Конспект НОД по речевому развитию "Письмо из Африки"
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)

Бородачева Елена Борисовна

Этот конспект может облегчить работу воспитателю подготовительной группы, поскольку позволяет сохранить интерес детей к занятию во время  его проведения. Воспитанники проводят звуковой анализ, играют в словесные игры, расширяют и активизируют словарь и всё это происходит непринуждённо и весело. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_rechevoe_razvitie.docx19.3 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД  «Письмо из Африки»

Подготовительная группа

Цель. Развивать речь детей.

Задачи:
1. Обогащать и активизировать речь детей.
2. Создать условия для развития слухового внимания

3. Совершенствовать артикуляционный аппарат
4. Закреплять умение составлять звуковой анализ слова.
5.
 Упражнять в составлении схемы предложения.


Методы и приемы: наглядные, словесные, игровые.


Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие.

Материал и оборудование: ИКТ презентация, листья с разных деревьев карточки - таблицы на каждого ребенка для определения места звука в слове, схемы предложения, яблоки.
Предварительная работа: Беседа на тему «Осень», дидактические упражнения на определение места звука в слове, составление схемы предложений, словесные игры.

ХОД


Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте возьмемся за руки и поприветствуем друг друга и тех, кто у нас в гостях.

Мы все дружные ребята,

Мы ребята – дошколята.

Никого в беде не бросим,

Не отнимем, а попросим.

Никого не обижаем.

Как заботиться – мы знаем.

Пусть всем будет хорошо

Будет радостно, светло!

РАЗДАЕТСЯ ЗВОНОК ТЕЛЕФОНА И НА ИКТ ПОЯВЛЯЕТСЯ ИЗОБРАЖЕНИЕ АФРИКАНСКОГО КОНТИНЕНТА
Воспитатель: Ребята, кто нам звонит? Сейчас узнаем.

НА ИКТ ПОЯВЛЯЮТСЯ ДЕТИ

Дорогие ребята! Мы узнали, что в вашей стране началась осень. В Африке её никогда не бывает. Нам очень хочется знать, какая она-осень, что характерно для неё. Помогите побольше узнать о ней.

ВОС-ЛЬ. Поможем африканским сверстникам? Расскажем им о таком замечательном времени года?

ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ

Ребята, а где мы можем наблюдать самую яркую и красивую осень?

Правильно, в парке. Предлагаю посетить один из самых красивых парков нашего города. Как он называется?

ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ

ВОС-ЛЬ Правильно, это Екатерининский парк.

НА ИКТ ЕКАТЕРИННСКИЙ ПАРК

На чем мы можем поехать?

ДЕТИ ПЕРЕЧИСЛЯЮТ ВИДЫ ТРАНСПОРТА

ВОС-ЛЬ Как одним словом назвать те средства передвижения, которые вы перечислили? Да, это пассажирский транспорт. Вы узнаете на чем именно мы отправимся в путь, когда расшифруете данную мнемотаблицу.

НА ИКТ МНЕМОТАБЛИЦА (ЦВЕТ. ФОРМА, ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ)

ИКТ АВТОБУС

ВОС-ЛЬ Да,это автобус. А отправится в путь он лишь тогда, когда мы назовем приметы осени.

ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ ОБЩИЙ СЛАЙД АВТОБУСА

ИКТ ЕКАТЕРИНИНСКИЙ ПАРК

ВОС-ЛЬ Ребята, какими звуками встречает нас Екатерининский парк?

Да, это  шорох листьев. Давайте произнесем этот звук вместе с листочками ша-шо-шу; ши-шу-ша; ши-ша-шу. У нас получилась осенняя песенка, которую принесли нам замечательные осенние кораблики Давайте скажем ее погромче, чтобы услышали наши африканские друзья.

НА ИКТ ПАДАЮЩИЕ ЛИСТЬЯ В ЕКАТИНИНСКОМ ПАРКЕ.

ВОС-ЛЬ Ребята, опишите картину природы в Екатерининском парке, передавая личные ощущения. (ТРИЗ)

НА СЛАЙДЕ ПОЯВЛЯЕТСЯ ФЕЯ ОСЕНЬ

ВОС-ЛЬ Посмотрите, нас встречает фея Осень Екатерининского парка.

ОСЕНЬ Здравствуйте, ребята! Зачем вы ко мне пожаловали?
ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ
Осень: - Я вам очень помогу

О себе я расскажу
Но, чтоб выполнить заданья,

Нужно приложить старанье.
Не шалить, не отвлекаться,
Только делом заниматься!

У меня в парке растет волшебное дерево. Отгадайте, почему оно так называется. Чем оно отличается от остальных?
Воспитатель: Ну что, ребята, не побоимся испытаний? Молодцы!

ИКТ ДЕРЕВО С ЛИСТЬЯМИ РАЗНЫХ ДЕРЕВЬЕВ
Нужно, не просто назвать, с какого дерева листок, но и сказать какой он. Например: Листок с тополя, он какой? Тополиный. С дуба? С берёзы? С клёна?

Воспитатель: Какие вы молодцы! Да, ни разу не ошиблись. Деревья вам хорошо знакомы. Теперь с ними познакомились и наши друзья с Африки. Но в парке очень много живых обитателей! И мы переходим в следующему заданию

ОСЕНЬ НА ИКТ

Воспитатель: Ребята, вот и следующее задание. Предлагаю пройти на свои места. Там для вас приготовлены таблицы. Я буду называть лесных жителей, а вам нужно составить схему звукового анализа данного слова. Только вначале вспомним какие бывают звуки?  Какие звуки называются гласными? Какого цвета фишка обозначает в схеме гласный звук?
 А какие звуки называются согласными? Какого цвета фишки используются для обозначения согласных звуков?  Молодцы! 
Итак, начинаем! Только вначале приготовим наши пальчики

Если листья пожелтели,

Дождь холодный моросит,

Птицы к югу полетели,

Значит, осень к нам спешит.

(Сжимаем и разжимаем кулачки)

(Стучим пальцем)

(Изображаем крылья)

(Хлопаем в ладоши)

ИКТ ВОЛК.ЛИСА.
А теперь давайте проверим, никто не ошибся?
Молодцы! Все справились! И в Африке теперь тоже знают наших лесных обитателей. 

Осень: Да, молодцы! И, третье задание- игра:
«Какая погода бывает осенью?»
Воспитатель: Ребята, познакомим с этой игрой жителей Африканского континента. Мы встанем в круг. Я буду передавать этот красивый листочек  и называть слово, которое характеризует осеннюю погоду, а вы должны быстро придумать схожее значение. Ну, что, готовы?
ИГРА  Какая погода бывает осенью, если идет дождь? — дождливая,

... дует ветер — ветреная;

если на улице холодно, какая погода? — холодная;        

если пасмурно — пасмурная,

... сыро — сырая,

... хмуро — хмурая,

... солнечно — солнечная,

... ясно — ясная.


Осень: Какие вы смышленные, а вот я посмотрю, как вы следующее задание выполните. Прочитайте, пожалуйста, его на этом листочке
«ОСЕННЯЯ ЗАРЯДКА».

Капля раз, Капля два, (Прыжок на носочках, руки на поясе)
Очень медленно сперва. (Еще один прыжок.)
А потом, потом, потом (4 прыжка.)
Все бегом, бегом, бегом. (8 прыжков.)
Мы зонты свои раскрыли, (Развести руки в стороны.)
От дождя себя укрыли. (Сомкнуть руки над головой полукругом.)

Вос-ль Ребята, молодцы. Продолжаем составлять рассказ об осени в нашем городе. Пятое задании феи: «Предложение».
Ребята, можете объяснить нашим африканским сверстникам, из чего состоит наша речь? Из чего состоит предложение?
Ответы детей.
Воспитатель: Молодцы, правильно ответили. А теперь покажем, как мы работаем со схемой предложения. Фея Осень и тебя приглашаем.
Осень: Очень интересно!
Воспитатель: Ребята, проходите за столы. В контейнерах для вас приготовлены полоски для составления схем предложений. Как вы уже сказали, предложение состоит из слов. Сейчас я буду говорить предложение, а ваша задача сосчитать, сколько в нем слов, и составить схему.
- Пришла осень.
- Перелётные птицы улетели.
- Холодные ночи стали длиннее.
- Пасмурно.
Осень: Какие вы молодцы, и это задание блестяще выполнили!!! С вашей помощью в Африке теперь многое знают об осени в Санкт-Петербурге. И я тоже хочу вас порадовать и вручит мои осенние дары. Отгадайте, что в моей корзиночке.

Загляни в осенний сад
Чудо-мячики висят.
Красноватый, спелый бок
Ребятишкам на зубок. Вот вам мои дары осенние,
Кушайте, не стесняйтесь,
Витаминов набирайтесь,
А мне пора. До свидания!

ИКТ ФЕЯ ОСЕНЬ ПРОЩАЕТСЯ

ВОС-ЛЬ И нам пора прощаться с чудесным Екатерининском парком и с нашими друзьями. Наверняка, они многое узнали от нас.

 ЗВОНОК. НА ИКТ АФРИКА

Ребята, большое спасибо. Мы многое узнали о таком чудесном времени года и приглашаем вас к себе посмотреть на наше вечное лето.

ВОС-ЛЬ Обязательно, в следующий раз. Но нам пора возвращаться в детский сад.  На этом наше путешествие закончено, давайте расскажем гостям о нем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного игрового занятия "Путешествие в Африку"

Расширение и закрепление знаний у детей о животных Африки....

Конспект НОД по речевому развитию "Путешествие в Африку"

Конспект НОД по речевому развитию "Путешествие в Африку"...

Конспект НОД по речевому развитию "ПУТЕШЕСТВИЕ В АФРИКУ" (старшая группа)

Конспект НОД по речевому развитию "ПУТЕШЕСТВИЕ В АФРИКУ"...

Конспект ООД по речевому развитию Загадочная Африка

Цель: развитие познавательной активности детей, расширение кругозора. Способствование  систематизации знаний у детей о животных жарких стран.Задачи:побуждать детей к отгадыванию загадок;способств...

Конспект НОД по речевому развитию . "Кто в Африке живет"

В конспекте используется  работа детей с секвейном....

Конспект занятия по речевому развитию в средней группе "Путешествие в Африку"

Вовлекать в общий разговор, внеситуативное общение на темы из личного опыта....