Конспект занятия по речевому развитию на тему: «Чтение стихов о поздней осени. Дидактическое упражнение «Заверши предложение»»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Лаврикова Ольга Олеговна

Целью занятия является приобщение детей к поэзии. С помощью игровых заданий детям легче дается восприятие художественной литературы и фольклора.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_-_starshaya_gruppa.docx25.36 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия (непрерывной образовательной деятельности)

Выполнила: Лаврикова Ольга Олеговна. 

Тема: «Чтение стихов о поздней осени. Дидактическое упражнение «Заверши предложение»»

Ведущая ОО: речевое развитие (восприятие художественной литературы и фольклора)

Возраст детей: 5-6 лет.

Цель: приобщение детей к поэзии.

Задачи:

- развивать поэтический слух, устную речь, внимание, память, умение анализировать, делать выводы.

- упражнять в составлении сложноподчиненных предложений,  активизировать словарь детей разными частями речи. 

- воспитывать интерес к детской художественной литературе, умение слушать и слышать друг друга, не перебивать товарища. 

Материалы и оборудование: картины о ранней и поздней осени (И. Левитана, В. Кубарева), портреты поэтов, сборник стихотворений.

Ход:

  1. Вводная часть.

Воспитатель: Ребята, сегодня на улице очень сильный ветер, когда я шла в садик меня чуть не сдуло. Погода сегодня, конечно, бушует. Потом я подошла к окну в нашей группе и заметила какой-то лист бумаги, на котором что-то написано. Давайте прочитаем?

Ответы детей: Да!

Воспитатель: (разворачивает лист бумаги и читает письмо) Я маленький зайчишка родился летом, когда вокруг меня все было зелёное, яркое, цвели цветы, на улице было жарко и ярко светило солнце. Но что происходит сейчас с природой, я понять не могу, все меняется, листья становятся разноцветными, трава сухой, в чем-же дело, помогите мне, расскажите о таких изменениях.

Воспитатель: Ребята, поможем зайчишке?

Ответы детей: Да! Мы расскажем зайке об изменениях в природе.

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:

Пришла без красок
И без кисти,

И перекрасила все листья. (Осень)

Ответы детей: Осень.

Воспитатель: Правильно, молодцы! Это действительно осень. Она все подготавливает к приходу зимы. А теперь внимательно послушайте и скажите:

В маленьком домике, на подоконнике, стоял горшок, а в нем цветок, а в цветке бутон, а в нем маленький гном, он очень любил осень. Назовите же признаки осени.

Ответы детей: сначала погода теплая, но потом становится холоднее, на деревьях появляются разноцветные листочки, начинают дуть холодные ветра, желтеет и высыхает трава, по утрам бывают туманы, лужи покрываются льдом, созревают желуди, поспевает клюква. Дни становятся короче, а ночь длиннее, солнце светит очень мало, совсем не греет, ветер срывает листья с деревьев, идет холодный дождь, небо серое, насекомые исчезают.

Воспитатель: Молодцы! Назовите еще, какие вы знаете осенние месяца?

Ответы детей: сентябрь, октябрь, ноябрь.

Воспитатель: хорошо, вы точно назвали осенние месяцы и рассказали об изменениях в природе. Да, осень бывает прекрасна. С давних времен люди складывали стихи, песни, сочинили загадки и пословицы. 

II. Основная часть II. Игровое упражнение «Закончи предложение»

Воспитатель: А еще, ребята, как вы уже сказали, осенью чаще дует ветер.

Дыхательная гимнастика.

Цель: развитие дыхательной мускулатуры, речевого аппарата, координации движений, выработка правильного речевого дыхания.

«Дерево»

И.п.: стоя, ноги слегка расставлены.

1 – поднять руки над головой (вдох), пауза 3 секунды. Затем, покачивая руками, произнести звук (ш).

2– Опустить руки вниз («ветер затих»). Повторить 3-4 раза.

Воспитатель: Вот и сегодня, как я уже вам говорила, с самого утра дует сильный ветер. Но мы не буем грустить, потому что много интересного можно найти. Я теперь возьму красивый мяч и буду каждому на парту я бросать, а вы должны поймать его, подумать и ответить в парах на мой вопрос. Готовы?

Ответы детей: Да!

Воспитатель: (бросает мяч и задает вопросы):

  • Какое сейчас время года? - осень
  • Листья осенью что делают? – листья осенью желтеют, краснеют и опадают.
  • Звери осенью что делают?— Звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки, прячутся в свои домики.
  • Птицы осенью куда улетают? — Птицы осенью улетают в теплые края.
  • Дождь осенью что делает? – дождь осенью моросит, идет.
  • Урожай осенью что делают? – урожай осенью убирают, собирают.
  • Деревья осенью что делают? — Деревья осенью меняют и сбрасывают листья.
  • Когда на улице дождь и ветер что мы делаем? - мы сидим дома или берем с собой зонтик и идем по улице.
  • Что хочется сделать в яркий солнечный день? – В яркий солнечный день хочется выйти на улицу, чтобы поиграть с друзьями, погулять.
  • Что нужно сделать, если на улице пасмурно и дождливо? – Если на улице пасмурно и дождливо, то нужно взять с собой зонтик.
  • Когда на улице дождь и ветер, мы что делаем? – Когда на улице дождь и ветер, то мы не выходим на прогулку.
  • Листья деревьев и кустарников пожелтели, покраснели, потому что… (наступила осень).

Воспитатель: Молодцы ребята! Аккуратно встаньте рядом со своими партами. Слушайте внимательно и повторяйте за мной.

Физкультминутка

Вдруг закрыли небо тучи,       (Поднимаются на носочки, поднимают вверх руки)

Начал капать дождь колючий

Долго дождик будет плакать,

Разведет повсюду слякоть      (Приседают, держат руки на поясе)

Грязь и лужи на дороге,

Поднимай повыше ноги.         (Ходьба на месте, высоко поднимая колени)

Воспитатель: теперь тихонько сядьте на свои места.

Чтение стихотворений

Воспитатель: ребята, про золотую, яркую красоту осени написано множество замечательных стихотворений.

-Замечательные – это, какие стихи?

Ответы детей: красивые, известные, интересные.

Воспитатель: Правильно! Сейчас я хочу прочитать мое любимое стихотворение, чтобы порадовать не только себя, но и вас.

Называется стихотворение: «Осенние листья по ветру кружат…»

Осенние листья по ветру кружат,

Осенние листья в тревоге вопят:

"Всё гибнет, всё гибнет! Ты черен и гол,

О лес наш родимый, конец твой пришел!"

Не слышит тревоги их царственный лес.

Под темной лазурью суровых небес

Его спеленали могучие сны,

И зреет в нем сила для новой весны.

-Написал это стихотворение прекрасный поэт - А. Майков. (Показываю портрет поэта)

- Как, Вы думаете, почему поэт пишет «Все гибнет, все гибнет! Ты черен и гол?»

Ответы детей: потому что наступила осень, деревья сбрасывают свои листья и становятся стоять голыми.

Воспитатель: правильно!

- Замечательные русские поэты рассказали нам в стихах об осени так, как они увидели и прочувствовали ее.

- Например, отрывок произведения А. Пушкина «Уж небо осенью дышало…» (из романа «Евгений Онегин») - (показываю портрет поэта).

Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.

Послушайте такое стихотворение - «Осень» А. К. Толстого (показываю портрет поэта)

Обсыпается весь наш бедный сад,

Листья пожелтелые по ветру летят;

Лишь вдали красуются, там на дне долин,

Кисти ярко-красные вянущих рябин.

Весело и горестно сердцу моему,

Молча твои рученьки грею я и жму,

В очи тебе глядючи, молча слезы лью,

Не умею высказать, как тебя люблю.

А с

- И прочитаю еще одно стихотворение, которое называется  «Листопад» И. Бунина (показываю портрет поэта).

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Воздушной паутины ткани блестят, как сеть из серебра.

И точно белый лепесток на паутине замирает.

III. Заключительная часть

Воспитатель: Ребята, какое стихотворение вам понравилось больше всего? Чем оно понравилось?

(читает понравившееся стихотворение ещё раз)

Воспитатель: Чем мы с вами сегодня занимались?

Ответы детей: Отгадывали загадку, слушали стихотворения, продолжали предложения, рассказали маленькому зайчику как меняется природа.

Воспитатель: Молодцы ребята, вы все правильно справились с заданиями. Вам понравилось сегодня наше занятие?

Ответы детей: Да!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД вторая младшая группа Образовательная область «Развитие речи». Тема «Чтение русской народной сказки «Колобок». Дидактическое упражнение «Играем в слова»

Конспект Нод составлен в соответствии с ФГОС  дошкольного образования, направлен на создание ситуации успеха детей на занятии....

Конспект занятия по речевому развитию по теме "Чтение былины «Алеша Попович и Тугарин Змеевич»" (подготовительная к школе группа)

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группеАвтор разработки: Гербова В.В.Название: «Развитие речи»Форма работы: литературная гостинаяТема: Чтение былины «Алеша Попови...

«Чтение стихов о поздней осени. Дидактическое упражнение «Заверши предложение» в старшей группе

Цель: Приобщать детей к поэзии, развивать поэтический слух. Упражнять в составлении сложноподчиненных предложений.Задачи:         Развивающие: развивать у...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Чтение стихов о поздней осени. Дидактическое упражнение «Заверши предложение»

Цель: формировать у детей представления о поздней осени. Находить признаки осени в художественных произведениях; упражнять в составлении сложноподчинённых предложений, упражнять в образ...

Конспект НОД На тему: «Чтение стихов о поздней осени. Дидактическое упражнение «Заверши предложение»

Цель: Приобщать детей к поэзии, развивать поэтический слух. Упражнять в составлении сложноподчиненных предложений....

Конспект занятия на тему: «Чтение стихов о поздней осени. Дидактическое упражнение «Заверши предложение» в старшей группе

Цель: приобщать детей к поэзии, развивать поэтический слух. Упражнять в составлении сложноподчиненных предложений.Задачи:        Развивающие: развиват...

Конспект занятия в старшей группе по развитию речи/восприятие худ.литературы «Чтение стихов о поздней осени. Дидактическое упражнение «Заверши предложение»

Цель: Приобщать детей к поэзии, развивать поэтический слух. Упражнять в составлении сложноподчиненных предложений.Задачи:Развивающие: развивать устную речь, умение наблюдать, анализировать, делать выв...