ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Речевая подготовка к школе»
рабочая программа по развитию речи (старшая группа)

Журавель Надежда Ивановна

Аннотация

Статус программы: Дополнительная образовательная программа «Речевая подготовка к школе»    составлена на основе  методического пособия  «Играем, развиваемся» О.В. Михайловой.

Направленность: социально-педагогическая

Цель программы: формирование   речевой   готовности   детей   старшего   дошкольного возраста к школьному обучению.

Продолжительность реализации программы: 1 учебный год (60 учебных часов).

Краткое содержание:

Дополнительная  общеобразовательная  программа для детей старшего дошкольного возраста  «Речевая подготовка к школе»  (далее Программа)  предназначена для обучения детей 5-6 лет. Она обеспечивает развитие у детей фонематических процессов, лексико-грамматических категорий и связной речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_dop_obrazovaniya_rech.podgot._k_shkole.docx52.17 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации города Югорска

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 6»

Принята на заседании

«Утверждаю»

Методического (педагогического) совета                                            Директор МБОУ «СОШ № 6»

Протокол № __ от «___»___________ г.                                           ___________Е.Б. Комисаренко

                                                                                                                     Приказ № _____«__»______ г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«Речевая подготовка к школе»

Направленность: социально-педагогическая

Возраст обучающихся: 5 – 6 лет

Срок реализации: 1 учебный год.

Автор-составитель:

учитель-логопед

Журавель Надежда Ивановна

Югорск

2019

Аннотация

Статус программы: Дополнительная образовательная программа «Речевая подготовка к школе»    составлена на основе  методического пособия  «Играем, развиваемся» О.В. Михайловой.

Направленность: социально-педагогическая

Цель программы: формирование   речевой   готовности   детей   старшего   дошкольного возраста к школьному обучению.

Контингент обучающихся: учащиеся дошкольных групп МБОУ «СОШ № 6».

Программа рассчитана на детей 5 - 6 лет.

Продолжительность реализации программы: 1 учебный год (60 учебных часов).

Формы организации процесса обучения: занятия проводятся в логопедическом кабинете на базе дошкольных групп МБОУ «СОШ № 6»

Краткое содержание:

Дополнительная  общеобразовательная  программа для детей старшего дошкольного возраста  «Речевая подготовка к школе»  (далее Программа)  предназначена для обучения детей 5-6 лет. Она обеспечивает развитие у детей фонематических процессов, лексико-грамматических категорий и связной речи.

Развитие фонематических процессов:

  • уметь слышать и выделять гласный или согласный звук в слове в разной позиции (начало, середина, конец слова);
  • выполнять анализ коротких слов из 3-5 звуков типа «сок», «каша», «кукла»;
  • выполнять синтез коротких слов из 3-5 звуков;
  • определять количество и последовательность звуков в слове;
  • называть слова на заданный звук;
  • уметь различать твердость-мягкость, звонкость-глухость звуков;
  • знать и правильно употреблять термины «звук», «слог», «слово», «предложение»;
  • выполнять слоговой анализ слов.

Развитие лексико-грамматических категорий:

  • иметь достаточный словарный запас;
  • активно использовать существительные с обобщающим, а также с конкретным значением, обозначающие предметы, отдельные их части и детали, качества и свойства;
  • прилагательные, обозначающие материал, свойства, качества, состояние предметов;
  • широко употреблять глаголы с различными приставками и суффиксами;
  • дети учатся использовать в речи слова с противоположным значением — антонимы,
  • слова, близкие по смыслу, — синонимы;
  • работать с деформированным предложением, самостоятельно находить ошибки и устранять их,

Развитие связной речи:

  • уметь пользоваться развернутой фразовой речью,
  • уметь работать с предложением,
  • правильно строить простые предложения,
  • составлять предложения по опорным словам и картинкам.
  • участвовать в беседе, поддерживать разговор.

Ожидаемые результаты освоения Программы:

Результатом   успешной   работы   по   данной   программе   можно   считать следующее:

  • ребёнок овладел универсальными предпосылками учебной деятельности - умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции;
  • умеет дифференцировать на слух гласные и согласные, твёрдые и мягкие согласные звуки, звонкие и глухие согласные звуки;
  • умеет определять позицию звука в слове; придумывает слова на заданный звук;
  • самостоятельно выполняет звуковой анализ и синтез слов разной слоговой структуры;
  • ребёнок усваивает новые слова, относящиеся к различным частям речи, смысловые и эмоциональные оттенки значений слов, переносное значение слов и словосочетаний, применяет их в собственной речи;
  • подбирает однокоренные и образовывает новые слова.
  • согласовывает слова в числе, роде, падеже.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Комплекс основных характеристик программы

1.1. Пояснительная записка…………………………………………………............................3

1.2. Цель и задачи Программы………………………………………………………………....4

1.3. Принципы Программы ………………..…….....................................................................5

1.4. Формы организации обучения дошкольников ………………..………………………....5

1.5. Планируемые результаты освоения Программы  ………………………………………..6

2. Комплекс организационно-педагогических условий

2.1. Особенности содержания Программы…………………………………………..……......6

2.2. Методы и приемы обучения…………………….…..…………………………………......6

2.3. Перспективно-тематическое планирование работы по Программе………………….....6

2.4. Режим занятий воспитанников………………………………………………………….....7

2.5. Материально-техническое обеспечение Программы ……………………………………7

  2.6. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников и педагогическим

        коллективом. ………………………………………………………………………………...8

   3. Список использованной литературы……..……………………….…………….………..8

1. Комплекс основных характеристик программы

1.1. Пояснительная записка

Направленность Программы: социально-педагогическая

Актуальность Программы. Наша речь — процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. Ведь именно, при помощи речи устной и письменной ребенку предстоит усвоить всю систему знаний. Чем лучше у него будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее ученик овладеет чтением и письмом. Правильная речь — один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения: письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие недоразвитием фонематического слуха, нарушением грамматичес-кого строя речи, являются потенциальными детьми с нарушениями письма и чтения.

   Группа/ категория учащихся:учащиеся 5 - 6 лет дошкольных групп МБОУ«СОШ 6».

Срок реализации Программы: реализуется в течение 1 года в ходе дополнительной образовательной деятельности.

Новизна и оригинальность Программы. Новизна программы заключается  в том, что состоит из двух блоков – речевого и познавательного. Первый блок – подготовка к обучению грамоте и второй блок – познавательный, носит развивающий,  профилактический характер, способствует пробуждению у детей интереса к интеллектуальной,  познавательной деятельности и повышает возможности детей, а также раскрывает потенциал творческого решения задач. Все эти личностные качества дошкольников соответствуют задачам развивающего обучения и основным положениям ФГОС ДО. 

Каждое занятие имеет определенный алгоритм, что положительно сказывается на эмоциональном состоянии детей.

Отличительной особенностью программы является то, что составлена она с учётом и использованием современных инновационных технологий и методик в области профилактики и коррекции речевых нарушений у детей. В основу планирования занятий  положен комплексно-тематический принцип.

Нормативно-правовой  ноябрь базой для разработки Программы является:

  • Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1155 от 17 октября 2013 г. «Об утверждении федерального  государственного образовательного стандарта дошкольного образования»).
  • Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 г. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»).
  • Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций (постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 26 от 15 мая 2013 г. «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13).
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 27.08.2015 г. № 41 «О внесении изменений в СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных  небольшими организаций».
  • «Требования к содержанию образовательных программ дополнительного образования детей» (Письмо Министерства образования и науки РФ от 11.12.2006 № 06 – 1844).
  • Лицензия на право ведения образовательной деятельности в МБОУ «СОШ № 6» от 07.09.2015 г. № 2266.
  • Устав муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 6», принят общим собранием трудового коллектива протокол № 5 от 29.05.2015 г., утвержден администрацией города Югорска 01.07.2015 г. за № 2422.

1.2. Цель и задачи  план Программы

Цель: формирование   речевой   готовности   детей   старшего   дошкольного возраста к школьному обучению.

  Задачи: 

Обучающие:

  • формировать и развивать фонематический слух;
  • развивать произносительные умения;
  • формировать умение правильно строить предложение;
  • формировать умение пересказывать, составлять небольшие рассказы по

картинкам, используя простые предложения;

  • расширять словарный запас детей;
  • формировать и развать навыки звуко - буквенного анализа.

Развивающие:

  • развивать слуховое восприятие;
  • развивать графические навыки;
  • развивать мелкую моторику.

Воспитательные:

  • воспитывать умение внимательно вслушиваться в речь педагога;
  • воспитывать умение слушать друг друга;
  • воспитывать чувства сопереживания, взаимоуважения;
  • воспитывать самоконтроль за речью.
  • воспитывать культуру речевого общения;
  • воспитывать умение работать самостоятельно при выполнении заданий. 

1.3. Принципы Программы

Обучение детей осуществляется на основе следующих принципов:

- принцип научности – подкрепление всех коррекционных и оздоровительных мероприятий научно обоснованными и практически апробированными методиками;

- принцип целостности, комплексности педагогических процессов – логоритмические занятия планируются, проводятся и анализируются музыкальным руководителем, учителем-логопедом;

- принцип системности – логоритмическая работа должна способствовать формированию речевых средств в целом, как системы взаимосвязанных и взаимозависимых единиц ;

- принцип последовательности – каждое из коррекционных направлений логоритмики реализуется в процессе поэтапной работы. Задача педагога – соблюдать основные закономерности усвоения языковых единиц в норме;

- принцип учета уровня развития ребѐнка – два основных уровня (по Л.С. Выготскому): уровень актуального развития (самостоятельное решение предлагаемых задач) и уровень потенциального развития (способность решения задач при соответствующей помощи со стороны педагога), таким образом, следует проводить обучение ребенка от выполнения задачи с помощью педагога к самостоятельному ее решению. Любое предлагаемое задание должно быть заведомо выполнимым, с учетом уровня развития ребенка и этапа коррекционного воздействия;

- принцип повторений умений и навыков – в результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы;

- принцип отбора лингвистического материала – правильно подобранный лингвистический материал выступает как одно из важных основных условий коррекции. Удобный для произношения текст, в котором отсутствуют или редко встречаются трудные звукосочетания, много гласных звуков;

- принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания – главная цель образования – ребенок, развитие которого планируется, опираясь на его индивидуальные и возрастные особенности;

- принцип активного обучения – используются активные формы и методы обучения – игры, активное слушание, творческие задания, импровизации, выполнение оздоровительных упражнений в движении под музыку;

- принцип результативности – получение положительного результата развития и коррекции речи, оздоровления каждого ребенка.

  1.4. Условия реализации Программы:

В группы зачисляются все желающие дети 5 - 6 лет, посещающие дошкольное образовыательное учреждение. Количество детей в группе 6 - 8 человек. Программа  составлена на период  с октября  по  май. Занятия проводятся 2 раза в неделю, длительность занятия 25 минут.

С целью охвата всех желающиж детей в получении дополнительного образования, используются фронтальная форма организации обучения.

1.5. Планируемые результаты освоения Программы

В результате обучения дети должны знать и уметь:

• ребёнок овладел универсальными предпосылками учебной деятельности - умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции;

•   умеет дифференцировать на слух гласные и согласные, твёрдые и мягкие согласные звуки, звонкие и глухие согласные звуки;

•   умеет определять позицию звука в слове; придумывает слова на заданный звук;

•   самостоятельно выполняет звуковой анализ и синтез слов разной слоговой структуры;

•   ребёнок усваивает новые слова, относящиеся к различным частям речи, смысловые и эмоциональные оттенки значений слов, переносное значение слов и словосочетаний, применяет их в собственной речи;

•    подбирает однокоренные и образовывает новые слова.

•   согласовывает слова в числе, роде, падеже.

2. Комплекс организационно-педагогических условий

2.1. Особенности содержания Программы

Занятия помогают педагогам эффективно решать образовательные задачи в соответствии с реализуемой примерной общеобразовательной программой дошкольных групп МБОУ «СОШ № 6».  Программой предусмотрено проведение 60 занятий в год (два раза в неделю).

В соответствии с требованиями СанПиН 2.4.1.3049-13, длительность занятия составляет 25 минут для детей 5 - 6 лет.

Каждое занятие имеет свою логическую структуру:

  • Организационный этап (от 2 до 5 минут…) …
  • Основной этап (от 15 до 20 минут) - практическая часть занятия, …..
  • Заключительный, итоговый этап (до 5 минут) - рефлексия, …..

Все занятия проходят в логопедическом кабинете.

2.2. Методы и приемы обучения.

При реализации Программы используются следующие методы и приемы обучения:

  •  Словесный метод. Устное изложение. Беседы.
  •  Наглядный метод обучения: показ иллюстраций. показ, исполнение педагогом, наблюдение, работа по образцу.
  •  Практические методы обучения: игры, игровые упражнения, ситуации.

2.3. Перспективно-тематическое планирование работы по Программе

№ п/п

Дата

Тема занятия

1 неделя октября

Занятие № 1,2

Знакомство с детьми, экскурсия по кабинету. Лексическая тема: «Осень». П/г «Дождик»

2 неделя октября

Занятие № 3,4

Звук и буква У. Лексическая тема: «Овощи».

 П/г «Вырос у нас чесночок …»

3 неделя октября

Занятие № 5,6

Звук и буква А. Лексическая тема: «Фрукты».

П/г «На базар ходили мы…»

4 неделя октября

Занятие № 7,8

Звуки и буквы  А, У. Лексическая тема: «Мебель».

 П/г «Мебель»

1 неделя ноября

Занятие № 9,10

Звук и буква  И. Лексическая тема: «Одежда и обувь».

2 неделя ноября

Занятие № 11,12

Звуки и буквы  А,У. Лексическая тема: «Птицы». П/г «Курочке по зернышку…»

3 неделя ноября

Занятие № 13,14

Звук и буква Н. Лексическая тема: «Дом».

4 неделя ноября

Занятие № 15,16

Звук и буква М. Лексическая тема: «Перелетные птицы».

1 неделя декабря

Занятие № 17,18

Закрепление изученных звуков и букв. Лексическая тема: «Зима».  

2 неделя декабря

Занятие № 19,20

Звук и буква П. Лексическая тема: «Посуда»

3 неделя декабря

Занятие № 21,22

Звук и буква Т. Лексическая тема: «Зимующие птицы».  П/г «Зимующие птицы»

4 неделя декабря

Занятие № 23,24

Фонетичуская игра «Правильный банан» Лексическая тема: «Новый год!»

2 неделя января

Занятие № 25,26

Звук и буква ?.Лексическая тема: «Зимние забавы». П/г «Лыжи»

3 неделя января

Занятие № 27,28

Звуки и буквы П-Т Лексическая тема: «Домашние птицы»

4 неделя января

Занятие № 29,30

Звуки и буквы К,Т,П. Лексическая тема: «Домашние животные». П/г «Котёнок»

1 неделя февраля

Занятие № 31,32

Звук и буква Х. Лексическая тема: «Дикие животные» П/г «Ёж, медведь, барсук, енот …»

2 неделя февраля

Занятие № 33,34

Звуки и буквы К-Х. Лексическая тема: «Животные севера и юга».

3 неделя февраля

Занятие № 35,36

Звук и буква О. Лексическая тема: «Транспорт». П/г «Транспорт».

4 неделя февраля

Занятие № 37,38

Звук Х-Хь и букваХ. Лексическая тема: «Профессии защитников Отечества»

1 неделя марта

Занятие № 39,40

Звуки П,Пь. Лексическая тема: «Весна»

2 неделя марта

Занятие № 41,42

Звуки Т, Ть. Лексическая тема: «Семья».

П\г «Этот пальчик – дедушка …»

3 неделя марта

Занятие № 43,44

Звуки К,Кь. Лексическая тема: «8 Марта!»

П/г «Цветок»

4 неделя марта

Занятие № 45,46

Звук и буква Ы.Лексическая тема: «Профессии».

1 неделя апреля

Занятие № 47,48

Звуки и буквы И , Ы. Лексическая тема: «Профессии»

2 неделя апреля

Занятие № 49,50

Звук и буква Л. Лексическая тема: «Хлеб».

3 неделя апреля

Занятие № 51,52

Звуки Л,Ль. Лексическая тема: «Космос»

4 неделя апреля

Занятие № 53,54

Гласные звуки и буквы. Лексическая тема: «Наш город»

2 неделя мая

Занятие № 55,56

Звук и буква Р. Лексическая тема: «День Победы»

3 неделя мая

Занятие № 57,58

 Звуки Р, Рь, буква Р. Лексическая тема: «Растения»

4 неделя мая

Занятие № 59,60

Согласные звуки и буквы. Лексическая тема: «Школа»

2.4. Режим занятий воспитанников

Программа реализуется в ходе дополнительной образовательной деятельности. Основным видом образовательной деятельности является непрерывная образовательная деятельность, проводимая в форме занятий. Занятия проводятся педагогом, прошедшим специальное обучение. Программой предусмотрено проведение 60 занятий в год (два раза в неделю).

В соответствии с требованиями СанПиН 2.4.1.3049-13, длительность занятия составляет 25 минут для детей старшей группы (5-6 лет) и 30 минут для детей подготовительной к школе группы (6-7лет). Все занятия проходят в учебном кабинете.

2.5. Материально-техническое обеспечение Программы

Для развития детей необходимо создать развивающую среду, которая предоставит возможности каждому ребенку реализовать себя в каждом виде деятельности.

Для создания развивающей среды необходимы следующие материалы и оборудование:

  • иллюстрации и репродукции картин;
  • дидактический материал;
  • наборы игр, игрушек, картикок по темам;
  • музыкальные и шумовые инструменты
  • аудио и видео материалы, фонограммы;
  • ноутбук.

      Для успешной реализации программы необходимо просторное, светлое помещение, отвечающее санитарно - гигиеническим требованиям и нормам.

2.6. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников и педагогическим коллективом.

Система взаимодействия с родителями предусматривает:

  • консультации;
  • беседы;
  • анкетирование.

        Взаимодействие с коллегами в рамках реализации Программы осуществляется через семинары-практикумы, консультации.

Создание развивающей среды.

3. Список использованной литературы

1. Михайлова О.В. «Играем, развиваемся». Санкт-Петербург. 2012 г.

2. Крупенчук О.И. «Научите меня говорить правильно». СПб: Издательский дом «Литера», 2014.

3. Крупенчук О.И. «Пальчиковые игры для детей 4-7 лет». СПб: Издательский дом «Литера», 2013.

Интернет-ресурсы:

1.Лого –Ассорти. МЕРСИБО. mersibo.ru

2.Звуковой калейдоскоп. МЕРСИБО. mersibo.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА физкультурно-спортивной направленности "Школа мяча"

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕДЕТСКИЙ САД «УЛЫБКА»МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЗАТО ПЕРВОМАЙСКИЙ ...

Дополнительная образовательная программа по подготовке детей к школе «Школа будущего первоклассника» для детей 6-7 лет

Первый класс – один из наиболее важных и трудных периодов в жизни детей. Поступление малышей в школу приводит к эмоционально-стрессовой ситуации: изменяется привычный стереотип поведения, возрас...

Дополнительная образовательная программа речевой направленности в театрализованной деятельности "Развитие речевой активности детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности"для детей дошкольного возраста

Дополнительная образовательная программа речевой направленности в театрализованной деятельности "Развитие речевой активности детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности&qu...

Дополнительная образовательная программа по подготовке к обучению грамоте «Играем с буквами» Для детей 4-5 лет

Программа предоставляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами, помогающая детям сформировать мыслительные операции, научит понимать и выполнять учебную задачу, овладеть н...

Дополнительная образовательная программа по подготовке артикуляционного аппарата и ранней коррекции речевых нарушений у детей 4-5 лет

Дополнительная образовательная программа по подготовке артикуляционного аппарата и ранней коррекции речевых нарушений  у детей 4-5 лет...