Литературное наследие Б.Пастернака в речевом развитии дошкольника
статья по развитию речи

Борисова Ирина Николаевна

Речевое развитие дошкольника было и остается главной задачей в деятельности педагога ДОО. Литературное наследие Б. Пастернака  может быть активно включено в работу по развитию речи у дошкольников. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_literaturnoe_nasledie_b.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Литературное наследие  Б.Пастернака в речевом развитии дошкольника

Воспитатель Борисова Ирина Николаевна

МБДОУ №  3«Колосок» с.Айша  ЗМР РТ

Речевое развитие дошкольника было и остается главной задачей в деятельности педагога ДОО. Это объясняется  тем, что речь выполняет ведущую функцию в развитии мышления и общения.  Значение речи в социальном, умственном развитие ребенка определяет необходимость поиска современных  педагогических средств, дидактического инструментария, содержательной основы педагогической деятельности, направленной на формирование связной речи, ее выразительности.

Литературное наследие Б. Пастернака  может быть активно включено в работу по развитию речи у дошкольников. Стихи Б. Пастернака  сложны для восприятия детей дошкольников,  но вместе с тем увлекательны. Они обращены к душе ребенка, к его чувствам. Знакомство детей со стихами Б. Пастернака воспитывает в детях чуткость к художественному слову. Задача педагога помочь понять текс, и увидеть «музыку» и ритм стиха.  Стихи  готовят детей к познанию окружающего мира, через эстетическое восприятие родного языка.  При заучивании стихотворений у детей совершенствуются  художетсвенно-речевые исполнительские навыки. 

Ознакомление дошкольников с художественной литературой - это формирование будущего большого «талантливого читателя», культурно образованного человека. Ранняя подготовка детей к восприятию литературного наследия Б. Пастернака может стать стимулом обращения к его произведениям в будущем.

Восприятие художественной литературы рассматривается как активный волевой процесс, предполагающий не пассивное созерцание, а деятельность, которая воплощается во внутреннем содействии, сопереживании героям, в воображаемом перенесении на себя событий, «мысленном действии», в результате чего возникает эффект личного присутствия, личного участия в событиях. Перед педагогом стоит сложная задача - каждое художественное произведение донести до детей как произведение искусства, раскрыть его замысел, заразить их  эмоциональным отношением к литературным персонажам, их чувствам, поступкам или к лирическим переживаниям автора, то есть интонационно передать свое отношение к героям и действующим лицам. На примере  творчества Б. Пастернака детей можно знакомить не только художественному слову, но и познанию окружающего мира. Например, чтение стихотворения «Весна» знакомит детей с признаками этого времени года:

«Весеннее дыханье родины
Смывает след зимы с пространства
И черные от слез обводины
С заплаканных очей славянства».

Стихотворение  «Снег идет» позволяет использовать талант поэта в формировании у детей художественного образа зимы:

  Снег идет, снег идет,
         Словно падают не хлопья,
        А в заплатанном салопе
        Сходит наземь небосвод».

 Пейзаж и окружающая природа, существует рядом с человеком, и цель педагога объяснить и показать детям, как автор оживил природу в своем творчестве. Педагог выступает проводником между детьми и творчеством Б. Пастернака.  

В планировании и организации деятельности ребенка,  педагог играет ведущую  роль. Для того чтобы ребенок успешно обучался в школе, усвоил школьную программу, у него должны быть сформированы умения связно высказывать свои мысли. Педагогическое влияние на этот процесс саморазвития должно учитывать логику и ведущие тенденции естественного, стихийного овладения языком. Ребенок должен уметь строить диалог и составлять небольшой рассказ на определенную тему. В  активной и познавательной деятельности, формируются личностные качества ребенка. Для каждого возраста это та деятельность, которая на данном этапе становится ведущей, которая определяет его интересы, отношение к действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми. На развитие ребенка, многогранное влияние имеет игра, так как это основной вид деятельности дошкольника. В игре дети овладевают новыми  навыками, умениями и знаниями. В игре, не принуждённо  осваиваются правила  общения с детьми и со взрослыми, а также достигнуто полноценное нравственное, эстетическое и волевое развитие ребенка. Игра оказывает большое влияние на процесс  развития  речи у  детей  дошкольного возраста. Это обусловило актуальность темы данной курсовой работы.

Формирование правильной речи является одной из основных задач дошкольного образования. Познавательно-речевое направление может рассматриваться как основа для полноценного развития личности каждого дошкольника. Творчество Б. Пастернака  несет в себе огромный потенциал в решении воспитательных задач даже в работе с дошкольником.

Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды детской деятельности. Все логоритмические упражнения проводятся в игровой форме и  являются важным средством в развитие речи у дошкольника. Стихи Бориса Пастернака можно использовать в логоритмических упражнениях. При выполнении логоритмических упражнений  дети  осваивают  и  закрепляют  понятия формы  и  цвета  предметов, а так же:

-Выполняют обучающую функцию, являются средством первоначального обучения дошкольников, умственного воспитания; в них дети отражают окружающую жизнь и познают те или другие доступные для их восприятия и понимания факты, явления. Их содержание формирует у детей дошкольников  правильное отношение к предметам и явлениям окружающего мира, систематизирует и углубляет знания о родном крае, о людях разных профессий, представления о трудовой деятельности взрослых;

-Развивают сенсорные способности детей. При помощи игр по ознакомлению детей с цветом, формой, величиной предметов.

-Развивают речь дошкольников: расширяется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, а также ребенок учиться правильно, высказывать свои мысли.

-Формируют нравственные представления о бережном отношении к окружающим предметам, игрушкам как результатам труда взрослых, о нормах поведения, о положительных и отрицательных личностных качеств.

-Воспитывают уважение к человеку труда, вызывают интерес к трудовой деятельности, желание самим трудиться, выполнять посильные поручения.

-Развивают эстетический вкус.

-Способствуют физическому развитию: развивается и укрепляется мелкая мускулатура рук, вызывают положительный эмоциональный подъем хорошее самочувствие.

 Логоритмические упражнения, в которые будут включены стихи Б. Пастернака, будут являться доступной и   универсальной формой для развития речи у дошкольников.

Искусство, художественная литература активно воздействуют на чувства и разум ребенка, развивают его восприимчивость, эмоциональность. Воспитание художественным словом, используя творчество Б. Пастернака, приводит к большим изменениям эмоциональной сферы ребенка, что способствует появлению у него живого отклика на различные события жизни, перестраивает его субъективный мир.

У детей, читая стихи Б. Пастернака, формируют также способность элементарно анализировать содержание и форму произведения. 

В дошкольном детстве завершается долгий и сложный процесс овладения речью. Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей, это залог успешного обучения детей в школе. Формирование правильной речи является одной из основных задач дошкольного образования. Творчество Б. Пастернака одна из ступеней знакомства с детей с художественными произведениями, которая является частью гармонически развитого ребенка.

Список использованной литературы

1. Ильяшенко, М. В., Ушакова, О. С. Воспитание культуры речевого общения в дошкольном детстве: Учебно-методическое пособие. / М. В. Ильяшенко. Елец: ЕГУ им. И. А. Бунина, 2007. - 140 с.

2. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие. - М.: Академия, 2012. - 414 с.

3.Малахова Е.Ю. Технология «Культура речевого общения детей старшего дошкольного возраста». - М.: Дрофа, 2008. - 24 с.

4.Общение и речь: Развитие речи у детей в общении с взрослыми / Под ред. М. И. Лисиной. - М.: Педагогика; 2007. - 208 с.

5.Пастернак. Б.Собрание сочинений в 5-ти т. М.: «Худ. лит.», 1989-1992.

6. Педагогика: Учебник / Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н.. - М.: Дрофа, 2007. - 576 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ (КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВЫЕ НАВЫКИ, РАЗВИТИЕ РЕЧИ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ДОУ, ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЕЙ)

Проблема формирования коммуникативно-речевой активности человека приобретает все большее значение в современной жизни. Значение сформированности навыков диалогической речи становится наиболее оч...

Консультация для педагогов «Речевое развитие дошкольника. Технология речевого развития»

Речевое общение - это мотивированный живой процесс взаимодействия между участниками коммуникации, который направлен на реализацию конкретной жизненной, целевой установки, протекает на основе обр...

Сообщение на тему « Речевое развитие дошкольников в рамках реализации образовательной области « Речевое развитие»

Эта консультация посвящена важнейшей из образовательных областей – речевому развитию дошкольников....

Взаимодействие работы логопеда и воспитателя в речевом развитии дошкольников Из опыта работы РМО «Речевое развитие дошкольников в современной образовательной системе. Направления речевой работы с детьми в соответствии с ФГОС ДО»

Взаимодействие  работы логопеда и воспитателя в речевом развитии дошкольников  Сегодня произошли изменения в системе Российского образования, обновления его качества. В связи с утверждением ...

Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Путешествие в сказку» ООД по речевому развитию в подготовительной группе «Моделирование как средство речевого развития дошкольников»

Конспект  организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Путешествие в сказку» ООД по речевому развитию в подготовительной группе «Моделирование как средство ...

Речевое развитие дошкольников через литературное чтение посредством игры.

laquo;Говорить умеют все, но говорить правильно, лишь единицы» - гласит народная мудрость. По мнению ведущих педагогов, речь играет важную роль в становлении личности ребенка. Язык и речь ...