«Чтение стихов о поздней осени. Дидактическое упражнение «Заверши предложение» в старшей группе
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Артюхина Ирина Александровна

 

Цель: Приобщать детей к поэзии, развивать поэтический слух. Упражнять в составлении сложноподчиненных предложений.

Задачи:

         Развивающие: развивать устную речь, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.

         Образовательные: Упражнять в составлении сложноподчиненных предложений. Активизировать словарь детей антонимами, прилагательными, количественными числительными.

         Воспитательные: воспитывать выдержку, умение слушать и слышать друг друга, не перебивать товарища.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_chtenie_stihov_o_pozdney_oseni.docx21.58 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ Детский сад №240 «Ручеёк»

г. Саратов




Конспект НОД

На тему: «Чтение стихов о поздней осени.

Дидактическое упражнение

«Заверши предложение» в старшей группе








Воспитатель: Артюхина И.А.



Саратов

2020-2021 учебный год


        Цель: Приобщать детей к поэзии, развивать поэтический слух. Упражнять в составлении сложноподчиненных предложений.

Задачи:

        Развивающие: развивать устную речь, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.

        Образовательные: Упражнять в составлении сложноподчиненных предложений. Активизировать словарь детей антонимами, прилагательными, количественными числительными.

        Воспитательные: воспитывать выдержку, умение слушать и слышать друг друга, не перебивать товарища.

        Материалы: портреты поэтов, картины о поздней и ранней осени, сборник стихотворений.

I. Вводная часть

I. Организационный момент:

Звук ветра. Ребята, слышите какой сегодня сильный ветер. Ой, у нас окно открылось. Посмотрите, на окне кто - то сидит. Кто же это? (синичка с листочком в клюве)

Голос синички

Ребята, синичка говорит, что она родилась летом, когда было вокруг всё зелёное, цвели цветы, было жарко, светило яркое солнце. А что происходит сейчас в природе, почему все изменилось вокруг. Листья на деревьях стали разноцветные, трава засыхает. Она ничего не поймет, и не знает, кто же ей сможет помочь рассказать об изменениях.

Воспитатель: Ребята, как же быть?

Ответы детей: надо рассказать синички об изменениях в природе.

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:

Листья с веток облетают.
Птицы к югу улетают.
"Что за время года"? – спросим.
Нам ответят: "Это... (осень).
Ответы детей: Осень.

Воспитатель: Правильно, молодцы!

Сейчас осень шагает по земле. Она все готовит к приходу зимы. Ребята, что мы с вами знаем об осени. Какие перемены она принесла в жизнь природы?
- Какая сегодня погода, ясная или пасмурная?
- Какое сегодня небо?
- Как изменились осенние краски по сравнению с летними? (летом листья зеленые, а осенью разноцветные).
- Что называют листопадом?
- В какую погоду листочков облетает больше?
- Какой первый месяц осени? (сентябрь)

- Какой второй месяц осени? (октябрь)
- А как называется третий месяц осени? (ноябрь)

- Сколько всего осенних месяцев?

"Ребята, мы с вами смотрели и решали, какие цвета, и цветовые оттенки характерны для осени.

Выяснили: « Если на улице пасмурно или дождливо, то все вокруг становится серым, темным, грустным и унылым».

Если день яркий, солнечный, то деревья полыхают желтизной. Под ногами ковер из желтых, золотистых листьев, а небо голубое или синее-синее.

II. Основная часть II. Игровое упражнение «Закончи предложение»

Воспитатель: А еще, ребята осенью чаще дует ветер.

Дыхательная гимнастика: Ветер”

Дует легкий ветерок — ф-ф-ф...

И качает так листок — ф-ф-ф... Выдох спокойный, ненапряженный. 

Дует сильный ветерок — ф-ф-ф... И качает так листок — ф-ф-ф...

Активный выдох.

Вот и сегодня ветер дует с самого утра. Я его встретила по дороге в детский сад, и он мне подарил волшебный мяч. «Мяч осенний и волшебный будет в руки к вам скакать и вопросы задавать» Давайте встанем в круг. Кому я брошу мяч, тот должен ответить на мой вопрос. (Добиваться полного ответа)

  • Листья осенью (что делают?) – листья осенью желтеют и опадают.
  • Дождь осенью (что делает?) – дождь осенью моросит, идет.
  • Урожай осенью (что делают?) – урожай осенью убирают.
  • Птицы осенью (что делают?) — Птицы осенью улетают в теплые края.
  • Деревья осенью (что делают?) — Деревья осенью роняют листья.
  • Звери осенью (что делают?)— Звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки.
  • Когда на улице дождь и ветер (что мы делаем?) - мы сидим дома.
  • В яркий солнечный день хочется на улицу (что делать?) - чтобы поиграть с друзьями.
  • "На улице пасмурно и дождливо, поэтому (я что сделал?) - я взял с собой зонтик.
  • Когда на улице дождь и ветер (мы что делаем?) – мы не выходим на прогулку.
  • В яркий солнечный день хочется на улицу (чтобы что делать?) - чтобы погулять на улице.

Воспитатель: Молодцы ребята!

III. Физкультминутка

Вот и осень наступила,

Посмотрите, как красиво, (повороты головы влево, вправо)

листья всюду шелестят (движения ногами)

и летят, летят, летят, (бег по кругу)

соберём с вами листочки, (наклоны вперед)

посидим мы на пенёчке, (приседание)

солнцу мило улыбнёмся, (улыбаемся)

вместе за руки возьмёмся, (берутся за руки)

побежим мы по дорожке,

поднимая выше ножки, (бег)

покружимся, (кружимся)

полетаем, (бег)

дружно все мы приседаем, (приседание)

вот и всё пора вставать,

нужно снова нам шагать! (ходьба)

IV. Чтение стихотворений

- Про яркую, броскую красоту осени написано много прекрасных стихотворений.

-Прекрасные – это, какие стихи?

- Правильно!

- Одно из них я особенно люблю, не раз читала его вам и сегодня прочитаю, порадую себя и вас!

- Называется стихотворение «Листопад»

-Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Воздушной паутины ткани блестят, как сеть из серебра.

И точно белый лепесток на паутине замирает

- Это стихотворение написал замечательный поэт И. Бунин (показываю портрет поэта)

-Как, Вы думаете, почему поэт пишет «Лес, точно терем расписной»?

- Ребята, вслушайтесь в строки это стихотворения

- Как вы думаете, о ком идет речь в последнем предложении

Ответы детей.

- Да. Ребята, речь идет о мотыльке.

- Замечательные русские поэты рассказали в стихах об осени так, как увидели и почувствовали ее".

- Например, А. К. Толстого "Осень (показываю портрет поэта)

Обсыпается весь наш бедный сад,

Листья пожелтелые по ветру летят;

Лишь вдали красуются, там на дне долин,

Кисти ярко-красные вянущих рябин.

Весело и горестно сердцу моему,

Молча твои рученьки грею я и жму,

В очи тебе глядючи, молча слезы лью,

Не умею высказать, как тебя люблю.

- И прочитаю еще одно стихотворение

-А. Майкова "Осенние листья по ветру кружат…". (Показываю портрет поэта)

- Осенние листья по ветру кружат,

Осенние листья в тревоге вопят:

"Всё гибнет, всё гибнет! Ты черен и гол,

О лес наш родимый, конец твой пришел!"

Не слышит тревоги их царственный лес.

Под темной лазурью суровых небес

Его спеленали могучие сны,

И зреет в нем сила для новой весны.

- Ребята, какое стихотворение вам понравилось?

V. Игра «Листочки»

- Сейчас мы с вами поиграем

- Разделимся на две команды

-В одной команде водящий играет роль берёзы, в другой - роль дуба.

Команды собирают с пола листья, только те которые относятся к вашему дереву и отдаете их своему водящему.

- А в конце игры, мы узнаем, какая команда справилась быстрее

III. Заключительная часть VI. Рефлексия

- Ребята, что мы с вами сегодня делали?

- Составляли предложения.

- Играли.

- Слушали стихотворения об осени разных поэтов.

-Рассказали синичке об изменениях в природе.

- Молодцы ребята, вы все правильно справились с заданиями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Чтение стих-ия В.П.Пашутина "Тульская гармошка". Аппликация "Гармонь" (старшая группа)

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы.Цели: учить детей создавать изображение гармони из частей, учит...

Рассказывание по картине «Собака со щенятами». Чтение стихов о поздней осени

Рассказывание по картине «Собака со щенятами».Чтение стихов о поздней осениЦель. Учить детей описывать картину в определенной последовательности, называть картинку. Приобщать детей к поэзи...

Занятие по развитию речи в старшей группе "Чтение стихов о поздней осени"

Что значит природа в жини человека? Сколько стихов, размышлений посвящено ей...  Мы замираем от восхищения, щемящего чувства радости или тоски, любви, грусти, нежности, порой не находя слов...

НОД Приобщение к художественной литературе. "Чтение стихов о поздней осени"

Приобщение к художественной литературе. "Чтение стихов о поздней осени"...

Конспект НОД по развитию речи «Рассказывание по картине «Собака со щенятами». Чтение стихов о поздней осени»

Конспект НОДпо развитию речи «Рассказывание по картине «Собака со щенятами». Чтение стихов о поздней осени»Занятие в средней группе  (воспитатель группы: Ушнурцева Анна Ан...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Чтение стихов о поздней осени. Дидактическое упражнение «Заверши предложение»

Цель: формировать у детей представления о поздней осени. Находить признаки осени в художественных произведениях; упражнять в составлении сложноподчинённых предложений, упражнять в образ...