программа дополнительного образования "Говоруша"
рабочая программа по логопедии (старшая группа) на тему

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа предназначена для детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет, имеющих речевые нарушения (дислалия, НПОЗ, ФФНР, ФНР, неярко выраженное ОНР). Цель программы: раннее выявление и преодоление отклонений в развитии устной речи детей дошкольного возраста. Задачи: 1. Обследование воспитанников групп образовательной организации и выявление среди них, нуждающихся в профилактической и коррекционной помощи. 2. Определение и реализация индивидуальной программы коррекции или компенсации речевого дефекта с учётом его структуры, а также индивидуально-личностных особенностей ребёнка. 3. Систематическое проведение необходимой профилактической и коррекционной работы с детьми. 4. Проведение индивидуальных мониторинговых исследований с целью определения результатов коррекционной работы с каждым ребёнком. 5. Распространение логопедических знаний среди педагогов и родителей (лиц их заменяющих) по применению специальных методов и приёмов оказания помощи детям, имеющим нарушения в речевом развитии. 6. Максимальное развитие фонентико-фонематических процессов в последовательности: от чёткого восприятия правильно произносимых ребёнком фонем (гласные и согласные звуки раннего отнтогенеза) к различению звуков, резко отличающихся по акустическим и артикуляционным характеристикам, и затем к дифференциации близких по акустико-артикуляционным признакам звуков. 7. Обогащение и развитие лексического запаса и грамматического строя речи за счёт: накопления семантико-синтаксических связей слов и их валентностей; совершенствования предикативной функций речи; усвоения антонимических и синонимических отношений, работа над многозначностью слов, фразеологизмами; словоизменения и словообразования с помощью аффиксов, сложения двух основ. 8. Активизация экспрессивной речи детей и мобилизация пассивного словаря за счёт создания положительной мотивации, использованием наглядных пособий, ТСО, введением игровых моментов в коррекционный процесс. 9. Восполнение пробелов и коррекция звуковой стороны речи. Речевая функция является одной из важнейших психических функций человека. В процессе речевого развития формируются высшие формы познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению. Звуки – основной строительный материал человеческой речи, и только при их четкой, точной передаче речь может быть понята правильно, а значит – служить средством общения. Нарушения речи, ограниченность речевого общения могут отрицательно влиять на формирование личности ребенка, вызывать психические наслоения, специфические особенности эмоционально-волевой сферы, способствовать развитию отрицательных качеств характера. Невозможность получения необходимой и адекватной помощи приводит, как правило, к тому, что в период начального школьного обучения дети испытывают специфические трудности как в овладении основами грамоты, так и в усвоении образовательной программы школы в целом, нередко именно вследствие нарушений речевого развития попадая в разряд неуспевающих учеников. Необходимо отметить, что дошкольный возраст является наиболее благоприятным для исправления дефектов речевого развития. Особую важность приобретают проблемы своевременного выявления детей, имеющих отклонения в речевом развитии, коррекции этих нарушений и тем самым выравнивания речевого развития детей-логопатов до возрастной нормы. В связи с этим становится понятной роль и значение работы логопедической помощи. При разработке программы логопедического сопровождения учитывались основополагающие специфические принципы: 1. Принцип развития. Предполагает выделение в процессе логопедической работы тех задач, трудностей, этапов, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка, а также эволюционно-динамический анализ возникновения дефекта. В связи с этим представляется рациональным уход от использования традиционной системы «лексических тем», неизбежно содержащей звуковой и речевой материал недоступный ребенку на определенном этапе. В программе предлагается использование «чистого» речевого материала, свободного от пока непроизносимых ребенком звуков и лексико-грамматических форм. 2. Онтогенетический принцип. Разработка методики коррекционно-логопедического воздействия ведется с учетом последовательности появления форм и функций речи, а также видов деятельности ребенка в онтогенезе. Программа предполагает построение модели логопедического воздействия и построения фронтальных и индивидуальных занятий с учетом появления звуков в онтогенезе развития ребенка: на 1 этапе – звуки раннего онтогенеза, на 2 этапе – свистящие и шипящие, на 3 этапе – сонорные звуки. 3. Принцип системности. Опирается на представление о речи как о сложной функциональной системе, структурные компоненты которой находятся в тесном взаимодействии. Программа предполагает системное логопедическое воздействие на все компоненты речи и включает в себя 5 основных блоков:

прпр

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon govorusha.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Программа предназначена для детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет, имеющих речевые нарушения (дислалия, НПОЗ, ФФНР, ФНР, неярко выраженное ОНР).

Цель программы: раннее выявление и преодоление отклонений в развитии устной речи детей дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Обследование воспитанников групп образовательной организации и выявление среди них, нуждающихся в профилактической и коррекционной помощи.
  2. Определение и реализация индивидуальной программы коррекции или компенсации речевого дефекта с учётом его структуры, а также индивидуально-личностных особенностей ребёнка.
  3. Систематическое проведение необходимой профилактической и коррекционной работы с детьми.
  4. Проведение индивидуальных мониторинговых исследований с целью определения результатов коррекционной работы с каждым ребёнком.
  5. Распространение логопедических знаний среди педагогов и родителей (лиц их заменяющих) по применению специальных методов и приёмов оказания помощи детям, имеющим нарушения в речевом развитии.
  6. Максимальное развитие фонентико-фонематических процессов в последовательности: от чёткого восприятия правильно произносимых ребёнком фонем (гласные и согласные звуки раннего отнтогенеза) к различению звуков, резко отличающихся по акустическим и артикуляционным характеристикам, и затем к дифференциации близких по акустико-артикуляционным признакам звуков.
  7. Обогащение и развитие лексического запаса  и грамматического строя речи за счёт: накопления семантико-синтаксических связей слов и их валентностей; совершенствования предикативной функций речи; усвоения антонимических и синонимических отношений, работа над многозначностью слов, фразеологизмами; словоизменения и словообразования с помощью аффиксов, сложения двух основ.
  8. Активизация экспрессивной речи детей и мобилизация пассивного словаря за счёт создания положительной мотивации, использованием наглядных пособий, ТСО, введением игровых моментов в коррекционный процесс.
  9. Восполнение пробелов и коррекция звуковой стороны речи.

Речевая функция является одной из важнейших психических функций человека. В процессе речевого развития формируются высшие формы познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению. Звуки – основной строительный материал человеческой речи, и только при их четкой, точной передаче речь может быть понята правильно, а значит – служить средством общения. Нарушения речи, ограниченность речевого общения могут отрицательно влиять на формирование личности ребенка, вызывать психические наслоения, специфические особенности эмоционально-волевой сферы, способствовать развитию отрицательных качеств характера. Невозможность получения необходимой и адекватной помощи приводит, как правило, к тому, что в период начального школьного обучения дети испытывают специфические трудности как в овладении основами грамоты, так и в усвоении образовательной программы школы в целом, нередко именно вследствие нарушений речевого развития попадая в разряд неуспевающих учеников. Необходимо отметить, что дошкольный возраст является наиболее благоприятным для исправления дефектов речевого развития. Особую важность приобретают проблемы своевременного выявления детей, имеющих отклонения в речевом развитии, коррекции этих нарушений и тем самым выравнивания речевого развития детей-логопатов до возрастной нормы. В связи с этим становится понятной роль и значение работы логопедической помощи.

При разработке программы логопедического сопровождения учитывались основополагающие специфические принципы:

1Принцип развития. Предполагает выделение в процессе логопедической работы тех задач, трудностей, этапов, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка, а также эволюционно-динамический анализ возникновения дефекта.

В связи с этим представляется рациональным уход от использования традиционной системы «лексических тем», неизбежно содержащей звуковой и речевой материал недоступный ребенку на определенном этапе. В программе предлагается использование «чистого» речевого материала, свободного от пока непроизносимых ребенком звуков и лексико-грамматических форм.

2Онтогенетический принцип. Разработка методики коррекционно-логопедического воздействия ведется с учетом последовательности появления форм и функций речи, а также видов деятельности ребенка в онтогенезе.

Программа предполагает построение модели логопедического воздействия и построения фронтальных и индивидуальных занятий с учетом появления звуков в онтогенезе развития ребенка: на 1 этапе – звуки раннего онтогенеза, на 2 этапе – свистящие и шипящие, на 3 этапе – сонорные звуки.

​ 3. Принцип системности. Опирается на представление о речи как о сложной функциональной системе, структурные компоненты которой находятся в тесном взаимодействии.

Программа предполагает системное логопедическое воздействие на все компоненты речи и включает в себя 5 основных блоков:

4.Принцип комплексности. Для логопедического заключения, для дифференциальной диагностики сходных форм речевых нарушений необходим корреляционный анализ речевых и неречевых симптомов, данных медицинского, психологического, логопедического обследования.

В программе предлагаются речевые карты, позволяющие провести дифференциальную диагностику речевых нарушений.

​  5.Принцип связи речи с другими сторонами психического развития ребенка. Все психические процессы у ребенка – память, внимание, воображение, мышление, целенаправленное поведение развиваются при непосредственном участии речи.

Упражнения, используемые на фронтальных и индивидуальных занятиях являются многоплановыми (многоаспектными), и, помимо основной цели, позволяют развивать ряд важнейших речевых и познавательных навыков (слуховые внимание и память, словесно-логическое мышление, воображение).

​   6.Принцип деятельностного подхода. Исследование детей с нарушениями речи, а также организация логопедической работы с ними осуществляется с учетом ведущей деятельности ребенка.

В программе предлагается большинству упражнений придавать игровую направленность, при этом сохраняя основную обучающую задачу - формирование правильного звукопроизношения и лексико-грамматического строя речи.

НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

Мониторинговое (диагностическое)

Коррекционно-развивающее

Профилактическое

Информационно-методическое

Создание условий для непрерывного научно основанного диагностико-прогностического слежения за коррекционным процессом в целях оптимального выбора коррекционных целей, задач и средств их реализации.

Создание условий, направленных на коррекцию речевого развития детей и обеспечивающих достижение ребёнком, имеющим неярко выраженное нарушение речи, уровня речевого развития, соответствующего возрастной норме.

Создание условий для повышения профессиональной компетентности педагогов и родителей в вопросах развития речи детей с учётом их возраста, познавательных потребностей и возможностей развития.

Создание условий для освоения и внедрения инновационных технологий в области коррекции речевых нарушений, позволяющих повысить результативность коррекционного процесса в целом.

Для достижения конечного результата коррекционно-образовательной деятельности – устранения недостатков в речевом развитии дошкольников, коррекционный процесс планируется в соответствии с основными этапами и задачами каждого этапа, что можно представить в виде следующей модели:

Модель организации коррекционно-образовательного процесса.

Этапы

Задачи этапа

Результат

1 этап

исходно-

диагностический

1. Сбор анамнестических данных посредством изучения медицинской и педагогической документации ребёнка.

2. Проведение процедуры психолого-педагогической и логопедической диагностики детей: исследование состояния речевых и неречевых функций ребёнка, уточнение структуры речевого дефекта, изучение личностных качеств детей, определение наличия и степени фиксации на речевом дефекте.

Определение структуры речевого дефекта каждого ребёнка, задач коррекционной работы. Заполнение речевых карт.

2 этап

организационно-

подготовительный

1. Определение содержания деятельности по реализации задач коррекционно-образовательной деятельности, формирование подгрупп для занятий в соответствии с уровнем сформированных речевых и неречевых функций.

2. Пополнение фонда логопедического кабинета учебно-методическими пособиями, наглядным дидактическим материалом в соответствии с составленными планами работы.

3. Формирование информационной готовности педагогов  и родителей к проведению эффективной коррекционно-педагогической работы с детьми.

4. Индивидуальное консультирование родителей – знакомство с данными логопедического исследования, структурой речевого дефекта, определение задач совместной помощи ребёнку в преодолении данного речевого нарушения, рекомендации по организации деятельности ребёнка вне детского сада.

Конструирование индивидуальных программ коррекции неярко выраженного речевого нарушения в соответствии с учётом данных, полученных в ходе логопедического исследования, программ взаимодействия с педагогами и родителями ребёнка.

3 этап

коррекционно-

технологический

1. Реализация задач, определённых в индивидуальных, подгрупповых коррекционных программах.

2. Психолого-педагогический и логопедический мониторинг, аналитические справки по результатам работы.

3. Согласование, уточнение и корректировка меры и характера коррекционно-педагогического влияния субъектов коррекционно-образовательного процесса.

4. Индивидуальное консультирование родителей о ходе коррекционного процесса, посещение ими индивидуальных занятий, овладением приёмами автоматизации корректируемых звуков.

5. Взаимодействие с педагогами по тетрадям и папкам взаимодействия, проведение консультаций.

Достижение определённого позитивного эффекта в устранении у детей с неярко выраженным нарушением речи отклонений в речевом развитии.

4 этап

итогово-

диагностический

1. Проведение диагностической процедуры логопедического исследования состояния речевых и неречевых функций ребёнка – оценка динамики, качества и устойчивости результатов коррекционной работы с детьми.

2. Определение дальнейших образовательных (коррекционно-образовательных) перспектив детей, выпускников МОАУ ООШ № 201.

Решение о прекращении логопедической работы с ребёнком, изменении её характера или продолжении логопедической работы.

Сроки проведения мониторинговых исследований: сентябрь, май.

Текущее отслеживание динамики речевого развития осуществляется в течении всего коррекционно-образовательного процесса и фиксируется в речевой карте ребенка.

Коррекционно-образовательная деятельность

Система коррекционно-образовательной деятельности  в рамках программы «Говоруша»  предусматривает индивидуальные занятия. Задачи и содержание занятий определяется исходя из актуального уровня речевого развития ребенка, степени выраженности и структуры дефекта в произношении звука, индивидуально-типологических особенностей и в соответствии с традиционными логопедическими методиками и методическими рекомендациями (Г.А.Волкова, Б.М.Гриншпун, Г.А.Каше, В.И.Селиверстов, Т.Б.Филичева, М.Ф.Фомичёва, Н.А.Чевелёва, Г.В.Чиркина, Н.В.Серебрякова, Н.В.Нищева, Т.А. Ткаченко, и др.).

Индивидуальная работа осуществляется по направлениям:

​ Совершенствование статической и динамической организации движений (общая, мелкая и артикуляционная моторика).

​ Нормализация просодической стороны речи.

​ Совершенствование мимической моторики (непроизвольный, произвольный, символический праксис).

​  Совершенствование фонематических процессов (фонетический слух, фонематический слух, фонетическое восприятие, фонематическое восприятие).

​ Нормализация звукопроизношения.

​ Формирование слоговой структуры слова.

​ Активизация и обогащение лексического запаса слов.

​ Совершенствование грамматического строя речи.

​ Развитие связной речи.

​ Развитие высших психических функций.

​ Ознакомление с основными понятиями языковой действительности.

​ Индивидуальные занятия проводятся 1- 2 раза в неделю продолжительностью 25-30 минут (1 час).

Методическое обеспечение:

1. Каше Г. А. «Подготовка к школе детей с недостатками речи», Москва, «Владос», 2005 г.

2. Филичева Т. Б., Чевелева Н. А. «Логопедическая работа в спе​циальном детском саду». М., 1989.

3. Филичева Т. Б., Чевелева Н. А., Чиркина Г. В. «Основы лого​педии». М., 1989.

4. Ткаченко Т.А. «Логопедическая энциклопедия. — М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2008.

5. Л.С.Волкова «Логопедия».- Москва, «Владос», 2007.

6. Т.И.Гризик, Л.Ф. Климанова, Л.Е.Тимощук «Развитие речи и подготовка к обучению грамоте». – Москва, «Просвещение», 2006.

7. Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. Практическое пособие». –«АЙРИС – пресс», 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет

      Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеКиселевского городского округа «Детский сад № 46 компенсирующего вида» УТВЕРЖДАЮЗаведующий МАДОУ де...

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) кружка "Юный художник"

Программа кружка по рисованию "Юный художник". Программа рассчитана на 4 года обучения....

Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа по изобразительной деятельности "Цветная палитра"

Программа "Цветная палитра" разработана на основе программы И. А. Лыковой "Изобразительное творчество в детском саду" и направлена на целостное развитие творческих способностей детей дошкольного возра...

Рабочая программа, обеспечивающая реализацию дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Радуга» для детей 5-6 лет

 Программа «Радуга» имеет художественную направленность, ее реализация позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности населения, но и создать условия для развит...

Дополнительная общеобразовательная программа- дополнительная общеразвивающая программа «Ладушки» для детей (6-7 лет) срок реализации программы 1год

           Одним из главных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является эстетическое развитие ребенка. В специально организованной худож...