Деловая игра «Познавательно-речевое развитие дошкольников»
методическая разработка
Для совершенствование работы в ДОУ по познавательно-речевому развитию детей дошкольного возраста была проведена деловая игра
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Деловая игра
«Познавательно-речевое развитие дошкольников»
Цель: совершенствование работы в ДОУ по познавательно-речевому развитию детей дошкольного возраста.
Задачи:
1) вызвать у педагогов осознание необходимости расширять свои знания в области развития речи и познавательных способностей детей;
2) развивать умения проектировать, конструировать процессы познания и развития речи дошкольников;
3) создать в коллективе обстановку творческого поиска наиболее эффективных форм и методов в работе с детьми;
4) контролировать соблюдение педагогами правил культуры речевого общения, тактичного поведения.
Подготовка.
Изучение научно-методической литературы по проблеме «Познавательно-речевое развитие дошкольников».
Домашнее задание: для уточнения своих знаний педагогам предлагается использовать методические пособия по развития познавательных способностей и связной речи у детей.
Ход
Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня я хочу провести вместе с вами деловую игру по теме «Познавательно-речевое развитие дошкольников».
Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильней у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
А что такое речь?
Речь – это исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определенных правил. Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и формулирование мыслей языковыми (речевыми) средствами, а с другой стороны – восприятие языковых конструкций и их понимание. Таким образом, речь представляет собой психолингвистический процесс, форму существования человеческого языка.
Как вы думаете, влияет ли речь воспитателя на эффективность развития речи у детей?
Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним. Для ребенка непременным условием для его всестороннего развития является его общение с воспитателем.
Не умея мыслить критически, дети дошкольного возраста подражают всему, что они видят и слышат в окружающей обстановке, но более всего тем людям, которые непосредственно с ними связаны, к которым у детей сложилось положительное отношение. Таким близким человеком, с которым непосредственно связан ребёнок в детском саду, является воспитатель. Поведение, речь воспитателя, его внешний облик — всё является образцом для детей.
Зная, что дети дошкольного возраста овладевают языком на основе устной речи, через общение с окружающими людьми, следует учитывать следующее.
1. Речь воспитателя является образцом для детей в широком значении этого слова, прежде всего — в разговорной речи, на основе которой происходит повседневное общение ребёнка с воспитателем.
2. На занятиях дети, слушая речь воспитателя, упражняются в овладении русским языком. Недостатки, встречающиеся в разговорной речи воспитателя, передаются детям, и потом дети с трудом избавляются от них уже в школе.
А сейчас я хочу предложить Вам поиграть в деловую игру, но напомнить правила:
- Уметь слушать других.
- Вырабатывать общее решение вопроса.
- Принимать активное участие в игре.
- Не оспаривать оценку жюри.
- Соблюдать культуру речи и тактичность.
- Придерживаться регламента.
1 ЧАСТЬ
Разминка
В речевом развитии детей большое место отводится пословицам и поговоркам. Они обладают широкими возможностями развития осознанного отношения ребенка к смысловой стороне слова. Понимание и использование пословиц и поговорок предполагает овладение переносным значением слов. Используя их в своей речи, дети учатся ясно и красноречиво выражать свои мысли и чувства.
Вопросы – задания даются по очереди каждой группе. За каждый быстрый и правильный ответ начисляется один балл.
Замените предложения пословицей (кто быстрее).
- Учись всю жизнь (век живи, век учись).
- Нужно беречь время (делу время, потехе – час).
- Береги своё здоровье (береги платье снову, а здоровье – смолоду).
- Не болтай (держи язык за зубами).
- Не торопись, делай всё аккуратно (поспешишь – людей насмешишь; делаю наспех – делаю на смех).
- Доводи начатое дело до конца (не верь началу, верь концу; сделал дело – гуляй смело).
«Переведите» пословицы на русский язык
- Сын леопарда - тоже леопард (Африка)
/яблоко от яблони недалеко падает/ - Верблюда под мостом не спрячешь (Афганистан)
/шила в мешке не утаишь/ - Бойся тихой реки, а не шумной. (Греция)
/в тихом омуте черти водятся/ - Молчаливый рот - золотой рот (Германия)
/Слова - серебро, а молчание - золото/ - Тот не заблудится, кто спрашивает. (Финляндия)
/Язык до Киева доведет/ - Ошпаренный петух от дождя убегает. (Франция)
/Обжегшись на молоке, дует на воду/
Подберите к поговорке сказку, которая подходит ей по смыслу
- Не в золоте счастье. (Курочка Ряба)
- Вместе вдвое, дело любое, спорится друзья. (Репка)
- Чьи хоромы, того и хлеб. (Три медведя)
- В тесноте, да не в обиде. (Теремок. Рукавичка)
- Не верь речам, где меду слишком, не будь самоуверен слишком. (Колобок)
- Захотел побыть волк в овечьей шкуре, да не вышло. (Волк и семеро козлят)
2 ЧАСТЬ
Деловая игра «Что, когда и почему?»
1)Вопросы:
- Какой вид деятельности дошкольника наиболее благоприятен для развития социальной и познавательной активности? (Игра)
- Что в первую очередь влияет на формирование человеческой личности? (Воспитание, среда, наследственность)
2) Ведущий предлагает командам выбрать лист с вопросом для каждой команды. Время для обсуждения – 2-3 минуты.
Каковы основные достижения в речевом развитии старшего дошкольника? (На первый план выдвигается общение со сверстниками. Диалог со сверстником приобретает характер скоординированных предметных и речевых действий, дети уже умеют привлекать к себе внимание соседа, интересуются его делами и высказываниями и т.д.)
Перечислите функции речи старшего дошкольника. (1. Речь служит для установления контактов с окружающими, привлечения внимания к себе, своим делам, переживаниям. 2. Речь служит важным источником знаний об окружающем мире, средством их фиксации. 3. Речь – как область удовлетворения деловых, познавательных, личностных потребностей ребенка и т.д. 4. Речь – как область объективных отношений, которые познает ребенок.)
Назовите главные задачи познавательного развития. (Развитие общих познавательных способностей: умение наблюдать, отбирать необходимую информацию, обобщать способы собственной деятельности и т.д.).
3 ЧАСТЬ
Дискуссия с элементами практикума
«Формулировка правил к проведению занятий познавательно-речевого вида с детьми»
Ведущий предлагает каждой группе ознакомиться с памяткой «Пять правил к проведению занятий с детьми»
Последующие задания:
Пронумеровать правила по степени их значимости от 1 до 5. Обосновать свою точку зрения.
Расширить памятку 1-2 позициями. Обосновать свои идеи. Время для обсуждения – 2-3 минуты.
Памятка «Пять правил к проведению занятий с детьми»
1. Занятие – это совместная деятельность с ребенком, направленная на что-то интересное и полезное для его развития, не в форме школьного урока.
2. Основа индивидуально-ориентированного обучения – это разнообразная деятельность детей.
3. В конце занятия необходимо не только уточнять, что дети узнали, чему научились, но и выяснить, что ещё предстоит узнать.
4. Необходима связь занятий с повседневной жизнью, с субъективным опытом детей.
5. Важна цикличность: периодическое возвращение к уже пройденному, знакомому.
4 ЧАСТЬ
Скороговорки
Выходят по одному участнику от каждой команды. Участник должен произнести предложенную скороговорку – медленно, быстрее, быстро.
Для первой команды: «Перепел перепелку и перепелят в перелеске прятал от ребят»
Для второй команды: «Тетерев сидел у Терентия в клетке, а тетерка с тетеревятами в лесу на ветке»
Для третьей команды: «Наш чеботарь всем чеботарям чеботарь, никому нашего чеботаря не перечеботарить» (Чеботарь – сапожник)
Конкурс «Времена года» проводится поочередно
Стихотворения о временах года. Участникам команд предлагаются пейзажные картинки. На них изображены зима, лето, весна, осень. Команды должны вспомнить отрывок стихотворения о каждом времени года, кто больше).
Блиц – опрос
Вспомните пословицы, противоположные по смыслу данной:
Коротка ночь до зари, коли много работы» (Долог день до вечера, когда делать нечего)
2Быстро передвигаться – далеко не уедешь. (Тише едешь – дальше будешь)
У чужих плохо, а у себя еще хуже. (В гостях хорошо, а дома лучше)
Красив дом без углов, а не красив без выпечки. (Не красна изба углами, а красна пирогами)
Кто поздно ложиться, у того ничего и нет. (Кто рано встает, тому бог подает)
Что не посадишь, то и не вырастет. (Что посеешь, то и пожнешь)
5 ЧАСТЬ (если останется время)
Сказка является мощным средством для речевого, познавательного, художественно-эстетического развития ребенка. Сказка помогает детям понять, что такое добро и зло, смелость и трусость. Милосердие и жестокость, упорство и малодушие. Дети легко узнают сказки по персонажам, отрывкам, иллюстрациям. Вам будет задание сложнее. Одной команде надо показать инсценировку какой-нибудь сказки при помощи невербальных средств общения (жестов, пантомимики, мимики); другой надо отгадать ее название. Потом команды меняются местами.
Такое задание развивает у детей творчество, воображение. Дети становятся более свободными, раскрепощенными.
Таким образом, грамотная организация речевой развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении:
1. Создаёт благоприятные условия для формирования речевых умений и навыков детей не только на занятии, но и в самостоятельной деятельности.
2. Обеспечивает высокий уровень речевой активности детей.
3. Способствует овладению детьми речевыми умениями и навыки в естественной обстановке живой разговорной речи.
Дети дошкольного возраста, подражая окружающим, перенимают не только все тонкости правильного произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства речи, которые встречаются у взрослых. От культуры речи воспитателя зависит культура речи детей. Традицией в детском саду должны стать негромкая речь, правильный приветливый тон обращения к детям, отсутствие жаргонных, бранных слов, подчеркнутая вежливость в обращении друг к другу.
Дорогие педагоги, предлагаю каждому участнику деловой игры небольшую брошюру.
Старший воспитатель МБДОУ «Ярсалинский детский сад «Солнышко»
Пищулина Л.Л.
2018 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/25/picture-157983-1364202157.jpg)
Деловая игра по типу КВН По теме «Речевое развитие дошкольников»
Деловая игра по типу КВН По теме «Речевое развитие дошкольников» разработана для старших воспитателей...
Деловая игра «Речевое развитие дошкольника».
Цель: формирование педагогической компетентности педагогов; развивать коммуникативные качества педагогов, умение работать ...
![](/sites/default/files/pictures/2019/03/22/picture-207891-1553264549.jpg)
Деловая игра "Познавательно-речевое развитие дошкольников"
Работа по познавательно-речевому развитию детей тесно связана с развитием всех сторон речи. В процессе обогащения сознания детей различным познавательным содержанием происходит расширение, закрепление...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/02/picture-176401-1412228934.jpg)
Педсовет -деловая игра "Речевое развитие дошкольников: проблемы, пути решения"
Педсовет в виде деловой игры с педагогами по речевому развитию детей дошкольного возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2017/05/16/picture-925042-1494913059.jpg)
Деловая игра: «Повышение качества познавательно-речевого развития дошкольников путем совершенствования работы по развитию элементарных математических представлений»
Предлагаемый материал поможет провести педагогический совет с педагогами ДОУ в форме деловой игры и повысить компетентность педагогов в данном вопросе...
![](/sites/default/files/pictures/2022/12/18/picture-1443075-1671383358.png)
Деловая игра для педагогов: «Развитие речи - важная составляющая развития дошкольников».
Цель игры: развитие коммуникативных качеств педагогов.Задачи:активизация знаний и умений педагогов по проблеме речевого развития детей;формирование педагогической компетентности педагогов в облас...
Семинар-практикум для воспитателей ДЕЛОВАЯ ИГРА «Познавательно-речевое развитие дошкольников»
Семинар-практикум для воспитателейДЕЛОВАЯ ИГРА «Познавательно-речевое развитие дошкольников»...