КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ « У МАТРЕШКИ – ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Рассказать о самой популярной народной деревянной игрушке – матрешке.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ НА  ТЕМУ

« У МАТРЕШКИ – ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ»

ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ

Воспитатель: Степаненко. Н.М.

ПРОГРАММНЫЕ  ЗАДАЧИ.

Образовательные:

Обобщить знания детей о народных игрушках.

Рассказать о самой популярной народной деревянной игрушке – матрешке.

Развивать творческую фантазию детей, их самостоятельность в придумывании рисунка платка для матрешки, развивая чувство цвета и ритма при составлении узора из нескольких элементов.

Воспитательные:

Воспитывать детей на народных традициях, показывая народное изобразительное искусство нераздельно от народной музыки и народного устного творчества.

Коррекционные:

Закреплять навыки связной речи, говорить не торопясь, выразительно.

Материал.                                                                                                                                                 Демонстрационный:                                                                                                                           

русские народные игрушки (дымковские, матрешки, каргопольские, тряпичные куклы и др.);                                                                                                                                            бруски разного размера, наждачная бумага (шкурка);                                                                                                                                          иллюстрации с изображением матрешек;                                                                                                                                                                 платки с разным узором;

Раздаточный:                                                                                                                                                                                                      гуашь разных цветов, ткань разных тонов (25*25), кисти, баночки с водой, салфетки.

Предварительная работа: игры с народными игрушками, рассматривание и народных игрушек, чтение стихов о народных игрушках, заучивание стихов и частушек про матрешку, рассматривание платков с разным узором.

Ход занятия:

1 часть.  (Звучит русская народная мелодия)                                    

Эй, девчушки-хохотушки,

Развеселые болтушки!

Эй, ребята-молодцы,

Озорные удальцы!

Подходите, подходите

На игрушки посмотрите

Все игрушки хороши

Полюбуйтесь от души!

- Ребята, у нас сегодня выставка народных игрушек. Они вам знакомы. Назовите их.

Дети - Матрешки, дымковские игрушки, тряпичные куклы и др.

- Вам нравятся эти игрушки? А чем они вам нравятся?

Дети - Эти игрушки яркие, красивые, веселые.

- Ребята, а как появились игрушки? Как вы думаете, зачем взрослые их придумали

Дети - Чтобы дети играли. Взрослые были заняты работой, а детей нужно было чем-то забавлять, детских садов раньше не было. Игрушки делали своими руками из разного материала: что было под рукой, из того и мастерили- лепили из глины, выстругивали из дерева, выпиливали из кости, вязали из ниток и травы, делали из ткани.

Дидактическое  упражнение  «Что из чего» (составление предложений по образцу)

Игрушки сделаны из разного материала.

Дымковская игрушка сделана из глины, значит она глиняная.

Эта кукла сделана из ткани, значит она тканевая.

Эта игрушка сделана из стекла, значит она стеклянная.

Эта игрушка сделана из дерева, значит она деревянная.

2 часть. 

- А вот здесь еще одна народная игрушка. Она платком цветастым накрыта. Что это за игрушка? А вот угадайте, только загадку до конца дослушайте, она вам о многом расскажет:

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока,

А внутри секреты есть:

Может три, а может шесть.

Разрумянилась немножко

Наша русская …

Дети – Матрешка!

- Правильно, самыми любимыми игрушками в народе, у детей были матрешки. Полюбуйтесь красавицами матрешками. Расскажите, что вы знаете о них.

Ответы детей.

- Фигурка матрешки вырезана из деревянного бруска. Она разнимается на две части, а в ней оказывается еще  фигурка, и так до 10-12 куколок. Для изготовления матрешек используется сухая береза или липа. Из высушенных заготовок вытачиваются фигурки, причем вначале делается самая маленькая, неразъемная куколка. За тем фигурки обрабатываются шкуркой и расписываются гуашью и поверхность росписи матрешки покрывают лаком

- Во что одета матрешка?

Дети - Сарафан, рубаху, платок на голове, передник.

- Правильно, матрешка одета в русскую национальную одежду - расписной крестьянский сарафан, рубаху, платок на голове, передник.

Матрешек делают в Семенове, Загорске, Майданове, поэтому они так и называются: семеновские, загорские, майдановские.

Прообразом матрешки послужило ярко раскрашенные пасхальные яйца, которые издавна вытачивали из дерева и расписывали русские мастера. Эти яйца были полыми внутри, в большое вкладывалось малое. Отсюда и пошла матрешка – присмотритесь, даже ее форма в чем – то напоминает яйцо.                                                                                    

Как много красивых матрешек делают и по- разному раскрашивают русские мастера. Очень приятно любоваться их работой.

Разминка:

Раз, два, три, четыре!

Круг поуже, круг пошире!

На носочек и на пятку,

Веселей пляши вприсядку!

Влево - вправо повернись,

Веселее улыбнись!

3 часть. 

-Сегодня у Матрешки день рождения и она должна придти к нам в гости. А в день рождение принято дарить подарки. Как нам быть? Что делать?

Дети - Нужно подарки сделать своими руками.

-Как вы думаете, что можно подарить Матрешке?

Дети – Бусы, платок, цветы и др.

-Я думаю, что как любой моднице, Матрешке очень понравится  новый платок.

Вот они! Удивительно белы,

Мастера скорей за дело,

Украшай платочек смело,

Составляй любой узор,

Чтобы радовал он взор.

(Дети выбирают по желанию тон платка)

Выполнение  работы.

- Садитесь за столы и попробуйте сами украсить платочек для Матрешки.  Придумайте и нарисуйте свой узор.  Подумайте, какой узор будет украшать платочек цветочный или  геометрический.  На Руси в каждой местности были свои особенности в росписи. Предлагаю вам подумать, каким мог быть платок у Матрешки, если бы она жила в селе Дымково, в селе Гжель, в Хохломе.

– Давайте вспомним, как лучше размещать узор на квадрате: можно придумать узор для углов платка, затем заполнить стороны и центр квадрата. Можно начать рисунок от центра, затем украсить стороны чередующимся орнаментом.

Детям предоставляется большая самостоятельность в выборе цвета, узора.  

(Во время выполнения работы звучат русские народные песни)

По окончании работы воспитатель предлагает детям свои платки  выложить на один общий стол.

Дети оценивают свои работы. Они  рассказывают о том, какой они выбрали узор, как расположили узор, какие цвета использовали.

Простой казалось бы узор,

Но отвести ни в силах взор.

Ритмическое  упражнение  «Если нравится тебе»

4 часть.                                   Дуйте в дудки, бейте в ложки,

В гости к нам идет Матрешка

Ложки деревянные,

Матрешечка румяная!

(Под русскую народную мелодию входит Матрешка)

Матрешка -  Здравствуйте, дорогие ребята и гости! Я очень рада видеть вас! (кланяется)

- Матрешка, какая ты сегодня красивая! Ребята, давайте скажем Матрешке комплименты.

Дидактическое  упражнение  «Комплименты»

- Дорогая Матрешка, наши ребята хотят поздравить тебя с днем рождения!

Будь здоровой,

Будь счастливой,

Будь как солнышко красивой!

Будь как звонкий ручеек,

Будь как бабочкой игривой!

Будь всегда трудолюбивой!

И расти большой, большой.

Вот такой, такой, такой!

Матрешка – Спасибо, ребята! (кланяется)

Видно солнце с небосвода,

Дети водят хороводы.

В хоровод и вставай,

Испекли мы каравай!

Каравай, каравай, веселее подпевай!

Русская народная  хороводная игра «Каравай»

- Матрешка, ребята приготовили для тебя и твоих сестер подарки. Посмотри, какие красивые платки  они  расписали.

А еще ребята выучили много стихов про тебя, послушай их.

(Дети читают стихи)

-Матрешка, ребята приготовили для тебя русские народные частушки.

Частушка – это короткая  шутливая, веселая, озорная песенка.

(Дети поют частушки)

Матрешка – Спасибо большое, ребята, за ваши подарки и приглашаю вас на чай из самовара.

Тары – бары, растабары!

Выпьем чай из самовара!

С сухарями!

С кренделями!

С бубликами вкусными!

С сушками!

С ватрушками!

С пирогами русскими!

5 часть. Чаепитие


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по изодеятельности (лепка) "День рождения зайки"

Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие. Речевое развитие. Физическое развитие. Художественно-эстетическое развитие. Социально-личностное развитие....

Конспект НОД конструирование из природного материала «День рождения ёжика» (в старшей группе)

Конспект НОД     конструирование из природного материала «День рождения    ёжика»(в старшей группе)...

Методическая разработка Конспект интегрированного занятия по развитию речи "Город настроения" для детей старшей группы

обучающие занятие, развивает мышление, учит детей строить сложноподчиненные предложения, активизируется словарь детей....

Конспект интегрированного занятия учителя-логопеда и педагога-психолога для детей старшей группы с ОВЗ «Весенняя сказка»

Здоровьесберегающие технологи, используемые в процессе занятия,  помогают детям закреплять знания о характерных признаках весны и проявлять творческие способности....

Конспект интегрированного занятия с использованием приемов арт – терапии для детей старшей группы «Веселые котята».

Показать преимущества коллективной работы, используя нетрадиционные приемы рисования (пальчиковая живопись)....

Конспект интегрированного занятия учителя-логопеда и музыкального руководителя для детей старшей группы компенсирующей направленности по теме «Осень»

Цель: Использование здоровьесберегающих технологий на занятии по закреплению знаний детей по теме «Осень» и формирование двигательных умений и навыков....

Конспект интегрированного занятия (познавательное развитие и ручной труд) для детей старшей группы. Тема: «В гости к снеговику»

Программное содержание:Образовательные задачи: •  формировать представление о зиме как времени года, научить детей подмечать характерные признаки зимних явлений в неживой и живой природе, ср...