Консультативный пункт. "Развитие связной речи в семье."
консультация по развитию речи (старшая группа)

Шелудько Марина Васильевна

«Связная речь, - подчеркивал Сохин Ф.А., - это не просто последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях…

Связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребёнка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного запаса и грамматического строя»

Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультативный пункт МБДОУ «Детский сад «Березка» общеразвивающего вида с. Русская Халань, Чернянского района, Белгородской области»

Развитие связной речи в семье.

Воспитатель: Шелудько М.В.

        2020г.

«Связная речь, - подчеркивал Сохин Ф.А., - это не просто последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях…

Связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребёнка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного запаса и грамматического строя»

Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности.

Умение связно, последовательно, точно и образно излагать свои мысли (или литературный текст) оказывает влияние и на эстетическое развитие ребенка: при пересказах, при создании своих рассказов ребенок использует образные слова и выражения, усвоенные из художественных произведений.

Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми.

Но надо помнить, что без помощи и руководства взрослого связная речь развивается медленно или не развивается совсем.

Чтобы облегчить процесс усвоения дошкольником полезных навыков, родителям необходимо совместить при его подготовке к школе три важных компонента: общение, игру и обучение.

При этом родителям необходимо знать, что развитие мелкой моторики рук важно не только для процесса письма, но и для полноценного формирования у ребенка устной речи.

Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук, а это в свою очередь подготовка руки ребёнка к письму.

ИГРАЯ, ПОСТЕПЕННО УСЛОЖНЯЕМ.

В играх «Опиши, не называя», «Кто больше назовёт?», «Цвет и оттенки», «Кто больше расскажет о предмете?», «Что из чего сделано?»,  «Сравни предметы», «Слова», «Что бывает мягким (пушистым, лёгким, жёстким и т.д.)?» и других (их можно придумать вместе с ребёнком), требуется не только назвать предмет, вещь, игрушку, явление, но как можно полнее описать, перечислить признаки и качества, детали.               Родители вместе с ребёнком по очереди описывают находящиеся вокруг предметы, усложняя раз за разом игры подобного типа.

«ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ПРОГУЛКИ»  или ГУЛЯЕМ С ПОЛЬЗОЙ

Используйте подходящие ситуации для того, чтобы поиграть, поговорить с ребёнком:

        Во время прогулки можно познакомить ребёнка с названиями деревьев (берёза, дуб, клён, сосна, ель, липа). Предложите ребёнку спрятаться за липу, за сосну, а затем спросите, куда он прятался, откуда выглядывал. Сравните сосну и ель, сосну и берёзу (чем они похожи и чем отличаются), как их назвать одним словом.

        Вам с ребенком предстоит знакомый маршрут (в сад, в магазин, на природу). Попросите сына (или дочь) понаблюдать, что изменилось по дороге. И обязательно, выслушав рассказ, потом похвалите. Так ребёнок будет накапливать опыт наблюдения, анализа, и в тоже время будут расширяться его знания об окружающем мире, совершенствоваться речь.

В пути (прогулка пешком, поездка в машине, поезде и т.п.) поиграйте с ребенком в загадки. Обратите внимание на то, что хотя в загадке немного слов, но как точно подмечены в ней особенности предмета или явления, о котором в ней говорится. Разучивайте с детьми потешки, прибаутки, детские песенки, поговорки, пословицы, скороговорки и при случае используйте их в разговоре с ребёнком.

УВЛЕКАТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ.

Художественная литература воспитывает в ребёнке такие качества, как доброта, сочувствие, сопереживание.

        Иллюстрации к книгам помогают ребёнку лучше понять содержание произведения. Отложите все дела и почитайте ребёнку. Читать надо неторопливо, чётко, выразительно. После чтения не спешите закрыть книгу. Спросите ребёнка, о чём читали, что понравилось, что запомнилось, что удивило, как он относится к героям сказки, рассказа. Дополните разговор рассматриванием иллюстраций.

        Обучение рассказыванию лучше всего начинать с пересказа по вопросам: «Как ты считаешь, правильно ли поступила Лиса? Как ты думаешь, почему она так сделала?» и т.д.

СТАРЫЕ ДОБРЫЕ МУЛЬТФИЛЬМЫ ПОМОГАЮТ РАЗВИВАТЬСЯ

Просмотр мультфильмов – мощное средство воспитания ребёнка, и отличный способ развития связной речи. Договоритесь с ребёнком о таком «правиле»: мультфильмы, которые  вы смотрите вместе с ребёнком, малыш обязательно вам пересказывает. Ведь вам так интересно, послушать, о чём был мультфильм, но вы вдруг «забыли» содержание мультфильма. Конечно, прослушав историю, похвалите вашего маленького сказочника!

«МА ЛЕНЬКИЙ ЖУРНАЛИСТ» или  «ИНТЕРЕСНЫЙ РЕПОРТАЖ»

Темы для самостоятельных детских рассказов  подсказывают прогулки, экскурсии в лес, праздники, интересные случаи, события.

Например, как ходили в цирк, в зоопарк, что видели в лесу, как ездили отдыхать на море, как праздновали день рождения и т.д.

Вы с ребенком побывали в какой-то поездке только вдвоем, без других членов семьи. Предложите ему составить репортаж о своем путешествии. В качестве иллюстраций  используйте фотоснимки или видеосюжеты. Дайте ребенку возможность самому выбрать, о чем рассказывать, без наводящих вопросов. Авы понаблюдайте за тем, что именно у него отложилось в памяти, что для него оказалось интересным, важным.

Если начнет фантазировать, не останавливайте. Речь малыша развивается независимо оттого, какие события - реальные или вымышленые - им воспроизводятся. Описывая свои впечатления, ребенок убежаетсч в том, что обо всем можно рассказывать живо и интересно.

Будьте заинтересованными и внимательными слушателями, помогите ребенку, если он затрудняется в выражении мысли.

Если обобщить всё сказанное выше, родителям нужно  знать «маленькие хитрости», а именно:

  • Занимайтесь с ребенком каждый день. Продолжительность занятий – от 10 (дети до 4 лет), 20 (дети до 6 лет),  до 30 минут  (дети от 6 лет) в день.
  • Не старайтесь ускорить ход естественного развития ребенка.  
  •  В общении с ребёнком следите за своей речью. Говорите с ним не торопясь, при чтении не забывайте о выразительности. Объясняйте ребёнку непонятные слова, которые встречаются в тексте.
  • Поощряйте малыша, чаще хвалите, радуйтесь его успехам, подбадривайте его, если что-то не получается.
  •  Обращайте внимание и устраняйте недостатки речи ребёнка.  Если ребёнок торопится высказать свои мысли или говорит тихо, напоминайте ему: говорить надо внятно, чётко и не спеша.
  • Никогда не оставляйте без ответа вопросы ребёнка.

Список использованных источников:

  1. Бордич А. М. Методика развития речи детей. Курс лекций для студентов пед. институтов по специальности "Дошкольная педагогика и психология". - М.: Просвещение, 1974. - 288 с.
  2. Леонтьев А. Н. Основы психолингвистики: Учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности "Психология". М., 1997.
  3. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф.А. Сохина. - 2-е изд., испр. - М.: Просвещение, 1979. - 223 с., ил., 4 л. ил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие связной речи в семье

Игры, направленные на развитие связной речи...

Развитие связной речи в семье

    Игра – ведущий вид деятельности дошкольников.Она оказывает благоприятное воздействие на общее психическое состояние детей, побуждает у детей фантазию, воображение, поэтому развива...

Консультация для родителей "Развитие связной речи в семье"

    Развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе. Речь играет важную роль в жизни человека. Она является средством общения, средством обмена мыслями людей ...

Консультация для родителей «Развитие связной речи в семье»

Развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе. Речь играет важную роль в жизни человека. Она является средством общения, средством обмена мыслями людей между собой. Без этог...

Статья для родителей "Развитие связной речи в семье"

Развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе. Речь играет важную роль в жизни человека. Она является средством общения, средством обмена мыслями людей между собой. Без этог...

Комплексное логопедическое занятие по развитию связной речи "Моя семья"

Тема: Составление рассказа по сюжетной картине «Семья».Цель: развитие связной речи.Программное содержание:1.     Обучать детей понимать содержание картины; учить детей ...