Речевое развитие дошкольников через литературное чтение посредством игры.
статья по развитию речи (подготовительная группа)

Волкова Елена Александровна

«Говорить умеют все, но говорить правильно, лишь единицы» - гласит народная мудрость.

 По мнению ведущих педагогов, речь играет важную роль в становлении личности ребенка. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как узел, в котором сходятся различные линии психического развития: мышления, воображения, памяти и эмоций. Однако, действительность указывает на то, что на сегодняшний день образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста - явление очень редкое. В речи дошкольников существует множество проблем, а именно, нарушено звукопроизношение, бедный лексический словарь, аграмматизмы, простые невыразительные фразы. Все они нуждаются в коррекции еще в раннем возрасте, до поступления ребенка в школу.

Наши дети, зачастую, слышат вокруг себя не только неправильно оформленную речь, но и далеко нелитературные выражения.

Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познавать действительность, полноценнее будущие взаимоотношения с детьми и взрослыми, его поведение, а следовательно, и его личность в целом.

В связи с этим,  мы решили обратиться к художественной литературе, как к источнику грамотной, правильной речи.

Книга оказывает огромное влияние на развитие речи ребенка, что в свою очередь, стимулирует интеллектуальное, умственное, творческое и психологическое развитие. Ребенок, приученный слушать и анализировать художественные произведения, отличается грамотной, хорошо развитой, образной речью, как устной, так и письменной. Ее задачи – научить ребенка думать над происходящим вокруг, анализировать и делать выводы, развить его ум и душу.

Ознакомление с книгой мы вели по нескольким направлениям. Игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста, и сегодня мы хотим уделить внимание разработанным нами играм по произведениям Джанни Родари и Виктора Драгунского.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья21.96 КБ

Предварительный просмотр:

Речевое развитие дошкольников через литературное чтение

посредством игры.

«Говорить умеют все, но говорить правильно, лишь единицы» - гласит народная мудрость.

 По мнению ведущих педагогов, речь играет важную роль в становлении личности ребенка. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как узел, в котором сходятся различные линии психического развития: мышления, воображения, памяти и эмоций. Однако, действительность указывает на то, что на сегодняшний день образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста - явление очень редкое. В речи дошкольников существует множество проблем, а именно, нарушено звукопроизношение, бедный лексический словарь, аграмматизмы, простые невыразительные фразы. Все они нуждаются в коррекции еще в раннем возрасте, до поступления ребенка в школу.

Наши дети, зачастую, слышат вокруг себя не только неправильно оформленную речь, но и далеко нелитературные выражения.

Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познавать действительность, полноценнее будущие взаимоотношения с детьми и взрослыми, его поведение, а следовательно, и его личность в целом.

В связи с этим,  мы решили обратиться к художественной литературе, как к источнику грамотной, правильной речи.

Книга оказывает огромное влияние на развитие речи ребенка, что в свою очередь, стимулирует интеллектуальное, умственное, творческое и психологическое развитие. Ребенок, приученный слушать и анализировать художественные произведения, отличается грамотной, хорошо развитой, образной речью, как устной, так и письменной. Ее задачи – научить ребенка думать над происходящим вокруг, анализировать и делать выводы, развить его ум и душу.

Ознакомление с книгой мы вели по нескольким направлениям. Игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста, и сегодня мы хотим уделить внимание разработанным нами играм по произведениям Джанни Родари и Виктора Драгунского.

Дидактические, настольно-печатные, интерактивные и театрализованные игры решают следующие задачи:

- воспитывать интерес к чтению;

- знакомить с детской литературой, учить понимать на слух текст различных жанров;

- закреплять знание сюжета прочитанных произведений;

- закреплять знание детьми фактов из  биографии авторов;

- обращать внимание детей на оформление книги, на иллюстрации;

- развивать внимание, память, мышление;

- развивать связную речь как средство общения и культуры;

- развивать грамматически правильную диалогическую и монологическую речь;

- развивать фонематический слух;

- формировать звуко-буквенный анализ и синтез, как предпосылки успешного обучения

и многие другие задачи.

Нами были разработаны следующие игры:

- словесные: «Узнай рассказ по иллюстрации», «Верю – не верю», «Картинная галерея», «Что я люблю… и чего не люблю», «Угадай персонаж», «Литературное солнышко», «Синквейн»; (представление одной игры)

- дидактические: «Собери картинку», «Бюро находок», «Разложи по порядку», «Подбери слова с заданным звуком», «Зашифрованное слово», «Кто где живет?», «Логопедический сундучок», «А ну, поехали!», «Слоговой поезд»; (представление одной игры)

- интерактивные: «Выбери предмет», «Захват замка», «Денискины рассказы», «Найди имена героев сказки», «Кто есть кто?», «Викторина», «Подбери название сказки», «Кроссворд»; Эти игры хороши тем, что  в них могут играть дети с родителями дома, так как имеются активные ссылки.  

- театрализованные: с использованием разнообразных видов театра (настольный, теневой, театр масок, театр тантамаресок).

Также мы используем различные инсценировки с привлечением родителей воспитанников. (видео инсценировки)

        Наши воспитанники  с удовольствием рассказывают о прочитанных произведениях и делятся впечатлениями с вами! (видео с детьми)

Поближе с разработанными играми можно познакомиться в нашем Литературном кафе!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевое развитие дошкольников через развитие всех компонентов устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности

Основная цель данного доклада - раскрытие пробемы речевого развития дошкольников. В материале показана взаимосвязь различных форм и видов детской деятельности, которая в конечном итоге направлена на р...

Деловая игра с педагогами "Речевое развитие дошкольников через театр теней"

Конспект деловой игры с педагогами, который можно провести как мастер-класс для работников доу на тему "Формирование творческой личности ребенка посредством теневого театра"...

Доклад по теме: «Речевое развитие дошкольников через развитие всех компонентов устной речи в различных формах и видах детской деятельности»

Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал г...

Речевое развитие дошкольников через развитие всех компонентов устной речи в различных формах и видах детской деятельности

laquo;Речевое развитие дошкольников через развитие всех компонентов устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности» «Речь - удивительно сильное средство, но ...

Презентация «Речевое развитие дошкольников через развитие всех компонентов устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности»

Развитие речи для человека играет важную роль и лежит в основе общения, как в семье, так и в дальнейших жизненных этапах.Развитие устной речи в первую очередь является немаловажным средством на пути д...

Доклад на тему «Речевое развитие дошкольников через театрализованную игру»

Театрализация как средство педагогического воздействия - это наиболее сильный и при этом тонкий рычаг воздействия на психофизическую природу ребёнка. Однако игровой материал требует тщательного отбора...

Консультация для родителей "Речевое развитие дошкольников через сюжетно-ролевую игру"

К.Д. Ушинский отмечал, что игра – одно из замечательных явлений жизни. Всматриваясь в детские игры он, пришел к выводу, что для ребенка игра – действительность, и действенность гораздо бол...