ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Говоруша»
рабочая программа по развитию речи (средняя группа)

Журавель Надежда Ивановна

Аннотация

Статус программы:дополнительнаяобразовательнаяпрограмма«Говоруша»

Уровень освоения программы: стартовый.составлена на основе методических разработок В. А. Кныш, М. Ю. Картушиной, О. И. Крупенчук, Т. А. Ткаченко, Е.М. Косинова.

Направленность: социально-педагогическая

Цель программы: предупреждение речевых нарушений и активизация речевой деятельности детей среднего дошкольного возраста.

Продолжительность реализации программы: 1год (60 учебных часов).

Краткое содержание:

Дополнительная  общеобразовательная  программа для детей среднего дошкольного возраста  «Говоруша»  (далее Программа)  предназначена для обучения детей 4-5 лет.

Она обеспечивает развитие речевого дыхания и  фонематического  восприятия,  укрепление  мышц артикуляционного аппарата, овладение  фонетическим  строем  русского  языка, лексико-грамматических категорий  языка,  развитие  связной  речи. Все это  обуславливает формирование коммуникативных  способностей,  речевого  и  общего  психического  развития ребенка  дошкольного  возраста.  

Ожидаемые результаты освоения Программы:

  • совершенствование артикуляционной, мелкой и общей моторики;
  • укрепление произвольного и слухового внимания;
  • обогащение, уточнение и активизация отработанной лексики в соответствии с лексическими темами;
  • развитие внимания, памяти, логического мышления;
  • формирование связной речи;
  • умение использовать коммуникативные навыки общения со сверстниками и взрослыми;
  • повышение речевой активности, понимание обращенной речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pr._dop_obrazovaniya_govorusha.docx112.39 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации города Югорска

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 6»

Принята на заседании                                                                «Утверждаю»

Методического (педагогического) совета                                Директор МБОУ «СОШ № 6»

Протокол № __ от «___»___________ г.                                ___________Е.Б. Комисаренко

                                                                Приказ № ___ от «__»______ г.

ПРОГРАММА   ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО   ОБРАЗОВАНИЯ

«Говоруша»

Направленность:социально-педагогическая

Возраст обучающихся: 4-5 лет

Срок реализации: 1  год

Автор-составитель:

учитель-логопед

Журавель Н.И.

Югорск, 2019

Аннотация

Статус программы:дополнительнаяобразовательнаяпрограмма«Говоруша»

Уровень освоения программы: стартовый.составлена на основе методических разработок В. А. Кныш, М. Ю. Картушиной, О. И. Крупенчук, Т. А. Ткаченко, Е.М. Косинова.

Направленность: социально-педагогическая

Цель программы: предупреждение речевых нарушений и активизация речевой деятельности детей среднего дошкольного возраста.

Контингент обучающихся: учащиеся дошкольных групп МБОУ «СОШ № 6».

Программа рассчитана на детей 4-5 лет.

Продолжительность реализации программы: 1год (60 учебных часа).

Формы организации процесса обучения:занятия проводятся в кабинете логопеда на базе дошкольных групп МБОУ «СОШ № 6»

Краткое содержание:

Дополнительная  общеобразовательная  программа для детей среднего дошкольного возраста  «Говоруша»  (далее Программа)  предназначена для обучения детей 4-5 лет.

Она обеспечивает развитие речевого дыхания и  фонематического  восприятия,  укрепление  мышц артикуляционного аппарата, овладение  фонетическим  строем  русского  языка, лексико-грамматических категорий  языка,  развитие  связной  речи. Все это  обуславливает формирование коммуникативных  способностей,  речевого  и  общего  психического  развития ребенка  дошкольного  возраста.  

Ожидаемые результаты освоения Программы:

  • совершенствование артикуляционной, мелкой и общей моторики;
  • укрепление произвольного и слухового внимания;
  • обогащение, уточнение и активизация отработанной лексики в соответствии с лексическими темами;
  • развитие внимания, памяти, логического мышления;
  • формирование связной речи;
  • умение использовать коммуникативные навыки общения со сверстниками и взрослыми;
  • повышение речевой активности, понимание обращенной речи

В результате обучения дети должны знать и уметь выполнять:

  1. артикуляционные упражнения;
  2. упражнения на развитие дыхания;
  3. 8-10 речедвигательных игр сопровождая их движениями сречью;
  4. 8-10 пальчиковых игр, игр с предметами (шишками, орешками,
  5. прищепками, крышечками, массажными мячиками, Су - Джок шариками и др.);
  6. умеют выделять первый звук в слове;
  7. проявляют собственную речевую активность;
  8. с помощью взрослого составляют описания рассказ из 3-4 предложений;
  9. пересказывают содержание литературного произведения с опорой на рисунки.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Комплекс основных характеристик программы

1.1. Пояснительная записка………………………………………………….............3

1.2. Цель и задачи Программы…………………………………………………….....4

1.3. Принципы Программы………………………………………...............................6

1.4. Формы организации обучения дошкольников ………………..……………..7

1.5. Планируемые результаты освоения Программы…………………………….....8

2. Комплекс организационно-педагогических условий

2.1. Особенности содержания Программы………………………………………...9

2.2. Методы и приемы обучения…………………….…..…………………………..9

2.3. Перспективноепланированиеработы по Программе………………………...9

2.4.Календарно - тематическое планирование по Программе…………………....10

2.5. Режим занятий воспитанников………………………………………………....26

2.6. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников,

педагогическим коллективом.………………………………………………..26

2.7. Материально-техническое и кадровое обеспечение Программы…………..27

2.8. Инструментарий мониторинга ………………………………………...……....28

3. Список использованной литературы……..…………………………….…….30

1. Комплекс основных характеристик программы

1.1. Пояснительная записка Пояснительная записка

Дошкольный возраст – важный и неповторимый период в развитии ребенка, особенно в плане развития его речи. Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учиться строить отношения с окружающим миром. При нормальном развитии овладение правильным звукопроизношением у дошкольников заканчивается к 4-5 годам. Но иногда в силу ряда причин этот процесс затягивается.

В средней группе мы часто наблюдаем детей, речь которых мало понятна для окружающих: отдельные звуки не произносятся, пропускаются или заменяются другими, ребенок не умеет правильно построить фразу и, тем более, составить рассказ по картинке.

Очень часто речевое нарушение, являясь первичным дефектом, влечет за собой заметное отставание в психическом развитии. Нарушение произносительной стороны речи требует специальной логопедической помощи. И, как известно, чем раньше начата коррекционная работа, тем она эффективнее.

В наш век «высоких технологий» и глобальной компьютеризации общества, уровень развития речи и коммуникативных навыков дошкольников оставляет желать лучшего. В настоящее время наблюдается неумолимый рост числа детей с различными речевыми расстройствами. Поэтому проблема ранней профилактики и ранней коррекции речевых нарушений представляется на сегодняшний день  очень актуальной.

Новизна программы  заключается в том, что состоит из двух блоков – речевого и познавательного. Первый блок – логопедия для малышей,  которые, в силу их возраста, не могут быть зачислены на индивидуальные логопедические занятия и второй блок – познавательный, носит развивающий,  профилактический характер, способствует пробуждению у детей интереса к интеллектуальной,  познавательной деятельности и повышает возможности детей, а также раскрывает потенциал творческого решения задач. Каждое занятие имеет определенный алгоритм, что положительно сказывается на эмоциональном состоянии детей.

При составлении  программы были использованы методические разработки В. А. Кныш, М. Ю. Картушиной, О. И. Крупенчук, Т. А. Ткаченко, а также собственные методические разработки и пособия автора программы. Данная программа составлена с учётом и использованием современных инновационных технологий и методик в области профилактики и коррекции речевых нарушений у детей. В основу планирования занятий  положен комплексно-тематический принцип. Таким образом, осуществляется взаимосвязь с занятиями воспитателей и узких специалистов и закрепление пройденного лексического материала каждой темы посредством разнообразных речевых игр и упражнений.

Цель работы: создание благоприятных условий для совершенствования звукопроизношения у детей 4-5 лет в условиях дошкольного учреждения.

Задачи:

1. Развитие слухового внимания и слухового восприятия, фонематического слуха.

2. Развитие моторики артикуляционного аппарата.

3. Развитие дыхания.

4. Развитие мелкой моторики.

5. Формирование умения регулировать силу голоса.

6. Формирование правильного звукопроизношения.

7. Работа над интонационной выразительностью речи (использование логических пауз, ударений, мелодики, темпа, ритма, тембра).

8. Расширение словарного запаса.

9. Формирование связной речи.

10. Воспитание культуры речевого общения.

Периодичность занятий: 2 раза в неделю, (с октября по май  включительно).

Продолжительность занятия: 20-25 минут.

Форма организации детей: фронтальная.

Занятие строится в форме единой сюжетной линии. Главный герой занятий и любимец детей – игрушка попугай Говоруша, у которого много друзей среди животных. По мере изучения тем, дети знакомятся с разными персонажами, которых приглашает  с собой Говоруша.Эти персонажи – игрушки – Би-ба-бо  и оживляют эмоциональное общение педагога с детьми.

Вовлечение детей в сюжет становится для них эмоционально значимым, позволяет раскрыть их личностные качества, преодолеть речевой негативизм, воспитывает чувство взаимопомощи. Частая смена и, соответственно, новизна заданий увеличивают концентрацию внимания, снижают утомляемость малышей; дозированность заданий способствует прочности усвоения материала.

В содержание  занятий включены следующие виды работы:

  • Артикуляционная гимнастика, самомассаж органов артикуляции.
  • Упражнения на развитие слухового восприятия, фонематических процессов.
  • Дыхательные и фонопедические упражнения.
  • Упражнения на развитие темпа, ритма и координации речи и движений с музыкальным сопровождением (логоритмика) и без музыкального сопровождения. Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук, самомассаж кистей рук.
  • Лексико-грамматические упражнения и упражнения для формирования связной речи.
  • Упражнения на расслабление (релаксация).

Программа «Говоруша» полностью соответствует лексико-грамматическому планированию логопедических занятий, включающая работу над закреплением звуков в определенной последовательности. Под влиянием занятий у детей дошкольного возраста происходят значимые изменения в звукопроизношении, словообразовании, в накоплении активного словарного запаса. Занятия составлены учитывая возрастные особенности детей 4-5 лет. Для оздоровления детей, снятия мышечного и нервного напряжения  используются нетрадиционные методы, такие как элементы Су – джок терапии, самомассаж ладоней массажными мячиками, самые простейшие приёмы массажа пальцев, мочек ушей, упражнения для профилактики плоскостопия,игры с бельевыми прищепками, кинезиологические упражнения.Для активизации внимания детей на занятии применяются средства ИКТ.

Данная программа может быть рекомендована для использования как на коррекционно-развивающих занятиях учителя-логопеда, так и для работы воспитателей групп общеразвивающей направленности с целью профилактики речевых недостатков у детей 4-5 лет.

Нормативно-правовой  ноябрьбазой для разработкиПрограммы является:

  • Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ«Об образовании в Российской Федерации».
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1155 от 17 октября 2013 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»).
  • Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 г. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»).
  • Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций (постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 26 от 15 мая 2013 г. «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13).
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 27.08.2015 г. № 41 «О внесении изменений в СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных  небольшимиорганизаций».
  • «Требования к содержанию образовательных программ дополнительного образования детей» (Письмо Министерства образования и науки РФ от 11.12.2006 № 06 – 1844).
  • Лицензия на право ведения образовательной деятельности в МБОУ «СОШ № 6» от 07.09.2015г. № 2266.
  • Устав муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 6», принят общим собранием трудового коллектива протокол № 5 от 29.05.2015 г., утвержден администрацией города Югорска 01.07.2015г. за № 2422.

Цель программы:

предупреждение речевых нарушений и активизация речевой деятельности детей среднего дошкольного возраста.

Задачи программы:

Обучающие:

  • формировать произвольные, координированные движения органов артикуляции;
  • укреплять мышцы артикуляционного аппарата;
  • подготовить речевой аппарат для правильного формирования артикуляционных

укладов для основных фонетических групп звуков (шипящих, свистящих,сонорных звуков);

  • формировать слуховое внимание, восприятие и фонематический слух;
  • формировать умение регулировать силу голоса;
  • формировать понятие о грамматических категориях языка.

Развивающие:

  • развивать движения кистей и пальцев рук;
  • способствовать развитию правильного физиологического и речевого дыхания;
  • развивать артикуляционную моторику;
  • развивать слуховое и зрительное внимание;
  •  развивать фонематическое восприятие;
  • расширять словарный запас;
  • развивать связную речь.

Воспитательные:

  • воспитывать умение внимательно вслушиваться в речь педагога;
  • воспитывать умение слушать друг друга;
  • воспитывать чувства сопереживания, взаимоуважения;
  • воспитывать самоконтроль за речью.
  • воспитывать культуру речевого общения.

1.3. Принципы Программы

Обучение детей осуществляется на основе следующих принципов:

Принципы реализации программы.

- принцип научности – подкрепление всех коррекционных и оздоровительных мероприятий научно обоснованными и практически апробированными методиками;

- принцип целостности, комплексности педагогических процессов – логоритмические занятия планируются, проводятся и анализируются музыкальным руководителем, учителем-логопедом;

- принцип системности – логоритмическая работа должна способствовать формированию речевых средств в целом, как системы взаимосвязанных и взаимозависимых единиц ;

- принцип последовательности – каждое из коррекционных направлений логоритмики реализуется в процессе поэтапной работы. Задача педагога – соблюдать основные закономерности усвоения языковых единиц в норме;

- принцип учета уровня развития ребѐнка – два основных уровня (по Л.С. Выготскому): уровень актуального развития (самостоятельное решение предлагаемых задач) и уровень потенциального развития (способность решения задач при соответствующей помощи со стороны педагога), таким образом, следует проводить обучение ребенка от выполнения задачи с помощью педагога к самостоятельному ее решению. Любое предлагаемое задание должно быть заведомо выполнимым, с учетом уровня развития ребенка и этапа коррекционного воздействия;

- принцип повторений умений и навыков – в результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы;

- принцип отбора лингвистического материала – правильно подобранный лингвистический материал выступает как одно из важных основных условий коррекции. Удобный для произношения текст, в котором отсутствуют или редко встречаются трудные звукосочетания, много гласных звуков;

- принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания – главная цель образования – ребенок, развитие которого планируется, опираясь на его индивидуальные и возрастные особенности;

- принцип активного обучения – используются активные формы и методы обучения – игры, активное слушание, творческие задания, импровизации, выполнение оздоровительных упражнений в движении под музыку;

- принцип результативности – получение положительного результата развития и коррекции речи, оздоровления каждого ребенка.

1.4. Формы организации обучения дошкольников

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

В группы зачисляются все желающие дети 4-5 лет, посещающие дошкольное образовыательное учреждение.Количество детей в группе 10 человек.Программа «Говоруша» составлена на 1 год обучения . Занятия планируется проводить 2 раза в неделю, длительность занятия 20-25 минут.

Создание развивающей среды.

Для развития детей необходимо создать развивающую среду, которая предоставит возможности каждому ребенку реализовать себя в каждом виде деятельности.

Для создания развивающей среды необходимы следующие материалы и оборудование:

- иллюстрации и репродукции картин;

- дидактический материал;

- наборы игр, игрушек по темам;

- музыкальные и шумовые инструменты (бубен, деревянные ложки);

- реквизит для двигательных упражнений (флажки, мячи разных размеров, ленточки,платочки,);

- аудио и видео материалы, фонограммы;

- картотека артикуляционной гимнастики, пальчиковых игр, динамическихупражнений, массажа, дыхательных упражнений, мимических упражнений;

- набор пальчикового театра, маски-шапочки сказочных героев;

- ноутбук.

С целью повышения эффективности занятий используются фронтальная и подгрупповая формы работы. А такжеразличные методыорганизации обучения:сказочные путешествия,составление описательных рассказов, дидактические подвижные игры, заучивание считалок, загадок и стихов.

Занятия строятся в форме единой сюжетной линии. Главный герой занятий попугай Говоруша, у которого много интересных и веселых друзей. Эти персонажи оживляют эмоциональное общение логопеда с детьми. Вовлечение детей в сюжет становиться для детей эмоционально значимым, позволяет раскрыть их личностные качества, преодолеть речевой негативизм, воспитывать чувство взаимопомощи.

Частая смена сюжета, персонажей, и соответственно новизна заданий увеличивает степень концентрации внимания, снижает утомляемость детей на занятиях.

В содержание занятий включены следующие виды работы:

             • артикуляционная гимнастика;

• упражнения на развитие слухового восприятия, фонематических процессов, внимания, памяти;

• дыхательные упражнения;

• упражнения на развитие темпа, ритм и коррекции речи и движений с     музыкальным сопровождением;

• игры для развития мелкой моторики рук, самомассаж кистей рук;

• лексико-грамматические упражнения и упражнения для формирования связанной речи;

• упражнения на расслабления (релаксация).

Для оздоровления детей, снятия мышечного и нервного напряжения используются нетрадиционные методы, такие как элементы Су-джок терапии, самомассаж ладоней, массажными мячиками, игры с бельевыми прищепками. Для активизации внимания детей на занятии применяются средства ИКТ.

1.5. Планируемые результаты освоения Программы:

  • совершенствование артикуляционной, мелкой и общей моторики;
  • укрепление произвольного и слухового внимания;
  • обогащение, уточнение и активизация отработанной лексики в соответствии с лексическими темами;
  • развитие внимания, памяти, логического мышления;
  • формирование связной речи;
  • умение использовать коммуникативные навыки общения со сверстниками и взрослыми;
  • повышение речевой активности, понимание обращенной речи.

В результате обучения дети должны знать и уметь выполнять:

  • артикуляционные упражнения;
  • упражнения на развитие дыхания;
  • 8-10 речедвигательных игр сопровождая их движениями с речью;
  • 8-10 пальчиковых игр, игр с предметами (шишками, орешками,
  • прищепками, крышечками, массажными мячиками, Су - Джок шариками и др.);
  • умеют выделять первый звук в слове;
  • проявляют собственную речевую активность;
  • с помощью взрослого составляют описания рассказ из 3-4 предложений;
  • пересказывают содержание литературного произведения с опорой на рисунки.

2. Комплекс организационно-педагогических условий

2.1. Особенности содержания Программы

Занятия помогают педагогам эффективно решать образовательные задачи в соответствии с реализуемой примерной общеобразовательной программой дошкольных групп МБОУ «СОШ № 6».

Программой предусмотрено проведение 60 занятий в год (два раза в неделю с октября по май). В соответствии с требованиями СанПиН 2.4.1.3049-13, длительность занятия составляет 20 минут для детей 4-5 лет.

Каждое занятие имеет свою логическую структуру:

  • Организационный этап (от 2 до 5 минут).
  • Основной этап (от15до 20 минут) -практическая часть занятия.
  • Заключительный, итоговый этап (от 2 до 5 минут) –рефлекся.

Все занятия проходят  в логопедическом (специально оборудованном кабинете).

2.2. Методы и приемы обучения

При реализации Программы используются следующие методы и приемы обучения:

- практические (артикуляционные упражнения и дидактические игры);

- наглядные (карточки, рисунки, игрушки, различные атрибуты);

- словесные (беседа, рассказ, пояснение, объяснение, вопросы).

2.3. Перспективное планирование работы по Программе на 2019-2020 уч.год.

Месяц

Неделя

Тема занятия

Количествозанятий

часов

Октябрь

1

2

3

4

 Осень.

Что растет в огороде.

Овощи.

Сад. Фрукты.

2

2

2

2

Ноябрь

1

2

3

4

Полная корзинка.

Дары осени.

Как звери к зиме готовятся.

Почему медведь зимой спит

2

2

2

2

Декабрь

         1

         2

         3

        4

Магазин игрушек

Мои игрушки

Зима и зимние забавы

Новый год к нам идет

Новый год к нам идет

Зима и зимние забавы

2

2

2

2

2

Январь

3

4

Рождество

Зимняя царица

2

2

Февраль

1

2

3

 4

Дикие животные

Как медведь сам себя напугал

Домашние животные

Наша армия

2

2

2

2

Март

1

2

 3

 4

Мамин праздник

Посуда. Продукты питания

Транспорт

Весна

2

2

2

2

Апрель

1

2

3

4

Перелетные птицы

Косимческое путешествие

Насекомые

Лесное приключение

2

2

2

2

Май

1

2

3

 4

Наша Родина

Предметы быта

Растения

Скоро лето

2

2

2

2

2.4. Календарно-тематическое планирование по Программена 2019-2020 уч.год.

Задачи

Содержание занятий, источник.

Октябрь

1 – я неделя. Тема « Осень»

1. Развитие артикуляционного аппарата.

Знакомство с домиком Язычка. Мультимедийная презентация (Упр. «Домик открывается», «Улыбка», «Трубочка», «Любопытный язычок» и другие)

2.  Развитие слухового восприятия и внимания.

  • Игра «Громко-тихо» - В.А. Кныш, с. 6 (на развитие слухового внимания, модуляции голоса)
  • Мультимедийная презентация «Звуки вокруг нас»

3. Развитие дыхания.

Дыхательное упражнение «Ветер и листья»

 М.Ю. Картушина, с. 5

4. Развитие темпа и координации речи и движений

Упражнение «Дождик» - (на координацию речи с движениями под музыку) В.А. Кныш, с. 11

5. Развитие мелкой моторики рук.

Пальчиковая игра «Осенний букет» - М.Ю. Картушина, с. 13

6. Развитие связной  речи, обогащение словаря

Повторение стихотворения «Осень» (М. Худякова)

по мнемотаблице или иллюстрациям.

7. Релаксация

Упражнение «Листики устали» (фонограмма)

2– я неделя. Тема «Что растет в огороде»

1.Развитие артикуляционного аппарата.

Знакомство с домиком Язычка. Упр. «Домик открывается», «Улыбка», «Трубочка», «Любопытный язычок» (картотека)

2. Развитие фонематического слуха, слухового восприятия

Игра «Громко-тихо» - В.А. Кныш, с. 6

3. Развитие дыхания

Упражнение «Запахи» (картотека)

4. Развитие темпа и координации речи и движений.

Упражнение «Таня сеяла горох» - В.А. Кныш, с.7

5. Развитие мелкой моторики рук.

Упражнение «Готовим сок» (картотека)

6. Развитие связной  речи, обогащение словаря

Подвижная игра «Овощи» - В.А. Кныш, с. 8

7. Релаксация

Упражнение «Устали овощи» - М.Ю. Картушина, с.20

3 – я неделя. Тема «Овощи»

1. Развитие артикуляционного аппарата.

 

Упр. «Домик открывается»,  «Толстячки» - «Худышки» («Помидор» - «Огурец»), «Улыбка» - «Трубочка», «Любопытный язычок» (картотека)

2.  Развитие слухового внимания и восприятия.

Мультимедийная презентация «Звуки вокруг нас»

3. Развитие дыхания.

Игра «Прожорливые овощи» (пособие)

4. Развитие темпа и координации речи и движений

Динамическое упражнение «Помидоры» - М. Ю. Картушина, с. 19

5. Развитие мелкой моторики рук.

 

Самомассаж фаланг пальцев «Вырос у нас чесночок…» - О. И. Крупенчук, с. 6

6. Развитие связной  речи, обогащение словаря

Дидактическое упражнение «Узнай по описанию» (картотека)

7. Релаксация

Упражнение «Устали овощи» - М.Ю. Картушина, с.20

4 – я неделя. Тема« Сад. Фрукты»

1.Развитие артикуляционного аппарата

 Упр. «Кислый лимон», «Защипало язычок» (дуть на высунутый язык со звуком «ф-ф-ф...»), «Вкусный банан» ,  «Вкусное варенье»(картотека)

2. Развитие слухового и двигательного внимания.

Игра «Корни, ствол, ветки» - В.А. Кныш, с. 9

3. Развитие дыхания

Игра «Прожорливые овощи» (пособие)

4. Развитие темпа и координации речи и движений.

Динамическое упражнение «Яблоки» - М.Ю. Картушина, с. 23

5. Развитие мелкой моторики рук.

Упражнение «Компот» (картотека)

Массаж с Су-Джок шарами «Я мячом круги катаю» (картотека)

6. Развитие лексико-грамматических категорий.

Мультимедийная презентация «Большой – маленький».

Игра «Назови ласково»

7. Релаксация

Упражнение «Устали овощи»

Ноябрь

1 – я неделя. Тема «Полная корзинка»

1. Развитие артикуляционного аппарата.

Упр. «Яблоко» - «Банан», «Улыбка», «Почистим зубки», «Качели» (картотека)

2.  Развитие слухового и внимания и восприятия.

Мультимедийная презентация «Звуки, которые издает человек»

3. Развитие дыхания.

Игра «Прожорливые фрукты» (пособие)

4. Развитие темпа и координации речи и движений

Динамическое упражнение «По дороге золоченой…»  -  М. Ю. Картушина, с. 21

5. Развитие мелкой моторики рук.

 

Соединение одноименных пальцев «На базар ходили мы…» - О. И. Крупенчук, с. 8

6. Развитие лексико-грамматических категорий

Игра «Какой? Какая? Какое?» (картотека игр на описание)

7. Релаксация

Упражнение «Устали  фрукты»

2 – я неделя. Тема «Дары осени»

1.Развитие артикуляционного аппарата.

Упр. «Вкусное варенье», «Блинчик», «Пирожок» (картотека)

2. Развитие фонематического слуха, слухового восприятия

Упражнение «Звуки осеннего леса»  (фонограмма)

3. Развитие дыхания

Упр. «Подуй на варенье через трубочк

4. Развитие темпа и координации речи и движений.

Упражнение «Ежик», - М.Ю. Картушина, с. 6

5. Развитие мелкой моторики рук.

Пальчиковая игра «Осенний букет» - М.Ю. Картушина, с. 13

6. Развитие связной  речи, обогащение словаря

Дидактическое упражнение «Подбери словечко: какой, какая, какие?» (картотека игр на описание)

7. Релаксация

Упражнение «Листики устали» (фонограмма)

3 – я неделя. Тема «Как звери к зиме готовятся»

1.Развитие артикуляционного аппарата.

Упр. «Подуй на чай», «Вкусное варенье»,  «Блинчик», «Пирожок» (картотека)

2. Развитие фонематического слуха, слухового восприятия

Игра «Отгадай, кто говорит?» (по сказке «Три медведя»)

Мультимедийная игра «Чей голос»

3. Развитие дыхания

Упр. «Дует холодный ветерок» - «сссс» (картотека)

4. Развитие темпа и координации речи и движений.

Динамическое упражнение «Заинька» - М. Ю. Картушина, с. 25

5. Развитие мелкой моторики рук.

 

Самомассаж подушечек пальцев «Шел медведь к своей берлоге» - О. И. Крупенчук, с. 7

6. Развитие связной  речи, обогащение словаря

Мультимедийная презентация «Чьи детки?» (закрепить названия детенышей)

7. Релаксация

Упражнение на релаксацию «Звери и птицы спят» - М. Ю. Картушина. С. 26

4 – я неделя. Тема «Почему медведь зимой спит»

1. Развитие артикуляционного аппарата.

Упр. «Домик открывается», «Улыбка», «Бублик», «Вкусное варенье» (картотека)

2.  Развитие слухового и внимания и восприятия, силы и высоты голоса.

Игра «Угадай и изобрази» (изменение одного звукокомплекса по высоте и силе)

3. Развитие дыхания.

Игра на поддувание «Сдуй осу с носа у мишки» (пособие)

4. Развитие темпа и координации речи и движений

Динамическое упражнение «Грибы» - М. Ю. Картушина, с.28

5. Развитие мелкой моторики рук.

 

Самомассаж подушечек пальцев «Шел медведь к своей берлоге» - О. И. Крупенчук, с. 7

6. Развитие связной  речи, обогащение словаря

Беседа по сказке В. Сутеева «Дядя Миша»

7. Релаксация

Упражнение на расслабление «Медведь уснул в берлоге» (фонограмма «Колыбельная медведицы»)

Декабрь

1 – я неделя. Тема«Магазин игрушек»

1.Развитие артикуляционного аппарата.

Самомассаж языка с Говорушей «Язычок погладим ласково губами», «Расчѐска», «Кошкасердится», «Лошадка» (картотека

артикуляционных упражнений)

2. Развитие слухового внимания, чувства ритма.

Упражнение «Волшебный барабан» - В.А. Кныш, с. 14

3. Развитие дыхания

Упражнение «Воздушный шарик» (картотека)

4. Развитие темпа и координации речи и движений.

Массаж спины «Паровоз» - М. Ю. Картушина, с. 36

5. Развитие мелкой моторики рук.

Пальчиковая гимнастика «Танины игрушки» (картотека)

6. Развитие связной  речи, обогащение словаря

Игры «Узнай на ощупь» («Ящик ощущений»), «Какой? Какая? Кокое?» (картотека)

7. Релаксация

Упражнение на расслабление «Спать пора, уснул бычок…» («Колыбельная»)

2 – я неделя. Тема «Мои игрушки»

1. Развитие артикуляционного аппарата.

Самомассаж языка с Говорушей«Язычок погладим ласково губами…», упр. «Шарик лопнул», «Маляр» (картотека артикуляционных упражнений)

2.  Развитие слухового восприятия и внимания.

Игра «Угадай, чей голосок?» (картотека игр)

3. Развитие дыхания.

Упр. «Покачай игрушку на животике» (развитие нижнедиафрагмального дыхания) - картотека

4. Развитие темпа и координации речи и движений, самомассаж лица.

Массаж биологически активных зон «Наступили холода» - М. Ю. Картушина, с.37

5. Развитие мелкой моторики рук.

 

Кинезиологическое упражнение «Оладушки»,

О. И. Крупенчук с.12

Массаж пальцев эластичным кольцом.

6. Развитие связной  речи, обогащение словаря

Описание игрушки по мнемосхеме.

7. Релаксация

Упражнение на расслабление «Спят усталые игрушки» (звучит музыка из программы «Спокойной ночи, малыши!»)

3 – я неделя. Тема «Зимаи  зимние забавы»

1.Развитие артикуляционного аппарата.

Упр. «Домик открывается», «Лопатка», «Горка», «Саночки»

«Барабанщик», «Грибок», «Гармошка»

(картотека артикуляционныхупражнений)

2. Развитие фонематического слуха, фонематического восприятия.

Знакомство с символами гласных звуков [а], [о], [у], [и]. – Т. А. Ткаченко «Звуки и знаки. Гласные», с.3.

3. Развитие дыхания

Упр. «Сдуй снежинку с ладошки» - дуть на «Лопаточку»: «сссс» (картотека на дыхание)

4. Развитие темпа и координации речи и движений, самомассаж лица.

Массаж биологически активных зон «Наступили холода» - М. Ю. Картушина, с.37

5. Развитие мелкой моторики рук.

 

Самомассаж подушечек пальцев «Шел медведь к своей берлоге» - О. И. Крупенчук, с. 7

6. Развитие связной  речи, обогащение словаря

Игра «Подбери словечко» - подбор прилагательных для описания примет зимы (картотека игр на описание)

7. Релаксация

Упражнение на релаксацию «Зимняя сказка» (фонограмма)

4 – я неделя. Тема «Новый год к нам идет»

1. Развитие артикуляционного аппарата.

 

Упр. «Домик открывается», «Лови снежинку», «Сосулька», «Дед Мороз на санях едет», «Лошадка» (картотека артикуляционных упражнений)

2.  Развитие навыков звукового анализа, закрепление «символов» гласных звуков.

Упр. «Читай по губам – покажи символ» (узнавание гласных звуков по артикуляции).

Игра «Магазин подарков» («купить» подарок  можно, выделив первый гласный звук в слове, «оплата» - карточка с символом нужного звука) – разработка автора.

3. Развитие дыхания и голоса.

Фонопедическая и дыхательная гимнастика «Дедушка Мороз» - В. А. Кныш, с. 22

4. Развитие темпа и координации речи и движений.

Стихотворение «Как на горке снег, снег» (сопровождать речь движениями) - М. Ю. Картушина,  с.43

5. Развитие мелкой моторики рук.

 

Пальчиковая гимнастика «Новый год» -

 В. А. Кныш, с. 23

Пальчиковая игра «Семья» (с Су-Джок шарами)

6. Развитие связной  речи, обогащение словаря

Игра «Загадай желание» (описание желаемого подарка)

7.Релаксация

Упражнение на расслабление «Зимний сон» (музыка для релаксации)

Январь

3 – я неделя. Тема« Рождество»

1. Развитие артикуляционного аппарата.

 

Упр. «Домик открывается», «Лови снежинку», «Сосулька», «Горка».(картотека артикуляционных упражнений)

2.  Развитие фонематического восприятия, быстроты реакции, закрепления знания гласных звуков.

Упр. «Нажми на кнопочку» - протяжное выделение 1-го гласного звука в словах.

Упр. «Мячик мы ладошкой «стук», повторяем дружно звук» - Т. А. Воробьева, с. 31

3. Развитие дыхания и голоса, мелкой моторики.

«Звуки гласные поем мы с мячом моим вдвоем» - Т. А. Воробьева, с. 31

Упражнение «Сдуй снежинку с носа» (картотека упражнений на дыхание)

4. Развитие темпа и координации речи и движений.

Упражнение «Холмик, сугроб, горка»  - В. А. Кныш, с. 25

5. Развитие связной  речи, обогащение словаря

Игра «Узнай на ощупь и опиши» («Рождественский сапожок») - картотека

Игра «Снежки» (дети делают «снежки», скомкав листок бумаги, затем бросают «снежки» в корзину)

6. Релаксация.

«Рождественская колыбельная (фонограмма)

4 – я неделя. Тема «Зимняя царица»

1. Развитие артикуляционного аппарата и дыхания.

Упр. «Погреемся»  - В. А. Кныш, с. 25

2.Развитие артикуляционного аппарата.

Упр. «Домик открывается», «Лови снежинку», «Сосулька», «Горка», «Часики» (картотека артикуляционных упражнений)

3.  Развитие фонематического восприятия, закрепления знания гласных звуков.

Анализ сочетаний АУ, УА. Упр. «Соедини картинку с нужным знаком» (на звуки [у], [а]) – Т. А. Ткаченко, с. 5

4. Развитие дыхания и голоса.

Пропевание гласных с различной высотой звучания. Упр. «Открываем мы глаза…» - О. И. Крупенчук, с.42

5. Развитие темпа, ритма  и координации речи и движений.

Подвижная игра «Елочки» - В. А. Кныш, с. 24

6. Развитие мелкой моторики рук.

Массаж мячиком-ежиком «Колкие иголки» (картотека упражнений с массажным мячом)

7. Развитие связной  речи, обогащение словаря

Заучивание стихотворение с движениями «Ели на опушке» - М. Ю. Картушина, с.52

Февраль

1 – я неделя. Тема «Дикие животные»

1. Развитие артикуляционного аппарата.

 

«Чему обрадуются звери?» Упр. «Вкусный мед», «Сочная морковка»: имитация жевательных движений при закрытом, затем открытом рте,  «Погрызем орешки» (ритмично открывать и закрывать рот) - В. А. Кныш, с. 27

2.  Развитие фонематического восприятия, закрепления знания гласных звуков.

Упр. «Соедини картинку с нужным знаком» (на звуки [и], [о]) – Т. А. Ткаченко, с. 7

3. Развитие дыхания и голоса.

Логоритмическая песенка «Зайчишка» (видеоряд)

4. Развитие темпа и координации речи и движений.

Ритмическая разминка «К большой лесной опушке сбегались все зверюшки» -  В. А. Кныш, с. 26

 

5. Развитие чувства ритма, мелкой моторики рук.

Ритмическая игра «Белка»  (отстукивание ритма стихотворения скорлупками от грецких орехов) – картотека логоритмических игр.

6. Развитие логического мышления, связной  речи, обогащение словаря

Игра «Четвертый лишний» (мультимедийная презентация)

Развитие логического мышления, связной речи, обогащение словаря

Игра «Четвертый лишний»

(мультимедийная презентация)

7. Релаксация.

Упражнение на расслабление «Хватит песни петь, играть  - лесу нужно отдыхать».

2– я неделя. Тем «Как медведь сам себя напугал»

1. Развитие артикуляционного аппарата.

 

«Чему обрадуются звери?» Упр. «Вкусный мед», «Сочная морковка»: имитация жевательных движений при закрытом, затем открытом рте,  «Погрызем орешки» (ритмично открывать и закрывать рот) - В. А. Кныш, с. 27

2.  Развитие фонематического восприятия, закрепления знания гласных звуков.

Знакомство со звуком [ы] и его символом. Игра «Один – много» (выделение последнего звука [ы] в словах)

Дидактические игры «Близко-далеко», «Поезд» (картотека)

3. Развитие дыхания и голоса.

Пропевание гласных звуков с движениями  рук ([а] – руки вниз, [о] – руки вверх, [и] – в стороны, [у] – руки вперед), [ы] – руки назад  (картотека игр)

4. Развитие темпа и координации речи и движений.

Упр.  «Про медведя»  - В. А. Кныш, с. 27

5. Развитие мелкой моторики рук.

Самомассаж подушечек пальцев «Шел медведь к своей берлоге» - О. И. Крупенчук, с. 7

6. Развитие связной  речи, обогащение словаря

Пересказ рассказа с опорой на схему «Как медведь сам себя напугал» (мультимедийная презентация)

7. Релаксация.

Упражнение на расслабление «Хватит песни петь, играть  - лесу нужно отдыхать». Звучит «Мазурка» Ф. Шопена.

3 – я неделя. Тема «Домашние животные»

1. Развитие артикуляционного аппарата.

 

Упр. «Кот лакает молоко», «Лошадка», «Поросенок землю роет» (Сомкнутые губы вытянуть вперед трубочкой; кивки головой: упражнение «Пятачок») , «Индюк «болбочет», «Щенок устал» («Лопатка»)

2.  Развитие фонематического восприятия на материале неречевых звуков.

Интерактивная игра «Домашние животные» (Диск «Звуковой калейдоскоп», портал Мерсибо)

3. Развитие дыхания и голоса.

Пропевание гласных с различной высотой звучания. Упр. «Открываем мы глаза…» - О. И. Крупенчук, с.42

4. Развитие темпа и координации речи и движений.

Подвижная игра «Кот и мыши»

- М. Ю. Картушина, с.59

5. Развитие связной  речи, обогащение словаря

Упр. «Человеческие дети знают всех зверят на свете» (закрепление в речи названий детенышей животных) – картотека игр с мячом

6. Релаксация.

Дети лежат на ковре. Упр. «Наши ножки устали, они прыгали, скакали» - М. Ю. Картушина, с.60

4 – я неделя. Тема «Наша армия»

1. Развитие артикуляционного аппарата.

 

Упр. «Стрельба» (четко произносить чередование звуков «к-г»), «Танк» (многократно побарабанить напряженным кончиком языка по верхней десне с произнесением звука «т»: «т-т-т...»), «Пароход» (длительно произносить звук «ы»).

2.  Развитие фонематического восприятия, закрепления знания гласных звуков.

Пропевание последнего гласного звука в слове, соотнесение его с символом.

3. Развитие дыхания и голоса.

Упражнение «Самолет» (для укрепления мышц зева и глотки). (Пропевание гласных звуков «а-э-и-о-у»).

4. Развитие темпа и координации речи и движений.

Динамическое упражнение «Сигнальщики» - М. Ю. Картушина, с.74

5. Развитие мелкой моторики рук.

Пальчиковая игра «Бойцы-молодцы» - М. Ю. Картушина, с.73

6. Развитие связной  речи, обогащение словаря

Упр. «Каким должен быть солдат?» (подбор прилагательных)

7. Развитие внимания, быстрой реакции.

Игра «Сигнальщики» - М. Ю. Картушина, с. 74

Март

1 – я неделя. Тема «Мамин праздник»

1. Развитие артикуляционного аппарата.

«Улыбка», «Поцелуйчик» («Хоботок»), «Месим тесто», «Блинчик», «Вкусное варенье».

2.  Развитие фонематического восприятия, закрепления знания гласных звуков.

Игра «Выбери подарок маме» (подбор картинок в соответствии с символом гласных)

3. Развитие дыхания, силы и высоты голоса.

Логоритмическая «Песенка для мамы» (пропевание гласных звуков с  движением руки) - видеоряд

4. Развитие темпа и координации речи и движений.

Упражнение «Пироги» (на координацию речи с движениями под музыку) - В. А. Кныш, с. 30

5. Развитие мелкой моторики рук.

Самомассаж ладоней ипликатором Кузнецова «Гладила мама-ежиха ежат» - О. И. Крупенчук, с. 9

6. Развитие связной  речи, обогащение словаря

Упр. «Какая моя мама?» (подбор прилагательных)

7. Релаксация.

Упражнение на расслабление. Дети лежат на ковре. Звучит мелодия «Колыбельная медведицы»

2 – я неделя. Тема« Посуда. Продукты питания»

1. Развитие артикуляционного аппарата.

Упр. «Бублик», «Месим тесто», «Блинчик», «Пирожок», «Чашечка».

2.  Развитие фонематического восприятия

Упр. «Попугайчики» (повторение рядов из трех слов) – картотека игр на фонематическое восприятие

3. Развитие звуковысотногослуха , дыхания и голоса.

Упражнение «Посуда поет» - В. А. Кныш, с. 30

4. Развитие темпа и координации речи и движений.

Упражнение «Пироги» (на координацию речи с движениями под музыку) - В. А. Кныш, с. 30

5. Развитие мелкой моторики рук.

Упр. «Тесто» (ребенок запускает пальцы в «сухой бассейн и имитирует замешивание теста, приговаривая стихотворный текст) – О. И. Крупенчук, с. 10.

6. Развитие грамматики, обогащение словаря.

Упр. «Посуда. Большой – маленький» (образование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами) мультимедийная презентация. Серия «Уроки логопеда»

7. Релаксация.

Дети лежат на ковре. Упр. на расслабление «Сладкие сны» (диск «Музыка для релаксации»)

3 – я неделя. Тема «Транспорт»

1. Развитие артикуляционного аппарата и дыхания.

Артикуляционная гимнастика в стихах «Транспорт» (картотека артикуляционных упражнений)

2.  Развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа, закрепление знания гласных звуков и их символов.

Упр. «Соедини картинку с нужной парой знаков» (определение первого гласного звука и последнего гласного звука в слове) - Т. А. Ткаченко, звуки и знаки. гласные. с. 15

3. Развитие дыхания и голоса.

Упражнения «Сдулось колесо»  - В. А. Кныш, с. 36

4. Развитие темпа, ритма  и координации речи и движений.

Упражнение «На улице» - В. А. Кныш, с. 36

5. Развитие мелкой моторики рук.

 

Пальчиковая игра «Я построю самолет, шлем надену – и в полет!» (картотека пальчиковых игр)

6. Развитие связной  речи, обогащение словаря

Упр. «Большой и маленький» (образование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами).  Мультимедийная презентация.

7. Релаксация.

Дети сидят на стульях, руки на коленях, голова опущена.

Звучит мелодия «Как прекрасен мир вокруг» Т. Гомез (аудиосборник «Волшебство природы»).

4 – я неделя. Тема«Весна»

1. Развитие артикуляционного аппарата.

 

Упр. «Бегемотик», «Солнышко улыбается», «Дудочка»,  «Лопатка», «Сосулька», «Качели».

2.  Развитие фонематического восприятия, закрепления знания гласных звуков.

Упр. «Добавь словечко» (подсказка – символ гласного звука)

3. Развитие дыхания и голоса.

Фонопедическое упражнение «Весна» - В. А. Кныш, с. 38

4. Развитие темпа и координации речи и движений.

Упражнение «Весна идет» (на координацию речи с движениями под музыку) - В. А. Кныш, с. 38

5. Развитие мелкой моторики рук.

Пальчиковая игра «Кап-кап-кап, весна настала…» с музыкальным сопровождением – картотека логоритмических игр

6. Развитие связной  речи, обогащение словаря

Составление описательного рассказа о весне с использованием мнемотаблиц.

7. Релаксация.

Дети ложатся на ковер.

Звучит мелодия «Все птички прилетели к нам» Т. Гомез (аудиосборник «Волшебство природы»).

Апрель.

1 – я неделя. Тема «Перелетные птицы»

1. Развитие артикуляционного аппарата.

Упр. «Клювик открываем», «Птенчик в гнездышке», «Червячок» (узкий язык), «Почистим клювик» (зубки)

2.  Развитие фонематического восприятия.

Воспроизведение слоговых сочетаний с одним согласным и разными гласными звуками (та-ту-ты). – картотека игр на фонематическое восприятие.

3. Развитие дыхания, силы голоса.

Упр. «Мы катались по горам, пели тут и пели там» (пропевание гласных звуков, изменяя силу голоса в соответствии с движением мяча в руках взрослого) – Т. А. Воробьева, с. 34.

4. Развитие темпа и координации речи и движений.

Упражнение «Дружно птицы прилетели» (на координацию речи с движениями под музыку) - В. А. Кныш, с. 40

5. Развитие мелкой моторики рук.

Пальчиковая игра «Птички полетели, крыльями махали» (картотека пальчиковых игр)

6. Развитие связной  речи, обогащение словаря

Коммуникативная игра «Дрозд» - М. Ю. Картушина, с. 118

7. Релаксация.

Упражнение на расслабление. Дети лежат на ковре. Звучит мелодия «Голоса птиц»

2 – я неделя. Тема «Космическое путешествие»

1. Развитие артикуляционного аппарата.

Упр. «Домик открывается», «Заборчик», «Бублик», «Часики», «Качели».

2.  Развитие фонематического восприятия

Воспроизведение слоговых сочетаний с общим гласным и разными согласными звуками (та-ка-па) – картотека игр на фонематическое восприятие.

3. Развитие звуковысотного слуха, дыхания и голоса.

Упр. «Падающие звезды» (пропевание гласных с изменением силы и высоты голоса, с движениями руки сверху вниз)

4. Развитие темпа и координации речи и движений.

Упр. «Полет» (картотека логоритмическихупр)

5. Развитие мелкой моторики рук.

Упр. с массажными колечками Су-джок

6. Развитие связной речи, грамматики, обогащение словаря.

Беседа о Космосе. Словесная игра «Подскажи словечко» (добавление слов в стихотворение).

7. Релаксация.

Упражнение на расслабление «Невесомость». Дети лежат на ковре, звучит музыка группы «Спейс»

3 – я неделя. Тема «Насекомые»

1. Развитие артикуляционного аппарата и дыхания.

Упр. «Улыбка», «Хоботок комарика», «Вкусное варенье», «Чашечка».

2.  Развитие фонематического восприятия, закрепление знания гласных звуков.

Игра «Поймай звук» (выделение в звуковом потоке согласных гласного звука (А, О, У, И, Ы) и показ его символа

3. Развитие дыхания и голоса.

Фонопедическое упражнения «Насекомые» (картотека логоритмических игр)

4. Развитие темпа, ритма  и координации речи и движений.

Динамическое упражнение «Чок – чок, каблучок, в танце кружится сверчок!» картотека  логоритмических игр)

5. Развитие мелкой моторики рук.

 

Кинезиологическое упражнение «Пальчики здороваются» (поочередное соединение всх пальцев с большим – перебор пальцев) - О. И. Крупенчук, с. 12

6. Развитие связной  речи, обогащение словаря

Упр. «Помоги Незнайке. Насекомые». Серия Уроки логопеда мультимедийная презентация.

7. Релаксация.

Дети ложатся на ковер. Звучит мелодия «Покой» (аудиосборник для релаксации «Сверкающая пора весны»).

Дети сидят на стульях, руки на коленях, голова опущена.

4 – я неделя. Тема

«Лесное риключение»

1. Развитие артикуляционного аппарата.

Упр. «Улыбка», «Дудочка», «Блинчик», «Вкусное варенье», «Качели», «Лошадка ».

2.  Развитие фонематического восприятия, закрепления знания гласных звуков.

Игра «Купи билет для лесного путешествия» (выделение первого и последнего гласного звука в названии картинки, соотнесение с записью символов)

3. Развитие дыхания, силы и высоты голоса.

Упр. «Веселое лесное путешествие» (для верхних дыхательных путей) – картотека логоритмических упражнений

4. Развитие темпа и координации речи и движений.

Двигательное упражнение «Прогулка в весенний лес» – картотека логоритмических упражнений

5. Развитие мелкой моторики рук.

Пальчиковая гимнастика «Капель» картотека пальчиковых упражнений

6. Развитие связной  речи, обогащение словаря

Игра «Что бывает весной?» (договаривание детьми фразы и повторение полного предложения)

7. Релаксация.

Упр. на расслабление «Волшебный сон». Звучит мелодия «Как прекрасен мир вокруг» Т. Гомез (аудиосборник «Волшебство природы»). Дети лежат на ковре.

МАЙ

1 – я неделя.  Тем «Наша Родина»

1. Развитие артикуляционного аппарата и дыхания.

Артикуляционная гимнастика в стихах «Наша Родина» (картотека артикуляционных упражнений)

2. Развитие фонематического восприятия, закрепления знания гласных звуков.

Упр. «Соедини картинку с нужным знаком» (на звуки [0], [у]) – Т. А. Ткаченко, с. 9

3. Развитие дыхания, силы и высоты голоса.

Упр. «Веселое лесное путешествие» (для верхних дыхательных путей) – картотека логоритмических упражнений

4. Развитие темпа, ритма  и координации речи и движений.

Динамическое упражнение «Нет на свете Родины красивей» (А.Прокофьев)

5. Развитие связной  речи, обогащение словаря

Чтение Н.Забила «Наша Родина», Н.Рубцов  «Привет, Россия», А.Прокофьев «Нет на свете Родины красивей»

6. Развитие мелкой моторики рук.

Пальчиковая гимнастика «Раз, два – моя Родина» картотека пальчиковых упражнений

7.Релаксация

Дети лежат на ковре. Упр. «Наши ножки устали, они прыгали, скакали» - М. Ю. Картушина, с.60

2 – я неделя.  Тема  «Предметы быта»

1. Развитие артикуляционного аппарата и дыхания.

Артикуляционная гимнастика в стихах.

(картотека артикуляционных упражнений)

2. Развитие фонематического восприятия.

Воспроизведение слоговых сочетаний с общим гласным и разными согласными звуками (та-ка-па) – картотека игр на фонематическое восприятие.

3. Развитие дыхания, силы и высоты голоса.

Пропевание гласных звуков с движениями  рук ([а] – руки вниз, [о] – руки вверх, [и] – в стороны, [у] – руки вперед), [ы] – руки назад  (картотека игр)

4. Развитие темпа, ритма  и координации речи и движений.

Динамическое упражнение «Предметы быта» - М. Ю. Картушина, с.35

5. Развитие связной  речи, обогащение словаря.

Упр. «Предметы быта. Один утюг, два утюга, пять утюгов » (согласование  существительных с числительными) мультимедийная презентация. Серия «Уроки логопеда».

6. Развитие мелкой моторики рук.

Пальчиковая гимнастика,  картотека пальчиковых упражнений, лото, мозаика.

7.Релаксация.

Игра «Загадай желание» (назови любой предмет быта)

3 – я неделя. Тема «Растения»

1. Развитие артикуляционного аппарата и дыхания.

Упр. «Бегемотик», «Солнышко улыбается», «Дудочка»,  «Лопатка», «Сосулька», «Качели».

2. Развитие фонематического восприятия.

Игра «Поймай звук» (выделение в звуковом потоке согласных гласного звука (А, О, У, И, Ы) и показ его символа.

3. Развитие дыхания, силы и высоты голоса.

Фонопедическое упражнения «Растения» (картотека логоритмических игр).

4. Развитие темпа, ритма  и координации речи и движений.

Двигательное упражнение «Прогулка в весенний лес» – картотека логоритмических упражнений

5. Развитие связной  речи, обогащение словаря.

Составление сравнительного  рассказа описания (дерево и куст), образование единственного и множественного числа: в поле много травы, колокольчиков, одуванчиков, клевера.

6. Развитие мелкой моторики рук.

Самомассаж подушечек пальцев «Полевые ромашки» - О. И. Крупенчук, с. 15

7.Релаксация.

Упражнение на расслабление «Хватит песни петь, играть  - лесу нужно отдыхать».

4 –я неделя. Тема « Скоро лето»

1. Развитие артикуляционного аппарата и дыхания.

Упр. «Домик открывается», «Заборчик», «Бублик», «Часики», «Качели».

2. Развитие фонематического восприятия.

Игра «Купи билет для лесного путешествия» (выделение первого и последнего гласного звука в названии картинки, соотнесение с записью символов)

3. Развитие дыхания, силы и высоты голоса.

Пропевание гласных с различной высотой звучания. Упр. «Открываем мы глаза…» - О. И. Крупенчук, с.48

4. Развитие темпа, ритма  и координации речи и движений.

Упражнение «По дороге мы идем» - В. А. Кныш, с. 32

5. Развитие связной  речи, обогащение словаря.

Игра «Узнай по описанию», игра «Подбери действие».

6. Развитие мелкой моторики рук.

Упражнение «Дождик, дождик, капелька» (И.Токмакова)

7.Релаксация.

Упр. на расслабление «Волшебство лета». Звучит мелодия «Как прекрасен мир вокруг» Т. Гомез (аудиосборник «Волшебство природы»). Дети лежат на ковре.

2.5. Режим занятий воспитанников

Программа реализуется в ходе дополнительной образовательной деятельности.Основнымвидом образовательной деятельности является непрерывная образовательная деятельность, проводимая в форме занятий. Занятия проводятся педагогом, прошедшим специальное обучение.

Программой предусмотрено проведение60 занятий в год (два раза в неделю, 30 недель). В соответствии с требованиями СанПиН 2.4.1.3049-13, длительность занятия составляет 20 минут для детей средней группы (4-5 лет).Все занятия проходят в логопедическом кабинете.

2.6. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников

и педагогическим коллективом.

                Система взаимодействия с родителями предусматривает:

- консультации;

-беседы;

-анкетирование.

        Взаимодействие с коллегами в рамках реализации Программы осуществляется через семинары-практикумыи.  консультации.

        

2.7.Материально-техническое и кадровое обеспечение Программы

Для успешной реализации программы необходимо просторное, светлое помещение, отвечающее санитарно - гигиеническим требованиям и нормам.

Учебно-наглядное обеспечение:

  1. Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду. М.: Сфера», 2004 –126 с.
  2. Кныш В. А.., Комар И. И. и др. Логоритмические минутки: тематические занятия для дошкольников – Минск: Аверсэв, 2009. – 188 с.: ил. – (В помощь логопеду).
  3. Крупенчук О. И., Воробьева Т. А. Исправляем произношение: комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств. - СПб.: «Литера», 2010. – 96 с.: ил. – (Серия «Уроки логопеда»).
  4. Крупенчук О. И., Воробьева Т. А. Логопедические упражнения. Артикуляционная гимнастика. - СПб: «Литера», 2015. – 64 с.: ил. – (Серия «Готовимся к школе»).
  5. Крупенчук О. И. Речевая карта для обследования ребѐнка дошкольного возраста - СПб: Издательский дом «Литера», 2014. – 96 с.: ил. – (Серия «В помощь логопеду»).
  6. Дедюхина Г.В., Могучая Л.Д., Яньшина Т.А. Логопедический массаж и лечебная физкультура с детьми 3–5 лет. Учебно-практическое пособие для логопедов и медицинских работников. – М. : «Издательство ГНОМ и Д», 2000. – 32 с.
  7. Куликовская Т. А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. Пособие для л логопедов, воспитателей и родителей. – М. : «Издательство Гном и Д», 2004. – 32 с.

Техническое и материальное оснащение:

  • Картотека артикуляционных упражнений.
  • Картотека пальчиковых упражнений.
  • Аудиосборники и записи фонограмм
  • Магнитофон с флэш-картой c записью музыкального сопровождения к
  • занятиям.
  • Ноутбук и компьютерные игры.
  • Принтер, сканер.
  • Картотека логоритмических упражнений.
  • Картотека игр.
  • Дыхательные тренажеры, нетрадиционные материалы для развития

направленной воздушной струи.

  • Материалы для развития мелкоймоторики.
  • Шарики Су-Джок, массажные кольца, массажные мячики.

Кадровое обеспечение.

Требования к квалификации педагога дополнительного образования: высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю программы.

2.8. Инструментарий мониторинга конструктивных способностей детей.

Мониторинг качества выполнения Программы

Диагностические мероприятия по отслеживанию результатов усвоенияПрограммы позволяют проанализировать успехи детей на каждом этапе обучения.Педагогический анализ освоения Программы проводится 2 раза в год(первый этап – в октябре, второй этап – в мае). Диагностика уровня знаний и умений проводится по методике Крупенчук О. И. (Речевая карта для обследования ребѐнка дошкольного возраста). Мониторинг позволяет оценить эффективность и результативность освоения Программы.

Обследование речевого развития детей 4 – 5 лет.

  1. Исследование состояния звукопроизношения:

     Звукопроизношение

0

Звукопроизношение не нарушено

1

Нарушено произношение одной группы звуков

2

 Нарушено произношение двух групп звуков

3

 Нарушено произношение трёх групп звуков

4

 Нарушено произношение четырёх и более групп

2. Исследование состояния звукослоговой структуры слов:                

                

                

Слоговая структура

0

Слоговую структуру слов воспроизводит без ошибок

1

Нарушения редки, главным образом в малознакомых словах

2

Нарушения в предложениях.

В словах –незначительные.

3

Нарушения грубые, на уровне слов (упрощения,перестановки, уподобления слогов и т.д.).

4

Звукокомплексы, звукоподражания.

3. Исследование фонематических представлений:

Фонематические

представления

0

0 Сформированы соответственно возрасту.

1

1 Самокоррекция или коррекция после стимулирующейпомощи взрослого.

2

2 Только половину заданий на свой возраст выполняет верно.

3

3 Выполняет правильно только задания для более младшего возраста, с более трудными не справляется.

4

4 Не сформированы. Не может выполнить ни одного задания.

4. Исследование грамматического строя:

Грамматический

строй

0

0 Грамматические категории использует беззатруднений.

1

1 Редкие аграмматизмы.

2

2 Ошибки в словообразовании и словоизменении, но типичные.

3

3 Ошибки многочисленные, стойкие, специфические аграмматизмы, невозможность образовывать формы слов.

4

4 Грамматический строй не сформирован.

4. Лексический запас:

Лексический запас

0

 Лексический запас сформирован по возрасту.

1

Запас в пределах обихода (обычно номинативный словарь, умение подобрать антонимы).

2

Лексический запас беден. Выполняет только половину заданий.

3

Лексический запас резко ограничен.

Не выполняет и половины заданий.

4

 Лексика отсутствует.

5. Обследование понимания речи:

Понимание речи

0

В полном объеме.

1

Понимание на уровне целостного текста или рассказа. Для ответов на вопросы по смыслу требуется помощь взрослого.

2

Понимание грамматических форм, предложно-падежных конструкций, временных и

пространственных отношений на уровне фразы.

3

Понимание ситуативное, только на уровне знакомых слов.

4

Обращённая речь малопонятна для ребёнка, он не может выполнить даже простых поручений.

6.

Связная речь

0

Без затруднений.

1

Рассказ бедный. Требуется помощь взрослого, наводящие вопросы. Присутствует некоторая смысловая неточность.

2

 Синтаксические конструкции фраз бедные. Нарушена последовательность в передаче сюжета.

3

Простая аграмматичная фраза со структурными нарушениями.

4

 Связной речи нет.

Результаты диагностики по количеству баллов:

1-3 балла – НПОЗ;

4-6 баллов – ФФНР;

7-12 баллов – ОНР 4;

13-18 баллов – ОНР 3;

19-24 балла – ОНР 2;

25-28 баллов – ОНР 1.

3. Список использованной литературы.

1.Воробьева Т. А., Крупенчук О. И. Логопедические игры с мячом. – СПб.: «Литера», 2010. – 64 с.: ил. – (Серия «Уроки логопеда»).

  1. Дурова, Н.В. Фонематика.  – М.: «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2002.
  2. Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду. М.: Сфера», 2004 – 126 с.
  3. Кныш В. А.., Комар И. И. и др. Логоритмические минутки: тематические занятия для дошкольников – Минск: Аверсэв, 2009. – 188 с.: ил. – (В помощь логопеду).
  4. Крупенчук О. И., Воробьева Т. А.  Исправляем произношение: комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств. - СПб.: «Литера», 2010. – 96 с.: ил. – (Серия «Уроки логопеда»).
  5. Ткаченко Т.А. Звуки и знаки. Гласные. - Юнвес, 2001 г. - 24 с. (Серия «Подготовка дошкольников к чтению и письму»)
  6. Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. СПб.:  ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000.
  7. Крупенчук О. И. Речевая карта для обследования ребѐнка дошкольного возраста - СПб: Издательский дом «Литера», 2014. – 96 с.: ил. – (Серия «В помощь логопеду»).
  8. Крупенчук О. И. Научите меня говорить правильно. - СПб: Издательский дом «Литера», 2014.
  9. Крупенчук О. И., Воробьева Т. А. Логопедические упражнения. Артикуляционная  гимнастика. - СПб: «Литера», 2015. – 64 с.: ил. – (Серия «Готовимся к школе»).
  10. Дедюхина Г.В., Могучая Л.Д., Яньшина Т.А. Логопедический массаж и лечебная  физкультура с детьми 3–5 лет. Учебно-практическое пособие для логопедов и медицинских  работников. – М. : «Издательство ГНОМ и Д», 2000. – 32 с.

12.Куликовская Т. А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. Пособие для

логопедов, воспитателей и родителей. – М. : «Издательство Гном и Д», 2004. – 32 с.

13.Косинова Е.М. Уроки логопеда. Игры для развития речи. -М.: «Эксмо», 2008.-193 с.

Интернет ресурсы:

  1. https://nsportal.ru/download/#https://nsportal.ru/sites/default/files/2017/11/23/programma_logop_kruzhka_veselyy_yazychok_2.docx
  2. https://gagdetsad1.caduk.ru/DswMedia/logopedicheskiykrujok-obuchalochka-.docx
  3. https://docplayer.ru/43144863-Programma-rechevogo-kruzhka-veselyy-yazychok.html
  4. https://centrideia.ru/metodicheskaya-kopilka/dopolnitelnaya-obrazovatelnaya-programma-veselyy-yazychok


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа дополнительного образования "Говоруша"

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа предназначена для детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет, имеющих речевые нарушения (дислалия, НПОЗ, ФФНР, ФНР, неярко выраженное ОНР). Цель программы: раннее...

Дополнительная общеразвивающая программа дошкольного образования «Говоруша»

Дополнительная общеразвивающая программа дошкольного образования «Говоруша»Цель программы: Повышение уровня интеллектуальных способностей детей среднего дошкольного возраста через сис...

Рабочая программа, обеспечивающая реализацию дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Радуга» для детей 5-6 лет

 Программа «Радуга» имеет художественную направленность, ее реализация позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности населения, но и создать условия для развит...

Программа дополнительного образования "ГОВОРУША" 3-5 лет

В настоящей «Программе» предусмотрено разностороннее развитие детей, коррекция недостатков речевого развития, а также профилактика вторичных нарушений, развитие личности, мотивации и спосо...

Дополнительная общеобразовательная программа- дополнительная общеразвивающая программа «Ладушки» для детей (6-7 лет) срок реализации программы 1год

           Одним из главных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является эстетическое развитие ребенка. В специально организованной худож...

Программа кружка дополнительного образования «Говоруша» Возраст детей 6 – 7 лет

Дошкольный возраст – важный период в становлении личности ребёнка. Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учиться строить отношения с окружающим миром. Речь ...