Методическая разработка "Развитие диалогической речи у дошкольников посредством театральной деятельности"
методическая разработка по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Семакова Ольга Алексеевна

Тема "Развитие диалогической речи у дошкольников посредством театральной деятельности"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное  
учреждение «Детский сад № 16 «Ромашка»
комбинированного вида» г. Сясьстрой






МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
«РАЗВИТИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ
У ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»  

                                                                                Автор: Семакова О. А.

                                                   

                                                                                            г. Сясьстрой
                                                                                                  2018 г.
                                                     

                                                                               

                                                                                            Актуальность.
Дошкольные образовательные учреждения являются первой ступенью непрерывного образования и входят в систему общественного дошкольного воспитания. Детским садам принадлежит ведущая роль в воспитании и развитии, в подготовке детей к школе.
Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.

В настоящее время в связи с новыми требованиями, выдвинутыми современным обществом к системе образования, особую актуальность приобретает  проблема социально- коммуникативного развития и развития  речи  детей дошкольного возраста.
В решении задач, связанных с социально – коммуникативным развитием и развитием речи  дошкольников, важная роль отводится театру и театрализованной деятельности.
К числу важнейших задач с дошкольниками, относится формирование у них связной    речи.
Диалогическая речь – наиболее простая, естественная форма общения, которая к семи годам должна быть практически сформирована, она предшествует монологической и подготавливает ее появление, имея ярко выраженную социальную направленность, оттенок непринужденности, спонтанности, а также мотивированности (потребность в общении). Овладение диалогической речью - необходимое условие полноценного социального развития ребенка. Развитый диалог позволяет ребенку легко входить в контакт, как со взрослыми, так и со сверстниками.

 Процесс развития диалогической речи ребенка дошкольного возраста – процесс сложный и для успешной его реализации необходима совокупность всех компонентов, которые влияют на качество и содержательную сторону речи. Одним из таких средств является театрализованная деятельность, которая позволяет решать многие коррекционно – образовательные задачи, касающиеся формирования диалогической речи и ее выразительности.
Наблюдая за детьми я заметила, что многие дети достаточно трудно вступают в диалог, испытывают трудности различной степени выраженности, связанные с поддержанием беседы;
-в основном высказывания детей не логичны, имеет место «застревание» на второстепенных деталях, пропуск главных событий, повтор отдельных эпизодов;
-общаясь в группе (несколько собеседников), дети не могут дождаться своей очереди, перебивают друг друга, теряют тему диалога;
-многие дети предпочитают не вступать в диалог, а «оставаться в тени»;
-содержание предложений детей, как правило, малоинформативно;
-отмечаются стойкие недостатки при отборе языковых и интонационных средств речи;
-самостоятельная речь детей характеризуется, как сбивчивая, невнятная, маловыразительная, косноязычная.
Все это ведет к необходимости формирования у детей диалогической речи. И самой яркой, непринужденной формой, которая помогает справиться с вышеуказанными проблемами, является театральная деятельность, ведь основной речевой формой при драматизации является диалог.
Поэтому я поставила перед собой задачи:
1. Формировать диалогическую речь посредством театральной деятельности:
а) развивать способность слушать и понимать;
б) своевременно отвечать, передавая интонацию вопроса, ответа, радости, удивления, грусти и т.д.;
в) вырабатывать умение формировать и задавать вопросы;
г) учить использовать в речи неполное предложение, восклицание, междометия.
2. Развивать технику речи (речевое дыхание, дикция, интонационная выразительность, сила голоса).
3. Развивать монологическую речь – учить детей развернуто и полно, четко и взаимосвязано рассказывать о чем – либо.
4. Совершенствовать координацию движений.
5. Развивать мелкую моторику рук и пальцев.
6. Учить детей мимике, пантомимике и выразительным жестам.
7. Активизировать и пополнять словарный запас.
8. Воспитывать культуру общения.
9. Развивать логическое мышление, память, внимание, наблюдательность, воображение.
Виды упражнений театральной деятельности, используемые на занятиях и в быту:
- Упражнения для развития интонационной выразительности.
- Артикуляционная гимнастика.
- Упражнения для эмоционального развития детей.
- Коррекционно – развивающие игры.
- Логоритмические упражнения.
- Развитие мелкой моторики.
- Упражнения на развитие мимики, пантомимики, выразительности жестов.
- Упражнения на дыхание.

- Театральные этюды, игры – драматизации.
Принципы проведения занятий:
а) активность;
б) гуманность,
в) системность знаний;
г) импровизационность;
д) учет индивидуальностей каждого ребенка;
е) принцип интегративности всех видов деятельности;
ж) связь обучения и творчества.
Я всегда использую театрализованные игры (этюды, речевую гимнастику, пальчиковые игры, игры – перевоплощения, этюды на эмоции) на занятиях по познавательному, социально-коммуникативному, речевому и  художественно-эстетическому развитию. Беседуя с детьми о временах года, с помощью различных упражнений мы попадаем в зимний или осенний лес, находясь при этом в группе. Слушаем шуршание листьев, скрип снега, вой вьюги, встречаем разных животных, птиц, деревья. Дети раскрепощаются, каждый старается лучше изобразить и озвучить предмет. На занятиях по пересказыванию и заучиванию мы инсценируем тексты. Детям это нравится, и они легче запоминают. Ведь многие стихи, сказки и маленькие рассказы в форме диалога. Часто сами сочиняем сказки или придумываем концовки к ним. На занятиях по конструированию дети любят делать поделки из бумаги – оригами. С этими фигурками они играют и сочиняют сказки и диалоги. Осенью в нашей группе появляются жители: или Чипполино, или Солнышко – поделки из тыквы. Например, чтобы Чипполино было не скучно, дети на занятиях по ручному труду сделали человечков из овощей. Они дали имя своему человечку, каждый из них поделился своей историей с Чипполино. Использование сказочных персонажей на занятиях дает лучшее усвоение материала, выполнение прекрасных работ по изодеятельности и конструированию. Кому, как не Карлсону показать все то, что дети умеют и знают. И, конечно, Федоре рассказать про посуду и как за ней ухаживать.
   
Провожу отдельные занятия по театрализованным играм два раза в месяц. Они составлены с учетом возрастных физиологических и психологических познавательных особенностей детей. Разработала темы занятий, согласно лексическим темам. Работая с литературой, я подобрала игры, упражнения, инсценировки, скороговорки, пальчиковые игры. Они развивают в детях выразительность, память, воображение, способность импровизировать, координацию движений, вырабатывается уверенность в своих силах, звучность и красоту голоса, расширяется диапазон, совершенствуется дикция, художественный вкус. На занятиях я стараюсь создать атмосферу искусства, сделать занятия радостными, увлекательными. Дети слышат и усваивают прекрасную речь наших классиков и ясную мелодичную полную лирики и юмора речь народного творчества. Я думаю, что такие занятия делают ребенка богатым духовно и счастливым.
     
Очень важны упражнения дыхательной гимнастики, потому что дыхание – основа речи. Полезны упражнения на развитие голоса, которые создают его мягкость, силу и звучность. Обыгрываем считалки, потешки. Выполняем этюды для социально – эмоционального развития, этюды на развитие пластики, тренируем речь в движении, проводим пальчиковые игры, игры с руками, ведь, чем лучше развиты у ребенка движения кистей и пальцев, тем лучше развивается его речь.

   Дети очень любят вечерами играть, инсценировать различные знакомые сказки. С помощью театра учу детей искусству диалога. Ритм стихотворной речи возбуждает нервную систему ребенка, вызывает в нем эмоциональный отклик, рождает ритмическую эмоцию. Многократное повторение упражнений вырабатывают устойчивые рефлексы речи. На театрализованных занятиях разучиваем роли, затем для родителей и детей детского сада ставим спектакли. Неуверенные в себе ребята стараются спрятаться за ширму от зрителя, а дети, преодолевшие робость, обычно участвуют в инсценировках, как актеры драматических театров. При этом они наблюдают друг за другом, обогащают свой личный опыт.  В конце концов почти все дети постепенно приходят к тому, что хотят выйти на сцену, а выход на сцену -  это ответственность перед зрителями. У актеров появляется ряд обязанностей: учить роль, присутствовать на репетиции, хорошо сыграть в спектакле. В такой творческой обстановке ребенок развивается быстрее, полноценнее, он чувствует, что его способности востребуются, он нужен коллективу.  Сначала сказки проигрываем в настольном, теневом, кукольном, пальчиковом театрах. Для драматизации сказок на сцене мы учим роли, отрабатываем основные движения: поклоны, жесты, мимику; вырабатываем интонацию голоса. Работаю в контакте с музыкальным руководителем, потому что, как правило, все детские спектакли можно определить, как «мюзикл» - где основа действия строится на тексте, на песенном и пластическом материале. Ставим танцы, подбираем музыку к спектаклю, затем все сцены сводим воедино. Я заметила, что дети становятся более дружными, любознательными, общительными, менее агрессивными, менее конфликтными. У детей появляется желание творить, делать декорации, элементы костюмов своими руками. Они меньше конфликтуют, потому что разговаривают друг с другом, умеют вести диалог.
В нашей группе мы работаем сообща со вторым воспитателем. В работе с детьми мы объединяем свои темы. Каждый год мы проводим открытые мероприятия, в которых подводим итог нашей совместной работы. Это может быть сказка или КВН, викторины, спектакль. Родители довольны, они видят результаты нашей работы с детьми и радуются вместе с нами. Всегда помогают нам в изготовлении различных видов театра, масок, костюмов.  Принимают участие в спектаклях.

                                                       Организация уголка театрализованной деятельности.

Организуя предметно – пространственную развивающую среду в группе, мы руководствовались возрастными и психологическими особенностями старших дошкольников. Игровой и учебный материал периодически заменяем, дополняем.
В группе есть театральный уголок с разными видами театра:
- пальчиковый, би – ба – бо, теневой, театр живой руки, вязаные маски – шапки, картонные маски, театр ложек, театр мягкой игрушки, настольный театр, театр фигурок – оригами, театр мягкой игрушки), театр на фартуках, театр из бутылочек, театр «топотушки»,
- ширма передвижная, ширма настольная, ковер, CD проигрыватель с дисками, ноутбук, театральные костюмы.
- реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей: ширмы для кукольного театра, костюмы, элементы костюмов, маски;
- атрибуты для различных игровых позиций: театральный реквизит, декорации.


                                                       

                                                 Перспективный план театрализованных занятий
                                                                 в старшей  группе    «Родничок»

Месяц

Тема

Содержание занятий

          Октябрь

                Осень

             
         

                Деревья

1. Игра «Назови свое имя ласково»

(способствовать возникновению дружеских взаимоотношений, продолжать воспитывать коммуникативные качества детей)

2.Упражнение на дыхание «Согреем пальчики»

3. Придумывание детьми различных ситуаций,

 связанных со сменой настроения, знакомить с пиктограммами)

4.Игра «Веселье» (координация речи с движением)

5. Мини – сценки «Брусничка», «Спор овощей» (совершенствовать диалогическую речь, ее интонационную выразительность)

6. Игра «Где мы были, мы не скажем, а что делали - покажем» (развивать мимику и пластические способности детей)

7. Упражнение на релаксацию «Устали овощи»

1. Гимнастика для языка (развивать артикуляционный аппарат)

2. Пальчиковая игра «Разбросала осень листья» (развитие мелкой моторики)

3. Упражнение на дыхание «Деревья»

4. Ритмическое упражнение «Капли»

 (развивать чувство ритма)

5. Мимическое упражнение «Эхо»

(развивать эмоции)

6. Мини – сценка «Листопад» (Н. Егоров)

( развивать диалогическую речь, интонационную выразительность)

Ноябрь

Домашние животные

 Дикие животные

1.Этюд «Улыбка» (развитие эмоций)

2. Игра с воображаемым предметом (формировать навыки работы с воображаемым предметом)

3. Чистоговорки (развивать дикцию, артикуляционный аппарат)

4. Театральная игра «Веселые превращения» (развитие диалогической речи, имитационных навыков)

5. Пальчиковые игры «Лошадка, собака, кошка» (развитие мелкой моторики)      

6. Игра – пантомима «Жадный пес» (развитие пантомимических навыков, воображения)

7. Мини – сценка «Хозяйка и кот» (развивать диалогическую речь и ее интонационную выразительность)

8.Расскажи стихи руками (формирование коммуникативных способностей и навыков импровизации)

9. Игра – драматизация по сказке С.Я. Маршака «Кто колечко найдет?» (театр масок)

1.Пальчиковая гимнастика «Ежик» Н. Антонова (развитие мелкой моторики)

2. Чистоговорки (развитие дикции, артикуляционного аппарата)

3.Упражнение на дыхание «Шарик»

4. Игра – пантомима «Был у зайца огород» (развивать пантомимические навыки)

5. «Сочини сказку» (на развитие речи и воображение детей)

6. Инсценировка диалогов «Лисавета, здравствуй!», «Еж» (развитие диалогической речи, интонационной выразительности)

 7. Показ детьми сказки «Кот, петух и лиса» (пальчиковый театр)

             Декабрь

               Зима

   Зимующие птицы

1. Пальчиковая гимнастика «Зимняя шуба» М. Садовский (развитие мелкой моторики)

2. Координация речи с движением «Первый снег» О. Чусовитина

3. Упражнение на дыхание и развитие голоса «Вьюга»

4. Диалог «Вьюга» (развитие диалогической речи, интонационной выразительности)

5. Упражнение «Скоро, скоро Новый год!» (развитие интонационной выразительности)

6. Разучивание по ролям сказки «Золушка» (учить детей интонационно и выразительно проговаривать слова героев сказки, развивать выразительность жестов)

1.Пальчиковая гимнастика «Считалка для ворон» (развивать мелкую моторику)

2. Чистоговорка «Сова» Т.А. Куликовская (развивать дикцию, артикуляционный аппарат)

3. Игра «Представьте себя» (развивать воображение, умение эмоционально и выразительно общаться)

4. Ритмическая игра «Дятел» (развивать чувство ритма)

5. Игра «Фантазия о….» (развивать речь, воображение)

6. Игра – диалог «Три синички» (развивать диалогическую речь, учить интонационно и выразительно проговаривать диалог)

7. Показ детьми сказки «Зимовье зверей»

Январь

     Зимние забавы

Викторина «Мой маленький театр»

1. Пальчиковая гимнастика «Снеговик» (развивать мелкую моторику)

2. Дыхательное упражнение «Дед Мороз» Н. Нищева (развитие речевого дыхания)

3. Координация речи с движением «Все валяются от смеха» М. Садовский

4.Фонопедическое упражнение «Мороз» (по методу В. Емельянова)

5. Игра «Зеркало (развивать творческое воображение)

6. Игра «Моя сказка» (по мотивам рус. нар. сказки «Морозко») (развивать речь и воображение детей.

1. Конкурс на лучшее проговаривание чистоговорки

2. Игра «Придумай веселый диалог»

3. Игра «Угадай» (пантомима)

4. Конкурс на лучшее разыгрывание по ролям мини – сценок
5. Игра «Кто сказал?»

Февраль

Профессии



Защитники Отечества

1. Пальчиковая гимнастика «Пекарь» (развивать мелкую моторику)

2. Скороговорка (развитие дикции)

3. Упражнение «Артисты» (на развитие мимики)

4. Ритмическая игра «Молоток» (развивать чувство ритма)

5. Разучивание и разыгрывание диалога «Сапожник»

6. Разучивание по ролям сказки «Красная шапочка»

1.Пальчиковая гимнастика «Бойцы – молодцы» Е. Карельская (развивать мелкую моторику)

2. Дыхательное упражнение «Ветер» (развивать речевое дыхание)

3Логопедическая гимнастика: «Стрельба», «Вертолет», «Пароход», «Танк», «Самолет».

 4. Инсценировка рассказа В. Осеевой «Сыновья» (развивать диалогическую речь, побуждать детей к активному участию в инсценировках)

Март

           Весна



Мамин праздник

1. Пальчиковая гимнастика «Весна» (развивать мелкую моторику)

2. Чистоговорка «Сойка» А. Куликовская (развивать дикцию, интонационную выразительность)

3. Игра – пантомима «Сугроб» (развивать пантомимические способности)

4. Подвижная игра «Займи скворечник» (развивать внимание, быстроту реакции)

5. Ритмическая игра «Капли» (развивать чувство ритма)

6. Мимическая гимнастика» Н. Екимова

7. Разыгрывание по ролям стихов «Воробушки» В. Берестова, «Весна, как дела?» О. Высотская (развивать диалогическую речь, интонационную выразительность)

8. Релаксация «Ах как пахнет здесь весной!»

1. Пальчиковая гимнастика «Квартирная считалка» (развивать мелкую моторику)

2. Динамическое упражнение «Маме надо отдыхать» О.Бормыкова (координация речи с пальчиковая игра движением)

3. Упражнение на дыхание «Пузыри» (развивать речевое дыхание)

4. Упражнение на развитие артикуляции «Немой диалог»

5. Этюд на выражение эмоционального состояния «Любящий сын».

6.. Инсценировка « Три мамы»  (развивать диалогическую, монологическую речь, учить детей интонационно и выразительно передавать характер персонажа и его эмоциональное состояние).

Апрель

Викторина «Игралочка»

Будем космонавтами

1. Конкурс «Рифмы»

2. «Расскажи стихи руками»

3. Игра «Представьте себя»

4. Конкурс диалогических скороговорок

5. Этюды на сопоставление различных эмоций

6. Разыгрывание по ролям стихотворения «Лось» Н. Кордо

1. Пальчиковая гимнастика «Космос» Л. Сандлер (развивать мелкую моторику рук)

2. Игра «В космос полетели мы» (координация речи с движением)

3. Упражнение «Космонавты» (развивать чувство ритма)

4. Динамическое упражнение «Невесомость»

5. Упражнение «Радиоволны» Е. Пожиленко (развивать дикцию, силу голоса, выразительность речи, эмоции)

6. Подвижная игра «Замри» (на развитие внимания)

7. Разучивание ролей по сказке Г.Л. Лаптева «Весенняя сказка» (для малышей)

 

Май

1.Спектакль для малышей «Весенняя сказка» Г.Л. Лаптев

2.Мониторинг знаний, умений и навыков театральной деятельности.



Перспективный план театрализованных занятий в подготовительной к

школе группе «Родничок»

Месяц

Тема

Содержание занятий

       Октябрь

                 Осень

         

            Деревья

 1. Игра «Назови свое имя ласково»

(способствовать возникновению дружеских взаимоотношений, продолжать воспитывать коммуникативные качества детей)

2.Упражнение на дыхание «Согреем пальчики»

3. Придумывание детьми различных ситуаций,

 связанных со сменой настроения, продолжать знакомить с пиктограммами)

4.Игра «Веселье» (координация речи с движением)

5. Мини – сценки «Брусничка», «Спор овощей» (совершенствовать диалогическую речь, ее интонационную выразительность)

6. Игра «Где мы были, мы не скажем, а что делали - покажем» (развивать мимику и пластические способности детей)

7. Упражнение на релаксацию «Устали овощи»

1. Гимнастика для языка (развивать артикуляционный аппарат)

2. Пальчиковая игра «Разбросала осень листья» (развитие мелкой моторики)

3. Упражнение на дыхание «Деревья»

4. Ритмическое упражнение «Капли»

(развивать чувство ритма)

5. Мимическое упражнение «Эхо»

(развивать эмоции)

6. Мини – сценка «Листопад» (Н. Егоров)

(развивать диалогическую речь, интонационную выразительность)

Ноябрь

Домашние животные

     Дикие животные

1.Этюд «Улыбка» (развитие эмоций)

2. Игра с воображаемым предметом (формировать навыки работы с воображаемым предметом)

3. Чистоговорки (развивать дикцию, артикуляционный аппарат)

4. Театральная игра «Веселые превращения» (развитие диалогической речи, имитационных навыков)

5. Пальчиковые игры «Лошадка, собака, кошка» (развитие мелкой моторики)      

6. Игра – пантомима «Жадный пес» (развитие пантомимических навыков, воображения)

7. Мини – сценка «Хозяйка и кот» (развивать диалогическую речь и ее интонационную выразительность)

8.Расскажи стихи руками (формирование коммуникативных способностей и навыков импровизации)

9. Игра – драматизация по сказке С.Я. Маршака «Кто колечко найдет?» (театр масок)

1.Пальчиковая гимнастика «Ежик» Н. Антонова (развитие мелкой моторики)

2. Чистоговорки (развитие дикции, артикуляционного аппарата)

3.Упражнение на дыхание «Шарик»

4. Игра – пантомима «Был у зайца огород» (развивать пантомимические навыки)

5. «Сочини сказку» (на развитие речи и воображение детей)

6. Инсценирование   диалогов «Лисавета, здравствуй!», «Еж» (развитие диалогической речи, интонационной выразительности)

 7. Показ детьми сказки «Кот, петух и лиса» (пальчиковый театр)

Декабрь

Зима

   
Зимующие птицы

1. Пальчиковая гимнастика «Зимняя шуба» М. Садовский (развитие мелкой моторики)

2. Координация речи с движением «Первый снег» О.Чусовитина

3. Упражнение на дыхание и развитие голоса «Вьюга»

4. Диалог «Вьюга» (развитие диалогической речи, интонационной выразительности)

5. Упражнение «Скоро, скоро Новый год!» (развитие интонационной выразительности)

6. Разучивание по ролям сказки «Золушка» (учить детей интонационно и выразительно проговаривать слова героев сказки, развивать выразительность жестов)


1.Пальчиковая гимнастика «Считалка для ворон» (развивать мелкую моторику)

2. Чистоговорка «Сова» Т.А. Куликовская (развивать дикцию, артикуляционный аппарат)

3. Игра «Представьте себя» (развивать воображение, умение эмоционально и выразительно общаться)

4. Ритмическая игра «Дятел» (развивать чувство ритма)

5. Игра «Фантазия о….» (развивать речь, воображение)

6. Игра – диалог «Три синички» (развивать диалогическую речь, учить интонационно и выразительно проговаривать диалог)

7. Показ детьми сказки «Зимовье зверей»

Январь

     Зимние забавы

Викторина   «Мой маленький театр»

1. Пальчиковая гимнастика «Снеговик» (развивать мелкую моторику)

2. Дыхательное упражнение «Дед Мороз» Н. Нищева (развитие речевого дыхания)

3. Координация речи с движением «Все валяются от смеха» М. Садовский

4.Фонопедическое упражнение «Мороз» (по методу В. Емельянова)

5. Игра «Зеркало (развивать творческое воображение)

6. Игра «Моя сказка» (по мотивам рус. нар. сказки «Морозко») (развивать речь и воображение детей.

1. Конкурс на лучшее проговаривание чистоговорки

2. Игра «Придумай веселый диалог»

3. Игра «Угадай» (пантомима)

4. Конкурс на лучшее разыгрывание по ролям мини – сценок

5. Игра «Кто сказал?»

Февраль

Профессии

Защитники         Отечества

1. Пальчиковая гимнастика «Пекарь» (развивать мелкую моторику)

2. Скороговорка (развитие дикции)

3. Упражнение «Артисты» (на развитие мимики)

4. Ритмическая игра «Молоток» (развивать чувство ритма)

5. Разучивание и разыгрывание диалога «Сапожник»

6. Разучивание по ролям сказки «Красная шапочка»

1.Пальчиковая гимнастика «Бойцы – молодцы» Е. Карельская (развивать мелкую моторику)

2. Дыхательное упражнение «Ветер» (развивать речевое дыхание)

3. Координация речи с движением «Дозор» Г. Ходырев

4. Инсценировка рассказа В. Осеевой «Сыновья» (развивать диалогическую речь, побуждать детей к активному участию в инсценировках)

Март

Весна

   Мамин праздник

1. Пальчиковая гимнастика «Весна» (развивать мелкую моторику)

2. Чистоговорка «Сойка» А. Куликовская (развивать дикцию, интонационную выразительность)

3. Игра – пантомима «Сугроб» (развивать пантомимические способности)

4. Подвижная игра «Займи скворечник» (развивать внимание, быстроту реакции)

5. Ритмическая игра «Капли» (развивать чувство ритма)

6. Мимическая гимнастика» Н. Екимова

7. Разыгрывание по ролям стихов «Воробушки» В. Берестова, «Весна, как дела?» О. Высотская (развивать диалогическую речь, интонационную выразительность)

8. Релаксация «Ах как пахнет здесь весной!»

1. Пальчиковая гимнастика «Квартирная считалка» (развивать мелкую моторику)

2. Динамическое упражнение «Маме надо отдыхать» О.Бормыкова (координация речи сдвижением)

3. упражнение на дыхание «Пузыри» (развивать речевое дыхание)

4. Упражнение на развитие артикуляции «Немой диалог»

5. Этюд на выражение эмоционального состояния «Любящий сын»

6. Инсценировка « Три мамы»  (развивать диалогическую, монологическую речь, учить детей интонационно и выразительно передавать характер персонажа и его эмоциональное состояние )

Апрель

Викторина          «Игралочка»


Будем космонавтами

1. Конкурс «Рифмы»

2. «Расскажи стихи руками»

3. Игра «Представьте себя»

4. Конкурс диалогических скороговорок

5. Этюды на сопоставление различных эмоций

6. Разыгрывание по ролям стихотворения «Лось» Н. Кордо

1. Пальчиковая гимнастика «Космос» Л. Сандлер (развивать мелкую моторику рук)

2. Игра «В космос полетели мы» (координация речи с движением)

3. Упражнение «Космонавты» (развивать чувство ритма)

4. Динамическое упражнение «Невесомость»

5. Упражнение «Радиоволны» Е. Пожиленко (развивать дикцию, силу голоса, выразительность речи, эмоции)

6. Подвижная игра «Замри» (на развитие внимания)

7. Разучивание ролей по сказке Г.Л. Лаптева «Весенняя сказка» (для малышей)

Май

1.Спектакль для малышей «Весенняя сказка» Г.Л. Лаптев

2.Мониторинг знаний, умений и навыков театральной деятельности.

                                           

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛЬНОЙ       ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕЙ - ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ С ДЕТЬМИ

          Задачи

Занятия

Игры и упражнения

Совместно-бытовая деятельность и индивидуальная работа

Развитие связной речи

1.Совершенствовать диалогическую речь у детей через театральную деятельность:

а) продолжать учить детей использовать в речи неполные предложения, восклицания, междометия, яркую интонационную выразительность;

б) совершенствовать мимику, жесты, пантомимику;

в) формировать грамматический строй речи, способность употреблять связное высказывание при общении, передавать ту или иную информацию;

г) формировать умение задавать вопросы.

2.Совершенствовать монологическую речь:

а) продолжать учить детей развернуто и полно, четко и взаимосвязано
рассказывать о чем- либо;

б) увеличивать словарный запас слов и активизировать их в речи;

в) совершенствовать развитие памяти, внимания, воображения, наблюдательности.

1.Занятия по по образовательным областям «Познавательное развитие», «Социально –коммуникативное развитие» (по плану).

2.Занятия по театрализованным играм (по плану).

3.Занятия с картинами (по плану).

4.Обучение рассказыванию (по плану):

а) рассказ из личного опыта;

б) творческие рассказы:

-придумывание конца к сказкам;

-придумывание сказок по игрушкам;

-пересказ;

-различные беседы (по плану).

1.Подвижные игры

2.Игры-драматизации по сказкам С.Я. Маршак «Теремок», «Кошкин дом», В. Сутеев «Под грибом», Чуковский «Федорино горе», «Муха-Цокотуха», «Телефон», сказки «Красная шапочка», «Дюймовочка», русские народные сказки.

3.Игры на общение (см. картотеку).

4.Речевые гимнастики (см. картотеку)

5.Сюжетно-ролевые игры по мотивам литературных произведений:
почта;

поликлиника, больница, аптека;

зоопарк

6.Игры с пальчиками
(см. картотеку)

1.Придумывание рассказов, сказок по игрушкам и их инсценирование

2.Групповое и индивидуальное рассказывание произведения, придумывание к нему своего продолжения

3.Заучивание стихов, потешек, скороговорок (см. картотеку)

4.Викторины «Сами с усами», «Маленький театр».

5.Вечера досуга (по плану воспитателя и муз. рук.)

6.Просмотр диафильмов по выбору детей

7.Работа с театром:

а) настольный театр «Красная шапочка», «Лиса и журавль», «Два жадных медвежонка»

б) театр на фланелеграфе по произведениям Чуковского

в) театр би-ба-бо «Дюймовочка», «Кто сказал мяу?» (Сутеев)

г) театр живого актера «Кошкин дом», «Осенний теремок», «Жадная ежиха» (Мирясова В.И.), «Заюшкина избушка» (сказка на новый лад) «Колобок, который любил математику», «Выстрел».

Развитие техники речи

1.Речевое дыхание – продолжать учить легко переключать дыхание в ритмы

2.Дикция – совершенствовать навыки четкой, ясной речи при верном произношении всех звуков

3.Интонационная выразительность – продолжать учить чувствовать, мыслить, передавать голосом характер и настроение героев

4.Регулировать силу голоса и скорость речи в зависимости от коммуникативного намерения

1.Как часть занятия по образовательным областям «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие»

2.Занятия по театрализованным играм

3.Элементы утренней гимнастики

4.Физминутки

1.Артикуляционная гимнастика (см. картотеку)

2.Упражнения на дыхание (см. картотеку)

3.Комплекс упражнений «Речь и движение» (см. картотеку)

4.Игры на общение: «разговор по телефону», «в транспорте», «в магазине», «в театре», «на дне рождения»

5.Пальчиковые игры (см. картотеку)

6.Игры на развитие логики, наблюдательности(см. картотеку)

1.Индивидуальная работа по ЗКР

2.Использование фольклора: в коллективном труде, в ручном труде, культурно – гигиенических навыках, режимных моментах

3.заучивание различных скороговорок, чистоговорок, потешек, песенок

4.Игры на общение: «Нос к носу», «Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся», «Вежливые слова», «Разговор через стекло»

Работа над произведением

1.Создать атмосферу искусства

2.Обратить внимание на прекрасную речь наших классиков и современников, на ясную, мелодичную, полную лирики и юмора речь народного творчества

3.Продолжать учить сопереживать героям произведений

4.Создать радостное настроение

1.Занятия по театрализованным играм

2.Занятия по художественному творчеству(ИЗО)- рисование сюжетное, предметное, лепка, аппликация сказочных героев, конструирование из бумаги, бросового и природного материала

3.Поэтапный разбор произведения

1.Игры – драматизации по сказкам: «Теремок», «Кошкин дом», «Два жадных медвежонка, по выбору детей

2.Сюжетно – ролевые игры по мотивам литературных произведений

1.Чтение художественных произведений, сказок «Колобок», «Гуси-лебеди», «Мальчик с пальчик»

2.Заучивание стихов, загадок, потешек, скороговорок

3.Групповые и индивидуальные рассказывания произведений, придумывание к ним своего продолжения

4.Обыгрывание небольших сцен с собственным видением характера героя.

5.Просмотр диафильмов, мультфильмов

Предметная среда

1.Обогащение сюжетно – ролевых игр

2.Уголок по ИЗО «Я рисую сказку»

3.Обогащение уголка по мелкой моторике: «Волшебная веревочка», «Цепочки», «Сплети коврик», «Зашнуруй ботинок»

4.Обогащение театрального уголка: театр масок, театр на ложках, настольный театр мягкой игрушки, театр би-ба-бо, театр на фартуках.

Взаимодействие с родителями
1. Помощь в изготовлении различных видов театра (театр на фартуках, на бутылочках, вязаный пальчиковый театр), масок, костюмов.
2. Информационная папка «Роль художественной литературы в театрализованной деятельности»
3. Консультация на родительском собрании «Театр- наш друг и помощник».

                                             

                                                             Критерии освоения ребенком знаний, умений и
                                                                  навыков   театральной деятельности
Актерское мастерство.
        
1 Дикция (потешки, скороговорки, чистоговорки).        
2 Жесты (этюды на выразительность жеста, в том числе «Расскажи стихи руками»).
3  Мимика (этюды на выражение основных эмоций, на сопоставление различных эмоций, на воспроизведение отдельных черт характера).
4 Движения (этюды с музыкальным сопровождением).
Кукольные спектакли.
1 Желание участвовать в кукольном спектакле.
 2 Умение взаимодействовать с партнёром, используя кукол разных систем.
 3 Способность к созданию образа с помощью куклы определённой системы
Этюды с куклами.
 1 Желание участвовать в игре-спектакле.
2 Умение работать с партнером

3 Умение создавать образ персонажа, используя различные средства выразительности (слова, жесты, мимику, движения, кукол различных систем).
Игры-драматизации.
 1 Желание участвовать в играх-драматизациях.
2 Умение общаться с партнёром.

 3 Способность к импровизации в создании образа.
  Театрализованные игры и инсценировка пьес.
  1 Желание участвовать в театрализованной игре, инсценировке.
2 Умение общаться с партнером.
 3 Умение создавать образ.

                                                         

                                                             Оценка знаний, умений и навыков детей:


 «Высокий уровень»
 – творческая активность ребёнка, самостоятельность, инициатива, быстрое осмысление задания, точное выразительное его выполнение без помощи взрослого, ярко выраженная эмоциональность (во всех видах театральной деятельности).

«Средний уровень» – эмоциональная отзывчивость, интерес к театральной деятельности, желание включиться в неё, несмотря на некоторые затруднения в выполнении задания. Ребёнок нуждается в помощи педагога, дополнительном объяснении, показе, неоднократных повторах.
«Низкий уровень» – ребёнок малоэмоционален; ровно, спокойно относится к театральной деятельности, не проявляет активного интереса, равнодушен, не способен к самостоятельности.

                               

                       Мониторинг знаний, умений и навыков театральной  деятельности детей группы «Родничок»
                                           за 2018 – 2020 г. г.  
(Старшая- подготовительная).
                         

                         

                         
               
                                                                   
Сводная таблица развития связной речи у детей
                                                           группы «Родничок» 2018/2020
.     (старшая-подготовительная группа)

Формирование словаря

ЗКР

Грамматический строй речи

Связная речь

Начало года

Конец года

Начало конец

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

2018 /2019

1,8

2.5

1.8

2.5

1,8

2,5

1,6

2.5

2019/2020

2,4

3

2,1

3

2,3

3

2,3

2,9

                                                                                                                                                                                                                 

Вывод: Проведение театрализованных занятий дало положительный результат.
В своем опыте работы я достигла поставленных задач и целей.  Благодаря театрализованным играм можно улучшить степень речевого развития детей. Результаты мониторинга свидетельствуют о повышения уровня связной речи (диалогической и монологической) детей. Хочется отметить, что влияние театрализованной деятельности на развитие речи неоспоримо. С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи.

                                       

                                                                                   

                                                                        Список литературы

1.Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду
2.Лаптева Г.В. Игры для развития эмоций и творческих способностей

3. Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Подготовка и проведение театрализованных игр в детском саду-М.:2002

4. Уликова Н.А. Практический материал для работы с детьми по развитию речи
5. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду

6. Доронова Т.Н. Развитие детей от 4 до 7лет в театрализованной деятельности.
7. Петрова Т.И. Театрализованные игры в детском саду
8. Бизикова О.А. Развитие диалогической речи дошкольников в игре.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие диалогической речи у дошкольников посредством театрализованной деятельности

Методика формирования диалогической речи у детей младшего дошкольного возраста...

Формирование коммуникативных навыков иноязычной речи у дошкольников посредством театрально-игровой деятельности.

Представленный материал содержит краткое описание опыта работы по теме: "Формирование коммуникативных навыков иноязычной речи у дошкольников посредством театрально-игровой деятельности" и методические...

Выступление из опыта работы перед педагогами ДОУ на методическом часе: Развитие речи младшего дошкольника посредством проектной деятельности.

Одним из эффективных средств решения воспитательных и образовательных задач педагогический коллектив нашего ДОУ  считает метод педагогического проектирования. Проектная деятельность представ...

Долгосрочный проект "Развитие связной речи у дошкольников посредством театральной деятельности"

Театральная деятельность - это самый распространненый вид деятельности. Она близка и понятна ребенку, потому что связана с игрой. Занятия театральной деятельностью помогают развивать интересы и способ...

Консультация для сотрудников-педагогов «Развитие речи и творчества дошкольников посредством театральной деятельности».

Опыт занятий театральной деятельностью с дошкольниками по оригинальной методике М.И.Родиной "Кукляндия"...

Программа саморазвития педагога по теме"Развитие диалогической речи старших дошкольников посредством театрализованной деятельности"

Повышение уровня знаний  по теме: «Развитие диалогической речи старших дошкольников посредством театрализованной деятельности»...