Развитие речи дошкольников посредством кукольного театра на ложках
статья по развитию речи

Каштанова Татьяна Георгиевна

Работа с детьми над развитием речи спомощью ложковых кукол.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lozhkovyy_teatr.docx16.32 КБ

Предварительный просмотр:

  Каштанова Т.Г.

МАДОУ детский сад «Теремок» воспитатель высшей категории

«Развитие речи дошкольников посредством кукольного театра на ложках»

     Одним из важных приобретений ребёнка  в дошкольном детстве является овладение родной речью. Речь - это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества. Овладение связной монологической речью является высшим достижением речевого воспитания дошкольников, а ясная правильная речь -  залог успешности, уверенности в себе. Для развития выразительной речи необходимо создание условий, в которых каждый ребёнок мог бы выразить свои эмоции и чувства не стесняясь слушателей. Самый короткий путь к эмоциональному раскрепощению ребёнка, снятию зажатости обучения,  развитию художественного воображения – это путь через игру, фантазирование, сочинительство.

     Решение этих проблем – театрализованная деятельность. Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, в особенности речевого, интеллектуального, художественно-эстетического развития и воспитания детей; она является неисчерпаемым источником развития эмоций и чувств, средством приобщения ребёнка к духовным ценностям, выполняет психотерапевтическую функцию.  Детский театр позволяет педагогу решать задачи не только исполнительного характера, но и познавательные, социальные, эстетические, речевые.

     В связи с тем, что в условиях введения ФГОС тема театра не теряет своей актуальности,  и должна занимать достойное место в воспитательно-образовательной работе с детьми, в этом году перед нашим педагогическим коллективом  была поставлена задача –  расширить и разнообразить детскую театрализованную деятельность.  Так, в течении года,  дети  научились пользоваться  различными видами театра: пальчиковыми, настольными, кукольными, театром масок. Много было инсценировок, драматизаций  сказок.

     Чтобы расширить знания детей о театре, вовлечь их в новую увлекательную театральную игру, я решила познакомить детей с театром ложек.  Для этого  мною был разработан проект «Ложка в ладошке» целью которого стало создание условий для игровой мотивации развития детской речи, совершенствование звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия, выразительности.

     На первом этапе реализации проекта приобрела нераскрашенные деревянные ложки и кухонные лопатки. Акриловыми красками изобразила на ложках различных героев русских народных сказок. Затем покрыла их лаком. Театр готов.  Мобильный, приятный на ощупь, удобный для детской руки, легко моющийся.

      На втором этапе познакомила детей с куклами-ложками, разыграла простую сказку – «Курочка ряба». После показа провела беседу с детьми о приёмах действия с куклами-ложками, о способах выразительности подачи текста сказки и предложила разыграть сказку самим детям.  Данная схема: показ – обсуждение – выполнение,  в  работе с детьми среднего возраста над инсценировками сказок при помощи ложковых кукол, показала себя самой целесообразной и применялась мною в дальнейшем.  Красочные ложки сами просятся в руки и ребёнок, играя, с удовольствием  начинает  рассказывать сказку, манипулируя ими.  В ходе инсценировки заостряла внимание на четком произношении звуков, интонационной выразительностью речи.  В инсценировках были использованы такие сказки, как « Теремок», «Колобок», «Репка», «Маша и медведь», «Заюшкина избушка», «Гуси-лебеди». Данный список постоянно дополняется по мере изготовления новых персонажей.  Игровые занятия с ложками включают не только разыгрывание знакомых сказок, литературных произведений, сценок, но и самостоятельные импровизации на различные темы, игры-драматизации, упражнения по социально-эмоциональному развитию детей. Этот вид театра может использоваться как в групповой, так и в индивидуальной совместной деятельности с детьми.

     На третьем, заключительном этапе проекта предполагается показ ложкового театра  в других группах детского сада силами самих детей; проведение мастер-класса для родителей по изготовлению ложковых кукол из пластиковых ложек и бросовых материалов, оформление выставки «Кукольный театр на ложках своими руками».

     В результате данной работы с детьми совершенствуется общая, мелкая, артикуляционная и мимическая моторика; развивается тактильное, зрительное, слуховое восприятие; совершенствуется игровая, предметно-практическая деятельность.  Дети овладевают навыками звуковой культуры речи, умением строить грамматически правильные предложения, вести диалог. Учатся передавать различные чувства, используя  интонацию голоса, взаимодействовать коллективно, согласованно, проявляя свою индивидуальность; учатся владеть своими чувствами, держаться уверенно перед аудиторией. Проект формирует чувства сопереживания, ответственности за свои поступки, отзывчивость по отношению к сверстникам, умение мирно разрешать конфликты через коллективные действия с детьми и взрослыми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи дошкольников посредством развития мелкой моторики

"Ум ребенка на кончиках его пальцев" В.А. Сухомлинский...

НОД по развитию речи с использованием кукольного театра в средней группе «Путешествие в сказочный лес».

НОД по развитию речи с использованием кукольного театра в средней группе «Путешествие в сказочный лес». Задачи: Учить детей эмоционально воспроизводить содержание сказки, с...

НОД открытого занятия по развитию речи с использованием кукольного театра в средней группе «Сказка для медвежонка».

НОД открытого занятия по развитию речи с использованием  кукольного театра в средней группе «Сказка для медвежонка».Цель: развитие свободного общения с взрослыми и деть...

Конспект сценария по развитию речи Тема: «Колобок» Кукольный театр по ролям

Цель: формирование у детей раннего возраста интереса к театрализованной деятельности....

Сообщение из опыта работы "Повышение родительской компетентности, как эффективное средство развития речи дошкольников, посредством многофункционального пособия «Развиваем речь дома»"

Основными направлениями коррекционной работы с дошкольниками являются: исправление нарушений речи, профилактика речевых расстройств, подготовка детей-логопатов к школьному обучению. Успех коррекционно...