Деловая игра с педагогами "Речевое развитие дошкольников через театр теней"
методическая разработка на тему

Слепых Людмила Анатольевна

Конспект деловой игры с педагогами, который можно провести как мастер-класс для работников доу на тему "Формирование творческой личности ребенка посредством теневого театра"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon delovaya_igra_na_insportal.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Волшебный край!» - так когда-то назвал театр великий русский поэт А.С.Пушкин. Чувства великого поэта разделяют и взрослые, и дети, соприкоснувшиеся с этим удивительным видом искусства. 

В повседневной жизни детского сада, я использую различные виды театров, которые отразила в альбоме «Театр сказок», где представлены разнообразные виды театров, сделанные своими руками, приобретенные в магазинах.

Сегодня же я хочу рассказать и показать, как сделать сложный и в то же время очень интересный теневой театр.

Тема деловой игры в виде которой я построила свою работу

«Речевое развитие дошкольников через театр теней» (слайд1)

 Цель: познакомить педагогов с тем, как сделать теневой театр, использовать его  для речевого, интеллектуального,  художественно-эстетического и социально-эмоционального  развития ребенка.

 

Театр теней – это волшебство.                 
Тень… – к ней мы привыкли с детства, она сопровождает нас повсюду. Она знакома нам и в то же время хранит какую-то тайну. Мы можем играть с тенью, можем не замечать ее, но не можем убежать от нее. Теневой театр вернее было бы сказать, театр теней – очень удивительный и зрелищный вид театрального искусства. На мой взгляд, несправедливо забытый. 
Театр теней родился в Китае много веков назад и живет до сих пор. С его помощью создаются удивительные театральные зрелища. (слайд 2)

Театр теней является самым романтичным, самым загадочным видом театрального искусства, соединяющим в себе элементы театральной постановки, графики и мультипликации. Возможно, это и делает его столь привлекательным в глазах маленьких зрителей. Гаснет свет и в полумраке на освещенном полотне оживают сказочные персонажи. 


Реквизит, который требуется для этого театра (слайд 3) источник света (например, налобный фонарик или настольная лампа), ширма с белым экраном, куклы-силуэты.

На первом этапе работы для изготовления силуэтов нам необходимы следующие инструменты: (Слайд 4)

 Для теневого театра вырезаются из картона силуэты персонажей. В деталях (например - глаза, рот) делаются проколы и разрезы. Лучше, если у фигурок будут двигаться голова, конечности, хвосты. Для этого используют проволоку или заклепки.  Мне в принципе, оба крепления нравятся. При этом я поняла, для каких силуэтов я буду использовать только вертикальное крепление, а для каких использую горизонтальное. (Слайд 5,6)

Кроме того, важно изготовить верхнюю декорацию – падугу, которая на протяжении всего спектакля висит на рабочей раме в качестве основного художественного обрамления. Падуга задаёт тему и отражает время года, место действия.

Фигуры-силуэты готовы.

К силуэтам приклеиваем палочки для барбекю.

Для этого вида театра нужен источник света (это может быть фильмоскоп, с помощью которого раньше показывали диафильмы или просто настольная лампа) и экран. Этапы его изготовления представлены на слайде.

Слайды 7,8,9

1) коробка

2)вырезанный экран

3)калька

4) крепление декораций

5)шторки

Практическая часть (разделить педагогов на 2 группы)

Задание для 1 группы за столами -Изготовление силуэта кукол для теневого театра по памятке-инструкции.

ПАМЯТКА № 1

Изготовление силуэтов кукол к теневому театру.

  1. Обведите на обратной стороне черного картона силуэт персонажа (декорации) по шаблону.
  2. Вырежьте  силуэт по контуру.
  3. При помощи канцелярского ножа сделайте необходимые прорези (глаза, окошки и т.д.)
  4. Обратную сторону силуэта куклы раскрасьте черной краской, смешанную с клеем ПВА.
  5. После высыхания положите готовые атрибуты под гнет или заламинируйте.

                                   ПАМЯТКА № 2

                           Правила кукловождения.

1.Куклы плотно прижимаются к экрану и двигаются, не отрываясь от кальки.

2.Фигурки перемещаются только вдоль экрана, переворачиваясь для изменения направления движения (прибежала-убежала)

3.Декорации плотно крепятся в пазы с обратной стороны экрана.

4.Падуга (верхние декорации) висит на рабочей раме, передвигается в необходимом направлении при помощи рук.

Задание для 2 группы -Работа над спектаклем по памятке.

ПАМЯТКА

Этапы режиссерско-педагогической работы воспитателя по организации и постановке спектакля с детьми

1 этап : Прогностический

  1. Артикуляционная гимнастика (зарядка для губ и языка)
  2. Упражнения на три вида выдыхания для разогрева мышц дыхательного аппарата.
  3. Упражнения на развитие дикции с подключением ритмизированных движений.
  4. Упражнения на распознавание эмоции по интонации.
  5. Работа над скороговорками и чистоговорками.

2 этап: Подготовительный    

  1. Выбор репертуара для спектакля.
  2. Распределение ролей.

3 этап: Репетиционный

      1.  Индивидуальное разучивание ролей, совместные репетиции.

      2. Работа над выразительностью речи.

      3.  Генеральные репетиции под музыку, с куклами, декорациями

4 этап : Организационный

      1.  Организация пространства для показа.

      2.  Организация участников спектакля на момент показа.

      3.  Организация зрителей спектакля на момент показа.

5 этап: Показ спектакля зрителям

6 этап: Рефлексивно-итоговый

       1.  Обсуждение спектакля  участниками и зрителями.

       2.Поощрение, поддержка детей за творческую активность.

       3.Организация фотовыставки сцен спектакля в фойе детского сада.

       4.Поддержание интереса дошкольников к театрализованной деятельности.

Силуэты кукол готовы, мы кладем их под гнет или ламинируем и переходим к правилам работы с куклой на экране, которые отражены в памятке ( силуэты кукол должны плотно прилегать к экрану)

Подготовка к спектаклю:

1 подгруппа – обыгрывают сказку (кукловождение)

2 подгруппа – озвучивают сказку.

Вторая подгруппа провела работу над спектаклем. А именно (зачитывают памятку)

Уважаемые зрители,

Сказку посмотреть не хотите ли?

Знакомую, на удивление,

Но с креативными добавлениями!

Билеты  (сделать) – раздать зрителям

Сказка  «Две избушки»

-Спасибо за аплодисменты.

Но работа моя на этом не заканчивается.

В данный момент я осваиваю новый вид теневого театра, так называемый Классический театр теней, который предполагает создание различных фигурок животных и предметов, используя собственные руки.

(Показ на мультимедиа.)

Результат деловой игры – театр помогает cтимулировать детей и их инициативу в театрализованной деятельности. Развивать фантазию, творческие способности развивать артикуляционный аппарат. Формировать у детей стойкий интерес к театрализованной деятельности, желание участвовать в общем действии, побуждать детей к активному взаимодействию, общению, учит уметь общаться со сверстниками и взрослыми в различных ситуациях, развивать речь и умение активно строить диалог. Развивать игровое поведение, эстетические чувства, способность творчески относиться к любому делу.

Особая роль принадлежит театру в решении задач, связанных с воспитанием и развитием ребенка-дошкольника. Через театрально-игровое творчество мы можем развивать в детях эмоциональную отзывчивость, интеллектуальность, развиваем коммуникативные навыки детей, артистизм, речевую активность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деловая игра "Познавательно-речевое развитие дошкольников"

Работа по познавательно-речевому развитию детей тесно связана с развитием всех сторон речи. В процессе обогащения сознания детей различным познавательным содержанием происходит расширение, закрепление...

Деловая игра с родителями «Развитие речи дошкольников через творческие виды деятельности»

Совершенствование работы по речевому развитию дошкольников через работу с родителями...

Деловая игра для педагогов «Формирование дошкольников общечеловеческих ценностей через знакомство с историей, культурой родного края»

Цель: уточнить и закрепить знания педагогов по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников.Задачи:- повысить педагогическую компетентность в вопросах нравственно – патриотич...

Деловая игра для воспитателей «Развитие речи и формирование нравственных качеств личности через художественную литературу»

Деловая игра для воспитателей «Развитие речи и формирование нравственных качеств личности через художественную литературу»...

Деловая игра «Познавательно-речевое развитие дошкольников»

Для совершенствование работы в ДОУ по познавательно-речевому развитию детей дошкольного возраста была проведена деловая игра...

Семинар-практикум для воспитателей ДЕЛОВАЯ ИГРА «Познавательно-речевое развитие дошкольников»

Семинар-практикум для воспитателейДЕЛОВАЯ  ИГРА «Познавательно-речевое развитие дошкольников»...