫЧЕВА ТАТЬЯНА ВЛАДИМИРОВНА

Правильная речь – одно из важнейших условий успешного развития личности.  Речь занимает центральное место в процессе психического развития ребенка и внутренне связана с развитием мышления и сознания в целом. Поэтому очень важно заботиться о своевременном формировании речи детей, ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_pechati.docx40.85 КБ

Предварительный просмотр:

Использование речевых игр в работе воспитателя логопедических групп

В настоящее время число детей с тяжелыми нарушениями речи значительно увеличилось.

Тяжелые нарушения речи – это общее недоразвитие речи.

Общее недоразвитие речи (ОНР) характеризуется нарушением формирования основных компонентов речевой системы: лексики, фонетики, грамматики. Наличие у этих детей вторичных отклонений в развитии ведущих, психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления и др.) создает дополнительные затруднения в формировании речевой системы.

Работая на логопедической группе, я отметила, что дети не понимают значения многих слов, у них беден словарный запас, употребляют в речи просторечные и жаргонные слова.

Эти нарушения затрудняют процесс полноценного овладения детьми программой детского сада, а в дальнейшем — и процесс школьного обучения.

Требования современной действительности предполагают наличие у детей грамотной речи.
Для овладения такой речью необходимо развитие активного словаря. Активный словарь - это понимание значения слов и употребление их в речи.

Правильная речь – одно из важнейших условий успешного развития личности. Чем более развита у ребенка речь, тем шире его возможности познания окружающего мира, полноценнее взаимодействие со сверстниками и взрослыми, совершеннее его умственное и психофизическое развитие, так как речь занимает центральное место в процессе психического развития ребенка и внутренне связана с развитием мышления и сознания в целом. Поэтому очень важно заботиться о своевременном формировании речи детей, ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения.

Своевременная же коррекция нарушений речевого развития является необходимым условием психологической готовности детей к усвоению школьных знаний.

Исходя из вышесказанного я поставила цель:

  • Использование традиционных и инновационных методик в работе с детьми по формированию словаря.

Работу по коррекции нарушений словаря провожу по следующим направлениям:

  • Расширение словаря ребенка на основе ознакомления с постепенно увеличивающимся кругом предметов и явлений.
  • Введение слов, которые обозначают качества, свойства, отношения, на основе углубления знаний о предметах и явлениях окружающего мира.
  • Введение слов, обозначающих элементарные понятия, на основе различения и обобщения предметов по существенным признакам.

По этим трем направлениям работаю во всех возрастных группах .

В ходе планирования работы определила основные задачи: Во-первых, 1. Обогащение словаря новыми словами, усвоение детьми ранее неизвестных слов, а также новых значений ряда слов, уже имеющихся в их лексиконе. Обогащение словаря происходит, в первую очередь, за счет общеупотребительной лексики (названия предметов, признаков и качеств, действий, процессов и др.).

2.  Закрепление и уточнение словаря.

Вторая задача обусловлена тем, что у детей слово не всегда связано с представлением о предмете. Дети часто не знают точного наименования предметов. Поэтому ввожу углубление понимания уже известных слов, наполнение их конкретным содержанием, на основе точного соотнесения с объектами реального мира,  развитие умения пользоваться общеупотребительными словами.

3. Активизация словаря.

Усваиваемые детьми слова делятся на две категории: пассивный словарь (слова, которые ребенок понимает, связывает с определенными представлениями, но не употребляет) и активный словарь (слова, которые ребенок не только понимает, но активно, сознательно при всяком подходящем случае употребляет в речи). В работе с детьми важно, чтобы новое слово вошло в активный словарь. Это происходит только в том случае, если оно будет закреплено и воспроизведено ими в речи. Ребенок должен не только слышать речь воспитателя, но и воспроизводить ее много раз.

4.  Устранение из речи детей не литературных слов.

 Устранение из речи детей диалектных, просторечных, жаргонных слов и выражений. Это особенно необходимо, когда дети находятся в условиях неблагополучной языковой среды.

При работе с детьми используются приемы и методы, описанные Л.С.Выготским, С.Н.Карповой, И.П.Колобовой, Л.В.Сахарным, Н.В.Уфимцевой, Г.Д.Черемухиной, А.М.Шахнаровичем, Р.И.Лалаева, Н.В.Серебрякова и др.

Основную работу по накоплению и уточнению словаря детей и активизации навыков грамматически правильного построения устной речи веду по лексическим темам на основе наглядных материалов.

Предлагаемые задания варьирую в зависимости от этапа работы, задач программы детского сада, возраста детей.

Детям предлагаю следующие игры и задания на развитие лексики и словообразования,  целью которых является уточнение структуры значения слова, овладение значением морфем, системой грамматических значений, закрепление связей между словами: «Развитие ассоциаций», «Классификация предметов по картинкам», «Найди лишний предмет», «Назови лишнее слово», «Объясни, чем отличаются предметы (с использованием картинок)», «Назови одним словом серию картинок», «Послушай слова и назови только те из них, которые обозначают домашних животных (овощи, мебель, инструменты и т.п.)», «Догадайся, каким будет четвертое слово (смысловые ряды)», «Где и для чего можно применять предмет, который я назову?», «Назови части», «Отгадай предмет по названию его частей», «Скажи наоборот», «Придумай слова-«приятели» к данным словам», «Кто как голос подает (передвигается, ест)?», «Скажи какой (какое, какая, какие, как)?», «Отгадай загадку», «Придумай загадку» и другие. Описание данных игр можно найти в методике Р.И.Лалаевой и Н.В.Серебряковой «Формирование правильной разговорной речи у дошкольников».

На закрепление словообразования существительных, глаголов, прилагательных провожу различные игровые упражнения: «Назови ласково», «Что для чего?», «Кто у кого?», «Два брата ИК и ИЩ», «Добавь похожее слово», «Назови профессию», «Назови действие», «Чем отличаются слова?», «Чьи хвосты?», «Правильно назови листья», «Что из чего сделано?», «Подбери слова-«родственники»», «Придумай одно слово вместо двух» и другие.

Словарную работу сочетаю с упражнениями по развитию следующих психических функций:

  • пространственного анализа и синтеза;
  • зрительного гнозиса и зрительной памяти;
  • акустического гнозиса (неречевого слуха);
  • слухоречевой памяти;
  • мышления.

Развитие слухоречевой памяти в ходе словарной работы

При несформированности навыков словообразования, связанных с неустойчивостью звукового образа слов, со слабостью следов слухоречевой памяти, необходимо планировать словарную работу с использованием представленных ниже упражнений на развитие слухоречевой памяти. 

Цели этих игр и заданий: развивать слуховое внимание и слухоречевую память

  • Игра «Цепочка слов и наша интонация»

Цели: развивать слуховое внимание и слухоречевую память

Ход игры В игровой форме воспитатель просит детей произнести цепочку слогов (звуков, слов, любую фразу) с различной интонацией: радостно, грустно, удивленно, восторженно, испуганно, разгневанно и т. д.

Например: цепочка слогов СЭ–ФЫ–РУ–ШУ–ХО–ЩА.

Усложняем добавляя слова.

  • Игра «Варим суп».

Цели развивать слуховое внимание и слухоречевую память, акустический гнозис; увеличить запас слов по теме.

Ход игры Несколько детей садятся в круг. Ведущий начинает: «Я отправляюсь в кругосветное плавание и положу в чемодан…компас». Первый ребенок продолжает: «Я отправляюсь в кругосветное плавание и положу в чемодан компас и…часы!»

Второй: «Я отправляюсь в кругосветное плавание и положу в чемодан компас, часы и…рубашку!» И так далее. Играют до тех пор, пока кто-нибудь не выбьется из списка. Провинившемуся назначают штрафное задание. Например, пропрыгать на одной ноге до двери и обратно.

  • Игра «Назови правильно»

Цели развивать слуховое внимание и слухоречевую память, акустический гнозис; увеличить запас слов по теме.

Ход игры воспитатель произносит названия посуды, а дети должны запомнить только ту посуду, которая начинается со звука [с], например: ложка, сахарница, тарелка, сковорода, салатник.

  • Игра «Как услышишь — повтори»

Цели: развивать слуховое восприятие, развивать умение различать слова, близкие по звуковому составу; уточнить и расширить словарь глаголов.

Ход игры. Детям предлагаю слушать слова (глаголы), выполнять задания. Например, повторять только глаголы в прошедшем времени и т д.

  • Игра «Внимательно слушай и хлопай»

Цели: учить воспринимать слова с близким звуковым составом; развивать слуховое внимание;

уточнить предметный словарь по любой лексической теме.

Ход игры Воспитатель называет ряд слов, а дети, услышав слово, обозначающее транспорт хлопают в ладоши. Примерный речевой материал: малина, машина, апельсин, абрикос, автобус, самолет, трамплин, трамвай, тропа, корабль и т. д.

  • Игра «Слушай внимательно и запоминай»

Цели: развивать слуховое внимание и слухоречевую память, акустический гнозис; увеличить запас слов по изучаемой лексической теме.

Ход игры Воспитатель проговаривает ряд слов, например: сентябрь- октябрь — туча — мяч — медведь — январь — сентябрь — пальто — декабрь — сентябрь. Дети должны сказать, какое слово встречалось чаще других.

Формирование зрительно - пространственных функций при коррекции лексических нарушений

Дети, у которых недоразвитие зрительно-пространственных функций проявляется в неправильном узнавании зрительного образа, в неумении выделять существенные признаки предмета, допускают ошибки в расположении деталей, могут иметь недостаточный объем словаря, неточно употреблять слова, испытывать трудности при актуализации словаря, а также неправильно использовать предлоги. Поэтому при коррекции словаря в своей работе использую следующие игры и упражнения.

Цель этих игр и упражнений развивать зрительное восприятие, скорость переработки информации; уточнить и расширить словарь.

  • Игра «Что где?»

Цель:развитие  пространственных  отношений,  закрепление  названий  предметов,  находящихся  в  комнате  и  их  обобщение  (окно,  стены,  потолок  -  части  комнаты, стол,  стул,  шкаф  -  мебель).

Ход  игры.  В  этой  игре,  пользуясь  планом,  надо  найти  спрятанный  предмет.  Педагог  и  

ребенок  поочередно  прячут  предмет  и  делают  соответствующую  пометку  на  плане.  Ребенок  должен  научиться  пользоваться  планом,  находясь  в  любой  точке  комнаты.  Для  этого  сначала  ему  нужно  будет  сориентировать  план  (повернуть  его  так,  чтобы  изображение  двери  «смотрело»  в  сторону  двери,  а  изображение  окна  - в  сторону  окна),  а  затем  - определить  собственное  место  в  комнате  («я  сижу  вот  на  этом  стуле»).  После  этого  уже  легко  найти  в  комнате  отмеченный  на  плане  предмет. В  дальнейшем  игру  можно  проводить,  используя  план,  перевернутый  на  180  градусв.

Можно  предложить  детям  самостоятельно  составить  план  своей комнаты  или  комнаты,  смоделированной  из  кукольной  мебели.  Можно  предложить  нарисовать  план  домика  Барби  и  попросить  объяснить  расположение  предметов,  используя  слова:  справа,  слева,  внизу,  наверху,  выше,  ниже  и  т.д.  

• Игра «Что собрали дети в огороде (саду)?»

Цели уточнить и расширить словарь по теме «Овощи — фрукты»; развивать зрительную память.

Оборудование, цветные предметные картинки с изображением овощей или фруктов.

Ход игры Детям предлагаю  5—6 картинок (свекла, картошка, редиска,

помидор, репа, редька), просят назвать, затем прикрывают картинки листом бумаги, предлагают вспомнить и назвать овощи, которые собрала коза Лиза. По индивидуальным возможностям детей число предъявляемых картинок для запоминания можно увеличить.

  • Игра «Что недорисовал художник?»

Цели уточнить предметный словарь по теме «Одежда — обувь»; развивать целостность восприятия.

Оборудование: картинки с незаконченным изображением предметов одежды и обуви: варежки, перчатки, платье, пальто, ботинки, сапоги и т. п.

Ход игры. Воспитатель говорит детям, что у художника закончились краски, а рисунки остались недорисованными. Спрашивает: «Как вы думаете, что хотел нарисовать художник?» Дети называют предметы. Дорисовывают.

  • Игры «Кто спрятался в лесу?», «Помоги бабе Федоре»

Цели развивать зрительный гнозис и внимание; активизировать словарь по лексическим темам: «Посуда», «Животные и их детеныши», «Одежда», «Овощи — фрукты» и т. д.

Оборудование зашумленные или наложенные изображения.

Ход игры воспитатель предлагает ребенку внимательно посмотреть на картинку и найти «спрятавшиеся» там предметы.

е и внимание; уточнить слова по теме «Дикие животные» (например, уточнить зрительный образ оленя и лося, а затем научить их различать).

  • Игра «Узнай по силуэту»

Цели развивать зрительное восприятие, скорость переработки информации; уточнить и расширить словарь по теме «Животные и их детеныши».

Оборудование предметные картинки с изображением реальных животных (кошка, лиса, белка, собака, волк, коза, корова и других), знакомых детям по занятиям, и контурные изображения этих животных.

Ход игры Воспитатель показывает детям картинку с реальным изображением животного в течение 3—5 секунд (далее время показа картинки сокращается). Дети за это время должны внимательно рассмотреть изображение, затем картинки убирают. Таким образом просматривается несколько картинок. Потом логопед показывает контурные изображения и предлагает детям угадать, чья эта «фотография».

  • Игра «Посмотри, запомни»

Цели развивать зрительное восприятие и память; обогащать словарный запас по теме «Зима».

Оборудование картинки с изображением разных времен года.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям запомнить и назвать только те картинки из набора, которые связаны с зимой.

  • Игра «Лото»

Цели активизировать словарь по различным лексическим темам; уточнение зрительного образа и значения слова, которое связано с этим образом.

Оборудование большие и маленькие карты одной темы или нескольких тем.

Ход игры.. Каждому игроку дается по две большие карты одной темы. У ведущего — маленькие карточки, которые он предъявляет игрокам, не называя картинки. Игроки называют нужные картинки и закрывают ими такие же на своих картах, уточняя при этом, для чего это нужно или что это обозначает. Выигрывает тот, кто быстрее закроет все свои картинки и не ошибется в их названии.

  • Игра «Магазин»

Цели уточнить понятия «верхний», «нижний», «средний», «высокий», «низкий» и т. д.; развивать зрительно- пространственные функции.

Оборудование, цветные предметные картинки, на которых предметы разной величины расположены в три ряда.

Ход игры

Вариант 1. «Посмотри на полки магазина и скажи, что находится на нижней (верхней, средней) полке? На какой полке стоят чашки? Сколько в магазине высоких ваз? Что стоит слева от пирамиды, справа от пирамиды, слева от кувшина? Что стоит между стаканами?»

Вариант 2. «Что купил серый волк?» Картинки убираются, дети должны сказать, что купил волк.

Для развития зрительно-пространственных функций и внимания, а также для уточнения и расширения лексического объема можно использовать картинки с различными тематическими сюжетами и предложить детям выполнить задания: «Найди 5 ошибок», «Скажи, может ли так быть?», «Что перепутал художник?» и т д.

Развитие мышления в процессе уточнения и пополнения словарного запаса

Недостаточно усвоенный словарь обобщающих слов, а также стереотипность, частое употребление одних и тех же слов и недостаточно точное употребление слов в контексте могут быть связаны с низким уровнем развития мышления и очень низким качеством рисунка, в котором отмечается схематизм, статичность, отсутствие мелких деталей. Это обусловлено сниженным уровнем развития процессов мышления, так как овладение словообразованием осуществляется на основе мыслительных операций. Таким образом, при проведении игровых упражнений, направленных на коррекцию и развитие словаря, необходимо включать игры и задания на развитие мыслительных процессов. Для освоения приемов смыслового соотнесения и смысловой группировки использую следующие игры и задания.

 Игра «Переулочки»

Цели закрепить навык словообразования прилагательных от существительных; развивать умение обобщать предметы по одному определенному признаку.

Оборудование цветные картинки с изображением различных предметов.

Ход игры. Каждый участник игры выбирает, какой переулок он будет заселять: Деревянный, Цветочный, Фруктовый и т. д. Затем все по очереди берут подходящие к названию своего переулка карточки, называют ее и объясняют свой выбор. Чей переулочек длиннее, тот победил.

  • Игра «Найди пару»

Цели развивать умение выделять основной признак предмета; уточнить обобщающие понятия.

Оборудование цветные картинки на разные лексические темы.

Ход игры. Ребенку показывают любую карточку и просят еще найти овощи, предметы мебели и т. д.

  • Игра «Назови одним словом»

Цели: развивать умение выделять

основной признак предмета, уточнить обобщающие понятия.

Ход игры. Ребенку предлагают отобрать карточки, которые подходят друг другу (птицы, одежда, фрукты и т. д.), и просят назвать всю группу одним словом.

  • Игра «Продолжи ряд»

Цели активизировать и расширять лексический запас; развивать мышление.

Оборудование: цветные картинки, мяч.

Ход игры

Вариант 1. Перед игроками лежат картинки любой одной группы. Все участники игры по очереди назвают любые другие предметы, которые относятся к этой же группе (например, еще домашние животные — это лошадь, овца и т. д.).

Вариант 2. Воспитатель называет обобщающее понятие и бросает мяч поочередно каждому игроку. Ребенок, возвращая мяч логопеду, называет относящиеся к этому обобщающему понятию предметы.

  • Игра «Что лишнее?»

Цель закреплять умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению.

Ход игры

Вариант 1 (с картинками). К картинкам одной группы прикладывают любую «чужую» картинку и предлагают игрокам определить, что в ряду лишнее. Если дети быстро находят четвертого лишнего, то можно усложнить игру: предложить найти лишнего в рамках одной группы (помидор, огурец и капуста — овощи, но можно убрать помидор, потому что он красный, а огурец с капустой зеленого цвета и т. д.).

Вариант 2 (с мячом). Вопитатель бросая мяч ребенку, называет три или четыре слова и просит определить, какое слово лишнее. Например: голубой, красный, спелый; осень, лето, суббота, зима; шьет, примеряет, кроит, взвешивает. Дети, бросая мяч обратно, называют лишнее слово.

  • Игра «Противоположности»

Цели: развивать умение находить противоположности в словах; продолжать развивать способность к сравнению.

Оборудование цветные картинки.

Ход игры. воспитатель предлагает детям собрать из вагончиков поезд, составляя вагончики, нужно найти противоположности. Например, рядом с колючим ежиком может стоять пушистый кот, рядом с холодной снежинкой — горячий чай и т. д.

  • Игра «Чего больше?»

Цель тренировать умение выделять родовидовые отношения объектов, фиксировать их в речи.

Ход игры. Упражнение можно проводить со всей группой одновременно, зачитывая вопросы вслух и сразу обсуждая ответы.

Вариант 1. Для первого этапа необходимо заготовить список вопросов, «сталкивающих» родовой (например, деревья, кустарники) и видовой (например, клен, береза, липа) признаки предметов. Вопросы начинаются со слов: «Чего в лесу, в огороде больше...», далее перечисляются сами родовые и видовые признаки. Например: «Чего в лесу больше — берез или деревьев? Земляники или ягод? Ежей или животных? Деревьев или растений?».

Вариант 2. Второй этап упражнения превращает вопросы в коротенькие задачи типа: «У Алисы оказалось в руках пять фруктов и семь апельсинов. Чего у нее было больше?»

  • Упражнение «Расскажи о предмете»

Цель развивать умение выражать мысли, делать умозаключения, объяснять и уточнять понятия.

Оборудование предметные картинки с изображением мебели.

Ход игры. На столе лежат картинки изображениями вниз, ребенок вытягивает картинку и называет ее, объясняет, что она обозначает и для чего предназначена. Например, чайник — это посуда, предназначенная для кипячения воды, и т. д.

  • Игра «Отгадай загадку»

Цели активизировать и уточнятьсловарь; развивать мышление.

Ход игры воспитатель предлагает детям отгадать загадки и найти отгадки на картинках. Если загадка не отгадана, то нужно рассмотреть картинку с детьми, выделить важные признаки и снова загадать эту же загадку.

Предлагаемые игры и упражнения можно использовать в процессе фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий, коррекционного часа, в совместной деятельности.

В своей деятельности при использовании дидактических игр по обогащению словаря дошкольников применяю следующие принципы

1.  Постепенное усложнение в ходе дидактической игры речевого материала (от простых фраз к сложным, от 3-х-словных к 4-х-словным, от фраз к рассказу).

 2. Постоянная активизация в ходе дидактической игры детей, но только на уровне фразовых ответов.

  3. Исключение отрицательной оценки деятельности детей. Акцентирование внимания на их успех с целью повышения речевой активности.

4. Определенная последовательность опроса детей при опрашивании (Сначала более сильные дети).

5. Перенесение отработки связного рассказывания со слабыми детьми на индивидуальные занятия.

Хочу познакомить вас с еще одним из эффективных методов развития речи ребёнка, который позволяет быстро получить результат, является работа над созданием нерифмованного стихотворения – синквейна.

Данный метод легко интегрируется со всеми образовательными областями, а простота построения синквейна позволяет быстро получить результат.

Традиционный (классический) синквейн как жанр поэзии, основанный на подсчёте слогов в каждом стихе, в начале XX века придумала американская поэтесса Аделаида Крэпси под влиянием популярной в то время японской поэзии.

Слово синквейн (англ. Cinquain) происходит от французского слова «пять», что означает «стихотворение из пяти строк», которые пишутся по определенным правилам.

На начальном этапе обучения детей составлению синквейна  мной использовались следующие упражнения:

  • «Подбери определения»,
  • «Узнай предмет по определению»,
  • «Кто что делает?»,
  • «Что чем делают?»,
  • «Назови часть  целого»  и др.

Метод синквейна в работе с детьми нашей группы начала использовать  со второго полугодия этого года, когда дети уже овладели понятием «слово- 

предмет»«слово-действие»«слово-признак»«предложение». Чем богаче будет словарный запас ребёнка, тем легче ему будет построить не только синквейн, но и пересказать текст и выразить свои мысли.

Значимость и целесообразность использования мною данного метода объясняется тем, что, синквейн:

  • способствует развитию всех компонентов речи;
  • происходит интеграция со всеми образовательными областями программы;
  • используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации;
  • даёт возможность оценить педагогу уровень усвоения пройденного материала;
  • открывает у детей новые творческие интеллектуальные возможности;
  • способствует поддержке и развитию детской инициативы в различных видах деятельности;
  • содействует в сотрудничестве всех участников образовательного процесса.

При творческом  использовании синквейна  на занятиях он воспринимается  дошкольниками  как увлекательная игра.

Но нужно помнить, что необходимо составлять синквейн  только на темы хорошо известные детям и обязательно показывать образец.

Большое значение на начальном этапе имеет работа с родителями. Для них была проведена консультация на тему «Использование метода синквейн с детьми дома» и было предложено составлять с детьми мини-сочинения на темы которые более интересны именно их ребенку.

Для достижения наилучших результатов по данному направлению тесно сотрудничаем с родителями. Рекомендации, участие в совместных мероприятиях и т.д.

Предлагаю примерные рекомендации для работы с родителями:  

По лексической теме «Посуда»

Родителям: дома вместе с ребенком рассмотреть посуду, выяснить, из чего она сделана. Выучить с ребенком загадки о посуде; с целью обогащения словарного запаса детей провести экскурсию в магазин посуды.

По лексической теме «Продукты»

Родителям, с целью обогащения словарного запаса детей рекомендуется объяснять им, из чего состоят продукты питания (например, хлеб: мука, соль, яйца и т. д.); побеседовать  с детьми о полезной и вредной пище, какие продукты питания полезны для детей и почему

По лексической теме «Домашние животные»

Родителям и воспитателям: показать ребенку (по возможности живых) домашних животных; обсудить внешние признаки каждого, поговорить о том, чем они питаются. Рассмотреть с ребенком иллюстрации с изображением зверей наших лесов; отметить их внешние признаки, рассказать, где они живут и чем питаются. В качестве экскурсии посетить зоопарк.

С целью развития у детей словарного запаса необходимо читать им художественную и познавательную литературу о животных

По лексической теме «Транспорт»

Родителям и воспитателям, вместе с ребенком понаблюдать на улице за движением различного транспорта; познакомить его с такими видами транспорта, как наземный, воздушный, водный, подземный, железнодорожный; побеседовать с ним о необходимости соблюдения правил дорожного движения. Для закрепления у ребенка знаний о транспорте и уличном движении задать вопросы: «Какие машины перевозят грузы? Людей? На какой сигнал светофора можно переходить улицу?»

Эффективность коррекционной работы по обогащению словаря, формированию грамматических категорий, диалогической, монологической речи, а также навыков связной речи зависит от преемственности в работе логопеда, воспитателя, родителей. Разнообразные по содержанию и по форме речевые игры и упражнения значительно повышают эффективность коррекционного воздействия и облегчают формирование речевого общения у детей.

Постоянное внимание к формированию речи детей в повседневной жизни делает их высказывания более грамотными, развернутыми. У детей повышается речевая активность.

Список литературы

  1. Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте: Методическое пособие / Сост.И.Ю.Кондратенко
  2. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников.
  3. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение.
  4. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: Практическое пособие.
  5. Фомичева И.А. Воспитание у детей правильного произношения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование речевых игр в работе воспитателя логопедической группы для детей с ОНР

Данный материал поможет воспитателям в подборе дидактических речевых игр и упражнений для развития лексики, грамматического строя (словоизменения, словообразования) у детей старшего дошкольного ...

Консультация для родителей "Использование речевых игр в работе воспитателя"

Консультация для родителей "Использовангие речевых игр в работе воспитателя"...

Специфика работы воспитателя логопедической группы в системе комплексного воздействия по устранению речевых нарушений у детей дошкольного возраста.

Специфика коррекционных дошкольных учреждений заключается в том, что, помимо решения общеобразовательных задач, решаются коррекционные задачи, связанные с преодолением речевого недоразвития у детей, а...

Выступление в ДОУ на тему "Использование речевых игр в работе воспитателя логопедических групп".

Использование речевых игр в работе воспитателя логопедических группВсем известно, что правильная речь – одно из важнейших условий успешного развития личности. Чем более развита у ребенка речь, т...

Специфика работы воспитателя логопедической группы в системе комплексного воздействия по устранению речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Основной контингент дошкольников в группах с тяжелыми нарушениями речи – это дети, имеющие сложные речевые расстройства, при которых у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом ...

Использование приёмов здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе воспитателя логопедической группы

Использование приёмов здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе воспитателя логопедической группы...

КОРРЕКЦИОННАЯ РЕЧЕВАЯ РАБОТА ВОСПИТАТЕЛЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЫ

КОРРЕКЦИОННАЯ РЕЧЕВАЯ   РАБОТА ВОСПИТАТЕЛЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЫ...