Лексическая тема в младшей группе "Домашние животные"
методическая разработка по развитию речи (младшая группа)

Лебедева Ольга Анатольевна

В методическом материале по данной теме описаны: дидактические игры, стихи для заучивания, произведения для чтения, загадки пальчиковые игры, артикуляционная гимнастика.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл leksicheskaya_tema.docx40.29 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДС «Золушка» г.Волгодонска

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА:

« Домашние

животные».

Младшая группа №2 «Сказка»

Воспитатель:

Лебедева О.А.

 

Дети должны усвоить: названия домашних животных

 и их детенышей; где живут, чем питаются; какую пользу приносят человеку, любовь человека к животным.

Словарь ребенка должен включать слова:  домашние животные, бык, корова, свинья, конь, лошадь, коза, овца, баран, собака, кошка, детеныш, конура, коровник, ферма, свинарник, конюшня, овчарня, ржать, лаять, мычать, мяукать, охранять, пастись, кусаться, ласкаться, рога, копыта, хвост, грива, вымя, усы,       пушистый, рогатый, ласковый, упрямый  и т.д.  

Дидактическая игра «Кто чем питается»

Лошадь питается овсом, травой.

 (кошка, собака, коза, баран, овца, свинья, осел)

Дидактическая игра  «Кто кем будет»

 Щенок будет ... (собакой)

 (козленок, котенок, теленок, жеребенок, поросенок, ягненок)

«Договори и повтори»

(употребление глаголов в единственном и множественном числе)

 Котенок лакает, а котята ... (лакают)

 Теленок мычит, а телята ...

 Щенок бежит, а щенки ...

 Козленок скачет, а козлята ...

 Поросенок хрюкает, а поросята ...

 Жеребенок прыгает, а жеребята...

 Ягненок жует, а ягнята ...

Игра «Один – много»

Конь – кони,   ягнёнок – ягнята,  утенок- утята и т.д.

 

Упражнение «Назови всю семейку».

Например: мама – собака, папа – пёс, детёныш - щенок, детёныши – щенята.

 

«Чей, чья, чьи?» хвост, нос, голова, уши

Например: у коровы хвост коровий, голова коровья, уши коровьи.

 

«Кто кем был?»

Например: Собака была щенком ( кошка, свинья, коза, овца, лошадь, корова, утка, курица)

«Назови   ласково»

котёнок – котёночек  

щенок – …                                       поросёнок – …

козлёнок – …                                  телёнок – …

«Кто как кричит»

(взрослый воспроизводит звуки, характерные для какого-нибудь животного и бросает ребенку мяч; ребенок должен назвать это животное и вернуть мяч)

«У кого пропал детеныш»

Цели:  развивать зрительное внимание,  зрительную память, закреплять названия детёнышей животных.

Ход игры.  На доске выставлены картинки с изображениями животных и их детенышей по парам.  Затем воспитатель одну

картинку   убирает.   Дети   должны   догадаться,   какой   детеныш «потерялся».

«Договори и повтори»

(употребление глаголов в ед. и мн. числе)

Котенок лакает, а котята ... лакаЮТ;

Теленок мычит, а телята ...мычАТ;

Щенок бежит, а щенки ... бегУТ;

Козленок скачет, а козлята ... скачУТ;

Поросенок хрюкает, а поросята ... хрюкаЮТ;

Жеребенок прыгает, а жеребята... прыгаЮТ;

Ягненок жует, а ягнята ...жуЮТ   и т. д.

Артикуляционные упражнения

 

«Телёнок»

(жевательные движения, рот при этом закрыт)

Целый день телёнок ест.

Как ему не надоест?

Ест телёнок потому,

Что надо вырасти ему!

(И. Михайлова)

«Сердитый Пушок»

(Рот приоткрыт, язык в виде «мостика».)

Рассердился наш Пушок,

Выгнул спину мостиком.

Язычок мой сделал так же:

Уперевшись в зубки кончиком.

(Е.Г.Карельская)

Развитие координации речи с движением

Упражнение «Кролик»

Скок-скок, скок-поскок,

Кролик прыгнул на пенёк.    (прыжки на месте)

В барабан он громко бьёт,

На разминку всех зовёт.      (хлопки руками по бёдрам)

Лапки вверх, лапки вниз,(поднять руки вверх, опустить)      

На носочки поднялись.        (подтянуться на носочках)

Лапки ставим на бочёк,        (поставить руки на пояс)

На носочках скок-скок-скок. (прыжки на месте)

А затем вприсядку,

Чтоб не мёрзли лапки.         (потереть ладошки)

Пальчиковые гимнастики:

«Котятки»

Все котятки мыли лапки:

Вот так! Вот так! (изображаем мытье рук)

Мыли ушки, мыли брюшки:

Вот так! Вот так!

А потом они устали:

Вот так! Вот так!

Сладко-сладко засыпали:

Вот так! Вот так! (имитируем все указанные в стихотворении движения)

Коготочки

У кошечкиной дочки

На лапках коготочки.

Ты их спрятать не спеши,

Пусть посмотрят малыши.

 Поджать подушечки пальцев правой руки к верхней части ладошки. Большой палец прижать к указательному. Произносить громко "мяу".

«Кошка»

Как у нашей кошки (загибают по одному пальчику, начиная с больших),
На ногах сапожки (на обеих руках на каждое название обуви).
Как у нашей свинки
На ногах ботинки.
Как у пса на лапках
Голубые тапки.
А козленок маленький
Надевает валенки.
А сыночек Вовка —
Новые кроссовки.
Вот так. Вот так. (ритмично выполняют хлопки ладонями и удары кулачками).
Новые кроссовки.

                                                           «Машина каша»           

Маша кашу наварила,
Маша кашей всех кормила.
Положила Маша кашу Кошке - в чашку,
Жучке – в плошку,
А коту – в большую ложку.
В миску курицам, цыплятам
И в корытце поросятам.
Всю посуду заняла,
Все до крошки раздала. (Указательным пальцем правой руки мешают в левой ладошке. Загибают пальчики на обеих руках. Разжимают кулачки. Сдувают «крошки» с ладошки).

Выучите с ребёнком стихотворения:

 Кот усатый, как разбойник,

Перепрыгнул подоконник,

Распугал соседских кур

И мурлыкает: МУР-МУР!

«Как у нашего кота…

 Как у нашего кота

Шубка очень хороша

Как у котика  усы

Удивительной красы,

Глаза смелые.

Зубки  белые.

«Барашек»     С. Маршак

- Ты скажи, барашек наш,
Сколько шерсти ты нам дашь?

- Не стриги меня пока.
Дам я шерсти три мешка:
Один мешок - Хозяину,
Другой мешок - Хозяйке,
А третий - детям маленьким
На тёплые фуфайки
.

 

«Козлёнок»   Агния Барто

У меня живет козленок,

Я сама его пасу.

Я козленка в сад зеленый

Рано утром отнесу.

Он заблудится в саду —

Я в траве его найду.

Почитайте  детям

Котёнок   А.Барто

Котёнок возится с клубком:
То подползёт к нему тайком,
То на клубок начнёт кидаться,
Толкнёт его, отпрыгнет вбок...
Никак не может догадаться,
Что здесь не мышка, а клубок.
 

«Котёнок»  Е.Благинина

 Я нашла в саду котёнка.
От мяукал тонко-тонко,
Он мяукал и дрожал.
Может быть, его побили,
Или в дом пустить забыли,
Или сам он убежал?
День с утра стоял ненастный,
Лужи серые везде...
Так и быть, зверёк несчастный,
Помогу твоей беде!
Я взяла его домой,
Накормила досыта...
Скоро стал котёнок мой
Загляденье просто!
Шерсть - как бархат,
Хвост - трубой...
До чего ж хорош собой!

 

«Доскажи словечко»

«Кто пасётся на лугу?» Ю.Черных

Далеко, далеко

На лугу пасутся ко…

- Кони?

Нет, не кони!

Далеко, далеко

На лугу пасутся ко …

- Козы?

- Нет, не козы!

Далеко, далеко

На лугу пасутся ко…

- Правильно – коровы.

Пейте, дети, молоко,

Будете здоровы.                    

«Петушок с семьёй»                  К. Д. Ушинский

Ходит по двору петушок: на голове красный гребешок, под носом красная бородка. Нос у Пети долотцом, хвост у Пети колесцом; на хвосте узоры, на ногах шпоры. Лапами Петя кучу разгребает, курочек с цыплятами созывает: «Курочки-хохлатушки! Хлопотуньи- хозяюшки! Пёстренькие-рябенькие! Чёрненькие-беленькие! Собирайтесь с цыплятками, с малыми ребятками: я вам зёрнышко припас!»

Курочки с цыплятками собирались, раскудахталися; зёрнышком не поделились — передралися.

Петя-петушок беспорядков не любит — сейчас семью помирил: ту за хохол, того за вихор, сам зёрнышко съел, на плетень взлетел, крыльями замахал, во всё горло заорал ку-ка-ре-ку!

 Вопросы для обсуждения с детьми

• Как описывает петушка К. Д. Ушинский в своём рассказе «Петушок с семьёй»? Какой у него гребешок, какая бородка, какой нос, какой хвост? Что у петушка на хвосте? Какие узоры на хвосте могут быть у петушка? Что у петушка на ногах? Как петушок созывает свою семью? Как петушок наводит порядок в своей семье? Тебе понравился петушок? Нарисуй его. Что будет у петушка самое яркое, самое красивое?

 Сказка «Три котёнка»       В. Сутеев

Три котёнка — чёрный, серый и белый — увидели мышь... и бросились за ней!

Мышь прыгнула в банку с мукой. Котята — за ней! Мышь убежала.

А из банки вылезли три белых котёнка.

Три белых котёнка увидели на дворе лягушку и бросились за ней!

Лягушка прыгнула в старую самоварную трубу. Котята — за ней!

Лягушка ускакала... а из трубы вылезли три чёрных котёнка.

Три чёрных котёнка увидели в пруду рыбу... и бросились за ней!

Рыба уплыла, а из воды вынырнули три мокрых котёнка.

Три мокрых котёнка пошли домой.

По дороге они обсохли и стали как были: чёрный, серый и белый.

Вопросы для обсуждения с детьми

• Сколько было котят, какого они были цвета?

• Почему котята вылезли из банки белого цвета? В чём они вымазались?

• Какого цвета стали котята, когда вылезли из трубы? Какими котята вышли из воды?

• Когда котята стали такими, как были: чёрным, серым и белым — когда вылезли из воды или когда обсохли?

Загадки  по теме «Домашние животные».

Голодная мычит,

Сытая – жуёт,
Всем ребятам

Молоко даёт. (корова)

Маленькая, усатенькая,

Молоко пьёт,

Песенки поёт.   (кошка)

Ку-ка-ре-ку кричит он звонко,
Хлопает крыльями громко-громко,
Курочек верный пастух,
Как зовут его? (
петух).

Он сидит послушный очень,
Лаять он совсем не хочет,
Шерстью он большой оброс,
Ну конечно это -
(пёс).

По двору она гуляет,
Травку кушать обожает,
«Кря»- кричит, всё это шутка,
Ну конечно это … (
утка)

У меня есть к вам вопрос -
Кто испачкал рот и нос?
Кто в луже целый день сидит?
Хрюкая и жиром заплывая,
Подскажите мне друзья -
Как зовут её - (
свинья).

Каждый вечер, так легко,
Она даёт нам молоко.
Говорит она два слова,
Как зовут её - (
корова).

Он кудрявый даже, очень,
Шашлыком он стать не хочет,
Средь овец он — великан,
И зовут его … (
баран)

Ночью он совсем не спит,
Дом от мышек сторожит,
Молоко из миски пьёт,
Ну конечно это - (
кот).

Он твердит одно - га-га,
Кто обидел? Где? Когда?
Никого я не боюсь,
Ну конечно это - (
гусь).

Распускает хвост павлином,
Ходит важным господином,
По земле ногами - стук,
Как зовут его - (
индюк).

 

 Кто имеет пятачок,
Не зажатый в кулачок?
На ногах его копытца.
Ест и пьёт он из корытца.  (
поросенок)

 Во дворе построен дом,
Новый дом с одним окном.
Поселился сторож в нём.
Ночью сторож лает —
Дом свой охраняет.
Стоит домик у ворот.
Отгадай, кто там живёт?  (
собака)

Хоть крепки мои копыта,
И остры мои рога,
Я добра и не сердита,
Нравом вовсе не строга.
В поле я мычу: «Му-му!
Молочка налить кому?» (
корова)

Этот зверь живёт лишь дома.
С этим зверем все знакомы.
У него усы, как спицы.
Он, мурлыча песнь поёт.
Только мышь его боится…
Угадали? Это — …(
кот)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лексическая тема «Лес и дикие животные»

Конспект коррекционно-логопедической организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе по образовательной области «Речевое развитие»...

Лексическая тема "Домашние и дикие животные"(рекомендации для родителей)

Тема: «Домашние и дикие животные»Рекомендации родителямДикие животные и их детеныши.1.Рассмотрите с ребенком иллюстрации с изображением зверей наших лесов – зайца, белки, волка, лося, медведя, ежа, ли...

Календарно-тематическое планирование по лексической теме "Поздняя осень. Подготовка животных к зиме"

Формирование у детей старшего дошкольного возраста знаний о сезонных изменениях в жизни диких животных. ...

Мастер-класс для педагогов "Применение метода ТРИЗ в продолжении изучения лексической темы "Домашние и дикие животные" с детьми логопедической группы"

Задачи:1.Познакомить педагогов с технологией ТРИЗ;2. Формировать желание помогать ребенку, умение находить с ним контакт;3.Познакомить с методикой проведения игр и упражнений по технологии ТРИЗ....

Подборка раскрасок для детей по лексическим темам «Дикие и домашние животные»

Материал содержит раскраски по данным лексическим темам, которые соответствуют возрастным особенностям детей 4-5 лет и помогут родителям занять своих детей,...

Май. 2 - я неделя. Лексическая тема: «Весна. Растения и животные весной. Перелетные птицы весной».

Лексическая тема:  «Весна. Растения и животные весной. Перелетные птицы  весной»....